Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация лексических навыков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под лексическим навыком, согласно методике С. В. Шатилова, понимают способность осуществлять автоматически, самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и соотнесением его с другими лексическими единицами. И. Л. Бим выделяет два вида лексических навыков: продуктивный (обусловливающий развитие умений говорения и письма) и рецептивный (как условие… Читать ещё >

Классификация лексических навыков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дав определение понятию «навык» и рассмотрев его основные свойства, остановимся теперь более подробно на лексических навыках, поскольку их формирование является основной практической целью обучения лексике как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.

Под лексическим навыком, согласно методике С. В. Шатилова, понимают способность осуществлять автоматически, самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и соотнесением его с другими лексическими единицами [24, с. 178]. И. Л. Бим выделяет два вида лексических навыков: продуктивный (обусловливающий развитие умений говорения и письма) и рецептивный (как условие осуществления рецептивных видов речевой деятельности: чтения и аудирования). 1, с. 124] Действия и операции, лежащие в основе каждого из них и составляют содержание обучения лексике, его психологический компонент.

Рассмотрим, что представляет собой продуктивный лексический навык. Для того чтобы использовать слово в речи естественно необходимы определённые операции.

Для этого нужно припомнить слово, то есть вызвать его из долговременной памяти, мгновенно сочетать с предыдущим или последующим в соответствии с нормами языка и определить правильность выполнения операции в соответствии с ситуацией общения или коммуникативной задачей. Таким образом, продуктивный лексический навык, по мнению Г. В. Роговой, — это синтезированное действие по вызову лексической единицы адекватно коммуникативной задаче и её правильному сочетанию с другими лексическими единицами [18, с. 239]. Автоматизированность, гибкость и устойчивость данного сложного действия, как необходимые качества любого навыка, обеспечивают ситуативное использование слова в речи.

В рецептивных видах речевой деятельности со словом также осуществляются определенные действия и операции. Прежде всего, при восприятии слова на слух или в графике должно произойти его узнавание, что предполагает мгновенное соотнесение конкретной формы слова с его знакомым образом.

Далее происходит вызов значения или всех возможных значений слова из долговременной памяти и выбор того, которое является единственно верным в данном контексте, и затем — соотнесение контекстной формы слова с его значением, которое соответствует контексту и определяет назначение данной лексической единицы. Следовательно, рецептивный лексический навык, утверждает Г. В. Рогова, — это синтезированное действие по распознанию графического или фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова с его значением. 18, с. 240].

Таким образом, лексический навык (продуктивный и рецептивный) предполагает владение формальными признаками слова, необходимыми для его оформления в речи, семантикой слова, то есть его значением, и его функциональными признаками, то есть назначением. Определяющим в цепочке назначение — значение — форма является первое, что обусловлено местом и ролью лексики в речевой деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой