Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности проведения социального эксперимента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-экономический эксперимент заключается в искусственной реализации некоторого организационно-управленческого процесса в условиях, близких или соответствующих реальным, в результате которого должен появиться один из ожидаемых исходов или оценка параметров работы. Он является одним из наиболее эффективных методов исследования управления, но его использование имеет ряд серьезных ограничений… Читать ещё >

Особенности проведения социального эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мне иногда даже как-то любопытно подвергать свое и чужое суждение критике и соображать, что здесь действительно основывается на знании, а что на привычке…

В. Вернадский

С 30-х гг. прошлого века в менеджменте, педагогических и социологических исследованиях активно развиваются методы социального эксперимента, связанные, например, с внедрением в жизнь новых форм социальной организации или оптимизации управления.

Социально-экономический эксперимент заключается в искусственной реализации некоторого организационно-управленческого процесса в условиях, близких или соответствующих реальным, в результате которого должен появиться один из ожидаемых исходов или оценка параметров работы. Он является одним из наиболее эффективных методов исследования управления, но его использование имеет ряд серьезных ограничений [33]:

  • — объект социального эксперимента — определенная группа людей, являющаяся одним из участников эксперимента, с которой следует экспериментировать очень осторожно и совершенно открыто, считаясь с ее интересами;
  • — виды, содержание и процедуры социальных экспериментов должны соответствовать нормам этики, правовым и моральным нормам;
  • — масштабы эксперимента могут быть ограниченными;
  • — существуют сложности в использовании результатов, полученных в ходе эксперимента, поскольку не всегда возможно их распространение на большие масштабы управления.

Предметом экспериментального исследования в менеджменте могут быть: распределение функций, прав и ответственности в системе управления; методы материального стимулирования и мотивации производительности; коммуникации и взаимодействие, в том числе смысловое взаимодействие человека и машины; совершенствование системы качества, задачи разработки инноваций и проблемы их внедрения; формы повышения квалификации персонала и тому подобные научные проблемы.

При разработке эксперимента особого внимания требует концепция исследования, в том числе масштабы его проведения, цели, методическое и информационное обеспечение, ограничения и ожидаемый результат.

Социально-экономический эксперимент может быть натурным (в реальных условиях), полунатурным (деловая игра-исследование), модельным и мысленным (коллективная генерация идей).

Примером натурного эксперимента может служить установление опытных норм по труду, хронометрирование выполнения персоналом заданий и т. п.

Полунатурныи эксперимент — функция исследования посредством эксперимента в реальной системе управления. В частности, методика управленческой деловой игры может быть следующей.

1. Группу персонала управления разбивают на несколько подгрупп. Каждой из них даются определенные управленческие роли, например роли акционеров, менеджеров фирмы, инженерно-технического персонала, и проводится эта деловая игра-исследование по проблематике, например, инновационной стратегии фирмы или антикризисного управления, научнотехнического развития.

В подгруппах должны осознать и обсудить эти роли в виде совокупности интересов профессиональной деятельности. Уже обсуждение дает много исследовательской информации. Можно упорядочить обсуждение специальной программой проблем в виде комплекса поставленных вопросов.

  • 2. Далее задается ситуация в виде совокупности параметров, например увеличение уровня инфляции, падение производства, увеличение безработицы и др. Можно выбирать различные варианты параметров. Вес зависит от целей деловой игры как средства экспериментального исследования.
  • 3. Затем всем подгруппам выдается одинаковый набор управленческих решений, при помощи которых можно изменить ситуацию. Следует, руководствуясь лишь интересами подгруппы, выбрать по три наиболее приемлемых в предложенной ситуации управленческих решения.
  • 4. Организуется общее обсуждение этих управленческих решений. Обычно возникает противоречие решений, ибо различные интересы определяют различные пути решения проблемы. Условие игры — поиск компромиссов в процессе перебора управленческих решений, взаимных уступок, убеждения, обсуждения последствий, объяснения интересов, анализа объективных зависимостей и пр. Одно управленческое решение должно стать общим, два могут расходиться. Руководитель деловой игры-исследования может вводить в действие дополнительные варианты решений, корректировать обсуждение и поиск компромисса.

В процессе деловой игры можно обнаружить новые закономерности управления, коммуникационной деятельности, факторы лидерства, методы решения конфликтных ситуаций.

В исследованиях вопросов управления широкое распространение получил обучающий эксперимент, проводимый в форме тренингов и деловых игр. В рамках экспериментов такого рода проверяются те или иные рекомендации по применению бизнес-процессов, их всестороннему обеспечению, различного рода технические решения, обследуются навыки и производственные возможности персонала, изучаются системы и методы управления.

Классическая схема постановки социально-экономического эксперимента предусматривает два типа групп — экспериментальные и контрольные (работают без эксперимента). Эффект эксперимента оценивают по разности зафиксированных изменений. Порядок расчета эффекта социальноэкономического эксперимента представлен в табл. 8.2. Экспериментальная группа — та, на которую оказывают воздействие варьируемым фактором (управляемой переменной). Контрольная группа — идентична экспериментальной по заданным параметрам, но нс испытывает воздействия варьируемым фактором.

Схема постановки корректирующего социально-экономического эксперимента, или квазиэксперимент:

  • 1) вводится усиление контроля путем подключения двух групп подразделений, экспериментирующих и сравнения, — для улавливания искажающего эффекта, на который воздействует сам процесс доэкспериментного измерения;
  • 2) оба подразделения нс подвергаются измерению, что позволяет получить эффект в чистом виде;

Подразделение.

Результат функционирования подразделения.

Зафиксированное изменение.

До эксперимента.

После эксперимента.

1. Экспериментальное.

Э — текучесть кадров.

Э'.

Э'-Э.

2. Контрольное (работает без эксперимента).

К.

К'.

К'-К.

Эффект эксперимента.

(Э'-ЭМЮ-К).

  • 3) при расчете эффекта за основу берется значение параметров второго экспериментального подразделения после внедрения нововведения;
  • 4) данные о первоначальных параметрах второго подразделения приравниваются к среднеарифметическому значению первых двух групп, тогда искажающий эффект измеряется разницей изменений в параметрах первой и второй групп сравнения.

Порядок расчета эффекта социально-экономического квазиэксперимента представлен в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Результат функционирования подразделения.

подразделение.

До эксперимента.

После эксперимента.

1-я группа.

Экспериментальное подразделение № 1.

Э1.

ЭГ.

Группа сравнения № 1.

С1.

СГ.

2-я группа.

Экспериментальное подразделение № 2.

Э2'.

Группа сравнения № 2.

;

С2'.

Эффект эксперимента.

Э2* — (Э1 +С1)/2.

Искажающий эффект измерения.

(С Г — С1) — [С2* — (Э1 +С1)/2].

Типовая программа социального эксперимента должна включать основы решения следующих вопросов:

  • 1) характеристика проблемной ситуации, вызывающей необходимость нового управленческого решения;
  • 2) определение предмета, целей и задач экспериментального анализа;
  • 3) обоснование выбора объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной (а также контрольной) группы;
  • 4) описание модели экспериментальной ситуации (т. е. системы, состоящей из экспериментальных факторов и условий эксперимента);
  • 5) формулировка гипотез эксперимента;
  • 6) обоснование выбора масштабов экспериментирования;
  • 7) разработка методики эксперимента;
  • 8) анализ результатов проверки эффективности эксперимента.

Сегодня центральную роль в теории и методике социального эксперимента в менеджменте начинает играть так называемый инновационный эксперимент, который представляет собой диагностику новшества пробным нововведением. Иначе, инновационный эксперимент — это практическое использование новшества в ограниченном масштабе с целью проверки его пригодности для широкого применения.

Цель инновационного эксперимента: определить реализуемость новшества — степень его адекватности среде его внедрения и установить его целесообразность — соответствие итогов реализации новшества целям более широкого порядка, ради которых проектируется нововведение. Оценки по названным направлениям могут расходиться. Диагностическая функция инновационного эксперимента не ограничивается только оценочной стороной. Она предполагает также развитие нововведения, т. с. определение направлений его внутренних изменений, как в содержании испытываемого новшества, так и в методах его реализации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой