Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема развития творческих способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста посредством театрализованной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как… Читать ещё >

Проблема развития творческих способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста посредством театрализованной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и общие характеристики театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности[18, С.16].

Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она построена на основе органического единства игры, речи, рисования, включения фантазии [8, С.50].

В процессе драматизации моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь — необходимое условие адаптации ребёнка в обществе. В играх драматического типа у детей развивается особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, с природой и т. д. Театр — самый наглядный и эмоциональный способ передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал Б. М. Теплов [29, С.190].

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность), но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Д. Б. Кабалевский писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей» [17, С.218].

Театрализованная деятельность позволяет школьнику решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать личность школьника.

При этом необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности школьников поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения со школьниками, индивидуальному подходу к каждому ребенку и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни школьников и взрослых.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус человека [14, С.261].

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, помогает в становлении самооценки.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

В сфере познавательного развития:

  • · развитие разносторонних представлений о действительности;
  • · наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
  • · обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;
  • · развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

В сфере социального развития:

  • · формирование положительных взаимоотношений между школьниками в процессе совместной деятельности;
  • · воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
  • · развитие эмоций.

В сфере эстетического развития:

  • · развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;
  • · приобщение к совместной деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
  • · создание выразительного художественного образа;
  • · развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
  • · организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
  • · обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

В сфере развития движений:

  • · согласование действий и сопровождающей их речи;
  • · развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;
  • · поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений [11, С.310].

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л. В. Ворошина, Л. С. Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).

Театрализованная деятельность есть ни что иное как наличие в концерте единого художественного сценического образа, для создания которого используются присущие театру, театральному действию, выразительные средства. К ним относят следующие.

  • 1. Сценическое действие.

    Введение

    в номер сценического действия, когда жанр номера его не предполагает. (Например, выступление академического хора).

  • 2. Мизансцена.

    Введение

    в номер различных сочетаний поз, движений исполнителей, когда жанру номера присуще статичное расположение артистов на сцене. Введенные позы и движения внешне выражают сущность происходящих в данный момент на сцене событий и отношения между исполнителями.

  • 3. Сценическая атмосфера. Для создания которой используется: игровой свет, фоновая музыка, шумы и другие элементы, создающие определенную среду, в которой развивается действие концерта.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта будущего актёра: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности. Художественная деятельность, в свою очередь, это деятельность, в процессе которой создаётся и воспринимается какое-либо произведение искусства. Она включает различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту [22, С.119].

Театрализованная деятельность является сегментом художественной деятельности, одной из ветвей развития. Существуют две стороны театрализованной деятельности:

  • 1. сценарная театрализация: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий;
  • 2. режиссёрская театрализация: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

Исходя из основных характеристик театрализованной деятельности, можно выделить следующие её виды.

  • 1. Театрализованная деятельность компилированного или комбинированного вида — тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т. д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.
  • 2. Театрализованная деятельность оригинального вида — создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.
  • 3. Театрализованная деятельность смешанного вида — использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров [19, С.371].

Исходя из представленных видов театрализованной деятельности, можно отметить, что в работе со школьниками возможно использование всех этих видов, в той или иной степени. Но при этом необходимо осознавать, что театрализованная деятельность предполагает определённые условия, как со стороны материальной базы, так и со стороны участников этой деятельности.

Значение и специфика драматизации заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых доступных видов искусства, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

  • · с художественным образованием и воспитанием;
  • · формированием эстетического вкуса;
  • · нравственным воспитанием;
  • · развитием коммуникативных качеств личности;
  • · воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии;
  • · созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

В нашем исследовании мы рассматриваем подробнее именно театрализованную деятельность как средство развития творческих способностей слабослышащих младших школьников.

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей слабослышащих младших школьников. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во — первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Таким образом, театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности. Театрализованная деятельность организуется в форме погружения ребенка в мир театра и практической театрализованной деятельности самих школьников. Данная деятельность предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей слабослышащих младших школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой