Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационно-правовое обеспечение управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с современной доктриной в литературе совершенно обоснованно поставлен ряд вопросов, касающихся содержательного исследования правовых сообщений, сведений, циркулирующих в государственных органах, анализа данных правовой статистики, изучения потоков законодательных материалов. Обращено внимание и на изучение права с позиций математической теории информации (с точки зрения понятий… Читать ещё >

Информационно-правовое обеспечение управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

  • — знать, что представляет собой информационно-правовое обеспечение управления в широком и узком смысле, как устроен информационный процесс и каким образом осуществляется управление в информационно-правовых системах;
  • —уметь определять, с чего начинается и чем заканчивается цикл социально-правового управления, роль и значение социальной (правовой) информации, информационных систем в процессе социальноправового управления;
  • — владеть знаниями о том, каким образом принимаются правовые решения в сфере управления.

Понятие социальной информации управления. Информационный процесс

На современном этапе развития общества информационное обеспечение управления представляет собой важнейшее направление деятельности нашего государства в экономической, социальной и правовой области. Этот вид деятельности носит всеобщий характер и, очевидно, относится к общесоциальным функциям государства наравне с социальным обеспечением нетрудоспособных граждан, поддержкой и развитием здравоохранения, защитой прав и свобод граждан и т. д. С точки зрения информационного права в широком смысле такую функцию можно определить как сложившуюся предметную деятельность российского государства и его органов управления по информированию граждан о насущных проблемах; непосредственную связь между сущностными, формальными признаками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в процессе информационного обеспечения управления; направленность деятельности государства и иных уполномоченных субъектов на решение информационных задач в строгих правовых формах. В узком смысле информационно-правовое обеспечение управления выражается в практической деятельности специальных органов власти по реализации политики государства в области информатизации и информационного обслуживания населения, его интересов в данной сфере.

В соответствии с современной доктриной в литературе совершенно обоснованно поставлен ряд вопросов, касающихся содержательного исследования правовых сообщений, сведений, циркулирующих в государственных органах, анализа данных правовой статистики, изучения потоков законодательных материалов. Обращено внимание и на изучение права с позиций математической теории информации (с точки зрения понятий вероятности, разнообразия, энтропии и др.), общих законов управления и регулирования (законы необходимого разнообразия, изменения и др.)[1].

Однако общая постановка и некоторое освещение информационно-правовых проблем — это еще не их решение, что особенно касается исследования актуальных вопросов права с позиций современной теории информации, насыщенной не только сложными содержательными, качественными, но и количественными представлениями. До сих пор остается малоисследованной проблема управления правовыми образованиями с точки зрения теории оптимизации и системного анализа.

В связи с этим обозначим ряд оптимизационных проблем управления и информации в правовых системах. Здесь же следует особое внимание уделить формально-логическим аспектам социально-правового управления и информации, которые недостаточно исследованы в правовой науке. Речь идет о концепции «электронного государства», ГАС «Правосудие»[2], ГАС «ВАК»[3], различных локальных АСУ, ИПС в области права, а также о процессе подготовки и принятия управленческих решений с использованием компьютеров и сетей различной природы, постановке юридических задач. Все указанные аспекты должны быть обозначены в рамках Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212. Для этого прежде всего представим с содержательных позиций управление правовыми системами как информационный процесс.

Следует уточнить, что в правовой реальности все процессы управления (регулирование, правотворчество, законность, правопорядок и др.) находятся в неразрывном единстве. Информация здесь выступает в качестве важнейшего атрибута; именно благодаря ей самоуправляемая правовая система способна эффективно воздействовать на свои компоненты, внешнюю среду и решать возникающие социально-правовые задачи, регулировать поведение людей.

Процесс правового воздействия на общественные отношения, или процесс социально-правового управления, как отмечают В. В. Глазырин и В. И. Никитинский, осуществляется на основе реализации ряда функций: это определение правовой задачи воздействия на управляемый процесс; исследование юридической проблемы и постановка диагноза; выявление основных целей задачи; поиск решения юридической проблемы; принятие нормативно-правового акта; его реализация; контроль за исполнением нормативно-правового решения и оценка его эффективности[4]. Думается, что подобный подход можно дополнить информационным анализом проблемы.

В этом смысле процесс социально-правового управления представляется возможным рассматривать как реализацию совокупности информационно значимых функций: постановки целей социально-правового управления; получения и восприятия поступающей правовой и иной информации, ее регистрации, хранения и обработки; принятия определенного юридического решения (либо без такового); передачи и использования социально-правовой информации. При этом, исходя из трактовки права как инструмента социального управления, необходимо отметить, что настоящая информация касается не только норм права и сведений о их действии, но и данных о взаимодействии экономических и правовых систем, определенных сведений о деятельности предприятий, объединений, граждан и т. д.

  • [1] См., например: Венгеров А. Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Советское государство и право. 1977. № 10; Банило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2. С. 5—14; Просвирнин Ю. Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве: автореф. дис… д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 28—30; Его же. Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования. Воронеж, 2000. С. 209—277.
  • [2] URL: sudrf.ru/.
  • [3] Фабрике знаний — свой ОТК / Российская газета. № 4618.2008.21 марта.
  • [4] См.: Глазырин В. В., Никитинский В. И. Эффективность правовых норм. М.: Юридическая литература, 1980. С. 13; Халфина Р. О. Право как средство социального управления. М.: Наука, 1988.256 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой