Эволюция и содержание концепции корпоративной социальной ответственности
Определение Боуэна, говоря о поведении бизнесмена или корпорации, желательном для общества, подразумевает наличие общественного договора, согласующего поведение бизнесмена с целями и ценностями общества. Конкретные условия этого договора могут быть различными в разных странах и меняться с течением времени, но договор в целом сохраняется как основной источник легитимности бизнеса, или, другими… Читать ещё >
Эволюция и содержание концепции корпоративной социальной ответственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование комплексной модели корпоративной социальной ответственности
КСО прошла путь от управленческой экзотики глобальных корпораций до стандартных рутин, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности.
Г1о данным консалтинговой фирмы CorporateRegister. com, в 2010 г. в мире опубликовано уже около 4000 отчетов в области корпоративной ответственности, что превосходит показатели 2000 г. более, чем в четыре раза.
В академическом сообществе дискуссия по проблемам КСО ведется и отражается в мировой научной литературе начиная с 1950;х годов. За этот период вышло множество монографий и научных статей.
В них описывается множество концепций, ассоциируемых с КСО. Наибольшую известность получили:
- • корпоративная социальная восприимчивость;
- • корпоративная социальная деятельность;
- • этика бизнеса;
- • корпоративная филантропия;
- • социальные проблемы;
- • корпоративная социальная добросовестность;
- • корпоративная социальная политика;
- • менеджмент заинтересованных сторон (управление стейкхолдерами);
- • корпоративное гражданство;
- • устойчивое развитие;
- • корпоративная устойчивость;
- • корпоративная репутация;
- • социально-ответственное инвестирование;
- • тройная отчетность;
- • корпоративная социальная отчетность.
Эти концепции динамичны, их значение меняется во времени и пространстве, причем они дополняют и развивают друг друга.
В результате логичным этапом стали попытки создания комплексной модели КСО, включающей в себя ранее выработанные концепции в качестве составных элементов, дополняющих друг друга. Эти концепции представлены на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Появление различных концепций, близких к КСО.
Первое определение социальной ответственности в 1953 г. дал Г. Боуен: " Социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества" .
Определение Боуэна, говоря о поведении бизнесмена или корпорации, желательном для общества, подразумевает наличие общественного договора, согласующего поведение бизнесмена с целями и ценностями общества. Конкретные условия этого договора могут быть различными в разных странах и меняться с течением времени, но договор в целом сохраняется как основной источник легитимности бизнеса, или, другими словами, — общество гарантирует свободу предпринимательства, если предприниматели в своей деятельности учитывают ожидания общества. Ответственной в контексте КСО можно назвать организацию, топ-менеджеры которой в случае возможности выбора между различными по ресурсоемкости (но приемлемыми по прибыльности) управленческими решениями готовы выбрать болсс ресурсоемкий вариант, если он лучше отвечает ожиданиям собственных сотрудников и общества.
Также понимание социальной ответственности в рамках определения Боуэна предполагает признание общественной роли самого бизнесмена как морального агента, способного не только воспринимать и учитывать ценности общества, но и активно принимать участие в их формировании.
Эти два подразумеваемых условия — общественный договор и моральный агент, определяют источники социальной ответственности.