Функционирование экономических систем происходит в условиях, когда параметры среды заранее неизвестны. Это обстоятельство вызывает неопределенность при выборе рациональных параметров сторон.
В отличие от игровой ситуации, когда противоположная сторона разумно противодействует стороне, принимающей решение, среда или природа изменяет свои параметры случайно, не преследуя собственных целей.
Математический аппарат, предназначенный для принятия решений в игровых ситуациях, в которых одна из сторон случайно выбирает стратегию, называется теорией статистических решений.
Рассмотрим модель игровой ситуации.
Сторона А, принимающая решение, имеет множество стратегий:
Среда может принимать конечное множество состояний:
Вероятности состояний среды неизвестны или могут быть заданы в виде вектора:
Задана матрица т X п. Каждый элемент матрицы представляет полезность стратегии Д при состоянии среды Sr
Требуется определить такую стратегию Лх, которая является предпочтительной в некотором смысле по сравнению с другими.
Для решения поставленной задачи следует исключить дублирующие и заведомо невыгодные стратегии стороны Л. Для среды этого делать не следует, гак как выбор ее стратегии производится случайно.
В теории статистических решений наряду с платежной матрицей пользуются матрицей рисков. Риском г— называется разность между максимально возможным выигрышем и текущим выигрышем при выборе конкретной стратегии Аг
Обозначив максимальный элемент столбца платежной матрицы как согласно определению получим.
Матрица рисков R = rl} эквивалентна платежной матрице А = |ах/|.
Выбор предпочтительной стратегии стороны А может производиться в двух различных ситуациях. В первой ситуации вероятности состояния среды SjJ = 1,…, п заданы в виде вектора Q = {qv qv …, r/Д.
В этом случае в качестве показателя эффективности выбирают среднее значение или математическое ожидание выигрыша стороны А:
Предпочтительной будет стратегия А*, при которой максимизируется средний выигрыш:
Если используется матрица рисков, то соответственно.