Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Опыт и перспективы развития развлекательного телевидения (на примере британского телеканала "Channel 5")

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно ли назвать передачу развлекательной, основываясь на каком-то одном признаке? Вернемся к основам: развлечение — то, что помогает отвлечься от повседневных забот, не заставляет усердно размышлять, не ведет к переживаниям и волнениям. Но если руководствоваться таким определением, то это будет значить, что реалити-шоу, ток-шоу, различные викторины не будут являться развлечением, ведь во время… Читать ещё >

Введение. Опыт и перспективы развития развлекательного телевидения (на примере британского телеканала "Channel 5") (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чтобы понять, что из себя представляет современное развлекательное телевидение в России и Великобритании, в чем его сходства и отличия, какова его типология и жанровая структура, необходимо выяснить, как возник данный формат, каковы были предпосылки к его появлению в разных странах, и как проходило развитие развлекательного отечественного и зарубежного телевидения на протяжении нескольких десятков лет.

Тягу к развлечениям можно по праву считать одним из самых важных аспектов человеческого поведения на протяжении тысячелетий. Человек научился развлекаться и коротать досуг задолго до того, как сумел изобрести колесо, закон, налоги, организоваться в социум и стать частью разумной цивилизации. Но даже эволюционируя и и становясь все более развитыми, и многогранными, культуры разных народов всегда включали в себя обычаи, служащие для развлечения их представителей.

Однако, не смотря на то, что тяга к развлечениям — неотъемлемая часть человеческой природы, отношение к ней у разных народов в разные эпохи (а также у разных людей из одного народа и эпохи) могло кардинально меняться. Одни ученые считают потребность развлекаться необходимой и полезной как для индивида, так и для социума в целом. Другие склонны считать этот аспект поведения если не аморальным, то как минимум негативной особенностью человеческой сущности. Роль развлечения в обществе также активно обсуждается. Для кого-то это не более чем способ провести свободное время и развеять скуку, другие же считают стремление к удовольствию и увеселениям важным аспектом мировой культуры, достойным развития, анализа, изучения и сохранения как культурной ценности. Анализируется тяга к развлечениям и с психологической точки зрения — как способ поддержать моральное здоровье, оправиться от стрессовых ситуаций и ежедневных нагрузок.

развлекательное телевидение великобритания Тем не менее, термин «развлечение» и ассоциации, связанные с ним, чаще окрашены в негативный оттенок. Сегодня, когда вся массовая культура, по сути, является компиляцией разнообразных методов и продуктов, призванных увеселять и «не напрягать» потребителя, развлечение воспринимается многими как нечто, не обремененное глубоким смыслом и отдаляющее общество от духовного развития.

Поскольку с обсуждаемым нами термином связано столько разных точек зрения, восприятия, стереотипов и исторически сформировавшегося неоднозначного отношения, то понять, что такое «развлекательное телевидение» и что конкретно оно в себя включает, тоже нелегко.

По мнению А. Н. Худотепловой, «передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько следующих зрительских потребностей в получении удовольствия, позитивных эмоций, снятии напряжения (рекреация и релаксация), редукции тревоги, уходе от реальности (эскапизм), в азарте и эмоциональном осмыслении комического (юмор)» .

Одно из главных отличий развлекательного телевидения от других видов — отсутствие в нем аналитической составляющей. Развлекательные программы не предлагают нам рассуждать или анализировать, ведь для этого необходима напряженная работа ума. Развлечение же призвано давать человеку возможность отдохнуть от размышлений и анализа, оценивать действительность эмоционально. Программы, характеризуемые как развлекательные, не заставляют зрителя решать какие-либо виды задач, будь то социально-политическая сфера, экономика, идеология либо нечто более глобальное. Развлечение — это, прежде всего, отдых, нечто, дающее человеку возможность расслабиться, отдохнуть, развеселиться, зачастую лишенное смысловой нагрузки, но от того не менее полезное.

Именно из-за отсутствия глубинного смысла и пользы для людской способности решать задачи и анализировать действительность, развлечения зачастую воспринимаются как вещь, совершенно необязательная, часто даже низменная, предназначенная для аудитории, в принципе не обременяющей себя усердной умственной деятельностью.

Однако не следует забывать, что развлекательные программы хоть и не заставляют нас напряженно думать, но, тем не менее, часто помогают нам социально развиваться. Различные ток-шоу, юмористические передачи, стенд-ап выступления комедиантов (?) демонстрируют нам различные модели поведения в социуме, учат нас тому, что уместно, а что нет. Реалити-шоу показывают, как можно выстраивать отношения и учат адекватно оценивать действительность. Капитал-шоу, телевизионные игры призваны развивать качества лидера, соревновательность, умение работать в команде. Здесь уместно заметить, что речь идет о качественных развлекательных передачах, многие программы на российском телевидении сегодня такому определению не соответствуют.

Что же понимается под развлечением? Большинство ученых, описывая данный термин, чаще всего противопоставляют развлекательное телевидение информационно-аналитическому, потому что:

  • А) Если «серьезное» телевидение специализируется на рассмотрении глобальных проблем, их осмыслении, основывает свою работу на фактах, то развлекательные передачи, в большинстве своем, призваны снять напряжение зрителя, отвлечь его от аналитики и обсуждения фактов, позволить зрителю отдохнуть.
  • Б) Формат подачи материала у аналитической и развлекательной журналистики имеет существенные различия. Развлекательные передачи отличают юмор, эмоции, выразительность, увлекательность и простота. (подобрать цитаты об определении/отличии развлечения от чего там).
  • В) Как правило, одним из важных отличительных признаков информационных программ является актуальность. Новостные передачи, политические ток-шоу чаще всего посвящены актуальным проблемам, приоритетом для такой журналистики является оперативная, своевременная подача материала. Развлекательные программы тоже часто уделяют внимание популярным и обсуждаемым в данный период времени проблемам, но в целом вполне могут существовать вне времени. Юмор, чаще всего, не имеет срока годности: некоторые развлекательные программы, выпущенные годы и даже десятки лет назад, сегодня вполне могли бы гармонично вписаться в сетку вещания какого-нибудь развлекательного телеканала и не потерять свою актуальность. Отсутствие зависимости от актуального — важная жанровая особенность развлекательной журналистики. Большинство программ построены таким образом, что зритель может начать смотреть их с любой серии, а в случае, например, с викторинами, даже не с начала серии. Этот аспект имеет большое значение, ведь развлекательное телевидение получает прибыль от рекламы, а, значит, его усилия направлены на то, чтобы постоянно удерживать зрителя, чтобы пробудить у него интерес, что покажут дальше, даже если он переключился на этот канал несколько минут назад.

С.Н. Акинфиев в своей диссертации «Жанровая структура российского развлекательного телевидения» говорит о том, что «передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет следующие зрительские потребности:

  • 1) получение удовольствия, позитивных эмоций;
  • 2) снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция тревоги;
  • 3) уход от реальности (эскапизм);
  • 4) азарт;
  • 5) эмоциональное осмысление комического (юмор)."

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что термин «развлекательное телевидение» довольно неоднозначен, и найти точное его определение довольно не легко.

Можно ли назвать передачу развлекательной, основываясь на каком-то одном признаке? Вернемся к основам: развлечение — то, что помогает отвлечься от повседневных забот, не заставляет усердно размышлять, не ведет к переживаниям и волнениям. Но если руководствоваться таким определением, то это будет значить, что реалити-шоу, ток-шоу, различные викторины не будут являться развлечением, ведь во время просмотра таких программ мы волнуемся и переживаем. Объединяет ли эти программы юмор? Тоже нет, ведь многие реалити-шоу отнюдь не юмористичные, да среди ток-шоу и даже викторин таких примеров довольно много. Становится понятно, что передача не может называться развлекательной, если ее характеризует только одно из качеств, перечисленных выше. Таким образом, только общность всех перечисленных признаков позволяет установить, что развлекательные передачи — те передачи, которые взывают к эмоциям, рассчитывают на реакцию зрителя, ведущую к получению удовольствия и комфорта, а также сами по себе являются способом провести досуг.

Сегодня большинство программ взывают к напряженной работе ума, аналитические и информационные программы заставляют думать, обрабатывать факты, воспринимать негативную информацию и формировать свое отношение к ней. Только развлекательные передачи поднимают настроение, позволяют дистанцироваться от информационного шума и отдохнуть.

Развлечение должно иметь определенную ценность и значимость. Человеку свойственно стремиться к развлечению, искать его, но только в те моменты, когда ему этого хочется. Иначе развлечение станет неким обязательством, чем-то тягостным, то есть перестанет быть развлечением самим по себе. Причем какой-то одной функцией развлечение никогда не ограничивается. Человеку, как правило, недостаточно просто созерцать красивые вещи, или просто слушать приятные звуки чтобы отдохнуть. Ему необходим комплекс функций: такой вид развлечения, который бы включал в себя и рекреацию, и веселье, азарт и наслаждение. И. Хейзинг: «природа могла бы дать своим отпрыскам такие полезные функции, как высвобождение избыточной энергии, расслабление после затраты сил, приготовление к суровым требованиям жизни и компенсация неосуществленных желаний, всего-навсего в виде чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, ее радостью, ее потехой» '.

Развлечение — совокупность мер, поддерживающая способность функционирования сознания, а также имеющая общественное значение. Это не просто доля позитива, полученная во время просмотра передачи. Это и познание нового (викторины), и приобретение навыков социального взаимодействия (реалити-шоу, в которых утверждаются определенные типы поведения и демонстрируется степень их приемлемости и актуальности в той или иной ситуации), умение комплексно рассматривать задачи независимо от социальных, национальных или других особенностей (ток-шоу).

Большая часть развлекательных программ сочетает в себе многие функции: и гедонистическую, и рекреативную, функцию снятия напряжения и расслабления. Но каждая из этих передач существенно отличается от других благодаря специфическому набору функций. Каждая программа призвана выполнять какую-то основную задачу. Иногда такие программы могут выполнять и те задачи, которые перед ними изначально не ставились. Например, мало кто задумывается сегодня о том, насколько в действительности большую роль могут играть развлекательные передачи в развитии социального взаимодействия, понимания его принципов, социальной интеграции. Качественная развлекательная передача в этом плане могла бы сделать даже больше, чем научно-познавательная программа. Ток-шоу, а чем мы уже говорили выше, это психологическая помощь и воспитание. Реалити-шоу — программа, которая помогает выбрать наиболее подходящую в определенных ситуациях модель поведения. Викторины также оказывают большое влияние на зрителя. С одной стороны, это развлечение, взывающее к азарту, меркантильности. Но в то же время эти передачи познавательные, они обучают зрителя. Конечно, развлекательное телевидение стоит не в первых рядах в списке программ, главным образом способствующих развитию зрителя. От просмотра развлекательных передач в большом количестве и регулярно будет гораздо больше вреда, чем пользы. Не смотря на это, такие передачи способны хорошо оттенять основное воспитание, служить для него фоном, в умеренных дозах быть обучающими.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой