Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация управления органами внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чрезвычайные обстоятельства в значительной степени изменяют содержание работы органов внутренних дел. Они вызывают необходимость в использовании специальных организационных форм, новых тактических приемов и методов управления и осуществления оперативно-служебной деятельности. Эффективность этой деятельности непосредственно связана с уточнением особенностей компетенции органов внутренних дел… Читать ещё >

Организация управления органами внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общее руководство государственными органами обеспечения чрезвычайного положения осуществляет президент Российской Федерации. Совместно с Федеральным Собранием РФ в пределах своей компетенции он определяет стратегию обеспечения чрезвычайного положения, принимает оперативные решения по обеспечению чрезвычайного положения, в том числе создает специальные органы управления и координации. Кроме того, президент РФ возглавляет Совет безопасности Российской Федерации. Основными задачами Совета безопасности РФ являются:

  • • определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление угроз объектам безопасности;
  • • разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ и их обеспечения;
  • • подготовка оперативных решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, экологические и иные последствия;
  • • подготовка рекомендаций президенту РФ для принятия решений в области обеспечения безопасности;
  • • подготовка предложений президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
  • • разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности.

Руководство государственными органами обеспечения действия в особых условиях осуществляет Правительство РФ. Оно организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий, обеспечивает их финансирование, оказывает финансово-экономическую помощь регионам, где объявлено чрезвычайное положение.

Для обеспечения того или иного правового режима (военного, чрезвычайного положения) используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и др. Система сил и средств зависит от целей введения правового режима, периода действия, территории и т. д.

Чрезвычайные обстоятельства в значительной степени изменяют содержание работы органов внутренних дел. Они вызывают необходимость в использовании специальных организационных форм, новых тактических приемов и методов управления и осуществления оперативно-служебной деятельности. Эффективность этой деятельности непосредственно связана с уточнением особенностей компетенции органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах. Именно компетенция определяет формы и методы деятельности, а также средства, содержание и объем их задач. Кроме того, компетенция — это основа организационно-управленческой деятельности, поэтому она служит решающим фактором при определении характера и способа взаимодействия между органами внутренних дел и иными органами и структурами.

В последние годы в отдельных регионах России в связи с масштабными стихийными бедствиями и социально-политическими конфликтами неоднократно возникали кризисные ситуации. При разрешении этих ситуаций имеющийся опыт управления органами внутренних дел указывает на необходимость более четкого правового регулирования задач правоохранительной деятельности применительно к различным обстоятельствам и степени их сложности, а также разделения задач, форм и методов правоохранительной деятельности на стадии зарождения, эскалации и ликвидации кризисной обстановки.

На стадии зарождения кризисных ситуаций должно быть уделено внимание тем формам организационно-управленческой деятельности, которые позволяют наиболее полно обеспечить готовность сил и средств к адекватным действиям. К ним относятся:

  • • объективное прогностическое моделирование развития обстановки;
  • • анализ путей разрешения ситуации;
  • • осуществление дополнительных профилактических мероприятий;
  • • активизация разъяснительной работы среди населения;
  • • охрана объектов жизнеобеспечения, связи и управления;
  • • проведение подготовительных мобилизационных мероприятий, в том числе на случай введения чрезвычайного или военного положения.

На стадии эскалации кризисной ситуации должны четко решаться более сложные организационно-управленческие задачи, в том числе:

  • • мобилизация всех сил и средств правоохранительных органов;
  • • приведение в полную готовность необходимых материально-технических и финансовых ресурсов;
  • • блокирование территории (зоны) кризисной ситуации;
  • • привлечение достаточных сил и средств для пресечения массовых противоправных действий;
  • • проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий;
  • • проведение эвакуации,
  • • организация карантинных зон и временных лагерей для беженцев и эвакуированных.

На стадии ликвидации кризисной ситуации формы и методы правоохранительной деятельности должны быть согласованы с решением не менее важных организационно-управленческих задач. Эти задачи включают в себя:

  • • оказание всесторонней помощи пострадавшим;
  • • сопровождение погибших и раненых;
  • • розыск лиц, пропавших без вести;
  • • организацию охраны брошенного имущества и ценностей;
  • • оказание помощи органам власти и управления в ликвидации последствий кризисных ситуаций, в том числе активную разъяснительную работу о проводимых мероприятиях;
  • • проведение мероприятий для предупреждения рецидива ситуации.

Опыт деятельности органов внутренних дел во время различного рода чрезвычайных обстоятельств позволил ввести дополнительные, качественно новые обязанности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности. К ним относятся:

  • • применение нестандартных методов работы, которые должны быть направлены на сбор дополнительной информации;
  • • спасение людей и имущества;
  • • защита населения от возникшей опасности;
  • • организация пропускного режима;
  • • предупреждение конфликтных ситуаций, чреватых паникой и массовыми беспорядками;
  • • недопущение случаев мародерства и др.

Деятельность органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах регулируется не только действующим чрезвычайным законодательством, но и законами, определяющими исполнение текущих задач оперативно-служебной деятельности. По отдельным вопросам деятельности служб и подразделений систему законодательных актов дополняют нормативные правовые акты МВД России.

Отличительной особенностью управления силами и средствами органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах является наличие требований МВД России по специальному планированию и организации функционирования оперативных штабов.

Специальный (типовой) план — это заблаговременно разработанный алгоритм выполнения определенных мероприятий, предназначенных для проведения специальных операций, цель которых — предотвращение тех или иных кризисных ситуаций и порядок ликвидации их последствий. Данный план содержит предполагаемые варианты развития событий и способы их решения на разных стадиях, поэтому он носит ситуационный и прогностический характер. Кроме того, он отвечает всем требованиям управленческого решения, поскольку обеспечивает законность, реальность, четкость, ясность и лаконичность управленческого документа.

Специальные планы предназначены для поддержания постоянной готовности органов внутренних дел к выполнению возлагаемых служебно-боевых задач при осложнении оперативной обстановки на локальной территории либо объекте. Эти планы разрабатываются с учетом особенности территории обслуживания, дислокации объектов жизнеобеспечения и управления, объектов хранения и использования сильнодействующих и взрывчатых веществ, расположения воинских частей и военных образовательных организаций, транспортных магистралей и иных объектов.

План призван решать типовые (стандартные) ситуации, которые могут возникнуть на территории обслуживания и должны быть ликвидированы либо собственными силами и средствами, либо с привлечением дополнительных (приданных) сил и средств, дислоцированных на той же территории. Он используется при необходимости применения неотложных мер реагирования в случаях:

  • • явлений криминального характера (групповые нарушения общественного порядка, побеги преступников из мест лишения свободы, от охраны конвоя; появление на территории города, района, края, области, республики вооруженных и особо опасных преступников; захват преступниками транспортных средств и заложников; попытки нападения на органы власти и управления и некоторые другие случаи);
  • • явлений техногенного характера (аварии на транспортных магистралях и путепроводах, объектах хранения сильнодействующих, отравляющих и взрывчатых веществ, энергетических станциях и линиях электропередачи; обрушения зданий, пожары и др.).

В плане отражаются:

  • • задачи и функции, которые могут возникнуть при конкретных обстоятельствах;
  • • перечень действий исполнителей;
  • • последовательность мероприятий и примерные сроки их реализации;
  • • количественный и качественный состав имеющихся и необходимых сил и средств;
  • • источники и порядок формирования группировки сил;
  • • система управления и связи;
  • • порядок координации и взаимодействия с различными формированиями, принимающими участие в проведении операции;
  • • конкретные мероприятия по ресурсному и иному обеспечению личного состава.

Таким образом, план позволяет заблаговременно довести до исполнителей их задачи и отработать с личным составом порядок действий по предотвращению тех или иных кризисных ситуаций и ликвидации их последствий.

Руководство силами и средствами, задействованными для ликвидации кризисных ситуаций, осуществляет оперативный штаб. Его структура и задачи отличаются от структуры и задач штабных подразделений, повседневно действующих в системе органов внутренних дел, решающих текущие организационно-управленческие задачи. Оперативные штабы создаются по территориальному принципу — республиканские, краевые, областные, а на территории, обслуживаемой крупными органами внутренних дел, — городские и районные. Штабы образуются как объединенные органы управления. В них входят руководители органов внутренних дел и органов безопасности, начальники отраслевых служб, образовательных организаций и командиры воинских частей, дислоцированных на территории. Членами оперативного штаба могут назначаться руководители отраслевых служб, отдельные сотрудники.

Рабочий аппарат оперативного штаба формируется на базе структурного штабного подразделения, которое усиливается за счет представителей иных подразделений и служб и может состоять из следующих групп.

  • 1) группа организации связи;
  • 2) группа разведки и прогнозирования;
  • 3) организационно-аналитическая группа;
  • 4) группа тылового обеспечения;
  • 5) группа защиты личного состава.

В зависимости от конкретных условий в состав рабочего аппарата могут входить и другие подразделения. По решению руководителей органов государственной власти и управления при штабе могут быть их полномочные представители.

Организационная структура, персональный состав и обязанности членов оперативного штаба органов внутренних дел определяются начальником соответствующего органа внутренних дел и объявляются его приказом. Структура и персональный состав объединенного оперативного штаба объявляются совместным приказом ведомств, которые выделяют к выполнению задач свои силы и средства.

Функции оперативного штаба реализуются при выполнении трех групп задач.

  • 1. Задачи обеспечения постоянной готовности сил и средств предполагают осуществление следующих мероприятий организационного характера:
    • • анализ оперативной обстановки, корректировка планов действий в тех или иных ситуациях;
    • • организация профессионального обучения, моральной, психологической подготовки личного состава к выполнению специальных задач;
    • • систематическая проверка состояния готовности сил и средств, в том числе путем проведения комплексных командно-штабных учений с руководящим и личным составом;
    • • контроль обеспеченности личного состава оружием, специальными средствами, специальной и боевой техникой, транспортом, средствами связи, бытовым и медицинским оборудованием, а также питанием;
    • • создание и совершенствование системы управления силами и средствами, систем оповещения и сбора личного состава по тревоге;
    • • изучение и внедрение передового опыта, в том числе зарубежного.
  • 2. Задачи оперативного управления силами и средствами включают деятельность оперативного штаба непосредственно в кризисный период. К ним относятся:
    • • введение в действие соответствующего специального плана, сбор и приведение в готовность сил и средств;
    • • развертывание пунктов управления и организация связи, а также скрытого управления силами и средствами;
    • • сбор и анализ информации об оперативной обстановке и ее изменениях;
    • • принятие решения о развертывании сил и средств, в том числе и о проведении специальных операций;
    • • организация взаимодействия и поддержание его в ходе выполнения отдельных задач;
    • • фиксация всех решений и принимаемых мер;
    • • организация боевого обеспечения;
    • • учет потерь личного состава, боевой техники, оружия и других средств, оказание помощи пострадавшим;
    • • организация воспитательной работы с личным составом;
    • • организация ресурсного обеспечения;
    • • информационное взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью.
  • 3. Задачи ликвидации последствий кризисных ситуаций включают в себя осуществление оперативным штабом перечисленных ниже стабилизирующих мер:
    • • организация охраны общественного порядка в период ликвидации последствий происшествия;
    • • организация сбора и возвращения личного состава в места постоянной дислокации;
    • • анализ проведенных действий, организация их разбора с личным составом, внесение изменений в планы и с учетом проведенной работы;
    • • изучение и расследование причин и условий происшествий;
    • • информирование населения, средств массовой информации о действиях органов внутренних дел в складывающейся обстановке;
    • • подготовка и представление докладов о выполнении задач в инстанции.

В кризисный и послекризисный периоды для эффективного управления силами и средствами органов внутренних дел крайне актуальна правильная организация функционирования пунктов управления, в которых концентрируется основной объем деятельности оперативного штаба. Командный пункт размещается в месте постоянной дислокации органа внутренних дел. Кроме того, в установленном месте заранее готовится дублирующий командный пункт, который оборудуется с тем расчетом, чтобы в случае выхода из строя основного командного пункта он смог взять на себя управление силами и средствами.

Эффективность всей организационно-распорядительной деятельности при подготовке, локализации и ликвидации последствий различных ситуаций, организации охраны общественного порядка и общественной безопасности находится в прямой зависимости от состояния взаимодействия. Тактические особенности деятельности органов внутренних дел в кризисных ситуациях заключаются прежде всего в структурной реорганизации. Отдельные оперативно-служебные задачи, предусмотренные специальным планом, решаются в составе специализированных групп и отрядов.

Поскольку состав групп и овладение навыками решения чрезвычайных задач в текущей деятельности остаются переменными категориями, то выполнение возлагаемых на них функций и осуществление эффективного взаимодействия является одной из актуальных проблем управления в любых чрезвычайных обстоятельствах. Другие проблемы деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах связаны с правовым регулированием форм и методов взаимодействия с иными структурами (рис. 12.1).

Особенности управления в экстремальных условиях.

Рис. 12.1. Особенности управления в экстремальных условиях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой