Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии партнерства в работе дошкольного учреждения с различными категориями семьи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такой подход затрудняет возможность эффективного и комплексного влияния на компетентность родителей. Между тем важно выстроить подлинное доверие и партнерство с семьей на основе стратегии диалога и сотрудничества специалистов дошкольного учреждения и родителей. Вектор работы с современной семьей изменился с «пропаганды и просвещения» в сторону диалога, партнерских отношений и сотрудничества… Читать ещё >

Технологии партнерства в работе дошкольного учреждения с различными категориями семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало нового тысячелетия связано с разработкой новой философии в работе с семьей. Современная российская семья представляет собой динамично изменяющуюся структуру, требующую поиска новых форм взаимодействия. Современные родители образованны и достаточно осведомлены в вопросах воспитания и обучения, имеют доступ к печатной продукции педагогического содержания и современным электронным ресурсам. Это накладывает большие требования к компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Практика сотрудничества государственных образовательных учреждений с родителями долгие десятилетия развивалась в рамках функции просвещения, при этом был накоплен положительный опыт повышения педагогической культуры родителей. Вместе с тем возникли и трудно разрешимые противоречия: современная семья не воспринимает педагогические нотации и монологическую направленность общения.

Чрезмерный акцент и увлеченность некоторых педагогических коллективов рационалистическим подходом в сотрудничестве часто проявляется в том, чтобы «напитать знаниями родителей», как говорится, впрок, без учета потребностей конкретной семьи. При этом перекос в сторону формального отношения к работе с семьей соотносится с утратившей свою актуальность формой родительского всеобуча.

Такой подход затрудняет возможность эффективного и комплексного влияния на компетентность родителей. Между тем важно выстроить подлинное доверие и партнерство с семьей на основе стратегии диалога и сотрудничества специалистов дошкольного учреждения и родителей. Вектор работы с современной семьей изменился с «пропаганды и просвещения» в сторону диалога, партнерских отношений и сотрудничества. Сотрудничество с современной семьей предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Инициатором установления сотрудничества должны быть, на наш взгляд, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что успешность зависит от согласованности и преемственности в деятельности всех субъектов воспитания.

Термин «социальное партнерство в образовании», как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России сравнительно недавно. Оценка опыта взаимодействия показала, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольного образовательного учреждения на развитие совместной деятельности с семьей. При этом семья выступает не как объект воздействия, а как равноправный субъект совместной образовательной деятельности, имеющий свой запрос, свои ресурсы, свой определенный уровень компетентности в вопросах воспитания и обучения дошкольников. Безусловно, названные категории носят индивидуальный вектор сформированных основ педагогической культуры современных родителей, не учитывать который было бы большой ошибкой.

Педагогическая культура традиционно понимается как особый уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного воспитания. У каждой семьи свой уровень педагогической культуры, который необходимо учитывать в выборе форм и методов взаимодействия. Такая адресность — залог успешной работы с современной российской семьей.

Характеризуя формы диалога, А. С. Роботова рекомендует выстраивать сотрудничество так, чтобы оно могло быть максимально индивидуальным и посильным для каждой категории семьи. Как правило, детский сад направляет свои усилия на коллективное сотрудничество с родителями, не учитывая индивидуальные особенности каждой конкретной семьи (материнская, многодетная, проблемная и т. д.).

Современный родитель требователен к качеству предлагаемых услуг, в том числе в области информационно-просветительской и консультативной помощи. Отвечать запросам различных категорий семье непросто, так как к каждой из них требуется найти психологический подход, наладить доверительные отношения. Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Оригинальная система взаимодействия с родителями разработана И. А. Хоменко, которая утверждает, что:

с одной стороны, взаимодействие образовательного учреждения и родителей выстраивается как общение равноправных партнеров во влиянии на ребенка;

с другой стороны, родители выступают в роли учеников. Соответственно «учитель» должен не только владеть современными особенностями семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, а также помочь родителям встать на путь осознанного взаимодействия с ребёнком.

Такая модель последовательных этапов работы с родителями (И.А. Хоменко) включает: информирование родителей; просвещение и консультирование; обучение; совместную деятельность.

Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество; упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества; предоставление родителям возможности принимать участие в процессе образования и дошкольной жизни их детей;

увеличение количества и качества образовательных услуг, предоставляемых в сообществе.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Исследования О. Л. Зверевой констатируют, что не все педагоги компетентны в вопросах организации взаимодействия и сотрудничества с современной семьей. Многие откровенно заявляют, что испытывают сложности в налаживании контактов и осуществлении взаимодействия с родителями; не хватает мастерства, опыта, такта и т. п. Некоторые педагоги отмечают, что понимают необходимость в установлении контактов, но не знают как это осуществить. Следовательно, основным вопросом был и остается не только вопрос содержания сотрудничества, но и технологии его организации в современных социокультурных условиях.

В настоящее время педагогические знания буквально обрушиваются на родителей из телеи радиопрограмм, популярной педагогической литературы, журналов, Интернета. Средства массовой информации: телевидение, радио, популярные публицистические издания предлагают родителям возможность получить грамотно и доступно изложенную информацию, касающуюся разнообразных аспектов воспитания детей. Многие телевизионные программы, представляющие новые методики воспитания детей, периодические издания «Игра и дети», «Мой Кроха и Я», «Родители», «Наш малыш», «Материнство», «Счастливые родители», детское радио и другие созданы специально в помощь родителям. Знакомясь с ними, родители имеют возможность получить заочную консультацию специалистов в области медицины, психологии, педагогики.

В.В. Ксенофонтовым отмечаются достоинства телевидения как средства педагогической пропаганды: в силу визуальности оно подкрепляет слово изображением, показом, привлекает квалифицированных специалистов из разных областей науки. Однако следует отметить, что они не могут заменить непосредственного общения педагога с родителями. Отсутствие обратной связи не позволяет рассматривать такое педагогическое общение, как адресное; оно рассчитано на «усреднённого» родителя, не учитывает особенности конкретной семьи. Вот почему эти технологии ошибочно считать достаточными. Для того чтобы полученные знания «заработали», необходимо формировать у современных родителей рефлексивное отношение к своей педагогической деятельности.

Не ставя под сомнение эффективность традиционных форм работы с семьей (родительские собрания, беседы, консультации и др.) надо отметить, что в практике работы современных дошкольных учреждений хорошо зарекомендовали себя такие инновационные формы работы с семьей, как Интернет-консультации, видеопрактикумы, видеоконференции, встречи с родителями в формате онлайн («Педагогический брейн-ринг», «Остаться в живых…» (для молодых родителей), родительские университеты и др.).

Нам видится решение заявленной проблемы в ответе на главный вопрос: как организовать сотрудничество в новых реалиях современности?

Основная направленность инновационного подхода к взаимодействию с различными категориями семьи заключается, на наш взгляд, в использовании инновационных технологий, исходным пунктом которых является информационная компетентность педагогов, овладение ИКТ-технологиями. Следует учитывать, что современная российская семья является активным пользователем и участником различных интернет-сообществ, чатов, следовательно, возможно расширение форм взаимодействия с семьей посредством вебсайтов, электронных ресурсов и образовательных порталов. Анализ запросов современных родителей позволяет сделать вывод, что наряду с традиционными формами взаимодействия следует активно использовать и внедрять в практику работы образовательных учреждений интерактивные формы сотрудничества.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и группы, графике работы различных специалистов, мероприятиях (праздниках, развлечениях, спортивных соревнованиях и т. п.). Нам видится широкое использование ИКТ-технологий как источника информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители смогут получить информацию о методах воспитания, технологиях и методиках обучения детей, задать волнующие их вопросы, своевременно получить полезные советы и рекомендации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на работу с различными категориями семьи, необходимо отметить, что использование ИКТ не противопоставляется традиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников, а дополняет и обогащает их. Такой дополнительный режим информационного взаимодействия не исключает использования традиционных форм работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет опосредованное взаимодействие с родителями в системе интернет-ресурсов и сайтов. Использование ИКТ-технологий в работе с современной семьей — инновационный ресурс, который поддерживается педагогическим сообществом. Современное информационное пространство предлагает новые технологии, способные повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей. Внедрение ИКТ-технологий позволяет создать единое информационное пространство образовательного учреждения, т. е. системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семьи многопрофильной помощи, поддержки и сопровождения.

Широкое внедрение ИКТ-технологий в практику взаимодействия дошкольных учреждений с семьей — дополнительный информационный ресурс, позволяющий использовать современные технологии веб-2.0 и не просто проводить постоянный мониторинг, но и осуществлять контроль и сопровождение качества дошкольного образования. Родители в опосредованном режиме (в удобное для них время) смогут выбрать интересующие их рубрики, задать вопросы, получить квалифицированные советы педиатра, детского психолога, просмотреть работы своего ребенка (рисунки, аппликационные работы, постройки и др.). Рубрики такого интернетпортала могут быть разнообразны:

  • — новости детского сада (доска объявлений, благодарности родителям);
  • — документы и нормативные акты (советы юриста, документы департамента образования);
  • — авторские разработки педагогов (сценарии праздников, досугов, подборки стихов и загадок); дидактические материалы для родителей (медиаконсультации для родителей, экспресс-практикумы, интернет-семинары и дистанционные круглые столы);
  • — кулинарные рецепты для детского питания (советы диетолога, рецепты блюд для детей с особенностями развития);
  • — медицинская информация (календарь прививок, противопоказания к их применению, советы по закаливанию, симптоматика детских болезней, профилактика заболеваний);
  • — адреса и режим работы центров дополнительного образования; репертуар детских театров и формы приобретения билетов на представления для детей.

ИКТ-технологии позволяют в формате дискуссионного клуба или гостевой книги обсуждать статьи, вести диалог. Набирает обороты пилотный проект «Детский сад в прямом эфире», целью которого является оптимизация воспитательно-образовательного взаимодействия между детским садом и семьей посредством современных видеокоммуникационных технологий.

Инновационные формы дистанционного взаимодействия позволяют предоставить родителям право на ведение оперативного видеомониторинга жизни и деятельности ребенка в детском саду. Прямой доверительный диалог между дошкольным учреждением и семьей в системе интерактивного общения позволяет создавать для ребенка, оставшегося дома, ситуацию «видеовключения» в деятельность на занятиях, участие в играх, праздниках.

Обращение через веб-сайт позволяет родителям оперативно включиться в личностное дистанционное общение с членами администрации детского сада, педагогами, психологами, медиками. С помощью системы видеомониторинга родители могут наблюдать за играми и занятиями, поведением, настроением и самочувствием своего ребенка, находящегося в детском саду в любом, удобном для них формате — на монитор персонального компьютера (ноутбука) или мобильный телефон. Подобный информационный ресурс имеет широкое использование и функционирует как виртуальный методический кабинет. Он предназначен для всех участников образовательного процесса: родителей различных категорий семьи, специалистов детского сада, домашних педагогов и гувернеров.

Сегодня педагогическое сообщество стоит на пороге внедрения новых технологий работы с различными категориями семьи, основные направления которой лежат в плоскости партнерских отношений. Это позволит направлять ресурсы дошкольного образовательного учреждения на развитие интегративных подходов к работе с семьей, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой