Педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника
Педагогическими средствами, под которыми понимается совокупность методов, приемов, форм, предметных средств, позволяющими эффективно осуществлять педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения, являются: при реализации прогресса развития здоровья школьника — сюжетно-ролевая… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основания и практические предпосылки решения проблемы здоровья школьника педагогическими средствами
- 1. 1. Сущность педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника в теоретических и методологических подходах
1.2.Моделирование педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.
1.3.Подходы к оценке эффективности педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.
Выводы по первой главе диссертации.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию, формированию и сохранению здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.
2.1.Педагогическая оценка состояния субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте развития, формирования и сохранения здоровье школьника.
2.2.0рганизация и методика опытно-экспериментальной работы по внедрению педагогической системы, обеспечивающей реализации педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.
2.3.Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Список литературы
- Абаскалова Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «Школа ВУЗ» : дис.. д-ра пед. наук. Новосибирск, 2001. 331с.
- Абаскалова Н. П. Здоровью надо учить : методическое пособие для учителей. Новосибирск. ООО изд. компания «Лада»: Наука, 2000. 295 с.
- Абаскалова Н. П. Методические рекомендации по формированию у школьников здорового образа жизни. Новосибирск. НГПУ, 2000. 48 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: 1989. 184 с.
- Алешина Л. И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: дис.канд. пед. наук. Волгоград, 1998. 208 с.
- Андреев В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 124 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: 1975. С. 17−62.
- Антропова М.В. Организация режима дня школьника М.: Учпедгиз, 1955. 64 е.
- Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: 1974. 136 с.
- Антропова М. В., Козлов В. И. Физиолого-гигиеническое изучение режима дня, состояния здоровья, общей и учебной нагрузки учащихся VII клас-сов//Особенности развития физиологических систем школьников. М.: 1983. С. 3−10. 32
- Адаптация и здоровье: учеб. пособие / Отв.ред. Э. М. Казин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 301 с.
- Айзман Р. Н. Население России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. М.: Наука, 1997. 25 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество М.: Политиздат, 1980. 368 с.
- Бабанский Ю. К. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов М.: Просвещение, 1988. 479 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: эксперсс-контроль в школе и дома: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. 176с.
- Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: 1979.-С. 22−60.
- Борисов М. М. Виленский М.Я. Формирование здорового образа жизни в процессе профессиональной подготовки учителя // Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Госкомспорт СССР, 1990. С. 109−111.
- Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с.
- Беляева Л. А. Системный анализ педагогической деятельности //Философские проблемы теории коммунистического воспитания. Свердловск: СвГПИ, 1985. 150 с
- Беляева Л.А., Зотова А. Ф. Интегративно модульная педагогическая система начального профессионального образования. СПб, 1997. 208 с.
- Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995.141 с.
- Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 41 с.
- Беспалько В. П. О возможностях системного подхода в педагогике //Советская педагогика, 1990. № 7. С.59−60.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.192 с.
- Брехман И. И. Валеология о здоровье. 2-е. изд., доп., перераб. М.: Физкультура и спорт, 1990. 208 с.
- Брехман И. И. Валеология. Начало пути // Сов. Россия, 1980. 29 мая. -С. 3−4.
- Большой энциклопедический словарь
- Буева JI. П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности. // Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 32−44.
- Валелогизация образовательного процесса: методическое пособие. / под ред. Н. И. Балакиревой, О. А. Добрыниной. Новокузнецк, 1999. 143 с.
- Вартовский М. Я. Модели. Репрезентация и научное понимание / Пер. с англ. М., 1988.
- Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни.М.: Мысль, 1990.-287с.
- Войнов В. Б., Кирой В. Н. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998.№ 3. С.43−48.
- Войнов В. Б., Сысоева А. Ф. К вопросу валеологической оценки адаптации детей к начальной школе // Валеология.2000. № 1.С.52−61.
- Войнов В. Б., Хусаинова И. С. Поиск и исследование механизмов формирования, развития и сохранения функций систем организма человека на разных этапах онтогенеза // Валеология. 2002.№ 4.С.41−48.
- Виленский М. Я. Социально-технологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994.№ 9. С. 9−11.
- Волович В. И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев.: Наукова думка, 1974.135 с.
- Выготский JI. С. Собрание сочинений. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
- Выготский JI. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С.62−76.
- Вайнер Э. Н. Валеология : учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2001. 102 с.
- Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М.: Педагогика, 1979.
- Гигиеническая паспортизация общеобразовательных учреждений и здоровья школьников. Новокузнецк: ИПК, 2002. 96 с.
- Глинский Б. Г. Моделирование как метод научных исследований: Гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1965. 247 с.
- Головин С. Ю. Словарь психолога практика.ООО 134. Изд. «Питер» СПб., 2003.
- Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. С. 19−40.
- Громбах С. М. Гигиена учебных занятий в школе. Медгиз, 1959. 38.
- Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.М.: Педагогика, 1977.135 с.
- Гузеев В. В., Новожилова Н. В. Консультации: метод проектов // Педагогические технологии. 2007.№ 7. С. 103−114.
- Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения.М.: Народ, образование, 2001.127 с
- Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологиям.: Нар. образование, 2001. 126 с.
- Данилов М. А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. М.: АПН СССР, 1971. 36 с.
- Данилов М. А. Педагогический процесс, диалектика его движения и отражение в теории //Тезисы докладов семинара по методологии педагогики и методики педагогических исследований М.: НИИ ТиИП АПН СССР, 1969. -26 с.
- Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность //Педагогика.2003.№ 4. С.21−26.
- Дахин А. Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С.46−60.
- Дахин А- Н. Содержание образования как культуросообразная модель жизнедеятельности // Стандарты и мониторинг в образовании.2003.№ 6.С.51−58.
- Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года. М., 2003
- Дубровский В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) Н.: Гуманит. изд., центр Владос, 1998.
- Дыхан Л. Б. Условия валеологизации образовательной среды школьников //Валеология. 2000.№ 2. С. 61−62.
- Дыхан Л. Б., Кукушкин В. В. Педагогическая валеология : учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 528с.
- Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
- Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: методическое пособие. Часть II. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока / Авторы-сост.: Т. Н. Семенкова,
- Н. А. Заруба, О. А. Никифорова, А. И. Федоров — под научной ред. Э. М. Ка-зина. 2-е., изд., стереотипное. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. 193 с.
- Зайцев Г. К., Колбанов В. В. Здоровье учителя: валеологический самоанализ //Педагогика. 1994. № 3. С. 54−58.
- Зайцев Г. К. Валеологические проблемы педагогической деятельности //Валеология. 1997. № 2. С. 15−16
- Зайцев Г. К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. 1997. № 4 С. 3539.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: 2002. 240 с.
- Зотов А. Ф. Современная западная философия . Учебн. М.: Высш.шк., 2001. 784с.
- Ирхин В. Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития: дис. д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. 321 с.
- Ирхин В. Н., Ирхина И. В. Школа здоровья: практические материалы по валеологизации школьной образовательной системы: методическое пособие. Барнаул, 2001.128с.
- Ирхин В. Н., Ирхина. И. В. Валеологически обоснованный урок в современной школе: учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГТТУ, 1998. 117 с.
- Ирхин В. Н. Здоровье учителя и учащихся приоритетная ценность // Педагогика. 1997. № 3. С. 8−10.
- Интервью с акад. РАН B.C. Стениным // Вопросы философии. 2004, № 9.С. 49
- Казин, Э. М., Мартюшева Т. С. Роль психолого валеологических подходов в формировании установки как целостного фактора здоровья и развития личности. // Проблемы валеогизации образовательной среды. Кемерово, 1999. С 16−43
- Казин Э. М., Блинова Н. Г. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для студентов высш. учеб, заведений. М.: Гуманит, изд. центр Владос, 2000. 192 с
- Казначеев В. П., Склянова Н. А. Валеология в прошлом, настоящем и будущем//Валеология. 1998. № 3. С. 5−9.
- Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. Новосибирск, 1993. С. 7−41.
- Климова Т. Е. Конструирование дидактических тестов : методические рекомендации. Магнитогорск.: МГПИ, 1996. 56 с.
- Климова Т. Е. Педагогическая диагностика : учеб, пособие. Магнитогорск.: МаГУ, 2000.124 с.
- Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: 1987. 360 с.
- Кохановский В. П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 608 с.
- Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб.: Деан, 1998. 231 с.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. С. 22.
- Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга): научно-методическое пособие. Новокузнецк.: ИПК, 2004.-169 с.
- Краткий словарь по социологии. М., 1989. / Сост. Э. М. Коржева, Н.Ф. Наумова- Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1989
- Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара.: Изд-во СамГПИ, 1994.165 с.
- Краевский В. В. О характере и логике педагогического исследования. Протокол № 12 от 5.05.88 //Протоколы заседаний лаборатории методологии педагогики за 1988 год .НА РАО, ф.31, оп. 1, д. 2314. 137 л. — л.61−62.
- Кряхтунов М. И. Формирование готовности учителя к управлению эмоциональными состояниями в педагогической деятельности : автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва. 1996. 26с.
- Кряхтунов М. И. Рефлексия как средство управления эмоциональным состояниями// Рефлексивные процессы: сб. материалов международного симпозиума. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 1994.
- Кузнецов И. Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие. М.: Издат. торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 426с.
- Кураев Г. А. Предмет, задачи и методы валеологии. // Валеология. 1999. № 3. С. 5−9.
- Кураев Г. А., Войнов В. Б. Валеология. Словарь терминов: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000. 176 с.
- Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления : программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 296 с.
- Куинджи Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие для педагогов-валеологов, школьных психологов и медицинских работников. М.: Аспект Пресс, 2000.139 с.
- Куинджи Н. Н., Степанова М. И. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье //Гигиена и санитария. 2004.№ 1.С. 4448.
- Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.С. 47−86.
- Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.144 с.
- Куприянов Б. В., Рожков М. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: учеб.-метод, пособие. М.: Гу-манит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 216 с
- Левина И. Л. Школа путь к здоровью или путь в невроз? Новокузнецк.: МОУ ДПО ИПК, 2003. 252 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. 1999. № 10. С.152−158
- Лисицын Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека его социальная ценность. М.: Мысль, 1989. 134 с.
- Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. -М., 1993. С. 62−80.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. 464 с.
- Липский И. А. Социальная педагогика: Методологический анализ. Монография. М.: ТЦ Сфера, 2004. 320 с.
- Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. -М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. 272с.
- Лядова С. А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы: дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 169 с.
- Мальчевская И. В. Содержание образования в «Школе здоровья» // Актуальные проблемы современной педагогики: сборник научных трудов/ Под ред. проф. Крившенко Л. П.-М.: Изд-во МГОУ, 2006.С. 51−56.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. С.11
- Мальчевская И. В. Организация деятельности «Школы здоровья» в условиях мегаполиса: дис.канд. пед. наук. Москва, 2006. 204с.
- Матвеев JI. П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991. 218 с.
- Монахов В. М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. № 5. С.75−89.
- Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб.: Речь, 2006. 192 с.
- Новиков А. М. Как работать над диссертацией : пособие для начинающего педагога-исследователя. М.: Пед. поиск, 1996. 112с.
- Новицкий П. В. Оценка погрешности результатов измерений.JI.: Энергоатом издат. Ленигр. от-ние, 1985. 247 с.
- Общая психология. Словарь / Под. ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.
- Обухов, A.C. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения//Народное образование. 1999. № 10.С.158−161.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. С. 293, 740.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
- Оздоровительная работа в условиях школы-интерната: методическое пособие / А. А. Сидоренко, Л. М. Апухтина, Н. Г. Блинова и др. Кемерово.: Изд-во облИУУ, 2001. 99с.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 380с.
- Панков, Д.Д. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом М.: АПКиПРО, 2001.239с
- Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ.высш.учеб.заведений: / В 2 кн. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576с.
- Петухов С. И. Формирование здоровья и развитие младших школьников в системе физического воспитания: Теория и практика (монография). Новокузнецк, 2000.
- Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко и др. — под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 432 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
- Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 234
- Пехлецкий И. Д. Количественный анализ и структурные модели в процессе обучения : учеб.пособие. Л.: Пермь, 1983. 58 с.
- Петленко В. П. Валеология человека. СПб., 1996.
- Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред В. Н. Дружинина, СПб, Питер, 2007.656 с.
- Практическая психология образования: Учеб. пос / Под ред. И. В. Дубровской. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. 592 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е год. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
- Ротенко С. Е. Формирование муниципальной системы здоровьесбере-гающей деятельности общеобразовательных учреждений: дис.канд. пед. наук. Курск, 2006 244 с.
- Рылова Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здо-ровьесберегающей среды образовательных учреждений: дис.канд. пед. наук Кемерово, 2007 196 с.
- Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/под науч.ред. JI.M. Щипициной и Л.С.Шпилени/.СПб., 2003. 464с.
- Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследова-ния.Л.: Наука, 1983.214 с.
- Саловатолва М. К. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы: дис.канд. пед. наук. Махачкала, 2006 183с.
- Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовательном пространстве // Исследовательская работа школьников.2004. № 1. С.-22−23.
- Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 134с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006. 328 с.
- Словарь по социологии / Сост. Е. Б. Мельникова, М. Макбрайд. Нижний Новгород.: Нижегор. гос. ун-т им. Н. И Лобачевского, 1995
- Социологический словарь / Сост. А. Н. Елсуков, К.В. Шульга- Науч. ред. Г. Н. Соколова, И.Я. Писаренко- Редкол.: Г. П. Давидюк (отв. ред.) и др. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Университетское, 1991.
- Саркисов Д. С. Очерки по структурным основам гомеостаза. М., 1997. 350 с.
- Селиванов В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Селиванов- под.ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
- Смирнов Н. К. Три шага к науке о здоровье здоровых // Директор школы. 1994. № 5. С. 6−8.
- Смирнов Н. К. Педагогическая антропология: практически ориентированный подход к диагностической и коррекционной работе с учащимисяшкол // Актуальные проблемы адаптации человека: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск № 2. Сургут, 2002.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2006. 320 с.
- Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. О. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997.512 с.
- Сластенин В.А., Кряхтунов М. И. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития учителя. М.: Прометей, 2000. 110 с.
- Татарникова JI. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и К°, 1995. 352 с.
- Татарникова JI. Г. Валеология в педагогическом пространстве. Монография.- Изд. 2-е доп. СПб.: Крисмас, 2002. 200 с.
- Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5−9 кл.: учеб.-метод. пособие / Под ред. JI. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 192 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.- М.: Политиздат, 1981. 445 с.
- Царегородцев Г. И. Наука и религия о здоровье и болезнях человека. М.: Медицина, 1965.С. 57.
- Чечель И. Д. Проектирование новой модели школы//Практика административной работы в школе.2003.№ 7.С.9−13.
- Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. С 11−15.
- Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей/Под науч.ред. Л. М. Щипициной и Е. И. Казаковой. 3-е изд., испр. И доп. — СПб.: Издательство «Образование-Культура», 2002. 160с. прил.
- Штофф В. А. Моделирование и философия. М.: 1986. 52 с.
- Штофф В. А. Роль моделей в познании. Л.: 1963. 127 с.
- Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск.: Наука, Сиб. Отделение, 1989. 136 с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический аспект) // Педагогика и логика. М.: Касталъ, 1993
- Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования, М., 1964
- Щуркова Н. Е. Новое воспитание. М.: Пед. об-во России, 2000. 116 с.
- Щуркова Н. Е. Воспитание счастьем, счастье воспитания: (Пед. технология воспитания счастливого человека в шк.) М.: Центр «Пед. поиск», 2004. 160 с.
- Щуркова Н. Е. Иллюзорное воспитание и реальное воспитание: Сред, шк. //Клас. рук. 2001. № 8. С. 38−47.
- Ядов В. А. Социологические исследования: методология, программа, методы. / Отв. ред. В. Н. Иванов. М.: Наука, 1987. 245 с.
- Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросает, 1999. 596 с.
- School Health, A Guide for Health Professionals, Amerikan Akademy of Pediatrics, 1987
- Опросник для анкеты «Оценка сформированности представлений, субъективного отношения, здоровьесберегающих стратегий поведения у обучающихся начальной школы»
- Представления Субъективное отношение Стратегии поведения1. Раздел № 1 Самопознание
- Что такое мышцы? Где они расположены? Как человек двигается? Какова роль движения в жизни человека? Важно ли тренировать и укреплять мышцы? Посещаешь ли ты какую-нибудь спортивную секцию? Делаешь ли ты гимнастику по утрам?
- Для чего человеку даны уши? Как называется способность человека слышать? Чего «боятся» уши? Важна ли для человека работа ушей? Почему важно правильно ухаживать за ушами? Как ты заботишься о своих ушах?
- Что такое режим дня? Отчего зависит твой режим дня? Как влияет правильный (неправильный) режим дня на человека? Как ты считаешь, важно ли соблюдать режим дня? Опиши то, как выглядит твой обычный день (по-порядку).
- Раздел Ли4 «Основы безопасности и жизнедеятельности»
- Каше опасности могут подстерегать ребенка, когда он один дома? Важно ли быть внимательным и аккуратным, чтобы избежать опасности? Какие правила поведения ты соблюдаешь в домашней обстановке?
- Сталкивался ли ты с опасностями дома? Как ты справился с ними?
- Опросник для анкеты «Оценка сформированности представлений, субъективного отношения и стратегий поведения в области здорового образа жизни» для обучающихся основной школы
- Представления Субъективное отношение Здоровьесберегающие стратегии поведения
- Социально-значимые заболевания
- Профилактика табакокурения
- Профилактика употребления алкоголя
- Профилактика употребления наркотических веществ
- Профилактика распространения ВИЧ инфекции
- Основы сохранения репродуктивного здоровья
- Что такое иммунитет? Каковы функции иммунитета? Как ты думаешь, от чего и от кого зависит сильным или слабым будет твой иммунитет? Что ты делаешь для того, чтобы повышать свой иммунитет?
- Методика определения динамики работоспособности с использованием таблиц Анфимова 43.
- Оценка построения урока с позиции недельной кривой работоспособности 1.1 Определение места урока в недельной кривой работоспособностидень недели фаза недельной работоспособности
- Определение места урока в суточной физиологической кривой работоспособности1. День недели 1 2 3 4 5 6понедельник н У У У н нвторник У в в в У Усреда У в в в У нчетверг У в в в У нпятница н У У н н нсуббота н У н н н н
- В алеологический анализ урока (бланк) классдень неделиурок по порядпедаго
- Определение степени трудности урока по таблице Сивковапредмет количество баллов
- Определение степени трудности урока (по М.С. Громбаху)
- Определение степени эмоциональности урока (по М.С. Громбаху)
- Общая оценка трудности урока
- Оценка соответствия места урока в недельной, суточной физиологической кривой работоспособности и его трудности
- Оценка деятельности педагога по построению урока с учетом динамики работоспособности в различные периоды урока
- Фаза работоспособности Деятельность учителя и учащихся на уроке
- Фаза врабатывания 5−7 минут
- Фаза оптимальной работоспособности 20 минут
- Фаза компенсированного утомления 10−15 минут1. Вывод
- Оценка деятельности педагога по использованию на уроке здоровьеформирующего потенциала учебного предмета
- Направлены ли цели урока на формирование саногенного мышления учащихся
- Оценка деятельности педагога по организации воспитательно-образовательного про-г/есса с учетом индивидуальных особенностей учащихся
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с нарушением осанки
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с нарушением зрения
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разным типом нервной системы
- Виды дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки к предмету и отношением к учению1. Вывод
- Огенка использования на уроке здоровьесберегающих методов и технологий обучения
- Методы организации воспитательно-образовательного процесса (принуждение, свобода выбора, самопознание и развитие познавательных интересов)
- Методы по способу подачи учебной информации (словесные, наглядные, практические)
- Виды деятельности учащихся на уроке (игровая, творческая, традиционная)
- Мотивация к учебной деятельности (внешняя, внутренняя)
- Виды контроля и оценки знаний учащихся на уроке1. Вывод
- Оценка гигиенических условий обучения
- Обеспечение необходимой двигательной активности школьников
- Оценка профилактической и коррекционно-развивающей деятельности учителя по сохранению зрения учащихся
- Оценка профилактической и коррекционно-развивающей деятельности учителя попредотвращению нарушений ОДА5,4.0ценка профилактической и коррекционно-развивающей деятельности учителя попредупреждению развития переутомления
- Использование ТСО с учетом гигиенических требований6. Общая оценка урока