Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическими средствами, под которыми понимается совокупность методов, приемов, форм, предметных средств, позволяющими эффективно осуществлять педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения, являются: при реализации прогресса развития здоровья школьника — сюжетно-ролевая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания и практические предпосылки решения проблемы здоровья школьника педагогическими средствами
    • 1. 1. Сущность педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника в теоретических и методологических подходах

    1.2.Моделирование педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.

    1.3.Подходы к оценке эффективности педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.

    Выводы по первой главе диссертации.

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию, формированию и сохранению здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.

    2.1.Педагогическая оценка состояния субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте развития, формирования и сохранения здоровье школьника.

    2.2.0рганизация и методика опытно-экспериментальной работы по внедрению педагогической системы, обеспечивающей реализации педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.

    2.3.Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.

    Выводы по второй главе.

Педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Снижение уровня здоровья подрастающего поколения — одна из актуальных проблем современного общества. Большую долю ответственности в решении данной проблемы принято возлагать на образовательные учреждения. Несмотря на повышенное внимание педагогов-исследователей к данному вопросу, неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья российских школьников сохраняются. Обращение к данным доклада «О состоянии детей в Российской Федерации» (по итогам диспансеризации 2002 г.), как к одному из наиболее репрезентативных исследований последнего десятилетия, позволяет утверждать, что только 32,1% детей в Российской Федерации признаны здоровыми. В связи с этим возникает ряд вопросов: в силах ли современная система образования изменить неблагоприятные тенденции? Возможно ли решение проблемы здоровья школьника педагогическими средствами? Каково педагогическое влияние на здоровье?

Проблемам здоровья школьника посвящены исследования Н.П. Аба-скаловой, Р. И. Айзмана, М. М. Безруких, Н. Г. Блиновой, Л. Б. Дыхан, Г. В. Ефремовой, Г. К. Зайцева, В. Н. Ирхина, И. В. Ирхиной, Э. М. Казина, H.A. Литвиновой, O.A. Никифоровой. С. И. Петухова, Н. К. Смирнова, Л.Г. Татарнико-вой, А. И. Федорова и др.

Анализ существующих подходов позволяет выделить три основных направления, используемые в целях решения проблемы здоровья школьника педагогическими средствами: обучение школьника основам здорового образа жизни, содействие положительным изменениям морфо-физиологических качеств ребенка, создание здоровьесберегающих условий обучения и жизнедеятельности. Современные концепции обучения школьника основам здорового образа жизни, представленные в работах Л. И. Алешиной, Н. П. Абаскаловой, Р. И. Айзмана, Л. Б. Дыхан, H.H. Куинджи, Л. Г. Качан, Н. К. Смирнова и др., направлены на повышение у учащихся уровня знаний в области здоровья и формирование их мотивации к здоровому образу жизни.

Вопросам содействия положительным изменениям морфо-физиоло-гических качеств ребенка средствами физической культуры посвящены исследования М. М. Безруких, Н. Г. Блиновой, Г. В. Ефремовой, Н. Г. Коноваловой, Э. М. Казина, Н. В. Коваленко, H.A. Литвиновой, С. И. Петухова, и др. Учеными предложена идея непрерывного физического воспитания школьника, которая предполагает увеличение двигательной активности ребенка за счет урочных и внеурочных форм физического воспитания.

В аспекте создания здоровьесберегающих условий обучения педагогическими средствами исследователи М. В. Артюхов, М. В. Антропова, В. Б. Войнов, С. И. Горчак, С. М. Громбах, В. Н. Ирхина, И. В. Ирхин, O.A. Никифорова, Н. К. Смирнов, А. И. Федоров, М. Б. Федорцева и др. уделяют большое внимание физиолого-гигиеническому компоненту организации урока, где особое место отводят профилактике различных видов переутомления. По мнению JI.B. Бань, C.B. Баркановой, Л. Б. Дыхан, И. Л. Левиной, Л.Г. Петря-евской, Н. К. Смирнова, решение проблемы здоровья школьника связано с оптимизацией условий его жизнедеятельности и зависит от уровня компетенции родителей в вопросах охраны здоровья ребенка.

Вместе с тем, наряду с теоретической разработанностью подходов к решению проблемы здоровья школьника педагогическими средствами, следует отметить то, что существующие формы и методы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по данным направлениям являются однообразными, не всегда соответствуют возрастным потребностям и не подкреплены профессиональными ресурсами. По мнению Э. М. Казина (2000 г.), это создает условия для негативного отношения к подобным мероприятиям и приводит к эффекту, прямо противоположно желаемому. Кроме того, преобладающее большинство современных школ обладает ограниченными возможностями и не может в полной мере осуществлять здоровьесберегаю-щую деятельность.

В исследованиях М. М. Безруких, Г. А. Кураева, Э. М. Казина, И. В. Мальчевской, С. Е. Ротенко и др. отмечено, что решение проблемы здоровья школьника в системе образовательных учреждений сегодня не представляется возможным в полной мере без взаимодействия со специализированными структурами, в качестве которых выступают центры психолого-медико-социального сопровождения. Изучение опыта подобного взаимодействия свидетельствует о комплексном использовании медицинских и психологических средств в вопросах здоровьесбережения и недостаточном анализе педагогических аспектов формирования и сохранения здоровья школьника.

Анализ теоретических основ и практических предпосылок исследуемой проблемы выявил противоречия между:

• требованиями общества, государства к системе образования и реальI ными возможностями использования педагогических средств в решении проблемы здоровья школьника;

• теоретической разработанностью направлений, способствующих здоровью школьника, и недостаточным программно-методическим содержанием их реализации;

• необходимостью организации педагогического процесса, способствующего решению проблемы здоровья школьника, при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке и практике.

Выделенные противоречия определили проблему исследования: в чем сущность педагогического процесса, направленного на формирование и сохранение здоровья школьника?

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника.

Объект исследования: формирование и сохранение здоровья школьника в системе образовательных учреждений.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.

Гипотеза исследования состоит в том, что педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника будет эффективным, если:

• осуществляется при организации взаимодействия образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения;

• сконструирована модель педагогической системы, обеспечивающей реализацию этого процесса;

• созданы педагогические условия его реализации;

• определены и реализованы педагогические средства, позволяющие его осуществлять;

• определены критерии и показатели оценки его результативности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к решению проблемы здоровья школьника, определить сущность педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.

2. Определить педагогические условия и педагогические средства, необходимые для реализации педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника, разработать критерии и показатели его результативности.

3. Сконструировать модель педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.

4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: на общефилософском уровне: философские и психолого-педагогические теории, раскрывающие сущность человека и его бытия (К.А. Абдульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн) — гносеологические основы моделирования (Ю.К. Бабанский, М.Я. Вар-товский, Б. Г. Глинский, В. В. Краевский, В. А. Штофф и др.) — на общенаучном уровне: научно-теоретические положения системного подхода к рассмотрению явлений и процессов действительности (П.К. Анохин, В. Г. Афанасьев, И. Д. Пехлецкий, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий и др.) — методологические подходы к изучению явлений в педагогической науке (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, И. П. Подласый, В. П. Беспалько, М. А. Данилов, O.A. Козырева и др.) — теория обучения, основанная на концепции деятельности человека (М.А. Данилов, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин, B.C. Селиванов, П. И. Пидкасистый, и др.) — на конкретно-научном уровне: представления о здоровье, его сущностных характеристиках и составляющих (Р.И. Айзман, P.M. Баевский, И. И Брехман, В. Б. Войнов, В. П. Казначеев, Г. А. Кураев, Э. М. Казин, Ю.П. Лиси-цин C.B. Попов, Д. С. Саркисов, А. Г. Щедрина и др.) — валеолого-педагогические концепции (Н.П. Абаскалова, М. М. Безруких, Л. Г. Дыхан, Г. К. Зайцев, В. Н. Ирхин, И. В. Ирхина, Н. К. Смирнов, С. И. Петухов, комплексная модель «Школы здоровья», американская программа «Здоровье школьника» и др.).

В ходе исследования использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы (анализ философской, педагогической литературы, нормативных инструктивно-методических материаловобобщение и систематизация опыта применения педагогических средств при решении проблемы здоровья школьникамоделирование педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения) — в эмпирические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение, тестирование, метод оценок по критериям оптимальности, педагогический эксперимент, его обобщение и интерпретация с использованием методов параметрической и непараметрической статистики).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: муниципальные образовательные учреждения г. Новокузнецка: «Гимназия № 10», «Средняя общеобразовательная школа № 50», «Средняя общеобразовательная школа № 100», «Лицей № 104», по отдельным направлениям исследования привлекались все образовательные учреждения Кузнецкого района г. Новокузнецка. Исследованием было охвачено 599 человек, из них 460 учащихся, 45 педагогов и 94 родителя.

Диссертационное исследование проводилось с 2005 г. по 2009 г. и включало три этапа:

1 этап (2005;2006гг.) — поисково-констатирующий. Определен методологический аппарат, исходные методологические позиции на основе теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы, изучено современное состояние проблемы. Сконструирована модель педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения «ДАР" — разработаны программно-методическое обеспечение педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника и программа опытно-экспериментальной работыпроведены пилотажные исследованияосуществлено привлечение денежных средств к апробации модели через участие в грантовых конкурсах.

2 этап (2006;2008гг.) — опытно-экспериментальный. Осуществлена опытно-экспериментальная проверка эффективности модели педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.

3 этап (2008;2009гг.) — заключительно-обобщающий. Проведены анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе теоретического анализа и экспериментальной проверки эффективности моделисформулированы выводызавершено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования: • определена сущность педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения, заключающаяся в: содействии положительным изменениям морфо-физиологических качеств школьникаобучении его основам здорового образа жизнисоздании здоровьесбере-гающих условий обучения и жизнедеятельностисконструирована модель педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения, специфика которой состоит в выделении педагогической составляющей деятельности центра- «определены, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические средства (социальное проектирование, волонтерство, научно-исследовательская деятельность и др.), адекватно использующие потенциал взаимодействия образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения.

Теоретическая значимость исследования состоит: в в определении теоретических оснований организации педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения: его сущность, содержание, педагогические условия его реализации, критерии результативности, этапность обучения субъектов воспитательно-образовательного процесса основам здорового образа жизни- ® в уточнении понятия «здоровье школьника», которое рассматривается нами как состояние, обусловленное сочетанием биологических и социальных качеств ребенка, врожденных и приобретенных в процессе жизнедеятельности, определяющих его образ жизни, развивающихся в период обучения под доминирующим влиянием специально организованного педагогического процесса;

• в выявлении педагогических условий, обеспечивающих реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения. Результаты исследования дополняют содержание разделов общей педагогики, рассматривающих вопросы здоровьес-бережения.

Практическая значимость исследования:

• сконструированная модель педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника, может быть основой для организации взаимодействия образовательных учреждений с центрами психолого-медико-социального сопровождения, другими специализированными структурами, деятельность которых направлена на обеспечение здоровья школьника, а также при разработке концептуальных основ педагогической деятельности по решению проблемы здоровья школьника в системе общего образованияразработанное программно-методическое обеспечение позволяет эффективно осуществлять педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника в образовательных учреждениях различного типа и вида и при их взаимодействии с центрами психолого-медико-социального сопровожденияразработанный критериально-оценочный аппарат может быть использован для оценки эффективности педагогической деятельности, направленной на решение проблемы здоровья обучающихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициямииспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследованиявоспроизводимостью опытно-экспериментальной работы, сочетанием качественного и количественного анализа данных, их статистической значимостью.

Личный вклад автора заключается в анализе состояния исследуемой проблемыв разработке и внедрении модели педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения ее программно-методического обеспеченияв разработке критериально-оценочного аппаратав определении и создании педагогических условий эффективной реализации педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровожденияв проведении опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели и обработке результатов педагогического эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения представляет собой комплекс относительно самостоятельных, но вместе с тем взаимосвязанных компонентов (процессов), включающий: процесс развития здоровья, обеспечивающий содействие положительным изменениям морфо-физиологических качеств школьникапроцесс формирования здоровья, направленный на обучение школьника основам здорового образа жизнипроцесс сохранения здоровья, заключающийся в создании здоровьесберегающих условий обучения и жизнедеятельности.

2. Модель педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения состоит из трех блоков: организационно-целевого, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочноговключает в себя необходимые структурные элементы (цель, принципы, функции, субъектный состав, компоненты взаимодействия специалистов центра с субъектами воспитательно-образовательного процесса, педагогические средства развития, формирования и сохранения здоровья школьника, критерии и показатели эффективности, результат). В модели представлены принципы реализации педагогического процесса (сотрудничества, научности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, социального партнерства) и его функции (просветительская, развивающая, аксиологическая, социализирующая). Модель обладает системообразующими факторами, объединяющими все блоки и содержащиеся в них компоненты в единое целое, и новыми качествами, присущими ей как целостной системе.

3. Педагогическими средствами, под которыми понимается совокупность методов, приемов, форм, предметных средств, позволяющими эффективно осуществлять педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения, являются: при реализации прогресса развития здоровья школьника — сюжетно-ролевая игра, приемы интеграции двигательной и познавательной активности, комплексы ритмической гимнастики, гимнастики для позвоночникапри реализации прогресса формирования здоровья школьника — обучающие тренинги, использование информационных технологий, организация научно-исследовательской деятельности в области здоровьесбережения, развитие волонтерства, направленного на пропаганду здорового образа жизни, социальное проектирование в сфере здоровьесбереженияпри реализации процесса сохранения здоровья школьника — проведение семинаров-практикумов, районных семинаров и конференций, здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процессапрактикум для родителей, заседания клуба здо-ровьесберегающей тематики для родителей и обучающихся начальной школы.

4. Педагогическими условиями эффективной реализации педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения являются: включение субъектов воспитательно-образовательного процесса в лич-ностно-значимую деятельность, позволяющую наряду с развитием, формированием и сохранением здоровья школьника содействовать появлению дополнительных компетентностей, знакомиться с новыми формами проведения досуга, повышать профессиональное мастерство педагога- ® использование разнообразных педагогических средств развития, формирования и сохранения здоровья школьника, позволяющих удовлетворить познавательные потребности всех субъектов воспитательно-образовательного процессаиспользование потенциала внеучебной деятельности школьника.

5. Критерии и показатели оценки результативности педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения: критерий процесса развития здоровья — общефизическая подготовленность школьника (двигательно-координационные способности, силовая выносливость мышц брюшного пресса, статическая выносливость мышц спины) критерий прогресса формирования здоровья — компетентность школьника в области здоровья и здорового образа жизни (представления школьника о здоровом образе жизни, субъективное отношение к нему, наличие здоровьесберегающих стратегий поведения) — критерии процесса сохранения здоровья школьника — оптимизированный воспитательно-образовательный процесс (соотношение показателя утомления и активности учащихся на урокеналичие профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на снятие статического, умственного, зрительного утомления, использование здоровьеформирующего потенциала учебных дисциплин, реализация потребности в двигательной активности) — компетентность родителей в вопросах создания здоровьесберегающих условий жизнедеятельности школьника (представления родителей о здоровом образе жизни школьника, субъективное отношение к нему, наличие здоровьесберегающих стратегий поведения по отношению к ребенку).

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме исследования опубликовано 16 работ общим объемом 4,9 печатных листов, в том числе 2 публикации в изданиях, рекомендуемых Перечнем ВАК РФ.

Теоретические выводы и результаты исследований обсуждены и получили одобрение на международных (Новокузнецк, 2006,2009; Томск 2006,2009; Пенза, 2009), межрегиональных (Новокузнецк, 2004, 2007; Кемерово, 2006), городских научно-практических конференциях (Новокузнецк, 2003,2004;2009), городских и районных семинарах, заседаниях кафедры ПФОФК (2005;2009).

Структура и объем диссертации

отражают содержание, логику и результаты исследования. Диссертация состоит из двух глав, заключения, списка литературы, включающего 175 источников и 15 приложений. В работе приведено 11 таблиц, 22 рисунка. Общий объем диссертации составляет 217 страниц.

Выводы по второй главе диссертации.

1. Педагогическая оценка субъектов системы в контексте формирования здоровья школьника свидетельствует о необходимости расширения представлений школьника в области здорового образа жизни, формирования ответственного отношения к своему здоровью и содействия использованию здоровьесберегающих стратегий поведения. Приоритетные направления образовательной деятельности зависят от возрастных периодов развития ребенка.

2. Педагогическая оценка субъектов системы в контексте развития здоровья свидетельствует о необходимости повышения физической подготовленности школьников. Установлено, что у большинства учащихся недостаточно развита силовая выносливость мышц, формирующих корсет позвоночника и показатели двигательно-координационных способностей не соответствуют возрастным нормам, что может спровоцировать заболевания опорно-двигательного аппарата и свидетельствует о недостаточной двигательной активности школьников.

3. Педагогическая оценка субъектов системы в контексте сохранения здоровья школьника, свидетельствует о необходимости повышения компетентности педагогов в вопросах построения воспитательно-образовательного процесса, способствующего сохранению здоровья школьника, родителей — в вопросах создания здоровьесберегающих условий жизнедеятельности ребенка.

4. Внедрение разработанной системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения, способствовало повышению компетентности школьников различного возраста в области здоровья и здорового образа жизни, улучшению их общефизической подготовленности, оптимизации условий обучения, расширению представлений родителей в вопросах создания здоровьесберегающих условий жизнедеятельности, появлению здоровьесбре-гающих стратегий поведения по отношению к ребенку.

Заключение

.

Здоровье школьника — это состояние, обусловленное сочетанием врожденных и приобретенных в процессе жизнедеятельности биологических и социальных качеств, определяющих его образ жизни, развивающихся под воздействием внутренних (активность личности) и внешних (среда, воспитание) факторов под доминирующим влиянием специально организованного педагогического процесса. Следовательно, развивая качества школьника, создавая необходимые условия для его обучения и жизнедеятельности можно воздействовать на его образ жизни и способствовать решению проблемы здоровья. Все это говорит о возможности применения педагогических средств в данном аспекте.

Анализ теоретико-методологических подходов к решению проблемы здоровья школьника показал, что в современных условиях организовать эффективное педагогическое воздействие на здоровье школьника можно лишь в при взаимодействии образовательного учреждения со специализированным, имеющим необходимые ресурсы.

Создание и внедрение модели, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения решению проблемы здоровья школьника. Выводы;

1. Педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения представляет собой комплекс относительно самостоятельных, но вместе с тем, взаимосвязанных компонентов (процессов) — процесса развития здоровья, процесса его формирования и процесса сохранения, обеспечивающих содействие положительным изменениям морфо-физиологических качеств школьника через повышение его общефизической подготовленности, посредством физической культурыобучение его основам здорового образа жизни через расширение необходимых представлений о здоровье, отношения к нему и здоровьесберегающих стратегий поведения, создание здоровьесберегающих условий обучения и жизнедеятельности через оптимизацию воспитательно-образовательного процесса и повышение компетентности родителей в вопросах охраны здоровья ребенка.

2. Сконструирована модель педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с Центром психолого-медико-социального сопровождения «ДАР» г. Новокузнецка, состоящая из необходимых структурных компонентов (цель, принципы, функции, субъектный состав, компоненты взаимодействия специалистов центра с субъектами воспитательно-образовательного процесса, педагогические средства развития, формирования и сохранения здоровья школьника, критерии и показатели эффективности, результат), объединенных системообразующими факторами, обладающая новыми качествами, присущими модели, как целостной системе (способность к кумуляции педагогических эффектов, способность компенсировать недостатки деятельности одного процесса за счет интенсификации другого, способность оказывать личностно-ориентированное воздействие) — способствующая расширению представлений обучающихся в области здорового образа жизни, формированию субъективного отношения к здоровью, появлению здоровьесберегающих стратегий поведения, повышению общефизической подготовленности школьника, оптимизации условий обучения, повышению компетентности родителей в вопросах охраны здоровья ребенка.

3. Определены и экспериментально проверены педагогические средства, позволяющие осуществлять педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения (организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в области здоровьес-бережения, социальное проектирование, обучающие тренинги, волонтерство, использование информационных технологий, клуб «Моя семья», лекторий-практикум для родителей, сопровождение воспитательно-образовательного процесса).

4. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия реализации педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения: включение обучающихся, педагогов, родителей в личностно-значимую деятельность, позволяющую наряду с развитием, формированием и сохранением здоровья школьника формировать дополнительные компетентностиприменение разнообразных педагогических средств, удовлетворяющих познавательные потребности всех участников педагогического процессаиспользование потенциала внеучебной деятельности школьника. 5. Определены критерии и показатели результативности педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения, позволяющие оценивать физическую подготовленность школьника, его компетентность в области здорового образа жизни, влияние воспитательно-образовательного процесса на здоровье школьника, компетентность родителей в вопросах создания здоровьесберегающих условий жизнедеятельности школьника, корректировать содержательную компоненту взаимодействия.

Сформулированные выводы вводят в новый круг нерешенных проблем, рассмотрение которых диктуется нововведениями в системе образования, теорией и практикой применения педагогический средств в решении проблемы здоровья школьника. Нуждаются в дальнейшем изучении: вопросы взаимодействия образовательных учреждений с центрами психолого-медико-социального сопровождения в условиях НСОТсодержательно-организационные и методические подходы к реализации педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «Школа ВУЗ» : дис.. д-ра пед. наук. Новосибирск, 2001. 331с.
  2. Н. П. Здоровью надо учить : методическое пособие для учителей. Новосибирск. ООО изд. компания «Лада»: Наука, 2000. 295 с.
  3. Н. П. Методические рекомендации по формированию у школьников здорового образа жизни. Новосибирск. НГПУ, 2000. 48 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: 1989. 184 с.
  5. Л. И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: дис.канд. пед. наук. Волгоград, 1998. 208 с.
  6. В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 124 с.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: 1975. С. 17−62.
  8. М.В. Организация режима дня школьника М.: Учпедгиз, 1955. 64 е.
  9. М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: 1974. 136 с.
  10. М. В., Козлов В. И. Физиолого-гигиеническое изучение режима дня, состояния здоровья, общей и учебной нагрузки учащихся VII клас-сов//Особенности развития физиологических систем школьников. М.: 1983. С. 3−10. 32
  11. Адаптация и здоровье: учеб. пособие / Отв.ред. Э. М. Казин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 301 с.
  12. Р. Н. Население России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. М.: Наука, 1997. 25 с.
  13. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  14. В.Г. Системность и общество М.: Политиздат, 1980. 368 с.
  15. Ю. К. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  16. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  17. В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: эксперсс-контроль в школе и дома: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. 176с.
  18. Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: 1979.-С. 22−60.
  19. М. М. Виленский М.Я. Формирование здорового образа жизни в процессе профессиональной подготовки учителя // Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Госкомспорт СССР, 1990. С. 109−111.
  20. М. М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с.
  21. Л. А. Системный анализ педагогической деятельности //Философские проблемы теории коммунистического воспитания. Свердловск: СвГПИ, 1985. 150 с
  22. Л.А., Зотова А. Ф. Интегративно модульная педагогическая система начального профессионального образования. СПб, 1997. 208 с.
  23. В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995.141 с.
  24. Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 41 с.
  25. В. П. О возможностях системного подхода в педагогике //Советская педагогика, 1990. № 7. С.59−60.
  26. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.192 с.
  27. И. И. Валеология о здоровье. 2-е. изд., доп., перераб. М.: Физкультура и спорт, 1990. 208 с.
  28. И. И. Валеология. Начало пути // Сов. Россия, 1980. 29 мая. -С. 3−4.
  29. Большой энциклопедический словарь
  30. JI. П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности. // Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 32−44.
  31. Валелогизация образовательного процесса: методическое пособие. / под ред. Н. И. Балакиревой, О. А. Добрыниной. Новокузнецк, 1999. 143 с.
  32. М. Я. Модели. Репрезентация и научное понимание / Пер. с англ. М., 1988.
  33. П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни.М.: Мысль, 1990.-287с.
  34. В. Б., Кирой В. Н. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998.№ 3. С.43−48.
  35. В. Б., Сысоева А. Ф. К вопросу валеологической оценки адаптации детей к начальной школе // Валеология.2000. № 1.С.52−61.
  36. В. Б., Хусаинова И. С. Поиск и исследование механизмов формирования, развития и сохранения функций систем организма человека на разных этапах онтогенеза // Валеология. 2002.№ 4.С.41−48.
  37. М. Я. Социально-технологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994.№ 9. С. 9−11.
  38. В. И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев.: Наукова думка, 1974.135 с.
  39. JI. С. Собрание сочинений. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
  40. JI. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С.62−76.
  41. Э. Н. Валеология : учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2001. 102 с.
  42. П. Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М.: Педагогика, 1979.
  43. Гигиеническая паспортизация общеобразовательных учреждений и здоровья школьников. Новокузнецк: ИПК, 2002. 96 с.
  44. . Г. Моделирование как метод научных исследований: Гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1965. 247 с.
  45. С. Ю. Словарь психолога практика.ООО 134. Изд. «Питер» СПб., 2003.
  46. С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. С. 19−40.
  47. С. М. Гигиена учебных занятий в школе. Медгиз, 1959. 38.
  48. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.М.: Педагогика, 1977.135 с.
  49. В. В., Новожилова Н. В. Консультации: метод проектов // Педагогические технологии. 2007.№ 7. С. 103−114.
  50. В. В. Методы и организационные формы обучения.М.: Народ, образование, 2001.127 с
  51. В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологиям.: Нар. образование, 2001. 126 с.
  52. М. А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. М.: АПН СССР, 1971. 36 с.
  53. М. А. Педагогический процесс, диалектика его движения и отражение в теории //Тезисы докладов семинара по методологии педагогики и методики педагогических исследований М.: НИИ ТиИП АПН СССР, 1969. -26 с.
  54. А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность //Педагогика.2003.№ 4. С.21−26.
  55. А. Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С.46−60.
  56. Дахин А- Н. Содержание образования как культуросообразная модель жизнедеятельности // Стандарты и мониторинг в образовании.2003.№ 6.С.51−58.
  57. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года. М., 2003
  58. В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) Н.: Гуманит. изд., центр Владос, 1998.
  59. Л. Б. Условия валеологизации образовательной среды школьников //Валеология. 2000.№ 2. С. 61−62.
  60. Л. Б., Кукушкин В. В. Педагогическая валеология : учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 528с.
  61. В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
  62. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: методическое пособие. Часть II. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока / Авторы-сост.: Т. Н. Семенкова,
  63. Н. А. Заруба, О. А. Никифорова, А. И. Федоров — под научной ред. Э. М. Ка-зина. 2-е., изд., стереотипное. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. 193 с.
  64. Г. К., Колбанов В. В. Здоровье учителя: валеологический самоанализ //Педагогика. 1994. № 3. С. 54−58.
  65. Г. К. Валеологические проблемы педагогической деятельности //Валеология. 1997. № 2. С. 15−16
  66. Г. К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. 1997. № 4 С. 3539.
  67. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: 2002. 240 с.
  68. А. Ф. Современная западная философия . Учебн. М.: Высш.шк., 2001. 784с.
  69. В. Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития: дис. д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. 321 с.
  70. В. Н., Ирхина И. В. Школа здоровья: практические материалы по валеологизации школьной образовательной системы: методическое пособие. Барнаул, 2001.128с.
  71. В. Н., Ирхина. И. В. Валеологически обоснованный урок в современной школе: учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГТТУ, 1998. 117 с.
  72. В. Н. Здоровье учителя и учащихся приоритетная ценность // Педагогика. 1997. № 3. С. 8−10.
  73. Интервью с акад. РАН B.C. Стениным // Вопросы философии. 2004, № 9.С. 49
  74. , Э. М., Мартюшева Т. С. Роль психолого валеологических подходов в формировании установки как целостного фактора здоровья и развития личности. // Проблемы валеогизации образовательной среды. Кемерово, 1999. С 16−43
  75. Э. М., Блинова Н. Г. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для студентов высш. учеб, заведений. М.: Гуманит, изд. центр Владос, 2000. 192 с
  76. В. П., Склянова Н. А. Валеология в прошлом, настоящем и будущем//Валеология. 1998. № 3. С. 5−9.
  77. В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. Новосибирск, 1993. С. 7−41.
  78. Т. Е. Конструирование дидактических тестов : методические рекомендации. Магнитогорск.: МГПИ, 1996. 56 с.
  79. Т. Е. Педагогическая диагностика : учеб, пособие. Магнитогорск.: МаГУ, 2000.124 с.
  80. И. Д. Методы исторического исследования. М.: 1987. 360 с.
  81. В. П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 608 с.
  82. В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб.: Деан, 1998. 231 с.
  83. Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. С. 22.
  84. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга): научно-методическое пособие. Новокузнецк.: ИПК, 2004.-169 с.
  85. Краткий словарь по социологии. М., 1989. / Сост. Э. М. Коржева, Н.Ф. Наумова- Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1989
  86. В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара.: Изд-во СамГПИ, 1994.165 с.
  87. В. В. О характере и логике педагогического исследования. Протокол № 12 от 5.05.88 //Протоколы заседаний лаборатории методологии педагогики за 1988 год .НА РАО, ф.31, оп. 1, д. 2314. 137 л. — л.61−62.
  88. М. И. Формирование готовности учителя к управлению эмоциональными состояниями в педагогической деятельности : автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва. 1996. 26с.
  89. М. И. Рефлексия как средство управления эмоциональным состояниями// Рефлексивные процессы: сб. материалов международного симпозиума. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 1994.
  90. И. Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие. М.: Издат. торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 426с.
  91. Г. А. Предмет, задачи и методы валеологии. // Валеология. 1999. № 3. С. 5−9.
  92. Г. А., Войнов В. Б. Валеология. Словарь терминов: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000. 176 с.
  93. В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления : программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 296 с.
  94. Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие для педагогов-валеологов, школьных психологов и медицинских работников. М.: Аспект Пресс, 2000.139 с.
  95. Н. Н., Степанова М. И. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье //Гигиена и санитария. 2004.№ 1.С. 4448.
  96. Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.С. 47−86.
  97. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.144 с.
  98. . В., Рожков М. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: учеб.-метод, пособие. М.: Гу-манит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 216 с
  99. И. Л. Школа путь к здоровью или путь в невроз? Новокузнецк.: МОУ ДПО ИПК, 2003. 252 с.
  100. А. Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  101. А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. 1999. № 10. С.152−158
  102. Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека его социальная ценность. М.: Мысль, 1989. 134 с.
  103. Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. -М., 1993. С. 62−80.
  104. . Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. 464 с.
  105. И. А. Социальная педагогика: Методологический анализ. Монография. М.: ТЦ Сфера, 2004. 320 с.
  106. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. -М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. 272с.
  107. С. А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы: дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 169 с.
  108. И. В. Содержание образования в «Школе здоровья» // Актуальные проблемы современной педагогики: сборник научных трудов/ Под ред. проф. Крившенко Л. П.-М.: Изд-во МГОУ, 2006.С. 51−56.
  109. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. С.11
  110. И. В. Организация деятельности «Школы здоровья» в условиях мегаполиса: дис.канд. пед. наук. Москва, 2006. 204с.
  111. JI. П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991. 218 с.
  112. В. М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. № 5. С.75−89.
  113. Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб.: Речь, 2006. 192 с.
  114. А. М. Как работать над диссертацией : пособие для начинающего педагога-исследователя. М.: Пед. поиск, 1996. 112с.
  115. П. В. Оценка погрешности результатов измерений.JI.: Энергоатом издат. Ленигр. от-ние, 1985. 247 с.
  116. Общая психология. Словарь / Под. ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.
  117. , A.C. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения//Народное образование. 1999. № 10.С.158−161.
  118. С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. С. 293, 740.
  119. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  120. Оздоровительная работа в условиях школы-интерната: методическое пособие / А. А. Сидоренко, Л. М. Апухтина, Н. Г. Блинова и др. Кемерово.: Изд-во облИУУ, 2001. 99с.
  121. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 380с.
  122. , Д.Д. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом М.: АПКиПРО, 2001.239с
  123. И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ.высш.учеб.заведений: / В 2 кн. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576с.
  124. С. И. Формирование здоровья и развитие младших школьников в системе физического воспитания: Теория и практика (монография). Новокузнецк, 2000.
  125. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко и др. — под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 432 с.
  126. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
  127. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  128. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 234
  129. И. Д. Количественный анализ и структурные модели в процессе обучения : учеб.пособие. Л.: Пермь, 1983. 58 с.
  130. В. П. Валеология человека. СПб., 1996.
  131. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред В. Н. Дружинина, СПб, Питер, 2007.656 с.
  132. Практическая психология образования: Учеб. пос / Под ред. И. В. Дубровской. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. 592 с.
  133. С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е год. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  134. С. Е. Формирование муниципальной системы здоровьесбере-гающей деятельности общеобразовательных учреждений: дис.канд. пед. наук. Курск, 2006 244 с.
  135. Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здо-ровьесберегающей среды образовательных учреждений: дис.канд. пед. наук Кемерово, 2007 196 с.
  136. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/под науч.ред. JI.M. Щипициной и Л.С.Шпилени/.СПб., 2003. 464с.
  137. Г. И. Надежность результатов социологического исследова-ния.Л.: Наука, 1983.214 с.
  138. М. К. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы: дис.канд. пед. наук. Махачкала, 2006 183с.
  139. А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовательном пространстве // Исследовательская работа школьников.2004. № 1. С.-22−23.
  140. В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 134с.
  141. Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006. 328 с.
  142. Словарь по социологии / Сост. Е. Б. Мельникова, М. Макбрайд. Нижний Новгород.: Нижегор. гос. ун-т им. Н. И Лобачевского, 1995
  143. Социологический словарь / Сост. А. Н. Елсуков, К.В. Шульга- Науч. ред. Г. Н. Соколова, И.Я. Писаренко- Редкол.: Г. П. Давидюк (отв. ред.) и др. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Университетское, 1991.
  144. Д. С. Очерки по структурным основам гомеостаза. М., 1997. 350 с.
  145. В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Селиванов- под.ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
  146. Н. К. Три шага к науке о здоровье здоровых // Директор школы. 1994. № 5. С. 6−8.
  147. Н. К. Педагогическая антропология: практически ориентированный подход к диагностической и коррекционной работе с учащимисяшкол // Актуальные проблемы адаптации человека: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск № 2. Сургут, 2002.
  148. Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2006. 320 с.
  149. В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. О. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997.512 с.
  150. В.А., Кряхтунов М. И. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития учителя. М.: Прометей, 2000. 110 с.
  151. JI. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и К°, 1995. 352 с.
  152. JI. Г. Валеология в педагогическом пространстве. Монография.- Изд. 2-е доп. СПб.: Крисмас, 2002. 200 с.
  153. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  154. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5−9 кл.: учеб.-метод. пособие / Под ред. JI. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 192 с.
  155. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.- М.: Политиздат, 1981. 445 с.
  156. Г. И. Наука и религия о здоровье и болезнях человека. М.: Медицина, 1965.С. 57.
  157. И. Д. Проектирование новой модели школы//Практика административной работы в школе.2003.№ 7.С.9−13.
  158. И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. С 11−15.
  159. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей/Под науч.ред. Л. М. Щипициной и Е. И. Казаковой. 3-е изд., испр. И доп. — СПб.: Издательство «Образование-Культура», 2002. 160с. прил.
  160. В. А. Моделирование и философия. М.: 1986. 52 с.
  161. В. А. Роль моделей в познании. Л.: 1963. 127 с.
  162. А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск.: Наука, Сиб. Отделение, 1989. 136 с.
  163. Г. П. Система педагогических исследований (Методологический аспект) // Педагогика и логика. М.: Касталъ, 1993
  164. Г. П. Проблемы методологии системного исследования, М., 1964
  165. Н. Е. Новое воспитание. М.: Пед. об-во России, 2000. 116 с.
  166. Н. Е. Воспитание счастьем, счастье воспитания: (Пед. технология воспитания счастливого человека в шк.) М.: Центр «Пед. поиск», 2004. 160 с.
  167. Н. Е. Иллюзорное воспитание и реальное воспитание: Сред, шк. //Клас. рук. 2001. № 8. С. 38−47.
  168. В. А. Социологические исследования: методология, программа, методы. / Отв. ред. В. Н. Иванов. М.: Наука, 1987. 245 с.
  169. В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросает, 1999. 596 с.
  170. School Health, A Guide for Health Professionals, Amerikan Akademy of Pediatrics, 1987
  171. Опросник для анкеты «Оценка сформированности представлений, субъективного отношения, здоровьесберегающих стратегий поведения у обучающихся начальной школы»
  172. Представления Субъективное отношение Стратегии поведения1. Раздел № 1 Самопознание
  173. Что такое мышцы? Где они расположены? Как человек двигается? Какова роль движения в жизни человека? Важно ли тренировать и укреплять мышцы? Посещаешь ли ты какую-нибудь спортивную секцию? Делаешь ли ты гимнастику по утрам?
  174. Для чего человеку даны уши? Как называется способность человека слышать? Чего «боятся» уши? Важна ли для человека работа ушей? Почему важно правильно ухаживать за ушами? Как ты заботишься о своих ушах?
  175. Что такое режим дня? Отчего зависит твой режим дня? Как влияет правильный (неправильный) режим дня на человека? Как ты считаешь, важно ли соблюдать режим дня? Опиши то, как выглядит твой обычный день (по-порядку).
  176. Раздел Ли4 «Основы безопасности и жизнедеятельности»
  177. Каше опасности могут подстерегать ребенка, когда он один дома? Важно ли быть внимательным и аккуратным, чтобы избежать опасности? Какие правила поведения ты соблюдаешь в домашней обстановке?
  178. Сталкивался ли ты с опасностями дома? Как ты справился с ними?
  179. Опросник для анкеты «Оценка сформированности представлений, субъективного отношения и стратегий поведения в области здорового образа жизни» для обучающихся основной школы
  180. Представления Субъективное отношение Здоровьесберегающие стратегии поведения
  181. Социально-значимые заболевания
  182. Профилактика табакокурения
  183. Профилактика употребления алкоголя
  184. Профилактика употребления наркотических веществ
  185. Профилактика распространения ВИЧ инфекции
  186. Основы сохранения репродуктивного здоровья
  187. Что такое иммунитет? Каковы функции иммунитета? Как ты думаешь, от чего и от кого зависит сильным или слабым будет твой иммунитет? Что ты делаешь для того, чтобы повышать свой иммунитет?
  188. Методика определения динамики работоспособности с использованием таблиц Анфимова 43.
  189. Оценка построения урока с позиции недельной кривой работоспособности 1.1 Определение места урока в недельной кривой работоспособностидень недели фаза недельной работоспособности
  190. Определение места урока в суточной физиологической кривой работоспособности1. День недели 1 2 3 4 5 6понедельник н У У У н нвторник У в в в У Усреда У в в в У нчетверг У в в в У нпятница н У У н н нсуббота н У н н н н
  191. В алеологический анализ урока (бланк) классдень неделиурок по порядпедаго
  192. Определение степени трудности урока по таблице Сивковапредмет количество баллов
  193. Определение степени трудности урока (по М.С. Громбаху)
  194. Определение степени эмоциональности урока (по М.С. Громбаху)
  195. Общая оценка трудности урока
  196. Оценка соответствия места урока в недельной, суточной физиологической кривой работоспособности и его трудности
  197. Оценка деятельности педагога по построению урока с учетом динамики работоспособности в различные периоды урока
  198. Фаза работоспособности Деятельность учителя и учащихся на уроке
  199. Фаза врабатывания 5−7 минут
  200. Фаза оптимальной работоспособности 20 минут
  201. Фаза компенсированного утомления 10−15 минут1. Вывод
  202. Оценка деятельности педагога по использованию на уроке здоровьеформирующего потенциала учебного предмета
  203. Направлены ли цели урока на формирование саногенного мышления учащихся
  204. Оценка деятельности педагога по организации воспитательно-образовательного про-г/есса с учетом индивидуальных особенностей учащихся
  205. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с нарушением осанки
  206. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с нарушением зрения
  207. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разным типом нервной системы
  208. Виды дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки к предмету и отношением к учению1. Вывод
  209. Огенка использования на уроке здоровьесберегающих методов и технологий обучения
  210. Методы организации воспитательно-образовательного процесса (принуждение, свобода выбора, самопознание и развитие познавательных интересов)
  211. Методы по способу подачи учебной информации (словесные, наглядные, практические)
  212. Виды деятельности учащихся на уроке (игровая, творческая, традиционная)
  213. Мотивация к учебной деятельности (внешняя, внутренняя)
  214. Виды контроля и оценки знаний учащихся на уроке1. Вывод
  215. Оценка гигиенических условий обучения
  216. Обеспечение необходимой двигательной активности школьников
  217. Оценка профилактической и коррекционно-развивающей деятельности учителя по сохранению зрения учащихся
  218. Оценка профилактической и коррекционно-развивающей деятельности учителя попредотвращению нарушений ОДА5,4.0ценка профилактической и коррекционно-развивающей деятельности учителя попредупреждению развития переутомления
  219. Использование ТСО с учетом гигиенических требований6. Общая оценка урока
Заполнить форму текущей работой