Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Человек в пространстве культуры и образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные… Читать ещё >

Человек в пространстве культуры и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вся жизнь человека представляет собой непрекращающееся его становление и образование. А. В. Луначарский считал, что основным стержнем разумного бытия каждого достойного жить человеческого существа и всей сознательной жизни человеческого общества и есть явление образования. «Человек живет исключительно для того, чтобы образовываться. Даром потерянной является каждая минута жизни, каждый жизненный акт, которые не усиливают нашего духа, не расширяют русла нашей жизни»[1].

Образование можно определить как вхождение ребенка в контекст современной культуры. Но такое вхождение не совершается без помощи взрослых, в частности без помощи педагогов, которые профессионально оснащены умениями вводить ребенка в контекст культуры.

Платон

Государство

(70—60-е годы IV в. до н.э.)

«Двоякое воспитание стражей: мусическое и гимнастическое

Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела — это гимнастическое воспитание, а для души — мусическое.

Да, это так.

И воспитание мусическое будет у нас предшествовать гимнастическому.

Почему бы и нет?

Говоря о мусическом воспитании, ты включаешь в него словесность, не правда ли?

Я — да.

Два вида словесности: истинный и ложный.

Роль мифов в воспитании стражей

В словесности же есть два вида: один — истинный, а другой — ложный?

Да.

И воспитывать надо в обоих видах, но сперва — в ложном?

Вовсе не понимаю, о чем это ты говоришь.

Ты не понимаешь, что малым детям мы сперва рассказываем мифы? Это, вообще говоря, ложь, но есть в них и истина. Имея дело с детьми, мы к мифам прибегаем раньше, чем к гимнастическим упражнениям.

Да, это так.

Потому-то я и говорю, что сперва надо приниматься за мусическое искусство, а затем за гимнастическое.

Правильно.

Разве ты не знаешь, что во всяком деле самое главное — эго начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного. Тогда всего более образуются и укореняются те черты, которые кто-либо желает там запечатлеть.

Совершенно верно.

Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем мнениям, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?

Мы этого нив коем случае не допустим.

Прежде всего, нам, вероятно, надо смотреть за творцами мифов: если их произведение хорошо, мы допустим его, если же нет — отвергнем. Мы уговорим воспитательниц и матерей рассказывать детям лишь признанные мифы, чтобы с их помощью формировать души детей скорее, чем их тела — руками"[2].

Такое видение процесса образования ставит ряд проблем:

— владеет ли сам педагог современной культурой;

находится ли та социальная группа, которую представляет педагог, на уровне культуры;

  • — как увязать культурные ценности с предметным содержанием;
  • — какими методами, способами вводить ученика в культуру;
  • — возможно ли описать содержание современной культуры и т. д.

Все психические функции человека, направляющие и организующие его деятельность, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, имеют свои глубинные корни не внутри отдельного человеческого индивидуума, не внутри его организма и личности, а вне его — в общении индивидов, в их отношении друг к другу, к вещам и идеям, созданным людьми. Согласно точке зрения Ж. Пиаже, социальная среда приравнивается к факторам, влияющим наряду с созреванием и индивидуальным опытом на развитие интеллекта ребенка. Суть этого влияния заключается в том, что стадии развития интеллекта могут ускоряться или замедляться в зависимости от культурного и образовательного окружения ребенка.

Воспитание как социальная акция служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистические явления ради возможности совместной жизни. Во всяком случае, никто в мире не знает иной силы, кроме как воспитательной, способной хотя бы отчасти переупорядочить человеческое общежитие, чтобы уменьшить неудовлетворенность культурой, отказаться от принуждения культурой и от подавления влечений. Для этого воспитание призвано снять отчуждение человека от культуры, сделать культуру «своей», помогающей достойно справиться с жизнью, а не усложняющей ее без какого бы ни было достойного человека вознаграждения.

Воспитание способствует интериоризации культурных предписаний {инкультурации — процессу освоения индивидом норм общественной жизни и культуры), сочетая внутренние задатки ребенка с активно обращенными к их саморазвитию внешними обстоятельствами, приводя к первым успехам и закрепляя их последующими. Невозможно принуждение воспитанников к усвоению информации, смысл и личностное значение которой ускользает от их чувств и сознания. Школа призвана не только оберегать от разрушения, забвения, искажения культурного наследия, ее долг обеспечить то самое приращение культуры, которое продвигает человечество к достойной жизни.

Одним из основных принципов существования и развития образования является культуросообразность. Принцип кулътуросообразности, императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

В русле развивающего обучения на основе принципа культуросообразности и культурно-исторического подхода к образованию формируются специальные типы образовательных сред и программ. Образовательное пространство современной отечественной школы становится более цельным, объединяющим два направления, — основное и дополнительное образование. Сближаются также урочная и внеурочная деятельность, процессы обучения, воспитания и развития. Работа в поле культуры позволяет педагогам уйти от надзирательности и прямолинейного морализирования, преодолеть «предметный эгоизм» (термин Ю. К. Бабанского) и научиться сотрудничеству. Педагоги, создающие в школе культуротворческую среду, сами обогащаются в профессиональном, творческом и личностном планах. Это связано с неизбежным расширением общекультурного кругозора и возможностью выйти из рамок своего учебного предмета. Учитель получает возможность реализовать свои интересы и способности, которые до сих пор не были востребованы. Кроме того, он вынужден искать новые формы работы, адекватные новому культурологическому содержанию образования. Школа постепенно становится открытой системой, которая стимулирует использование новых идей, методов и форм работы; стремится к постоянным контактам с музеями, театрами, библиотеками; привлекает новых людей, готовых делиться своими знаниями с детьми.

Взаимодействие человека с культурой сообщества в своем конкретном развертывании протекает в семье, школе, детском саду, на работе, на отдыхе, с отдельными людьми, с книгами, телепередачами, Интернетом и др. Соприкосновение со всеми этими гранями культуры раздвигает горизонты образования личности, так как каждая из них является носителем некоторой информации, определенных ценностей, обычаев, норм поведения. Однако только то взаимодействие оказывает образовательное влияние на личность, которое становится для нее значимым.

Д. С. Лихачев Земля родная.

«Я люблю Древнюю Русь.

В Древней Руси было много таких сторон, которыми отнюдь не следовало бы восхищаться. Но, тем нс менее, я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку чрезвычайно интенсивную в разных группах общества исправить недостатки: и среди крестьянства, и среди военных, и среди писателей. Недаром в Древней Руси так была развита публицистика, несмотря на жесточайшие преследования любого проявления скрытого или явного протеста против эксплуатации и произвола.

Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление, борьба даже просто за военную организацию, более совершенную и лучшую, которая могла бы оборонить народ от постоянных вторжений, — она меня и притягивает. Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть подлинные корни подвижнического, мужественного служения интересам родной земли, интересам своего народа.

Патриотизм — начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов — все определять в человеке и все освещать. Патриотизм — э го гема, если гак можно сказать, жизни человека, его творчества.

Патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания. С этой точки зрения мне кажется, что работа краеведов в сельской школе очень показательна. Действительно, патриотизм, прежде всего, начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей нашей необъятной стране. Как не исключает любовь к своей школе, скажем, любви, прежде всего, к своему учителю…

На мой взгляд, у каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. А для этого мало быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь своей современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, — без этого невозможно, в конечном счете, общение с людьми, а как это важно, каждый из нас знает по своему жизненному опыту…

Каждая культура ищет связей с прошлым, обращается к одной из культур прошлого. Ренессанс и классицизм обращались к античности. Барокко и романтизм обращались к готике. Наша современная культура обращается к эпохам большого гражданского подъема, к эпохам борьбы за национальную независимость, к героическим темам"[3].

Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т. е. в результате ценностного отношения. Чтобы воспитание реализовало подобные установки, его необходимо осуществлять на следующих идеях, вытекающих из гуманистических течений в педагогике:

  • 1) понимание воспитания как органической части целого — образования личности, осуществляющегося под влиянием как внешних факторов, так и внутренних процессов саморазвития личности; как взаимодействия (сотрудничества) взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса;
  • 2) реализм целей воспитания,
  • 3) разработка базовой культуры личности как основания для определения содержания воспитания;
  • 4) установка на жизненное самоопределение личности воспитанника как основополагающая опора для гуманистической ориентации педагога в образовательном процессе.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется, если обобщить различные источники, такими свойствами, как гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования — ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на становление и развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хороню знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов.

Диверсификация — широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация — ориентация образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта.

Многовариантность — создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех, ориентация обучаемых на самостоятельный выбор и принятие ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых.

Многоуровневостъ — организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования (например, бакалавриат, магистратура, аспирантура как ступень образования).

Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее время.

Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особенностей обучаемых во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность — процесс постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизни в связи с быстро меняющимися условиями.

В личностно-ориентированном педагогическом взаимодействии роль педагога — сопровождающая. Задача учителя — помочь каждому ученику в построении его индивидуальной траектории образования. Педагогикой, оберегающей индивидуальное развитие ребенка от внешних природных, наследственных зависимостей, является природосообразная (охранительная, сопровождающая) роль педагога.

Потребность в самоотождествлении индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами является одной из ведущих человеческих потребностей и определяется в науке понятием «идентичность». Автор термина — Эрик Эриксон (1902—1994) считал, что идентичность выступает фундаментом любой личности, показателем ее психосоциального благополучия. А. Г. Маслоу выделяет потребность в самоидентичности в качестве третьей базовой потребности человека. Есть разные виды идентичности. Рассмотрим культурную идентичность личности.

Культурная идентичность — принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе и его оценка отношений к миру, сформированная с позиций данной культуры.

Аксиомой в культурологии является утверждение, согласно которому каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность. Утрата идентичности приводит к отчуждению человека от окружающего мира и выражается в таких болезненных ощущениях, как деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и т. п. Потеря идентичности происходит в связи с возрастными кризисами, а также в связи с быстрыми изменениями социокультурной среды, которые человек не успевает осознавать.

Таким образом, образование, культура и личность являются взамосвязанными и взаимоопределяющими факторами существования и развития любого социума.

Контрольные вопросы и задания.

  • 1. Как вы понимаете утверждение о том, что образование — это вхождение ребенка в современную ему культуру с помощью педагога?
  • 2. Как воспитываемый (обучаемый) может продуктивно присваивать культуру, развивая на ее основе свою индивидуальность и самобытность?
  • 3. Охарактеризуйте свойства современного образования.
  • [1] Луначарский А. В. Задачи внешкольного образования в Советской России // О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.
  • [2] Платон. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 155—158.
  • [3] Лихачев Д. С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. С. 14—18.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой