Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анатомо-физиологические особенности развития детей 4-6 лет

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно Н. В. Баева и С. В. Погодина в эндокринной системе секреция гормона гипофиза соматотропина нарастает постепенно, а в возрасте 6-ти лет усиливается более значительно, обуславливая заметную прибавку роста ребенка. В этом возрасте очень быстро увеличивается вес щитовидной железы. От секреции ее гормонов зависит рост и дифференцировка тканей и органов, скорость заживления ран, формирование… Читать ещё >

Анатомо-физиологические особенности развития детей 4-6 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анатомо-физиологические особенности развития детей 4−6 лет

развитие система ребенок организм Анализируя литературные источники ряда авторов, можно отметить, что первые шесть лет жизни ребенок интенсивно растет и развивается. Активно формируются костная и мышечная системы, сердечно сосудистая система, система внешнего дыхания и центрально нервная система.

Д.В. Хухлаева подчеркивает, что нервная система к моменту рождения ребенка еще недостаточно готова к выполнению своих многочисленных функций. Более развита вегетативная нервная система. Детям свойственны недостаточная уравновешенность процессов возбуждения и торможения, малая подвижность их, преобладание возбуждения над торможением. В связи с этим в дошкольном возрасте надо способствовать совершенствованию нервных процессов, развитию активного торможения, а также двигательного анализатора, органов чувств. В. Н. Шебеко пишет, что основная дифференцировка нервных клеток происходит до трех лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается. По мере развития нервной системы формируются статические и динамические функции равновесия, однако сохраняется большая возбудимость, реактивность и высокая пластичность нервной системы. Важнейшей особенностью развития нервной системы, по мнению всех авторов, анализирующих анатомо-физиологические особенности дошкольника, является преобладание возбуждения над торможением.

Согласно Н. В. Баева и С. В. Погодина в эндокринной системе секреция гормона гипофиза соматотропина нарастает постепенно, а в возрасте 6-ти лет усиливается более значительно, обуславливая заметную прибавку роста ребенка. В этом возрасте очень быстро увеличивается вес щитовидной железы. От секреции ее гормонов зависит рост и дифференцировка тканей и органов, скорость заживления ран, формирование правильных пропорций тела и нормальное развитие психики ребенка. Слабо развита терморегуляция вызывает необходимость повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиями внешней среды (понижженой и повышенной температуры воды, воздуха, воздействию солнечного излучения, т. е. закаливания).

Сердечно-сосудистая система по В. Н. Шебеко претерпевает в дошкольный период морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается. Частота сердечных сокращений колеблется у детей младшего дошкольного возраста в пределах 85−105 уд/мин, старшего — 78−99 уд/мин, причем у девочек на 5−7 ударов больше, чем у мальчиков. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна замедляется, в период бодрствования учащается. Отклонения в величине артериального давления встречаются сравнительно редко. Согласно Л. И. Пензулаевой, сердечно-сосудистая система начинает функционировать раньше других систем. К моменту рождения ребенка сердечно-сосудистая система достигает наибольшей зрелости. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. Ритм сокращений сердца легко нарушается. Сердце быстро утомляется от напряженной работы и не сразу может приспособиться к внезапно изменившейся деятельности. Пульс у маленьких детей очень частый — 140−160 ударов в минуту. Постепенно он становится реже и к 7 годам доходит до 95−85 ударов в минуту. Учитывая эти особенности, необходимо способствовать укреплению мышц сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга, усилению притока крови к сердцу и улучшению ритмичности его сокращений, развивать способность приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке. М. В. Чичко отмечает, что с возрастными анатомическими изменениями параметров сердечно-сосудистой системы у детей тесно связаны изменения функциональных показателей, основными из которых являются частота сердечных сокращений (пульс), артериальное и венозное давление, ударный и минутный объемы, количество циркулирующей крови, скорость кровотока. Наиболее лабильный показатель гемодинамики — частота сердечных сокращений, изменяющаяся в процессе роста и зависящая как от внешнесредовых (температура окружающей среды, голод), так и от внутренних (поражения сердца, эндокринные расстройства, анемия и др.) факторов. В норме у детей 4−6 лет средняя частота сердечных сокращений 115 удмин. Крик, беспокойство, повышение температуры тела, движения могут вызвать у детей учащение пульса. С нарастанием двигательной активности, увеличением массы скелетной мускулатуры совершенствуется нервная регуляция частоты сердечных сокращений. По С. В. Хрущеву урежение пульса у здорового ребенка происходит постепенно, причем у детей с малой двигательной активностью сохраняется склонность к тахикардии (более чем 126 уд/мин), у более активных, напротив — к брадикардии (менее 86 удмин). Число сердечных сокращений у детей одного и того же возраста подвержено большим индивидуальным колебаниям. Для пульса детей характерна аритмия, которая моделируется актом дыхания; на вдохе пульс учащается, на выдохе — урежается. Артериальное давление (АД) у детей зависит от возраста, пола, биологической зрелости, величины ударного и минутного объемов сердца, сопротивления сосудов, их эластичности, количества циркулирующей крови, ее вязкости и других показателей. Венозное давление детей в норме колеблется от 35 до 120 мм вод. ст. (3 — 8 мм рт. ст.). Перемена положения ребенка, плач, крик вызывают значительное повышение венозного давления. Уменьшение его уровня наблюдается при малом притоке крови к сердцу, снижении венозного тонуса. В горизонтальном положении венозное давление ниже, чем в положении сидя. В процессе роста и развития ребенка в сердечно-сосудистой системе происходят существенные изменения. Кровообращение ребенка раннего возраста характеризуется высокими показателями сердечного индекс при малой величине ударного объема, удельное переферическое сопротивление, частыми сердечными сокращениями, относительно высоким уровнем артериального давления. С возрастом увеличивается ударный объем сердца, уменьшается частота сердечных сокращений, повышается периферическое сопротивление.

В.Н. Шебеко пишет, что особенностью развития отличается дыхательная система ребенка. К 4 годам устанавливается грудной тип дыхания, но к 6 годам еще не завершается строение легочной ткани. Верхние дыхательные пути относительно узкие, что ограничивает возможность легочной вентиляции. Грудная клетка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Через легкие у ребенка дошкольного возраста протекает значительно большее количество крови, чем у взрослого. Это удовлетворяет потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ. И. Н. Усов отмечает что повышенный обмен веществ у детей обусловливает высокую потребность в кислороде, между тем особенности легких и грудной клетки во многом ограничивают глубину дыхания. Интенсивность газового обмена обеспечивается увеличением частоты дыхания. Наибольшее число дыханий в минуту отмечается после рождения, а затем снижается с увеличением возраста. Так, у детей 4 — 6 лет — около 25. По Н. В. Баева и С. В. Погодина в возрасте от 3 до 6 лет в связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания.

Согласно В. Н. Шебеко, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, костная система ребенка-дошкольника богата хрящевой тканью. Кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные. Суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия слабее и короче, чем у взрослых. В младшем дошкольном возрасте формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника, однако поясничный столб очень эластичен и из-за неблагоприятных условий внешней среды возникают различные нарушения осанки. Н. В. Баева и С. В. Погодина о развитии опорно-двигательного аппарата пишут что позвонки в период от 3 до 6-ти лет растут в длину и в ширину. К 6 годам уже имеются выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже. Рост, окостенение и формирование всех отделов грудной клетки к 6 годам заканчивается. В этом возрасте верхняя часть грудной клетки расширяется, и вся она укорачивается, принимая черты грудной клетки взрослого. В 5−6 лет начинается сращение тазовых костей. В. Н. Шебеко считает что мышцы-сгибатели развиты больше, чем мышцы-разгибатели, поэтому дети часто принимают неправильные позы: голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая. Развитие мышц происходит в определенной последовательности. Сначала развиваются крупные мышечные группы, затем мелкие. Поэтому маленьким детям легче даются движения всей рукой. Утомление мышц у дошкольников наступает очень быстро. Так же отмечает что мышечная система закрепляет отдельные части тела в определенном положении и изменяет это положение, т. е. производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию — защищает от ударов, повреждений, охлаждения костную систему, внутренние органы. Мышцы у детей развиты относительно слабо. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, лица, мышцы и связки всех внутренних органов и др. Особое внимание следует обращать на укрепление слабо развитых групп мышц-разгибателей.

Выводы

Нервная система — влияет преобладание возбуждения над торможением.

Эндокринная система — прибавка роста ребенка, пропорция тела и развитие психики ребенка, интенсивный обмен веществ.

ССС — сердце быстро утомляется, ЧСС высокое, но с возрастом снижается, необходимо укреплять мышцы сердца, развивать способность к внезапно изменяющейся нагрузке.

Дыхательная система — грудной тип дыхание устанавливается, ограниченная глубина дыхания.

ОДА — костная система богата хрящевой тканью, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягиваемый, формируются все изгибы, необходима профилактика нарушений осанки. Необходимо развивать сначала крупные мышечные группы, затем мелкие, утомление наступает очень быстро.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой