В начале XX в. большую популярность в объяснении социального поведения приобрела гормическая[1] психология Уильяма Макдугалла (1879−1938). Согласно ей причиной социального поведения признаются социальные инстинкты (так же, как инстинкты являются причиной поведения животных). И человеку, и животным присуще стремление к цели. Горме выступает и как движущая сила, и как объяснение инстинктивного поведения. Точнее говоря, горме реализуется в инстинктивном, интуитивном поведении. Социальное поведение раскрывается в гормической психологии как спонтанное устремление к цели под воздействием иррациональных, неосознаваемых влечений. Из социальных инстинктов выводятся все социальные явления и учреждения: семья, торговля, революция, война и т. п.
Социальные инстинкты человека, как и инстинкты животных, наследственны и в своем составе имеют три составляющих — рецептивную, двигательную и эмоциональную. Эмоциональная составляющая является доминирующей, определяющей в структуре инстинкта. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими у человека сначала становятся семь чувств, которым соответствуют семь основных социальных инстинктов:
- ? эмоциям гнева и страха соответствует инстинкт борьбы;
- ? чувству самосохранения соответствует инстинкт бегства;
- ? эмоциям робости и женской ревности соответствует инстинкт воспроизведения рода;
- ? чувству собственности соответствует инстинкт приобретения;
- ? чувству созидания соответствует инстинкт строительства;
- ? чувству принадлежности соответствует стадный инстинкт;
- ? чувству удивления соответствует инстинкт любопытства.
В дальнейшем, при сложившемся характере человека, центральным становится эготическое чувство (от «эго» — греч. «л»). Понятие личности, по Макдугаллу, объединяет в себе характер, как интегрированную совокупность предрасположений (врожденных и приобретенных), и интеллект, как совокупность познавательных способностей.
- [1] От древнегреческого слова «горме», обозначающего порыв, стремление, желание.