Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общеметодологические и общенаучные подходы в исследовании воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый народ решает разные задачи в процессе своего эволюционностадиального развития, что предполагает не только выработку лучших качеств и способностей, но и «отработку» накопившихся за предыдущий период негативных качеств и черт национального характера, т. е. «очищение» своей «этнодуши». Данное высказывание относится к концепции «космоэволюционной модели», основанной на космографическом… Читать ещё >

Общеметодологические и общенаучные подходы в исследовании воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность системного подхода, представленного в идеях С. И. Архангельского, В. Г. Афанасьева, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского, В. Н. Садовского, Ю. П. Сокольникова, Э. М. Сороко, А. И. Субетто, А. И. Уемова, Г. П. Щедровицкого заключается в исследовании системной сущности, системных параметров и свойств некого целостного объекта. Такой подход создает возможности для понимания разнообразных аспектов интерактивных взаимосвязей процесса духовно-ценностного воспитания и его субъектов. Духовно-ценностное воспитание, предполагающее наличие компонентов, находящихся во взаимосвязях, и условиях, обеспечивающие его развитие, определяется понятием «система» через использование методологии теории систем.

Системный подход к воспитанию нацеливает на представление о нем как о «множестве элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют на основе этого определенную целостность и единство» [56, с. 20]. Системный подход — метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования [216, с. 37]. Системный подход к изучению конкретного объекта как базовой системы или подсистемы предполагает, с одной стороны, вычленение исчерпывающего класса подсистем базовой системы и, наоборот, включение объекта в качестве подсистемы в исчерпывающий класс подсистем некоторой базовой системы. Причем делается это на основе принципов системного анализа, которые рассматриваются по отношению к образованию как базовой системе.

Онтологический подход рассматривает проблемы воспитания с точки зрения логики бытия воспитанника и воспитателя. Личность, под влиянием духовных ценностей, вырабатывает самостоятельно жизненную позицию, которая становится ее субъектной позицией в системе отношений к миру, людям, самому себе в ситуациях развития и саморазвития.

Аксиологический подход связан с развитием теоретического и практико-ориентированного поиска ценностей и ценностных ориентаций личности в современном обществе. Его сущность заключается в утверждении приоритета духовных ценностей в воспитании. Педагогический аспект данного подхода заключается в том, чтобы духовные ценности стали приоритетными при рассмотрении общечеловеческих, отечественных и этнических ценностей в их культурном пространстве, в процессе осуществления воспитательной деятельности, направленной на процесс развития и саморазвития личности.

Синергетический подход к пониманию воспитания предлагается в исследовании воспитания как открытую, самоорганизующуюся, саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему, имеющую комплексную природу и требующую разностороннего, разноаспектного рассмотрения. Синергетический подход связан с принятием идеи о самоорганизации нелинейных динамических процессов, нелинейном воспитании личности, а также признании двойственности воспитания как целенаправленного процесса (создание определенных условий и осуществление определенных действий, направленных на успешность процесса развития ребенка) и многофакторности внутренних и внешних влияний, оказывающих воздействие на процесс развития и саморазвития ребенка.

Применение личностного подхода в настоящем исследовании детерминировано тем, что субъектами воспитания являются личности педагога, ребенка и его родителей. Воспитание определяет процессы культурного развития и саморазвития личности ребенка, педагога, а также родителей, способы освоения духовных ценностей и культуры, возможности для каждого ребенка найти пути освоения культуры в соответствии со своими индивидуальными основаниями, предпочтениями и представлениями. Воспитатель, являясь субъектом педагогической деятельности, реализует профессиональные функции с использованием своих индивидуально-психологических особенностей, индивидуальных личностных качеств на основе духовных ценностей. Эти характерные для педагога индивидуально-психологические особенности, качества, свойства личности являются важным фактором влияния на развитие личности ребенка, а также особенностей протекания культурных процессов в семье, образовательном учреждении, социуме.

Личностный подход диктует обязательный учет в определении воспитания индивидуального характера субъектов этого педагогического явления. Учитель реализует профессиональные функции с использованием своих индивидуально-психологических особенностей, индивидуальных личностных качеств. Ребенок и его родители проявляют свойственные только им качества личности и способы поведения.

Основанием изучения воспитания служит деятельностный подход, разработанный А. Н. Леонтьевым, потому что только в процессе деятельности возникает и развивается личность. Деятельностный подход к исследованию особенностей воспитания означает, что она формируется, проявляется и развивается только в процессе деятельности основных ее участников.

Он дает возможность:

опираясь на психологические теории деятельности (О. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев и др.), педагогической деятельности (И.В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, А. К. Маркова и др.) выявить внутреннюю ее структуру применительно к ученикам и их родителям, учителям; целям, задачам, условиям и средствам их реализации и результатам;

на основе исследования особенностей духовно-ценностного воспитания, качественных ее образцов, определить критерии качества ее развития.

Деятельностный подход к воспитанию означает, что оно формируется, проявляется и развивается только в процессе деятельности основных ее участников. Она выражает ценностные отношения и соответствующие им интерактивные связи конкретной образовательной системы. Воспитание — есть сфера развития тех сторон жизни детей и взрослых, которая помогает им в процессе взаимодействия раскрыть потенциальные возможности человека, направленные на становление его индивидуальности в условиях, определенных педагогическими идеями и концепциями, формами и методами работы, имеющая как ценностную значимость, так и их социальную и природно-генетическую обусловленность.

В данном исследовании используется культурологический подход (Е.В. Бондаревская, И. Е. Видт, Н. Б. Крылова и др.), который позволяет рассматривать развитие воспитания в контексте культурных идей, духовных ценностей и механизмов нелинейного саморазвития, а также отношений, образа жизни, выступающих условием для социокультурного развития личности, выявления и роста индивидуальных особенностей. Воспитание является комплексным многоуровневым явлением, включающим весь спектр направлений, особенности взаимодействия субкультурных полей педагогов, школьников и их родителей, уровень их общей культуры (культурный творческий потенциал) и механизмы ее освоения.

Культурологический подход в образовании раскрывает механизм вхождения ребенка в культуру, освоения ее элементов, присвоения тех или иных ценностей и идей в соответствии с уже заданными культурными предпочтениями личности. Использование понятия воспитания как раз помогает объяснить процессы освоения культурных идей и духовных ценностей, отношений в соответствии с субкультурными особенностями субъектов образовательной системы.

Средовый подход (Ю.С. Мануйлов, Л. И. Новикова, В.Д. Семенов) является важной методологической основой. Средовой подход в образовании включает теорию и технологию осуществляемого через среду управления процессами формирования и развития личности ребенка. В основе лежат идеи структурно-функционального анализа, синергетики, культурологии образования и положения философской лингвистики, феноменологии, теории коэволюции современной натурфилософии, теории социализации, теории воспитания.

Процессуально средовой подход представляет собой систему действий субъекта управления со средой, обеспечивающих диагностику, проектирование и реализацию воспитательного результата.

Средовой подход в практике образования не является, безусловно, оригинальной идеей. Ранее он существовал в виде средоведения, педагогики среды, ныне — в форме тех или иных направлений воспитательной работы с детьми. Воспитательная среда является синонимом воспитательной системы. Этнокультурный подход в воспитании (Н.Ф.Виноградова, Г. Ю. Неземковская и др.) — требует правильной организации деятельности детей, создание условий для педагогически целесообразных отношений к исследованию особенностей формирования качеств ребенка в образовательных учреждений, обеспечивает процесс этнокультурной социализации подрастающего поколения и рассматривается как совокупность принципов природосообразности, диалога культур, толерантности, реализующихся в образовательном процессе на основе освоения этнических культур становление ребенка как гражданина своей страны, представителя этноса и мира, готового к успешной деятельности в поликультурной среде.

Для проводимого нами исследования (анализ воспитания в разных странах) важны социологические и этнопсихологические теории, которые являются методологической основой теории воспитания [351,198]. Совокупность рассмотренных ниже теорий помогает выявить национальнопсихологические особенности на воспитание и обучения этноса, выявить специфические методы, формы воспитания разных народов, учитывая их стадии развития, тип общества (национально-психологические особенности, национальный характер, дух народа, «отработки» национальных черт характера на основе духовных и гуманистических ценностей), позволяющие определить наиболее эффективные способы воспитания сегодня и перспективы его развития.

Теории о возникновении и развитии разных типов национальных обществ. Теория эволюционизма Г. Спенсера. Понятие эволюции, используемое Контом, было использовано Г. Спенсером для объяснения постепенного качественного изменения общества путем его перехода от одного состояния к другому в направлении его усложнения, роста разнообразия новых социальных структур и видов деятельности. Увеличиваются контакты людей, требуется больше усилий для поддержания хороших межличностных отношений, преодоления конфликтов.

Революционная концепция К. Маркса, основанная на законах общественного развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания, предполагающим резкое и скачкообразное качественное изменение системы, что ведет к изменению социальных отношений, построению новых связей, что влияет на изменение национального характера.

Теория ненаправленной динамики П. А. Сорокина, в которой раскрыты три типа культур: идеациональная, идеалистическая и чувственная и др., сменяющие друг друга. При этом изменения не являются жестко предопределенными и повторяющимися, они могут менять свое направление. Теория циклического развития О. Шпенглера и цивилизаций А. Тойнби. В своей работе «Закат Европы», Шпенглер считал, что каждая культура проходит свой цикл развития от возникновения, расцвета к упадку и крушению, но имеет свою «душу» и характерные черты. Однако все типы имеют общее — фазы развития. Из этой же логики исходил и А. Тойнби. Теории возникновения и развития национальных особенностей. Географическая теория. Национальные особенности характера формируются под влиянием климатических и природных условий, от образа жизни народа в природных условиях (Ш. Монтескье). Иной контекст теории привносит Л. И. Мечников, которые видел этапность развития цивилизаций в зависимости от природных ресурсов (речные, морские океанические цивилизации). В. О. Ключевский придавал большое значение ландшафту в формирование национального характера, обычаев, нравов, верований, традиций. Тойнби также указывал на роль природных факторов в развитии цивилизаций.

Теория «основной» личности, т. е. некий средний психологический тип, преобладающий в каждом конкретном обществе, определяет общество в целом. Данная теория давала идеалистическое представление о национальном характере. Поэтому была заменена теорией «модальной личности», которая в общем виде выражает главные характеристики народа (Снайдер).

Теория народного духа Л. Штейнталя, С. Лацаруса. Они считали, что основу любого народа составляет «дух народа», обеспечивающий единство национального характера при всех индивидуальных различиях. В. Вундт подчеркивал, что душа народа заключена в языке, мифах, обычаях, нравах. Г. Шлет понимал под «народным духом» таинственную субстанцию, совокупность конкретных субъективных переживаний людей. Выявление духа или души народа поможет в налаживании межэтнических контактов или использовании этих знаний в своих интересах. Для теории воспитания это важно с точки зрения поддержания этого сущностного ядра народа с целью укрепления его, дальнейшего развития.

Каждый народ решает разные задачи в процессе своего эволюционностадиального развития, что предполагает не только выработку лучших качеств и способностей, но и «отработку» накопившихся за предыдущий период негативных качеств и черт национального характера, т. е. «очищение» своей «этнодуши». Данное высказывание относится к концепции «космоэволюционной модели», основанной на космографическом принципе, который означает, выявление этнокультурных особенностей черт характера народа с учетом их геоположения и стадиальной эволюции предполагает особую систему воспитания с учетом задач этноразвития и преодоления негативных свойств народа при сохранении общей направленности на выполнение космической задачи всего человечества — одухотворение материи, которая присутствует у людей на генетическом или подсознательном уровне. На генетическом уровне закладываются цели и ценности индивида этноса. Невыполнение задач обрекает на усложнение задач перед этносом и каждым отдельным его представителем, имеющим также и свои индивидуальные и родовые задачи и «отработки».

Итак, все существующие цивилизации и отдельные этносы выполняют свои исторические и космические задачи. Поэтому необходимо не втаскивать народы под свою модель жизни, а принимать мир в его многообразии (многополярным), воспринимать его поликультурно.

Новый миропорядок можно было бы назвать «суверенный мир», т. е. уважительное отношение к образу жизни, экономическому, социальному и политическому устройству государств, невмешательство в его внутренние дела; объединение усилий мирового сообщества на осмысление, осознание и внедрении в практику жизни идеи Всеобщего Блага как ведущей ценности и инструмента взаимовыгодного сотрудничества и развития человечества. Жизнь показала, что неудачная политика США в насильственном присоединении других государств и народов (Афганистан, Вьетнам, Ливия, Ирак, Сирия, Египет и др.) к активному развитию демократической модели общества по образцу «западной цивилизации» разрушительна не только для этих государств, но и всего мира. Потребность в обогащении крупнейших олигархов мира, в том числе и с целью обладания сверхвластью в условиях глобализации мировой экономики, хищнические интересы в овладении новыми рынками сбыта толкают народы к войнам, тем самым нарушаются высшие цели человечества и усложняется процесс «отработки» негативных черт и явлений народов. Образование, воспитание и культура, осуществляющие движение к реализации космических задач на Земле, входят в противоречие с возникшей социокультурной ситуацией в обществах, государствах, хотя и являются выразителями их идей.

Некоторые формы, методы, средства могут быть не приемлемы для разных народов, но общие ценностные подходы, формы и методы являются всеобщими и едиными.

Поэтому важно изучать опыт других народов, адаптировать к своей среде, своему обществу, своему народу.

Есть «образ» народа, который характеризуется двумя-тремя чертами. Это данность этого времени, которая формируется, развивается, формализуется и угасает несколько столетий, если не приобретает новые черты, изменяющие его образ. И движение вновь повторяется. Выявление и определение способов разрушения отрицательных черт в «образе» народа — является важнейшей задач воспитания. Соответственно, положительные черты в «образе» народа необходимо поддерживать и развивать, что также является важнейшей задачей воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой