Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обязательственное право Египта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Договор купли-продажи. Для него требовалась обязательная письменная форма. Договор подтверждался несколькими свидетелями, количество которых зависело от предмета договора. Своеобразной была форма договора. Она состояла из двух взаимных клятв перед богами и свидетелями, что продавец и покупатель совершили действия, которые являются содержанием договора. Например, продавец клялся: Договор займа… Читать ещё >

Обязательственное право Египта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обязательственное право было представлено следующими видами договоров.

Договор купли-продажи. Для него требовалась обязательная письменная форма. Договор подтверждался несколькими свидетелями, количество которых зависело от предмета договора. Своеобразной была форма договора. Она состояла из двух взаимных клятв перед богами и свидетелями, что продавец и покупатель совершили действия, которые являются содержанием договора. Например, продавец клялся:

«Я получил 50 дебен меди за этого быка. Я не буду скорбеть из-за него ни завтра, ни в будущем» [Лурье, 1960, с. 201].

Договор займа. Условия его заключения такие же, как и для предыдущего вида договоров. Основное отличие этих видов обязательств в Египте от обязательств прочих стран — отсутствие ростовщического процента. При просрочке уплачивалась пеня, которая могла быть, правда, замаскированным процентом, но только в случае небрежного исполнения должником своих обязательств:

«Он сказал: «Как существует Амон, как существует правитель! Если я не | верну] эти 11Дшат… до истечения месяца, я буду должен ему вдвойне» [Там же, с. 195].

Однако, повторим еще раз, взыскание просроченного долга в Египте можно было обращать только на имущество, а не на личность должника. Кодекс Бокхориса (VIII в. до Р.Х.), как сообщает Диодор Сицилийский, разрешил, однако, процент на долг, но ограничил его 100% к сумме основного обязательства вне зависимости от срока. В конце концов должник должен был выплатить долг не более чем в двукратном размере.

Договор найма. Этот вид договоров осуществлялся в виде найма для работы и найма вещей. Документов о найме свободной рабочей силы до нас не дошло. Наоборот, до нас дошло несколько актов, описывающих наказание рабочих за то, что они в основное рабочее время работали на заказы посторонних лиц. Такое негативное определение, впрочем, доказывает существование свободного труда в Египте и изготовление вещей на продажу в свободное от несения государственной повинности время. Вот образец подобной записи (время фараона Рамзеса VI, XIX династия):

«Этот день, когда пришел писец Псиур в закрытую [для посторонних] часть царского некрополя. Он послал двух начальников подразделений и писца царского некрополя Хору… Далее писец Псиур обратился в суд вместе с рисовальщиком Небнуфе. Нашли, что писец Псиур прав. Нашли, что рисовальщик Небнуфе виноват. Суд приговорил: „Дать ему [Небнуфе] 100 ударов палкой и 10 ожогов и назначить его ломать камень, [до тех пор] пока не сотворит высший сановник помилование ему“» [Богословский, 1980, № 1, с. 28−29].

Повторим: поводом для наказания послужила работа рисовальщика на самого себя (на заказ) в принадлежащее фараону время.

Поскольку в Египте существовало государственное регулирование рабочей силы, то мы можем предположить обязательную регистрацию таких (locatio-conductio) договоров. Она фактически осуществлялось тем писцом или должностным лицом, которое составляло договор найма. Например:

«3 год, второй месяц перт, 1 день. В этот день дан осел маджаю Амонхау для его работы. И он работал у него 42 дня. Это составляет 5 дебен меди в месяц. Квартальный Амон» [Лурье, I960, с. 200]. Или образец найма рабыни:

«День, когда обратился Небмехи — он пастух храма Аменхотеп, к Месуа, главе пастухов рогатого скота, говоря: „Я наг, дай цену двух дней рабыни Харит“. Тогда Месуа, пастух рогатого скота, дал ему простыню: составляет ЗУ2 шат» (Лурье, 1960: 159−160).

Договор дарения. Именно посредством этого договора фараон осуществлял земельные пожалования своим слугам (XX династия):

«Его величество повелело дать как награду штандартоносцу чужеземной страны Уирмаатранахту, правогласному, 16 арур поля в округе поселения Хериу. Его источник — колодец Сементауи» [Там же, с. 187- 1881.

Естественно, договор дарения мог быть оформлен только в письменном виде. В виде договора дарения, как мы понимаем, оформлялись и многочисленные номинальные вклады в храмы. Что же касается примеров простого дарения, не обремененных какими-либо условиями, то, очевидно, они существовали — просто до нас не дошли их образцы.

С особенностью договора дарения как условного дарения, обремененного каким-то встречным обязательством, может быть связана такая черта этого вида договоров на Востоке, как их срочность. Например, договор дарения приобрел срочные формы в Византии в IV—VII вв. по Р.Х., что исследователи объясняют влиянием Востока. Кажется, мы можем объяснить это еще и влиянием усилившегося феодализма. Правовой основой этого общественного явления была условность: держание земли под условием службы кому-либо.

Что касается договора залога как способа обеспечения договора займа, то до нас о нем дошли крайне скудные сведения. Известно, например, что можно было дать в залог мумию собственного отца. Отсюда можно сделать вывод, что залог в Египте носил характер pignus, если сравнивать его с аналогичным институтом римского права.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой