Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научное обоснование критериев производственного стресса при различной степени напряженности умственного труда у работников современных офисов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании комплексных гигиенических, психологических и физиологических исследований установлена взаимосвязь напряженности труда работников современных офисов с изменениями психологического статуса и функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, свидетельствующими о развитии профессионального стресса с ростом напряженности труда и объективно доказано, что среди… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Стресс и его характеристики при нервно и умственно напряженном труде
    • 1. 2. Синдром эмоционального выгорания у работников нервно- и умственно-напряженного труда
    • 1. 3. Проявления стресса и СЭВ у работников отдельных профессиональных групп
  • Глава 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Гигиенические исследования
    • 2. 2. Постановка, объем и методы психологических и следований
    • 2. 3. Постановка, объем и методы физиологических исследований
  • Глава 3. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
    • 3. 1. Результаты исследований по оценке напряженности умственного труда
      • 3. 1. 1. Научно-производственная электроэнергетическая компания. 56 Руководители старшего и среднего звена крупной страховой
      • 3. 1. 2. Компании
      • 3. 1. 3. Московский офис трубопроводного консорциума
    • 3. 2. Результаты гигиенической оценки факторов производственной среды в Московском офисе ЗАО «КТК-Р»
  • Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА РАБОТНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ОФИСОВ
    • 4. 1. Результаты психологической оценки в динамике рабочего дня
      • 4. 1. 1. Данные оценки по опроснику нервно-психической дезадаптации
      • 4. 1. 2. Данные оценки по шкале астенического состояния
      • 4. 1. 3. Данные оценки по шкале депрессии Зунга
      • 4. 1. 4. Данные оценки ситуативной тревожности по Ч.Д. Спилберге
    • 4. 2. Результаты однократного психологического тестирования
      • 4. 2. 1. Данные оценки личностной тревожности по Ч.Д. Спилберге
      • 4. 2. 2. Данные сокращенной многофакторной оценки личности (СМОЛ)
      • 4. 2. 3. Данные диагностики уровня эмоционального выгорания Бойко В. В
      • 4. 2. 4. Результаты оценки качества жизни по тесту SF
  • Глава 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ У РАБОТНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ОФИСОВ
    • 5. 1. Результаты оценки функционального состояния центральной нервной системы
      • 5. 1. 1. Данные оценки времени выполнения сенсомоторных реакций
      • 5. 1. 2. Данные корректурной пробы (кольца Э. Ландольта)
      • 5. 1. 3. Данные оценки оперативной памяти на числа
    • 5. 2. Результаты оценки функционального состояния сердечнососудистой системы

Научное обоснование критериев производственного стресса при различной степени напряженности умственного труда у работников современных офисов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Здоровье работающих, в том числе психическое, — важнейшее достояние государства. В соответствии с Глобальным планом действий ВОЗ по здоровью работающих на 2008;2017 г. г., определено уделить особое внимание профилактике ряда профессиональных заболеваний и состояний, среди которых обозначен профессиональный стресс и его последствия для здоровья [36]. Возрастание нервно-эмоциональных нагрузок в процессе трудовой деятельности формирует состояние напряжения, а нередко и перенапряжения функционального состояния организма, что можно расценивать как формирование производственного стресса [37, 68, 70 и др.]. В настоящее время более 10% работоспособного населения живет в условиях постоянного социального, а также производственного стресса [37]. По данным Froneberg В. [153] около 18% всех проблем со здоровьем работающего населения приходится на стресс, депрессию и беспокойство. Это наиболее характерно для профессий операторского, умственного труда (программисты, бухгалтеры, экономисты и пр.), управленческого и научного труда. Согласно результатам проведенного в ЕС в 1998;1999 гг. исследования из 5,4% работающего населения, имевшего проблемы со здоровьем, 18% из них составили случаи стресса, депрессии или беспокойства [11]. Актуальность проблемы подтверждается тем, что ряд нозологических форм, связанных с реакцией организма человека на производственные (профессиональные) стресс-факторы, уже включен в перечень производственно обусловленных заболеваний (work-related diseases) по МКБ-10: кратковременное депрессивное расстройство (F 43.20), стресс (F 43.21), смешанная тревожно-депрессивная реакция (F 43.22), с преобладанием нарушения поведения (F 43.24) — смешанное расстройство эмоций и поведения (F 43.25) — другие специфические преобладающие симптомы, не превышающие по длительности шесть месяцев с момента прекращения действия стресса (F 43.28). [114].

В последнее время в связи с бурным развитием технических средств, управление современным оборудованием на рабочих местах требует от человека действий на грани его психофизиологических возможностей. Имеются данные, что частота психосоматических расстройств составляет от 30% до 57% от общего числа обследованного работающего контингента [190]. В ряде исследований установлена высокая степень корреляции между изменениями функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, свидетельствующими и развитии напряжения и перенапряжения и высокой степенью напряженности труда [37, 73, 84, 190, 191].

В современной литературе имеются данные, характеризующие развитие стресса на работе [19−21, 37 и др.]. У различных категорий работников, в первую очередь, работников социальной сферы, врачей, служб правопорядка выявлялись различные проявления стрессовых реакций вплоть до синдрома эмоционального выгорания [84, 85]. Однако практически отсутствуют сведения о развитии профессионального стресса у работников умственнои нервно-напряженного труда, также как и о попытках установления количественной взаимосвязи напряженности труда с изменениями психофизиологических параметров состояния организма различных категорий работающих. При изучении развития стресса и его проявлений крайне мало внимания уделялось возможной корреляции функционального напряжения и перенапряжения организма со степенью напряженности трудового процесса, особенно у работников современных офисов, также как и вопросам возможных тендерных различий в стресс-реакциях.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность детального изучения влияния напряженности трудового процесса на психологические и физиологические проявления производственного стресса у работников современных офисов и поиска адекватных и информативных критериев, позволяющих их обнаруживать с высокой степенью объективности.

Цель исследования — обосновать критерии объективизации производственного стресса при различной степени умственно-напряженного труда у работников современных офисов на основании комплексных гигиенических, психологических и физиологических исследований с использованием компьютерных методов тестирования.

Задачи исследования:

1. Провести дифференцированную оценку напряженности трудового процесса у различных профессиональных групп работников современных офисов на основании профессиографических исследований.

2. Изучить психологическое и функциональное состояние организма работников современных офисов, для которых характерна умственно напряженная деятельность, в зависимости от степени напряженности туда с учетом индивидуальных личностных характеристик посредством компьютерных психологических и стандартных физиологических методов исследования.

3. Обосновать психологические и физиологические критерии формирования профессионального стресса с ростом напряженности труда, включая синдром «выгорания».

4. Подобрать и апробировать адекватный комплекс методов, позволяющий с высокой степенью информативности выявлять психологические и физиологические проявления профессионального стресса, связанного с увеличением напряженности умственного труда у работников современных офисов.

Научная новизна и теоретическая значимость.

На основании комплексных гигиенических, психологических и физиологических исследований установлена взаимосвязь напряженности труда работников современных офисов с изменениями психологического статуса и функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, свидетельствующими о развитии профессионального стресса с ростом напряженности труда и объективно доказано, что среди широкого набора методов, используемых для определения уровня стрессовых состояний на работе, особого внимания заслуживают компьютерные программы психологического тестирования, т.к. они дают возможность с высокой разрешающей способностью и исключением личностного вклада исследователя в наиболее ранние сроки выявить уровень сформированности стресса у работающего человека.

Количественная оценка ведущих параметров синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у работников современных офисов при различной степени напряженности умственного труда позволила установить увеличение риска развития напряжения и сопротивления нервно-психических процессов, отражающее начальные фазы формирования производственного стресса у женщин при увеличении НТ от допустимого до вредного класса 3.1-ой степени, а у мужчин — до вредного 3.2-ой степени.

Подтверждена высокая разрешающая способность интегрального показателя функционального состояния сердечно-сосудистой системы — индекса функциональных изменений, для определения риска истощения адаптационных возможностей организма, который может служить объективным критерием функционального напряжения организма при увеличении напряженности умственного труда.

Установлены тендерные различия в корреляционных связях между психологическими характеристиками и уровнем напряженности умственного труда: по параметрам нервно-психической дезадаптации (отрицательная у мужчин и положительная у женщин), личностной тревожности, паранойяльности и ги-помании по СМОЛ (положительная у мужчин и отрицательная у женщин) и отдельных критериев оценки качества жизни (отрицательная у мужчин и положительная у женщин).

Практическая значимость.

Подобран и апробирован комплекс психологических и физиологических методов, адекватно отражающих степень функционального напряжения организма и развития профессионального стресса с ростом напряженности труда у работников современных офисов. Отобранный и апробированный комплекс компьютерных программ психологического тестирования позволяет с высокой разрешающей способностью и исключением личностного вклада исследователя в наиболее ранние сроки выявлять уровень сформированности профессионального стресса и его особенностей у работников, занятых современными формами умственно-напряженного труда.

Разработана компьютерная программа расчета индекса функциональных изменений (под Microsoft Office Excel).

Материалы работы использованы при разработке методических рекомендаций «Профилактические мероприятия для работников умственного, зрительно-напряженного и физического труда в зависимости от класса условий труда» (Утв. Решением Пленума научного совета 47 по медико-экологическим проблемам здоровья работающих 27.02.09 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. На основании комплексных гигиенических, психологических и физиологических исследований установлена взаимосвязь напряженности труда работников современных офисов с изменениями психологического статуса и функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Увеличение напряженности труда от допустимого класса 2 до вредного 3.2-ой степени) приводит к росту рабочего напряжения организма. Это проявляется в росте астении, психического дискомфорта и частично депрессии (по ОНПД) — ухудшении психологического состояния по параметрам лжи, коррекции, психастении, шизоидности полностью и ипохондрии, и истерии частично (по СМОЛ) — ухудшении качества жизни по четырем параметрам из восьми (GH — общее состояние здоровья, SF — социальное функционирование, VT — жизнеспособность, МН — психологическое здоровье) — в формировании начальной фазы синдрома эмоционального выгорания, что служит отражением развивающегося производственного стресса.

2. Для объективизации оценки функционального напряжения организма при увеличении напряженности умственного труда перспективно использовать комплекс психологических и физиологических тестов, включающий в себя оценку СЭВ, ОНПД, СМОЛ, опросник качества жизни SF-36, а также оценку скорости выполнения зрительно-моторной реакции и корректурной пробы с кольцами Э. Ландольта и стандартные методы изучения состояния сердечнососудистой системы.

3. Компьютерные программы психологического тестирования дают возможность с высокой разрешающей способностью и исключением личностного вклада исследователя в наиболее ранние сроки выявить уровень сформированное&tradeстресса у работающего человека.

ВЫВОДЫ.

1. Дифференцированная оценка условий труда работников современных офисов показала, что их труд характеризуется выраженными интеллектуальными (связанными с содержанием, характером и сложностью выполнения работы), и нервно-эмоциональными (определяемыми высокой степенью ответственности и значимости ошибок за результат деятельности) нагрузками, и для разных профессиональных групп по напряженности соответствует классам допустимому «2», вредному «3» 1-ой и 2-ой степени (по Р 2.2.2006;05).

2. Изучение психологического статуса работников современных офисов показало, что увеличение напряженности труда от допустимой до вредного класса 3.2-ой степени) приводит к росту рабочего напряжения организма. Это проявляется в росте астении, психического дискомфорта и частично депрессии (по ОНПД) — ухудшении психологического состояния по параметрам лжи, коррекции, психастении, шизоидности полностью и ипохондрии, и истерии частично (по CMOJI) — ухудшению качества жизни по четырем параметрам из восьми (GH — общее состояние здоровья, SF — социальное функционирование, VT — жизнеспособность, МН — психологическое здоровье) — начальной фазе формирования синдрома эмоционального выгорания, что служит отражением развивающегося производственного стресса.

3. Основные параметры синдрома эмоционального выгорания показали достоверную зависимость от напряженности труда, особенно проявляющуюся у женщин (г = 0,3 — 0,5). Расчет относительного риска развития СЭВ как критерия профессионального стресса (при стандартизации по возрасту) показал больший риск развития психологического «напряжения» и «сопротивления» у женщин при увеличении НТ от допустимого до вредного класса 3.1-ой степени, а у мужчин — до вредного 3.2-ой степени, тогда как «истощение» возрастало незначительно, не достигая границы, свидетельствующей о начале формирования фазы.

4. Увеличение напряженности умственного труда оказывает неблагоприятное влияние на состояние сердечно-сосудистой системы работников современных офисов, проявляющееся в большей степени в нарастании ДАД (доля лиц с превышением верхней границы нормы возрастает с 8,4% при классе 2, до 31,3% при классе 3.2) и интегрального показателя ИФИ (до 2,97±0,06 в целом по группе- 3,03±0,07 у мужчин и 2,89±0,11 у женщин при НТ 3.2), приводя к повышению риска истощения адаптационных возможностей (особенно у мужчин). Показатель ИФИ, наиболее полно отражает адаптационные процессы в ССС и может служить объективным критерием развития функционального напряжения организма с ростом напряженности умственного труда. Расчет стандартизованного по возрасту относительного риска (OR) изменений ИФИ при увеличении напряженности умственного труда до класса 3.2-ой степени вредности показал: в целом по группе OR=l, 12- у мужчин — 1,15- у женщин — 1,12.

5. Выявлены тендерные различия в проявления функционального напряжения организма при увеличении напряженности умственного труда, что проявляется в характере корреляционных связей между психологическими характеристиками и напряженностью труда у мужчин и женщин: по параметрам нервно-психической дезадаптации (отрицательная у мужчин и положительная у женщин), личностной тревожности, паранойяльности и гипомании по СМОЛ (положительная у мужчин и отрицательная у женщин) и отдельных критериев оценки качества жизни (отрицательная у мужчин и положительная у женщин).

6. Представляется перспективным в целях объективизации оценки функционального напряжения организма при увеличении напряженности умственного труда использовать комплекс психологических и физиологических тестов, включающий в себя оценку СЭВ, ОНПД, СМОЛ, опросник качества жизни SF-36, а также оценку скорости выполнения зрительно-моторной реакции и корректурной пробы с кольцами Э. Ландольта и стандартные методы изучения состояния сердечно-сосудистой системы.

7. Среди широкого набора методов, используемых для определения уровня стрессовых состояний на работе, особого внимания заслуживают компьютерные программы психологического тестирования, т.к. они дают возможность с высокой разрешающей способностью и исключением личностного вклада исследователя в наиболее ранние сроки выявить уровень сформированное&tradeстресса у работающего человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данные гигиенической оценки условий труда, психологического и физиологического тестирования обследованных работников современных офисов показали, что по условиям труда в целом труд практически всех сотрудников может быть отнесен к классу 3.2-ой степени вредности. Однако имеющиеся различия в напряженности трудового процесса от допустимого класса 2 до вредного класса 3.2-ой степени позволили провести анализ влияния именно напряженности трудового процесса на психологический статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной систем.

Данные психологического тестирования и оценки функционального состояния ЦНС и ССС позволили определить, что тесты, проводившиеся двукратно, не обнаруживали значимых различий в динамике рабочего дня, что позволяет в дальнейшем использовать их однократно.

Оценка нервно-психической дезадаптации показала при отсутствии выходящих за границы нормы изменений показателей с увеличением класса НТ нарастание астении и психического дискомфорта (вне зависимости от обследованных групп), свидетельствуя о негативной реакции на развивающийся трудовой стресс, проявляющийся в реакциях психологического напряжения. В то же время по группе в целом и у женщин показатель депрессии возрастал только при вредном классе 3.2-ой степени, свидетельствуя о снижении настроения, возможно, связанного с переутомлением в связи с высокой ответственностью на работе. Показатели соматического и психического благополучия в целом по группе не обнаружили зависимости от НТ. Это может быть связано с разнонаправленными сдвигами — снижением соматического благополучия у мужчин и повышением у женщин, проявляющихся только при НТ 3.2, что указывает на снижение адаптации у мужчин и её увеличение у женщин при более высокой напряженности труда. Психическое благополучие не являлось информативным показателем по группе в целом и у женщин, а у мужчин достоверно снижалось только при НТ 3.1-ой степени, указывая на уменьшение адаптационного потенциала (табл.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. М., Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук — М. — 2007 — 27 с.
  2. P.M., Дедов Н. П. Личностные предпосылки формирования синдрома эмоционального выгорания у менеджеров коммерческих организаций // Вестник Университета 2006. — № 10 (26). — С. 21 — 27.
  3. Н.Х. Труд и здоровье руководителей Казань — «ГЭОТАР-МЕД» -2002 — 136 с.
  4. Г. М. Социальная психология М. — Изд-во «МГУ» — 1988 — 432 с.
  5. В.Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессустойчивость человека — «Правда» СПб. — 1999 — 86 с.
  6. Д.М., Зайцев В. П. Методика оценки качества жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями // Кардиология. 2002. — № 5. — С. 92−95.
  7. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний М. — «Медицина» — 1997 — 231 с.
  8. Г. А, Гончаров Ю.Н., Чернов Ю. Н. Функционально-психологические особенности личности и показатели гемодинамики у работников железнодорожного транспорта // Бюллетень научного совета Медико-экологические проблемы работающих 2005 — № 4 — С. 87−90.
  9. А. А. Столин В.В. Аванесов B.C. общая психодиагностика — СПб. Изд-во «Речь» — 2000 — 440 с.
  10. В. А. Методы оценки и прогноза психической напряженности у операторов-подводников // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. М. — Изд-во «Институт психологии РАН» — 1994 — С. 85−99.
  11. В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М. — Изд-во «Институт психологии РАН» — 1995 — 136 с.
  12. В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М. -«ПЕР СЭ"-2000.-352 с.
  13. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов М. — «ПЕР СЭ» — 2001 — 511 с.
  14. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. -Изд-во — «Филинъ» — 1996. — 472 с.
  15. В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении // В. В. Бойко. СПб. — «Питер» — 1999. — 105 с.
  16. В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб — «Сударыня» — 2000 г. — 32 с.
  17. Т.В., Дегтярев А. А., Урываев В. А. Исследование нервно-психического напряжения врачей хирургического профиля // Ярославский психологический вестник. Вып.5 — М.- Ярославль, 2001. — С.93 95 .
  18. Т.В. «Психическое «выгорание»: врачи как группа риска // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 200 -летию Ярославского Государственного университета им. П. Г. Демидова.-Ярославль 2003.- С. 186−191.
  19. Т.В., Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников Автореферат диссертации кандидата психологических наук — Ярославль — 2004−27 с.
  20. Вид В.Д., Лозинская Е. И. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии // Российский психиатрический журнал. 1998 — № 1.-С.19−21.
  21. Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика 2-е изд. — СПб — «Питер» — 2008 — 336 с.
  22. Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистен-циональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности СПб.- Изд-во СПб. Ун-та — 1997 — С. 143−156.
  23. Ефименко С. А, Богачанская Н. Н. Влияние условий труда на здоровье врачей // Материалы III Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», 12−14 октября 2004 М. — «Дельта» — 2004 — С. 21−23
  24. Н.А., Чураков А. Н. Стресс на рабочем месте. Некоторые аспекты экспертной оценки //Материалы IV Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», 25 27 октября 2005 г. — М. — «Дельта» — 2005 —1. С.496−498
  25. Здоровье работающих: глобальный план действий, ВОЗ, Одиннадцатое пленарное заседание, 23 мая 2007 г.
  26. С.М. Опыт исследования и профилактика синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер // Главная медицинская сестра. 2004 — № 2. — С.97−101.
  27. В.Н., Бурцев В. К. Компьютерная психодиагностическая программа «Psycomp», v 2.1.1.5 2002 г.
  28. А.В., Бурларчук В. Т. Психофизиологические аспекты качества жизни больных ХОБЛ // Материалы III Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», 12−14 октября 2004 М. — «Дельта» — 2004 — С. 495 496
  29. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса М. — «Наука» — 1983 — 368 с.
  30. Китаев-Смык Л. А. Стресс и психологическая экология // «Природа"1989−7- С. 98−105.
  31. И.С. Тендерная социализациия. Учебное пособие СПб. — Изд-во. РГПУ им. А. И. Герцена — 1998 — 123 с.
  32. И.С. Тендерная психология «Питер» — 2009 г. — 496 с.
  33. В.Г. Компьютерная методика MMPI v3.0 Применение психологического теста СМОЛ (краткое руководство). М. — 1994.- 64с.
  34. В.В., Бабанов С. А. Профессиональные заболевания медицинских работников // Монография 2-е изд., испр. И доп. — Самара ООО «Офорт» -2009−231 с.
  35. А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов — Владивосток «КНОРУС» — 2002 — 154 с.
  36. Е.П. Профессиональный риск в труде медицинского персонала скорой медицинской помощи // Материалы III Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», 12−14 октября 2004 М. — «Дельта» — 2004 — С. 111−113
  37. В.О. О профилактике риска нарушения здоровья человека, работающего в обычных и экстремальных условиях // Организм и окружающая среда Мат. конф.- М., 2000. — Т. 1. — С. 229−230
  38. Л.В., Михайлова О. А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. Вып. 3 / Ред. Прохоров А. О. Казань — «КазГПУ» — 2001 — С. 245 — 255
  39. Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей -стоматологов // Клиническая стоматология. 2003 — № 4. — С.82−86.
  40. А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия М. — «Ро-дикс» — 1995 — 448 с.
  41. В.В. Защитно-совладающее поведение и «Синдром эмоционального выгорания» у врачей-наркологов, их коррекция и влияние на эффектность лечения больных Автореферат докторской диссертации -СПб.-2007−54 с.
  42. А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенционального анализа // Вопросы психологии 2008 — № 2 — С. 3−16
  43. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога М. — Изд-во «Эксмо» — 2005 — 992 с.
  44. А.П. Влияние эмоционального стресса на состояние здоровья медицинских работников // Бюллетень научного совета Медико-экологические проблемы работающих 2006 — № 4 — С. 54−56
  45. А.П., Малютина Н. Н. Профессиональный стресс как фактор риска врачебной деятельности // Бюллетень научного совета Медико-экологические проблемы работающих 2006 — № 2 — С.56−59
  46. А.П. Клиническая характеристика психовегетативного синдрома, связанного с профессиональной деятельностью врача. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук — Пермь — 2008 — 23 с.
  47. В.В. Психофизиологические реакции организма профилактика состояния перенапряжения у работников разных видов умственного труда на примере московских предприятий // Гигиена труда на предприятиях г. Москвы. М. — 1992 — Вып. 46. — С. 156−164.
  48. В.В., Юшкова О. И., Капустина А. В. Работники умственного труда — психоэмоциональный стресс и проблемы здоровья // Материалы III Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», 12−14 октября 2004 М. — «Дельта» — 2004 — С. 127−129
  49. В.В., Юшкова О. И., Порошенко А. С. и др. Производственный стресс у работников прокуратуры // Психофизиологические аспекты трудовой деятельности: Всерос. сб. научн. Трудов Тверского университета. — 2002. С.40−45.
  50. A.M., Поляков JI.E. Санитарная статистика (пособие для врачей) // М. «медицина» — 1974 — 378 с.
  51. Методика оценки качества жизни «SF-36 Health Status Survey» v 0.0.0.1 PsyLab Компьютерная программа психологического тестирования 2007.
  52. Методические рекомендации «Физиологические нормы напряжения организма человека при различных видах трудовой деятельности (физической, умственной, зрительно-напряженной) М. — НС «Медико-экологические проблемы здоровья работающих» — 2003 — 17 с.
  53. Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть II. Пособие// «Жене- кий институт ЭНВИЛА» 2006 — 146 с.
  54. Многофакторная психодиагностическая методика «Мини-Мульт уЗ. О» Сокращенный вариант MMPI (СМОЛ). Компьютерная программа психологического тестирования.
  55. Ю.В., Киколов А. И., Тихоревский В. И. и др. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения // АМН СССР М. — «Медицина» -1987−256 с.
  56. М. Оценка рисков на рабочем месте. Практическое пособие. Сер. Охрана труда. Международный опыт. Вып. 1. Опыт Финляндии/ п/р. проф. Г. З. Файнбург МОТ — М. — 2007 — 66 с.
  57. Г. Х., Симонова Н. И., Галимов А. Р., Кайбышев В. Т. Интенсивность производственной нагрузки и напряженность труда врачей-хирургов // Медицина труда и промышленная экология. 2005. — № 7. — С. 7−14.
  58. Л.Р. Особенности психоэмоционального состояния учителейпод влиянием условий труда // Материалы V Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», Москва, 30 октября — 2 ноября 2006 г. М.- Изд-во «Дельта» — 2006. — С. 623−625.
  59. А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине 2-е издание // Под ред. акад. РАМН Шевченко Ю. Л. — М. — ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» — 2007 — 320 с.
  60. Норма в медицинской практике. Справочное пособие. — Смоленск Изд-во СГМА, 1996 — 144с.
  61. Организатору проведения Всемирного дня охраны труда / Методические рекомендации и информационные материалы. Москва Санкт Петербург- Пермь МОТ — 2008 — 12 с.
  62. В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал 2001 — Т.22 — № 1 — С. 90−101.
  63. В.Е., Рукавишников А. А. Исследование влияния факторов рабочей среды на феномен психического выгорания в профессиях социальной сферы. // Социальная психология XXI век. — Ярославль 1999 — т.2 — С. 164−167.
  64. О.И. Характеристика доклинического этапа невротических расстройств у музыкально-педагогических работников // Журнал психиатрии и медицинской психологии Донецк — 2007. — № 1 (17) — С. 86−91.
  65. П. Т., Якущенко И. А. Психосоматические расстройства: вопросы дефиниции и классификации // Вестник Ассоциации психиатров Украины.- 2003. № 3−4. — С. 133−140.
  66. Ю.П., Мухтарова Л. Р. Комплексная оценка влияния факторов внешней и внутришкольной среды на состояние здоровья учителей //Бюллетень научного совета Медико-экологические проблемы работающих М. — 2005 — № 2 — С.32−39.
  67. Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для ВУЗов. М. — Издательский центр «Академия» — 2003. — 480 с.
  68. Психологический тест по методике диагностики уровня эмоционального выгорания Бойко В. В. v 1.0 // Компьютерная программа 2005.
  69. Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. 2002 — т.23 — № 3. — С.85−95.
  70. А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиза психического выгорания у педагогов дисс. канд.псх.н — Ярославль-2000- 169 с.
  71. Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. М. — 2002. — Т. 23. — № 3. — С. 85−95.
  72. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р2.2.2006−05. // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора -М. 2005 — вып. 3 (21) — С. 3 — 144. с
  73. С.В., Чернышев А. С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности -Курск Изд-во «КГПУ» — 2000 — 134 с.
  74. Г. Очерки об адаптационном синдроме М. — Медгиз — 1960 — 255 с.
  75. Г. Стресс без дистресса М.- «Прогресс» — 1979 — 124 с.
  76. МГУ им. М. В. Ломоносова, 17−20 ноября 2005 г.- М. АНО УМО «Ин-сайт» — 2005 — С. 369−371.
  77. П.И., Новикова И. А. Профилактика синдрома профессионального выгорания у медицинских работников // Бюллетень научного совета Медико-экологические проблемы работающих 2007 — № 1 — С.49−59.
  78. Н.К., Локтионов В. Р. Физиологическая оценка и прогноз напряженности труда медработников центра крови // Бюллетень научного совета Медико-экологические проблемы работающих 2006 — № 4 — С.47−54.
  79. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности // Л. Н. Собчик. -М. Ин-т прикладной психологии — 2001. — 480 с.
  80. Собчик Л. Н СМИЛ (MMPI). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб. — «Речь» — 2003 — 219 с.
  81. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СПб. — «Речь» — 2007 — 224 с.
  82. Е.Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия. // MateriaMedica. 1996 № 1(9) — С. 5−25.
  83. Ч.Д., Ханин Ю. Л., Современная компьютерная психодиагностика, Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности М.2002.
  84. К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1982, 232 с.
  85. К. В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса// Физиология человека, 1996. Т. 22. № 4. С. 73−78.
  86. P.M., Харкимова З. С. Клинические варианты нарушений адаптации (региональный аспект) //Материалы VII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», Москва, 30 октября -1 ноября 2008 г.- М.- Изд-во «Графиком» 2008 — С. 410−412.
  87. Е.С., Каменев Л. И. К вопросу о реабилитации профзаболеваний в офтальмологии //Материалы II Всероссийского съезда врачей-профпатологов, 3−5 октября 2006 г. Ростов-на-Дону — Изд-во «Полиграфист» — 2006 — С.426−427.
  88. И.Б., Бухтияров И. В. Профессиональный стресс и психическое здоровье работающего населения // Материалы II Всероссийского съездаврачей-профпатологов, 3−5 октября 2006 г. Ростов-на-Дону — Изд-во «Полиграфист» — 2006 — С. 316−318.
  89. Физиологическое обоснование норм напряжения организма при различных видах трудовой деятельности // Актуальные проблемы медицины труда: Сб. трудов НИИ медицины труда РАМН. М. — 2001 — С. 170−192.
  90. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии 1994 — № 6 — С.54−67.
  91. Цфасман А.З.,. Гутникова О. В. Влияние антигипертензивных препаратов на психофизиологические качества машинистов локомотивов // Бюллетень научного совета Медико-экологические проблемы работающих -2006 № 4 — С.68−72.
  92. О.Э. Особенности развития неврозов у лиц опасных профессий //Материалы II Всероссийского съезда врачей-профпатологов, Ростов-на-Дону, 3−5 октября 2006 г. Ростов-на-Дону — Изд-во «Полиграфист» — 2006 — С. 256−258.
  93. А.Н., Иванова М. К. Стресс на рабочем месте. Некоторые гигиенические аспекты // Материалы V Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье» М. 30 октября — 2 ноября 2006 г., — М. — Изд-во «Дельта» -2006.-С. 316−318.
  94. А.В., Гуляева Е. Н., Мышкин С. В., Коваленко О. В., Веркошан-ская Э.М. Роль психологического стресса в развитии эссенциальной артериальной гипертензии // Бюллетень СО РАМН 2004 -№ 4(114) — С. 6 -11.
  95. Т.Н. Особенности эмоциональных состояний сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России. Автореферат кандидатской диссертации СПб.- 2007 — 22 с.
  96. JI.H. Профессиональное выгорание у медицинских работников: Формирование, профилактика, коррекция Красноярск — «Сфера» — 2004 -272с.
  97. О.И. Хронический стресс при сменной умственной работе // Медицина труда 1999 -№ 7 -С. 6−11.
  98. N. Т, Irgil К. P. Е. et al. Distribution of blood pressures in Germanic District, north-west Turkey / // Health. Soc. Care. Community 2002 — Vol. 10(5)-P. 394−401.
  99. Bennet L., Kelaher M., Ross M.W. Quality of life in health care profeccionals: Burnout and its associated factors in HIV/AIDS related care // Psychology and Health 1994 — V. 9 (4) — P. 273−283.
  100. Brenaud J.-L., Lemoine CI. // Traite de psychologie du travail et des organizations 2000 — Paris — «Dunod» — 473 p.
  101. Brewin C. R. Explanation and adaptation in abversity // S. Fisher, J. Reason (Eds.). Handbook of life stress, cognition and health. 1988 — New-York -Wiley — P. 423−439.
  102. Burke, R. J., Richardsen A. M. Stress, burn-out and health. In Handbook of Stress // Medicine and Health (ed. C. Cooper) London — CRC Press — 1996 — p. 101−117.
  103. Byrne B.M. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance ofcausal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers // Americal Educational Research J. 1994 — V. 31 (3) — P. 645−673.
  104. Carmona C., Buunk A.P., Peiro J.M., Dukstura A.A. The relationship betweensocial comparison, organizational identification and commitment on burnout: are there differences among Dutch and Spanish workers?// Book of Proceedingth
  105. European Academy of Occupational Health Psychology 8 Conference, Univ. of Valencia, Spain, 12−14 November 2008 — Spain — Univ. of Valencia -P.49.
  106. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: an exploratory study // J. of Organizational Behavior -1992 V.13 — P. 1—11.
  107. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burnout. In Professional of Burnout: Recend Developments in Theoiy and Research.- London Taylor and Francis — 1993.- P. 135−149.
  108. Cole M., Walker S. Teaching and stress. Milton Keynes, U.K.: Open University press 1989.
  109. Cooper C.L., Dewe Ph.J., O’Driskoll M.P. Organizational Stress. A Review and Critique of Theory, Resarch, and Applications 2001- Sage Publications, Inc. — Thousand Oaks — London-New Dehli — 334 p.
  110. Cooper C. L., Marshall J. Occupational sources of stress: A review of the literature relating to coronary heart disease and mental ill health // Journal of Occupational Psychology 1976 — Vol. 49 — P. 11−28.
  111. Cristea M. Burnout syndrome the influence of personality an social factors on teachers' emotional exhaustion // Book of Proceeding «European Academy ofxL
  112. Occupational Health Psychology 8 Conference, Univ. of Valencia, Spain, 1214 November 2008 — Spain — Univ. of Valencia — P.56.
  113. H. Психическое здоровье и профессиональная жизнь // Европейская конференция ВОЗ на уровне министров «Охрана психического здоровья: проблемы и пути их решения», Хельсинки, 12−15 января 2005 г., EUR/04/5 047 810/В6 2005 — Р. 1−7.
  114. Delia Valle E., De Pascale G., Cuccaro A., Di Mare M., Padovano L., Carbone U., Farinaro E. Burnout: Fenomeno di crescente interesse in ambienti di la-voro stressante Ann. ig.// Med. prev. e comunita 2006 — 18 — № 2 — P. 171 177.
  115. Freedy J. R. Hobfoll S. E. Stress inoculation for reduction of burnout: A conservation of resources approach // Anxiety, Stress and Coping 1994 — Vol. 6 -P. 311−325.
  116. Freudenberger H.J., Staff burnout // J. of Social Issues 1974 — V. 30 — P. 159 -165.
  117. Fried F., Rowland M. K., Ferris G. R. The psychological measurement of work stress: Acritique // Personal Psychology 1984 — Vol. 37 — P. 583−615.
  118. Fried Y. Integrating domains of work stress and industrial relations: Introduction and overview // Journal of Organizational Behavior 1993 — Vol. 14 — P. 397−399.
  119. Friedman I.A. Student behavior patterns contribution to teacher burnout // J. of Educational Research 1995 — V. 88 — № 5 — P. 281−289.
  120. Froneberg В. Old and new problems in occupational health — challenges to occupational safety and health from the global market economy and from demographic change//BKmneTeHb научного совета Медико-экологические проблемы работающих 2005 № 4 — С. 14−21.
  121. Hancock P. A. Stress and adaptability // G. R. J. Hockey, A. W. K. Gaillard, M. G. H. Coles (Eds.) Energetics and Human Information Processing. M. Nijhoff, Dordrecht — 1986 — P. 243−251.
  122. Harma M. Workhours in relation to work stress, recovery and health //Scand. J. Work Environ. Health 2006 — 32 — № 6 — P.502−514.
  123. Harma M., Kompier M. AJ., Vahtera J. Work related stress and health risks, mechanisms and countenneasures // ScandJ. Environ Health — 2006 — 32 (6, Special Issue)-P.413−419.
  124. Hockey G. R. J., Briner R. В., Tattersall A. J., Wiethoff M. Assessing the impact of computer workload on operator stress: the role of system controllabil-ity//Ergonomics 1989 — Vol. 32 — № 11 — P. 1401−1418.
  125. Holt R. R. Occupational stress // Handbook of Stress: Theoretical and Clinical Aspects. L. Goldberger and S. Breznitz (Eds.), 2nd Ed. 1993 — New-York -The Free Press. A Devision of Macmillan, Inc. — P. 342−367.
  126. Jablkowska K., Borkowska A. Ocena nasilenia stresu w pracy a cechy zespolu wypalenia zawodowego u menedzerow // Med. Pr. 2005 — 56(6) — P.439444.
  127. Johansson G., Aronsson G. Stress reaction in computerized administrative work
  128. Journal of Occupational Behavior 1984 — Vol. 5 — P. 159−181.
  129. Kahn R. L., Byosiere P. Stress in organization // M. D. Dunnette, L. M. Hough (Eds.), Handbook of industrial and organizational psychology Consulting Press — Palo Alto, CA- 1992 — Vol. 3 — P. 571−650.
  130. , M. В., Cockcroft, A. & Gooch, C. Emotional distress in doctors: sources, effects and help sought. // Journal of the Royal Society of Medicine 1992 -85-P. 605−608
  131. Kivimaki M. Vahtera J. Pentli J. Ferrie JE. Factors underlying the effect of organizational downsizing on health of employees: longitudinal cohort study//BMJ -2000 —V.320-P. 971−975.
  132. Kivimaki M, Virtanen M, Elovainio M, Kouvonen A, Vaananen A, Vahtera J. Work stress in the etiology of coronary heart disease—a meta-analysis // Scand. J. Work Environ. Health 2006 -32(6) — P.431−442.
  133. Klis M., Kossewska J. Zespdl wypalenia zawodowego a cechy osobowosci nauczycieli. Ronginska Т., Gaida W., Schaarschmidt U. Zdrowie psychiczne w zawodzie nauczycielskim. Zielona Gora-Potsdam 1998.
  134. Kuhmann W., Boucsein W., Schaefer F., Alexander J. Experimental investigation of psychophysiological stress induced by different system response times in human-computer interaction // Ergonomics 1987 — Vol. 30 — P. 933−943.
  135. Lazarus R. S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlook. // Ann. Rev. Psychol. 1993 — v. 44 — P. 1−21.
  136. Lazarus R. S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // European Journal of Personality 1987 — V. 1. — P. 141 — 169.
  137. Lehtinen S. Occupational health in the WHO European Region//BionneTenb научного совета Медико-экологические проблемы работающих 2005 № 4- С.7−13.
  138. Leithwood К., Menzies Т., Jantzi D., Leithwood J. School restructuring, transformational leadership and amelioration of teacher burnout // Anxiety, Stress and Coping: An International J. 1996 — V. 9 (3) — P. 199−215.
  139. Leiter M.P., Dump MJ. Work, home and in-between: A longitudinal study of spillover // J. of Applied Behavioral Science 1996 — V. 32 (1) — P. 29−47.
  140. Letter M.P., Harvie P., Frizzel C. The correspondence of patient satisfaction and nurse burnout // Social Science and Medicine 1998 — V. 47 (10) — P. 16 111 617.
  141. Lindstrom K. Well-being and computer-mediated work of various occupational groups in banking and insurance // International Journal of Human-Computer Interaction 1991 — Vol. 3 — P. 339−361.
  142. Lipinska-Grobelny A. M^skosc, kobiecosc, androgynia a doswiadszanie stresu zawodowego // Medicyna Pracy 2008 — v.59 — № 6 — p.453−460
  143. Lundberg U. On The Psychology of Stress and Health // 0. Svenson, A. J. Maule (Eds.), Time pressure and stress in human judgement and decision making 1993 — Plenum Press — New York and London — P. 41−53.
  144. Markel J.N., Jankovic G. The burnout syndrome in Slovenian P.E. teachers // Book of Proceeding «European Academy of Occupational Health Psychology 8th Conference, Univ. of Valencia, Spain, 12−14 November 2008 — Spain -Univ.of Valencia — P.274.
  145. Maslach C. Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job Stress and Burnout (Eds. W. S. Paine) — 1982 Beverly Hills: Sage.
  146. Maslach C., Burnout: A multidimensional perspective // Professional bumout:
  147. Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach and T.Marek. Washington D. C: Taylor & Trancis 1993. — P. 19 -32.
  148. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M. P. Job Burnout // Annual Review of Psychology.- 2001.- Vol.52.- P. 397−422.
  149. Maslach C., Goldberg J. Prevention of burnout: New perspectives // applied and Preventive Psychology. 1998. -V. 7. P. 63−74.
  150. Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Burnout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc. 1996.
  151. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M. P. Job Burnout // Annual Review of Psychology.- 2001.- Vol.52.- P. 397−422.
  152. McGrath A., Reid N. Boore J. Occupational stress in nursing // International J. of Nursing Studies 1989 — V. 26 (4) — P. 343−358.
  153. McGrath J. E. Stress and Behavior in organizations // Handbook of industrial and organization psychology, M. Dunnette (Ed.) Chicago — Rand McNally -1976-P. 1353−1395.
  154. Olkinuora M. Stress symptoms, burnout and suicidal thoughts in Finnish physicians // Social psychiatry psychiatric epidemiology. 1990 — Vol. 25. — P. 81−86.
  155. Prevention des risques professionnels: harmonisation europeenne en vue? Strasbourg, 3 juin 2004 «Les pathologies psychiques liees au travail» 2004 -P. 6−11.
  156. Palmi S. Stress et burnout: comment reconnaitre les symptomes et prevenir le risque. Guide pour les operateurs sanitaires Departement de Medicine du Travail dell’ISPESL — 2006 — 19 p.
  157. Roberts G. A. Prevention of burn-out // Advances in Psychiatric Treatment -1997-vol.3-P. 282−289.
  158. Ruotsalainen J., Serra C., Marine A., Verbeek J. Systematic review of interventions for reducing occupational stress in health care workers //Scand. J. Work Environ. Health 2008 — v. 34 № 3 — P. 169−178.
  159. Sharit J., Salvendy G. Occupational stress: review and reappraisal // Human Factors 1982 — Vol. 24 — P. 129−162.
  160. Shirom A. Burnout in work organizations // C. L. Cooper, I. Robertson (Eds.). International Review of Industrial and Organizational Psychology Wiley, Chichester — UK — 1989 — P. 26−48.
  161. Shirom A. Research on burnout: new vistas // Book of Proceeding «Europeanth
  162. Academy of Occupational Health Psychology 8 Conference, Univ. of Valencia, Spain, 12−14 November 2008 — Spain — Univ. of Valencia — P.212
  163. Siegrist J, Rodel A. Work stress and health risk behavior //Scand. J. Work Environ. Health 2006 — v. 32 — № 6 — P.473−481.
  164. Smith M. J. Psychosocial aspects of working with video display terminals (VDT's) and employee physical and mental health // Ergonomics 1997 — Vol. 40-№ 10-P. 1002−1015.
  165. Soderfeldt M., Soderfeldt В., Wag L.E. Burnout in social work // Social Work. 1995. V. 40 (5). P. 638−646.
  166. Stansfeld S, Candy B. Psychosocial work environment and mental health—a meta-analytic review //Scand. J. Work Environ. Health 2006 — 32(6) -P.443−462.
  167. Vahtera J., Kivimaki M., Pentti J., Linna A., Virtanen M., Virtanen P., et al. Organisational downsizing, sickness absence, and mortality: 10-town prospective cohort study // BMJ 2004 — v.328 — P.555.
  168. Vahtera J., Kivimaki M., Forma P., Wikstrom J., Halmeenmaki Т., Linna A., et al. Organizational downsizing as a predictor of disability pension: the 10-Town prospective cohort study // J. Epidemiol. Community Health 2005 — № 59 — P.238−242.
  169. Vanheule S., Rosseel У. and Vlerick P. The factorial validity and measurement in variance of the Maslach Burnout Inventory for human services // Stress and Health 2007 — 23 — P. 87−91.
  170. Van Wijk С. Factors influencing burnout and job stress among military nurses //Military Medicine. 1997. V. 162 (10). P. 707−710.
  171. Van Yperen N.W. Informational support, equity and burnout: The moderatin effect of self-efficacy // J. of Occupational Psychology. 1998. V. 71 (1). P. 2933.
  172. Webb M.S. Stress-related influences on blood pressure in African American women / M.S. Webb, J.W. Beckstead // Res. Nurs. Health 2002 -Vol. 25 — № 5 — P. 383−393.
  173. Westerlund H., Fcrrie J. Hagberg J. Jeding K. Oxenstiema G. Thenrcll T Workplace expansion, long-term sickness absence, and hospital admission // Lancet -2004- № 363 -P. 1193−1197.
  174. Westman M., Eden D. Effects of a respite form work on burnout: Vacation relief and fade-out // J. of Applied Physiology. 1997. V. 82 (4). P. 516−527.
Заполнить форму текущей работой