Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аль-Фараби: концепция города. 
Государство и образ идеального правителя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глава «добродетельного» города, будучи просвещенным правителем, должен обладать добродетелями — интеллектуальными и нравственными. Интеллектуальные добродетели — разумность, сообразительность, острота ума. Наряду с этим и важную роль играют и нравственно-этические добродетели — правдивость, умеренность, щедрость, справедливость. Правитель же «невежественного» города не является мудрым, стремится… Читать ещё >

Аль-Фараби: концепция города. Государство и образ идеального правителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с этим стоит подробней остановится на одном из его важнейших трудов — «Трактате о взглядах жителей Добродетельного города», в котором аль-Фараби делил города (и, соответственно, человеческие сообщества) на добродетельные и недобродетельные. Типы недобродетельных городов определяются по видам ложных благ, к которым стремятся их жители: стяжательству, власти, почестям, развлечениям. Только жители Добродетельного города (аль-Мадина аль-Фадиля) стремятся к истинному счастью. В Добродетельном городе высшее сословие составляют «люди практической мудрости» [11], т. е. философы, поскольку благодаря своей мудрости они являются самыми счастливыми людьми и вследствие этого им известны все средства, с помощью которых можно достичь счастья. Философы могут указать остальным людям путь к счастью, следовательно, они необходимы обществу как руководители города. В основе развития общества лежат системы ценностей, и аль-Фараби на основе этого дает следующую классификацию человеческих сообществ:

1. Невежественный город — его жители не знают и никогда не знали, что есть подлинное счастье, поэтому они и не стремятся к нему. За благо они почитают: «телесное здоровье, богатство, наслаждения, свободу предаваться своим страстям, почести и величие» [12]. Обладание этими благами и является счастьем для жителей невежественного города.

Невежественные города бывают нескольких видов:

а. Город Необходимости — где стремятся удовлетворять только насущные требования выживания;

В городе необходимости жители стремятся ограничиться лишь материальными вещами, теми, которые нужны «телу для его существования, — едой, питьем, одеждой, жилищем, половыми сношениями и помощью друг другу в достижении этого».

б. Город Обмена — где для жителей достижение богатства есть цель всей жизни;

Жители города обмена помогают друг другу для зажиточности и богатства, но не для достижения истинного счастья в. Город Низости и Несчастья — где царствует гедонизм, жители его стремятся к различного рода наслаждениям;

В городе низости и несчастья к такому наслаждению, которое действовало бы на чувства и воображение, стремятся возбудить веселье и утешаться забавами во всех их видах и проявлениях.

г. Город Честолюбия — где все стремятся к похвалам и признанию;

Жители честолюбивого города живут, помогают друг другу с целью самовосхваления, почитания чужими, славы и величия. Они стараются показать себя перед другими во всем «великолепии и блеске».

д. Город Властолюбия — где смыслом жизни является достижение власти, победа над другими людьми, их покорение и подчинение себе;

Город властолюбивый — это такой город, жители которого стремятся к покорении других городов, непоколебимости своих, для них основой радости и счастья становится — победа над другими.

е. Город Сластолюбия — где правит бал полная распущенность.

Сластолюбивый город не ограничивает страсть. То ест культ материального, властвования, денег, полового сношения стоит на первом месте, так как она не ограничена ничем.

Коллективный Город. Это Город, в котором сочетается низменное и возвышенное. В нем наряду с порочными людьми живут и праведники, мудрецы, достойные высокого звания Человек. Поэтому есть надежда, что при своевременной и правильно выбранной стратегии, при реальных усилиях Благоразумного Правителя он может превратиться в Добродетельный Город. Так, к числу коллективных городов аль-Фараби отнес Багдад. Он очень любил этот город, но видел в нем свои недостатки, по которым его относил к числу «невежественных» городов.

  • 2. Безнравственный город — его жители знают, что есть истинное счастье и добродетели, но ведут себя так, как будто не знают их, как невежественные.
  • 3. Переменчивый город — был Добродетельным, но впоследствии переменился.
  • 4. Заблудший город — его жители полагают, «что счастье будет после этой жизни», т. е. надеются на загробную жизнь.
  • 5. Добродетельный город — «в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье», где царит мир и взаимоподдержка, где «люди помогают друг другу в целях достижения счастья». Такой город управляется централизованно, а его глава обладает всеми добродетелями. Аль-Фараби считал, что будущее есть только у Добродетельных городов, всех же остальных ждет распад и гибель. Но, по мнению аль-Фараби, «вся земля станет добродетельной, если народы, ее населяющие, будут помогать друг другу для достижения счастья».

Государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество.

Государство есть достояние народа, связанного между собой в вопросах права и общностью интересов. Причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе.

Глава «добродетельного» города, будучи просвещенным правителем, должен обладать добродетелями — интеллектуальными и нравственными. Интеллектуальные добродетели — разумность, сообразительность, острота ума. Наряду с этим и важную роль играют и нравственно-этические добродетели — правдивость, умеренность, щедрость, справедливость. Правитель же «невежественного» города не является мудрым, стремится к собственным наслаждениям, добивается почестей путем насилия и обеспечивает наследственную передачу власти, также его главной целью является — приобретение богатства нечестным путем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой