Управление качеством продукции на предприятии
Орган сертификации — орган, проводивший сертификацию определенной продукции; выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям, стандарту или другому нормативному документу Сертификат соответствия — документ… Читать ещё >
Управление качеством продукции на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции.
Управление качеством возникло как объективная потребность человечества, первоначально в высоко классном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни.
Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Объектом управления является производственный процесс. Основные определения, характеризующие качество продукции, классификационные и оценочные показатели качества продукции, приведены на рисунке.
Определение и показатели качества Как показано на рисунке, оценочные показатели качества продукции включают в себя ряд категорий, которые можно сгруппировать по различным признакам: функциональные показатели качества, ресурсосберегающие, природоохранные, которые в свою очередь систематизируются по таким показателям, как надежность продукции, её эргономичность, эстетичность, природоохранные показатели.
К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся: изучение рынка товаров; разработка требований к товарам; качество исходного сырья и материалов; качество конструирования и проектирования; качество изготовления (переработки); контроль готовой продукции.
Факторами, стимулирующими качество товаров, можно считать социальную и экономическую целесообразность и эффективность производства, особенности управления и ценообразования, материальную заинтересованность работников, санкции за производство некачественной продукции и пр. Эти факторы изучают экономические дисциплины.
Функциональные качества продукции включают в себя такие критерии, как функциональная пригодность, надежность, эстетичность и эргономичность продукции.
Функциональная пригодность продукции является важнейшим критерием оценки её качества и характеризует соответствие продукции заданным конструктивным техническим параметрам, а также возможность данной продукции выполнять функции, определенные её назначением.
Такие критерии качества продукции, как надежность, эстетичность и эргономичность, рассмотрены ниже более детально.
На рисунке приведена группировка показателей качества продукции по признаку надежности продукции, которая состоит из следующих элементов:
показатели безотказности работы, показатели ремонтопригодности, показатели долговечности, показатели восстанавливаемости, показатели сохраняемости.
Характеристика показателей надежности Надежность продукции является одним из важнейших показателей её качества и играет существенную роль в оценке привлекательности и конкурентоспособности продукции.
На рисунке представлена характеристика показателей эргономичности продукции.
Характеристика показателей эргономичности продукции Эстетичность продукции отражает её художественную выразительность, гармоничность, рациональность формы, а также сохранность товарного вида.
Характеристика показателей эстетичности Показатели ресурсосберегающих характеристик продукции, которые приведены на рисунке, характеризуют её особенности как с точки зрения участия продукции в производственном процессе (показатели технологичности), так и с точки зрения непосредственной эксплуатации продукции (показатели ресурсопотребления).
Характеристика ресурсосберегающих показателей Ресурсосберегающие показатели дают ответ на вопрос об экономичности продукции, её эффективности в производстве и эксплуатации.
Характеристика природоохранных показателей позволяет оценить продукцию с точки зрения её безопасности для человека при эксплуатации, а также с точки зрения воздействия продукции на окружающую среду.
Характеристика природоохранных показателей Международный стандарт ИСО 8 402 определил управление качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству Управление качеством продукции (рис. 18) включает основные составляющие системы управления качеством, а именно, управляющую и управляемую подсистемы (субъект и объект управления). Субъектом управления являются руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем уровне. Объектами управления выступают процессы, преобразующие исходные ресурсы в конечные результаты деятельности (производственный процесс, технологические процессы и др.); продукция как конечный результат деятельности предприятия; персонал в лице как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качеством.
Взаимодействие между субъектом и объектом управления в системе управления качеством осуществляется, с одной стороны, в ходе реализации управляющего воздействия субъекта на объект управления путем принятия определенных управленческих решений в области качества; с другой стороны, посредством механизма обратной связи, благодаря которому субъект управления получает информацию о реализации принятых управленческих решений, а также о функционировании объекта, о его соответствии задаваемым параметрам.
Таким образом, управляющая и управляемая подсистемы представляют собой составные части системы, взаимодействующие друг с другом и взаимовлияющие друг на друга, что обеспечивает единство в рамках системы управления качеством.
Схема управления качеством продукции.
Стандартизация, стандарты и виды стандартов Сертификация — это процедура, посредством которой третья, уполномоченная государством сторона, дает письменную гарантию, что продукция соответствует заданным требованиям.
Сертификация продукции — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям Объекты сертификации: продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, иные объекты Система сертификации однородной продукции — это система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и одна и та же самая процедура.
Системы обязательной сертификации создаются государственными органами.
Орган сертификации — орган, проводивший сертификацию определенной продукции; выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям, стандарту или другому нормативному документу Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям, стандарту или другому нормативному документу Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, принятым в данной системе сертификации Схема сертификации — совокупность действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции:
Проверка сведений о продукции, представленных заявителем; документирование этих сведений в сертификате, на этикетке, ярлыке, упаковке, в паспорте и т. д.