Федеративное государство.
Демократические режимы, их особенности и виды
Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, они не имеют права на сецессию (односторонний выход из федерации); Однако встречаются и исключения. Так, в Швейцарии (и в СССР, существовавшем с 1922 г. по 1991 г.) за государственными образованиями, входящими в их состав, конституционно признается суверенитет. Статья 40 Конституции Мексики 1917 г. также указывает, что штаты свободны… Читать ещё >
Федеративное государство. Демократические режимы, их особенности и виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. — С.18−19.
В мире в настоящее время существует немало различных федераций. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии). Федеративным государством был СССР. Федеративным государством является и Россия.
Е.Г. Крылова выделяет следующие признаки федеративного государства:
- 1) единая система границ и ее охраны; территория состоит из территорий субъектов федерации и в политико-административном отношении представляет собой единое целое;
- 2) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, они не имеют права на сецессию (односторонний выход из федерации); Однако встречаются и исключения. Так, в Швейцарии (и в СССР, существовавшем с 1922 г. по 1991 г.) за государственными образованиями, входящими в их состав, конституционно признается суверенитет. Статья 40 Конституции Мексики 1917 г. также указывает, что штаты свободны и суверенны в том, что касается их внутренней жизни. Конституция России 1993 г. никакого иного суверенитета, кроме суверенитета РФ, не предусматривает (ст. 3, 4, 80).
Право сецессии было закреплено в Конституциях СССР (в 1991 г. Советский Союз покинули Литва, Эстония и Латвия).
- 3) наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Но по отношению к федеративной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральной конституцией и конституционными законами;
- 4) у субъектов могут быть свои конституции (уставы) и своя система законов, которые не должны противоречить федеральной конституции и федеральному законодательству;
- 5) в федерации есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;
- 6) гражданин считается гражданином федерации и может считаться гражданином соответствующего субъекта федерации; для всех граждан обеспечивается равноправие на территории федерации;
- 7) федеральный парламент двухпалатный; верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя является органом общенародного представительства Крылова Е. Г. Федерализм, как демократическая территриальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 16
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в федеральной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией федеральных органов; другая — субъектов федерации; третья — совместной компетенцией федерации и её субъектов.
В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий, которое сопровождается появлением статуса ассоциированного субъекта федерации, т. е. отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью. Фактически в составе России таким статусом обладает Татарстан.
В связи с этим в 80 — 90-е годы XXв. в отечественной литературе активизировались дискуссии о проблемах федерализма, в частности, был поднят вопрос о симметричности федераций. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъектами федерации, а под асимметричной — федерацию, части которой имеют различный правовой статус.
Симметричными являются, например, ФРГ, Папуа — Новая Гвинея (по Конституции 1975 г. и Органическому закону 1980 г.), Бразилия (по Конституции 1988 г. федеральные территории преобразованы в штаты, а федеральный округ практически получил равные со штатами права).
Ярко проявляется асимметрия в Индии, которая состоит из 25 штатов и 7 союзных территорий, статус которых различен. Кроме того, среди штатов выделяются, с одной стороны, Джамму, Кашмир и Сикким, обладающие более широкими полномочиями по сравнению с другими штатами, а с другой — Мегхалая, Нагаленд и некоторые другие небольшие штаты, права которых, наоборот, ограничены.
В России статья 5 Конституции провозглашает равноправие всех субъектов РФ, но, в то же время, республики получают ряд дополнительных прав (например, право устанавливать свой государственный язык наряду с государственным языком РФ — ст. 68 Конституции). Да и вообще, предусмотренная ч. 5 ст. 66 Конституции РФ возможность изменения статуса субъекта РФ предполагает, что статусы (т.е. объемы прав и обязанностей) субъектов РФ различны. Крылова Е. Г. Федерализм, как демократическая территриальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 16.
Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).