Цели, задачи и план аудиторской проверки расчетов по учету удержаний из заработной платы
Для того что бы приступить к проведению проверки аудитор должен ее спланировать. Первым этапом является формирование плана проведения проверки и программа аудита, включая определение уровня существенности ошибок и аудиторского риска. Проверке правильности оформления первичных документов, аудитор уделяет особое внимание, так как нарушения и недочеты в их оформлении могут привести к нарушениям… Читать ещё >
Цели, задачи и план аудиторской проверки расчетов по учету удержаний из заработной платы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель проверки расчетов по учету удержаний из заработной платы — установление соответствия применяемой в магазине «Imaginarium» ЗАО «Корадо» методики учета и правильности исчисления удержаний при расчетах с персоналом по оплате труда. Соответствие применяемой методики действующим в Российской Федерации нормативным актам, выявление имеющихся нарушений, оценки степени их влияния на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и принятия мер для их устранения.
В ходе контроля аудитор решает следующие задачи:
- — подтверждение обоснованности обязательных удержания (по налогу на доходы физических лиц; по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу физических и юридических лиц; по вступившему в законную силу приговору суда), проверка правильности произведенных расчетов;
- — правильности применения и обоснованность удержаний по инициативе работодателя (за причиненный организации материальный ущерб; за допущенный брак; удержания своевременно не возвращенных подотчетных сумм; удержания по предоставленным займам и ссудам; удержания излишне выданной оплаты труда и др.);
- — проверить обоснованность удержаний, инициаторами которых являются работники организации (удержание профсоюзных взносов; удержания, производимые в пользу физических или юридических лиц на основании письменного заявления работника);
- — установление полноты и своевременности перечислений и выплат удержанных сумм получателям;
- — проверка правильности оформления первичных документов, налоговых регистров, лицевых счетов работников.
Для того что бы приступить к проведению проверки аудитор должен ее спланировать. Первым этапом является формирование плана проведения проверки и программа аудита, включая определение уровня существенности ошибок и аудиторского риска.
Приступая к работе аудитор оценивает систему внутреннего контроля, существенность отдельных видов удержаний, источники и достоверность имеющейся информации.
Для оценки состояния внутреннего контроля аудитором составляется специальный опросник, который дает предварительную оценку соблюдения в магазине дисциплины, определяет наиболее уязвимые, с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур.
Пример вопросника приведен в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Пример опросника.
№ п/п. | Вопрос. | Предпологаемые ответы. | Примечание. |
Да. | Нет. | Нет ответа. | |
Возможно ли неправильное начисление удержаний из заработной платы? | Х. | ||
Имеются ли случаи удержаний по инициативе работодателя? | Х. | ||
Имеются ли удержания, инициаторами которых являются работники? | Х. | ||
Возможно ли неправильное предоставление работникам соответствующих налоговых вычетов? | Х. | ||
Оформляются удержания соответствующими документами? | Х. |
Результаты вопросника показывают, что в магазине игрушек «Imaginarium» ЗАО «Корадо» высокий уровень бухгалтерского учета и в организации внутреннего контроля.
Принимая во внимание полученные результаты, формируется план проведения проверки и программа аудита, включая определение уровень существенности ошибок и аудиторского риска. (Таблица 3.2.).
Для определения существенности взяты показатели за 1-ое полугодие 2013 года из таблицы 1.2.
Таблица 3.2.
Базовые показатели для определения уровня существенности.
Наименование базового показателя. | Значение базового показателя, руб. | Уровень существенности, %. | Сумма уровня существенности, руб. |
Выручка от продаж, руб. | |||
Валюта баланса, руб. | |||
Собственный капитал, руб. | |||
Себестоимость оказанных услуг, руб. |
Делаем расчет и определяем среднее значение показателей:
119 820+352000+264 000+86840 = 822 660/4=205 665 руб.
В нашем случае минимальное значение отклоняется на 58%.
(86 840−205 665)/205 665 =58%.
Максимальное значение отличается от среднего на 71%:
(352 000;205665)/205 665 =71%.
Если допустимый уровень отклонений установлен на уровне 50%, крайние значения будут отбрасываться.
Отбрасываем и максимальное и минимальное значение. Новая, средняя составит:
(119 820+264000)/2 =191 910 руб.
Округляем полученную, среднюю до 190 000 руб.
Погрешность при этом составит 1% (допустимое значение).
Рассчитав уровень существенности, составляем план аудиторской проверки (таблица 3.3) и программу проверки (таблица 3.4).
Таблица 3.3.
План аудиторской проверки.
Планируемые виды работ. | Период проведения. | Исполнитель. |
1. Аудит оформления первичных документов. | ||
2. Аудит обоснованности льгот и удержаний и заработной платы. | ||
3. Аудит учетных записей по удержанию из заработной платы. | ||
4. Аудит полноты и своевременности перечислений и выплат удержанных сумм получателям. | ||
5. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета. |
Таблица 3.4.
Программа аудиторской проверки.
Перечень аудиторских процедур | Период проведения. | Исполнители. | Проверяемые документы. |
1. Аудит оформления первичных документов. | |||
1.1 Определение степени унификации первичных документов по учету персонала. | Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, личные карточки, коллективный договор | ||
1.2 Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов. | Расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера. | ||
2. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы. | |||
2.1 Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц. | Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию. | ||
2.2 Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога. | Личные карточки, и аналитика к ним. | ||
2.3 Определение соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательству. | Личные карточки, и аналитика к ним. | ||
2.4 Проверка правильности удержаний по исполнительным листам. | Исполнительные листы, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости. | ||
2.5 Проверка правильности удержаний по решению руководителя. | Приказы, распоряжения руководителя, платежные ведомости, расчетные ведомости. | ||
3. Аудит учетных записей по удержанию из заработной платы. | |||
4. Аудит полноты и своевременности перечислений и выплат удержанных сумм получателям. | |||
5. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета. |
В процессе проверки аудитор составляет рабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество выполняемой им работы. Рабочие документы составляются в произвольной форме. В них должна содержаться необходимая справочная информация о клиенте, краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать:
— метод проведения проверки (сплошной или выборочный) либо объем проверенной документации;
— замечания по результатам проверки;
— перечень первичных и других документов, не представленных к проверке;
- — иные выявленные несоответствия действующему законодательству;
- — мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков;
- — другие рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности клиента.
На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется аудиторское заключение.
Аудит заработной платы является одним из самых объемных и сложных участков работы, так как с заработной платой связано формирование издержек обращения торговой организации и соответственно определение прибыли, а также формирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
В большинстве случаев на практике, как правило, наибольшее разногласие во взаимоотношениях между работниками и работодателями вызывают вопросы, связанные с заработной платой.
Современное законодательство в вопросах налогообложения и предоставления социальных льгот претерпевает постоянные изменения. В условиях постоянных изменений законодательства бухгалтеру приходится самостоятельно решать проблемы учета расчетов с персоналом по оплате труда по удержаниям из заработной платы, при этом неизбежно могут возникнуть спорные вопросы и ошибки в учете.
Особое внимание при проверке необходимо уделить вопросам изучения и проверки трудовых договоров, которые заключает администрации с работниками магазина, и в первую очередь договоров о материальной ответственности.
По новому закону о бухгалтерском учете 402-ФЗ все факты хозяйственной жизни, являются объектом учета и подлежат оформлению первичными документами. При этом, формы первичных документов должны быть утверждены руководителем.
Проверке правильности оформления первичных документов, аудитор уделяет особое внимание, так как нарушения и недочеты в их оформлении могут привести к нарушениям и ошибкам в расчетах с работниками по удержаниям из заработной платы.