Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Планирование и стратегическое управление организацией

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причин такого положения вещей несколько: и растущая динамичность внешней среды, и непредсказуемость происходящих в ней изменений — на разработку и реализацию стратегии нет времени и средств, и слабое владение методами планирования, и банальное отсутствие культуры ведения бизнеса, расчет на русское «авось» («И так сойдет!»). План служит основой организационной деятельности, представляет фирме… Читать ещё >

Планирование и стратегическое управление организацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание планирования как функции управления

Организации, как и отдельному человеку, очень важно видеть перспективы, смысл своей работы. Это выдвигает на первый план задачу планирования организацией своей деятельности.

Планирование — вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, функциональных подсистем, отдельных подразделений, отделов, служб и работников.

Планирование — это определение целей деятельности (что должно быть сделано) и способов и сроков их достижения (каким образом и за какое время это должно быть достигнуто). При этом совершенно недостаточно определения только финансовых и операционных целей деятельности организации — количество изделий, продажи или уровень прибыли. Набор целей должен быть гораздо шире и перспективнее.

Планирование — один из важнейших факторов функционирования и развития организаций в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями усложняющейся внешней среды, производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей и повышением роли потребителя.

План служит основой организационной деятельности, представляет фирме четкую программу деятельности, эффективную обратную связь, стратегию развития, позволяет обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации и взаимосвязи с внешней средой, мотивацию, высокую трудовую активность и мораль работников.

Планирование отвечает на три основных вопроса.

  • • Где мы (организация) находимся в настоящее время?
  • • Куда мы хотим двигаться?
  • • Как мы собираемся сделать это?

Содержание планирования как функции управления компанией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства (предоставляемых услуг) с учетом материальных источников его обеспечения и потребностей рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; установлении задач, способов, сроков и последовательности их выполнения; определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении по возможности заранее учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия или, наоборот, несущие угрозу нормальному функционированию и развитию организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения поставленных целей с учетом требования наиболее эффективного использования ресурсов всей организацией и каждым производственным подразделением в отдельности. Поэтому планирование призвано взаимоувязывать отдельные структурные подразделения, составляющие всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство, маркетинг и сбыт. Эта деятельность опирается на прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов, потенциала и перспектив развития организации.

Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей:

  • • в американских компаниях — объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
  • • в английских компаниях — ориентация на распределение ресурсов;
  • • в японских компаниях — ориентация на внедрение новшеств и повышение качества управленческих решений.

Об особенностях планирования в российских компаниях следует сказать особо. Одно из базовых противоречий в управлении любой современной рыночной организацией — противоречие между планомерным и спонтанным в ее функционировании и развитии. Особо наглядно это противоречие проявляется в российских компаниях, причем перекосы в управлении наблюдаются, как правило, в пользу спонтанных решений и действий. Таким образом, можно утверждать, что в большинстве российских компаний, особенно малого и среднего бизнеса, существует такая проблема, как неумение и нежелание «работать с будущим». Это влечет за собой отказ от стратегического планирования, в подобных компаниях превалируют ситуационный менеджмент и оперативное планирование и управление.

Причин такого положения вещей несколько: и растущая динамичность внешней среды, и непредсказуемость происходящих в ней изменений — на разработку и реализацию стратегии нет времени и средств, и слабое владение методами планирования, и банальное отсутствие культуры ведения бизнеса, расчет на русское «авось» («И так сойдет!»).

Планирование предполагает:

  • • обоснованный выбор целей;
  • • разработку мероприятий и методов достижения целей;
  • • обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных управленческих решений.

Планирование как процесс состоит из следующих этапов.

  • 1. Постановка целей.
  • 2. Установление задач, решение которых необходимо для достижения целей.
  • 3. Разработка средств и способов достижения целей.
  • 4. Определение необходимых ресурсов, их источников п способов их распределения.
  • 5. Доведение планов до исполнителей.

Все планы, разрабатываемые в организации, можно классифицировать по двум главным критериям:

  • • по длительности планового периода:
    • — стратегические — ориентированные на длительный период времени,
    • — тактические — рассчитанные на среднесрочный период,
    • — оперативные — связанные с повседневным выполнением задач;
  • • по уровням организационного планирования, соответствующим структуре организации:
  • — разработанные для организации в целом,
  • — разработанные для функциональных подсистем организации,
  • — разработанные для самостоятельных производственных подразделений (бизнес-единиц организации).

Работа по планированию должна включать определение различных по широте и масштабу целей, от наиболее общих до максимально конкретных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой