Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологические аспекты диагностики интеллектуальных психических образований

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расположение заданий по степени возрастания их трудности позволяет интерпретировать успешность выполнения теста «Прогрессивные матрицы Равена» как показатель способности к научению на основе личного опыта при отсутствии внешних указаний. В. Н. Дружинин отмечает, что «успешность выполнения теста Равена зависит как от уровня развития «скоростного интеллекта», так и от когнитивных способностей… Читать ещё >

Технологические аспекты диагностики интеллектуальных психических образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технологические аспекты диагностики интеллекта связаны, прежде всего, с характеристиками психодиагностического инструментария и особенностями проведения процедуры обследования.

Как отмечает Л. Ф Бурлачук[1], в настоящее время не существует строгой классификации методик для диагностики интеллекта.

Можно выделить тесты, измеряющие общий интеллект, тесты, измеряющие специальные способности и кросс-батарейные тесты.

В зависимости от типа заданий можно выделить вербальные и невербальные тесты.

В зависимости от формы проведения тесты интеллекта бывают индивидуальные и групповые.

В зависимости от способа оценки результатов можно выделить тесты, ориентированные на статистическую норму, и тесты, ориентированные на социально-психологический норматив.

В зависимости от типа психодиагностической методики можно выделить тесты и проективные методики.

В компьютерных вариантах предъявления интеллектуальных тестов возможно создание адаптивных форм тестов интеллекта, в которых выбор сложности последующих заданий осуществляется в зависимости от успешности выполнения ранее предложенных заданий.

Одним из самых известных показателей, используемых в тестах интеллекта, является коэффициент интеллектуальности. Коэффициент интеллектуальности IQ (англ. Intellectual Quotent) позволяет количественно охарактеризовать уровень интеллектуального развития. Он может измерить степень сформированное™ базовых интеллектуальных способностей, проявляющихся в решении различных — вербальных и невербальных — задач. Коэффициент интеллектуальности IQ был впервые предложен в 1912 г.

В. Штерном. IQ вычисляется по формуле Технологические аспекты диагностики интеллектуальных психических образований.

Важно запомнить!

Коэффициент интеллекта (IQ) — это форма выражения уровня способностей человека в настоящий момент времени по отношению к возрастным нормам.

Путем введения данного показателя В. Штерн стремился преодолеть несовершенство такого показателя интеллекта, как умственный возраст, используемого в шкалах Вине. Показатель умственного возраста позволял разделить детей всего на три группы: умственно отсталые, нормальные и одаренные. Однако В. Штерн обратил внимание на тот факт, что расхождение между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных периодов имеет неодинаковое значение[2]. Использование коэффициента интеллектуальности позволило проводить более дифференцированную классификацию детей по степени умственного развития.

В этот же период стэнфордские психологи разработали понятия статистической нормы. Норма стала критерием, с которым сравнивались индивидуальные тестовые показатели, что позволило определить уровень развития показателей и проводить их психологическую интерпретацию[3].

Несмотря на широкое распространение тестов интеллекта, итогом которых является вычисление IQ, существует обширная критика данного подхода к изучению интеллекта. Многие ученые оспаривают возможность оценки интеллекта по суммарному количественному показателю (IQ).

Несмотря на критические замечания, в настоящее время показатель IQ используется для предсказания динамики психического развития детей, успешности школьного обучения, профессиональной успешности, для прогноза восстановления общего психологического и когнитивного функционирования у людей с мозговыми нарушениями.

Однако следует учитывать, что значительное снижение IQ затрудняет обучение, но не является единственно возможной причиной школьной неуспеваемости, немалое число неуспевающих учеников имеют высокий.

IQ. Также В. Н. Дружинин[4] отмечает, что коэффициент интеллектуальности плохо предсказывает развитие творческих способностей.

А. Анастази[5] отмечает, что IQ отражает как предшествующие, так и последующие достижения в обучении, но при этом не является постоянной величиной и может изменяться под воздействием окружающей среды.

Для корректной интерпретации показателя IQ следует учитывать содержание теста, в котором он получен. Также следует помнить, что величина IQ не может указать причин успешного выполнения теста. Кроме того, диапазон значений IQ не может дать представления о том, в каких субтестах обследуемый показал результаты выше среднего, а в каких — ниже среднего. Определенный показатель IQ может быть получен как в случае однородного профиля результатов, так и в случае, когда по одним субтестам показатели выше среднего, а по другим — ниже среднего. Информативной в данном случае будет интерпретация профиля результатов, но отдельным субтестам.

Одним из тестов, в результате которого может быть получен коэффициент интеллектуальности, является тест Прогрессивные матрицы Равена.

Тест прогрессивных матриц (Raven Progressive Matrices)[6] разработан Дж. Равеном и Л. Пенроузом в 1936 г. в Англии. Методика предназначена для измерения фактора общего интеллекта (фактора g по Спирмену) и относится к невербальным тестам интеллекта.

Тест включает в себя пять серий (А, В, С, Д Е) по 12 заданий. В каждой серии содержатся однотипные задания, выстроенные по принципу возрастания сложности.

Стимульный материал представляет собой 60 черно-белых матриц с геометрическим изображением. Обследуемому предлагается выбрать из 6—8 предложенных вариантов отсутствующий фрагмент. Время проведения теста — 30 мин. Методика предназначена для возрастного диапазона от 8 до 65 лет.

В 1947 г. вышла модификация «Прогрессивных матриц Равена». В этом варианте к сериям Ли В была добавлена серия промежуточной сложности АЬ. Оформление стимульного материала было сделано цветным. Цветные прогрессивные матрицы Равена в России были опубликованы в 1984 г.; последняя редакция относится к 1990 г.

Расположение заданий по степени возрастания их трудности позволяет интерпретировать успешность выполнения теста «Прогрессивные матрицы Равена» как показатель способности к научению на основе личного опыта при отсутствии внешних указаний. В. Н. Дружинин отмечает, что «успешность выполнения теста Равена зависит как от уровня развития „скоростного интеллекта“, так и от когнитивных способностей, обусловливающих решение сложных заданий. Предполагается, что в основе второго фактора лежит дифференцированность когнитивного опыта личности, связанная с такими особенностями интеллекта, как когнитивная сложность, сформированное™ понятий, вербальная компетентность. Чем сложнее и дифференцированнее когнитивный опыт испытуемого, тем успешнее он выполняет тест Равена, и хуже справляется с заданиями на понятийное обобщение»[7],.

Задание для размышления

Подумайте, для решения каких практических задач психодиагностики необходимо проводить диагностику невербального интеллекта.

В результате проведения теста можно рассчитать величину IQ обследуемого путем сопоставления индивидуальных результатов с возрастными нормами.

Тест интеллекта Слоссона (SIT-R) для детей и взрослых[8]. Тест интеллекта Ричарда Л. Слоссона (SI1) был создан в 1963 г., в 1978 г. появилась усовершенствованная версия SIT-R. Тест Слоссона относится к устным объективным тестам. Предназначен для определения уровня вербального интеллекта, который оценивается с помощью стандартного взвешенного показателя типа IQ.

Теоретическая модель, лежащая в основе теста Слоссона, основана на представлениях о структуре интеллекта, в основе которых так же, как и в тестах Вине и Векслера, лежит g — общий интеллектуальный фактор. Фактор g рассматривается в данном случае как синтез отдельных когнитивных способностей, преимущественно вербальных. Данный фактор обеспечивает возможность человека запоминать информацию, общаться с людьми, обучаться, эффективно взаимодействовать с окружающей средой, решать новые проблемы.

Возрастной диапазон применения методики достаточно широк — для детей от 4 до 16 лет и взрослых. Проводится в индивидуальной форме и является экспресс-методикой, время обследования составляет приблизительно 15 минут. Он не может быть использован для вынесения окончательного решения об интеллектуальном уровне обследуемого. Тест был разработан для использования преподавателями школ, психологами, работниками социальной сферы и другими специалистами, которым может потребоваться оперативная оценка умственной способности индивида. Целесообразным является применение методики для решения диагностических задач, связанных с уточнением необходимости более углубленной оценки способностей тестируемого. Может быть использован для диагностики интеллектуального компонента готовности к школьному обучению и для подтверждения результатов других тестов.

Все вопросы методики можно отнести к нескольким разделам: общая осведомленность, сходство и различие, словарный, понятливость, цифровой, арифметический, визуально-моторный, слуховая память на предложения. Вопросы, относящиеся к разным разделам, равномерно распределены внутри теста и сформулированы на понятном языке.

Всего в методике содержится 187 вопросов, которые объединены в группы по возрастным уровням. Для детей 4 лет — 14 вопросов, для 5—6 лет — по 15 вопросов, с 7 до 15 лет — 10 вопросов. Обследуемым 16 лет и старше предлагается 72 вопроса.

Обработка полученных данных также занимает немного времени, так как построение методики предполагает возможность одновременного проведения процедуры тестирования и подсчета результатов.

Особенностью процедуры проведения методики является построение обследования в индивидуальной форме: все задания теста предъявляются на слух, ответы заносятся диагностом в протокол, а затем сличаются с предложенными правильными вариантами ответов. При этом обследуемому не разрешается использовать карандаш и бумагу. Также в данной процедуре не предусмотрены ограничения по времени.

Такая форма проведения обследования, по сравнению с письменной, когда ответы выбираются из предложенных вариантов ответов, имеет определенные достоинства и недостатки. В качестве достоинств можно отметить, во-первых, возможность гибкого проведения процедуры за счет установления контакта с обследуемым. Данная возможность особенно значима в случае проведения диагностики детей дошкольного возраста, детей и взрослых с низким уровнем развития, обследуемых с чрезмерно выраженной социальной тревожностью. Во-вторых, данная диагностическая процедура предоставляет возможность получить не только количественные, но и качественные данные об индивидуальности обследуемого. К ограничениям относятся, во-первых, значительные временные затраты на индивидуальную работу. Во-вторых, высокие требования к уровню квалификации и опыту психолога-диагноста, так как процедура проведения обследования предполагает как поддержание контакта с обследуемым, так и оценивание правильности ответов в процессе тестирования.

Тест интеллекта Слоссона относится к тестам, ориентированным на статистическую норму, так как обработка результатов предполагает соотнесение индивидуальных результатов со средневозрастной нормой.

Для решения задач школьной психодиагностики в отечественной практике используются тесты интеллекта, ориентированные на социально-психологический норматив или критериально-ориентированное тестирование.

Концепция социально-психологических нормативов была предложена К. М. Гуревичем[9]. Психическое развитие человека происходит в системе требований, которые предъявляет общество. Чтобы быть принятым социальной общностью, реализовать себя в социуме, индивид должен освоить эти требования. Наиболее общие и фундаментальные требования общества и являются системой социально-психологических нормативов. Социальнопсихологические нормативы присутствуют в общественной жизни в виде системы правил и предписаний, традиций и обычаев, отражаются в образовательных программах, профессиональных квалификационных характеристиках. Социально-психологический норматив не рассматривается как предел развития, он обозначает скорее обязательный минимум в развитии той или иной психической сферы.

Ориентация на социально-психологический норматив при создании интеллектуальных тестов будет означать создание методик, конкретизированных по отношению к требованиям, предъявляемым обществом, к умственному развитию учащихся[10].

Отличия тестов, ориентированных на норматив, от традиционных тестов интеллекта были выделены К. М. Гуревичем[11].

  • Содержание заданий тестов. Авторы тестов, ориентированных на норматив тестов, при формировании заданий теста опираются на анализ школьных программ. В заданиях тестов приблизительно в равных долях представлены все изучаемые учебные предметы и циклы (физико-математический, естественнонаучный и общественно-гуманитарный).
  • Специфические способы представления и обработки результатов диагностики, отказ от статистической нормы как критерия оценки результатов; данные интерпретируются относительно социально-психологического норматива.
  • Коррекционная направленность, ориентация на возможность проследить ближайшее развитие учащихся и предусмотреть пути коррекции замеченных дефектов развития.

В 1986 г. появился первый нормативный тест умственного развития «Школьный тест умственного развития» (ШТУР), предназначенный для учащихся 8—10 классов. Он состоял из 6 субтестов:

  • — 1-й и 2-й — общая осведомленность;
  • — 3-й — аналогии;
  • — 4-й — классификации;
  • — 5-й — обобщения;
  • — 6-й — числовые ряды.

Тест может быть проведен в групповом варианте, что позволяет получить информацию об умственном развитии школьного класса за относительно небольшой промежуток времени.

Новая редакция теста (ШТУР-2) вышла в 1997 г.[12] В ней было пересмотрено содержание субтестов, а также были включены два субтеста на пространственное мышление. Авторы теста: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова, А. М. Раевский.

Тест умственного развития АСТУР (авторский коллектив: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова, А. М. Раевский, Н. А. Ференс)[13]. АСТУР включает восемь субтестов:

«Осведомленность»; «Двойные аналогии»; «Понимание инструкций»; «Классификации»; «Обобщения»; «Логические схемы»; «Числовые закономерности»; «Пространственные представления».

Данный тест позволяет также провести диагностику скоростных характеристик мыслительного процесса наряду с особенностями умственного развития (субтест «Лабильность»),.

Еще один Тест умственного развития подростков (ТУРП), предназначенный для диагностики учащихся 3—5 классов, предложен Л. И. Тепловой[14]. В тест были включены задания невербального характера, гак как содержание учебной деятельности младшего подростка составляют не только понятия, но и образы, представления. Тест является групповым, имеет две параллельные формы, а время выполнения заданий около 30 минут.

ТУРП состоит из 102 заданий, которые распределены по шести субтестам: 1) «Осведомленность»; 2) «Классификация»; 3) «Аналогии»;

4) «Предложения»; 5) «Продолжи ряд»; 6) «Обобщения».

В субтестах «Классификация», «Аналогии», «Обобщения» представлены понятия трех предметных областей — русского языка и литературы, природоведения и математики. Задания субтеста «Предложения» представляют область знаний «русский язык и литература», а задания субтеста «Продолжи ряд» — «математика».

Важно запомнить!

Тесты, сконструированные в русле нормативно-ориентированного или критериально-ориентированного подходов, позволяют с большей степенью вероятности прогнозировать успешность ребенка в школьном обучении.

Тест оценки общих и специальных технических способностей Фланагана сконструирован в рамках кросс-батарейного подхода и представляет собой батарею, состоящую из 13 субтестов:

  • — Наблюдательность;
  • — Механика;
  • — Таблицы;
  • — Умозаключение;
  • — Словарь;
  • — Сборка;
  • — Суждения;
  • — Детали;
  • — Планирование;
  • — Математика;
  • — Изобретательность;
  • — Шкалы;
  • — Грамматика и правописание.

Данная батарея предназначена для диагностики интеллектуальных качеств, определяющих успешность интеллектуальной деятельности в целом и технической деятельности в частности.

В. А. Чикер[15] была проведена адаптация пяти субтестов методики, позволяющих осуществлять оперативную и объективную диагностику интеллекта. Субтесты «Словарь», «Умозаключение» отражают общий интеллектуальный уровень. Субтесты «Механика», «Сборка» и «Шкалы» дают представление о специальных способностях профессионалов технической области независимо от узкой направленности деятельности. Также можно получить диагностическую информацию о широте эрудиции, о качестве знаний как общего, так и специального характера и умении их применять (субтесты «Словарь» и «Механика»). Результаты субтестов «Сборка» и «Шкалы» позволяют провести оценку способностей к конструкторской деятельности. Также результаты выполнения субтеста «Шкалы» дают представление о точности и скорости при выполнении исполнительской технической деятельности. Все оценки рассматриваются в сочетании, что дает возможность проанализировать структурные особенности интеллекта специалистов технических направлений.

Однако метод тестов не является единственным способом диагностики интеллекта.

Существуют психологические методики, предназначенные для оценки сформированное™ компонентов когнитивного и метакогнитивного опыта.

Методика «Формулировка проблем»[16] М. А. Холодной предназначена для диагностики сформированное™ индивидуальных понятийных структур. Обследуемый согласно инструкции выступает в роли исследователя, которому задан определенный предмет исследования. Обследуемому предлагается сформулировать ряд проблем, которые могут возникнуть при исследовании. Время выполнения задания не ограничивается, обследуемый прекращает перечислять проблемы по своему усмотрению.

Регистрируемые показатели: 1) сложность сформулированных проблем в баллах; 2) количество максимально сложных проблем.

Рассмотрим особенности сканирования перцептивного поля в ситуации множественного выбора (показатели когнитивного стиля).

Методика «Сравнение похожих рисунков»[17] (J. Kagan, 1965). Предназначена для диагностики характеристик когнитивного стиля «импульсивность — рефлективность», отражающих сформированное™ непроизвольного интеллектуального контроля. Обследуемому предъявляются две тренировочных, затем 12 основных таблиц, в верхней части которых находится изображение знакомого предмета (фигура-эталон), а снизу располагаются восемь практически идентичных изображений этого же предмета, из них только одно полностью соответствует фигуре-эталону. Обследуемому предлагается выбрать изображение, идентичное фигуре-эталону.

Создается ситуация множественного выбора, в которой нужно принять решение.

Регистрируемые показатели: 1) латентное время первого ответа (среднее значение); 2) общее количество ошибок.

Выделяются четыре группы обследуемых с различным когнитивным стилем на основании сочетания показателей. Рефлективные («медленные/ точные») — склонны принимать решение медленно, но допускают при этом мало ошибок; импульсивные («быстрые/неточные») — склонны быстро принимать решение, но допускают при этом много ошибок. Также выделяются две дополнительные группы испытуемых — «быстрые/точные» (решение принимают быстро, допускают при этом мало ошибок) и «медленные/иеточные» (решение принимают медленно, допускают при этом много ошибок).

Особый интерес представляет использование для диагностики рисуночных методик. Рассмотрим подробнее возможности диагностики интеллекта рисуночными методиками. Изобразительная деятельность является одним из важнейших видов деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Детские рисунки давно привлекали внимание педагогов и психологов. Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. Было обнаружено, что дети проходят универсальные стадии развития рисунка независимо от обученности и культурной принадлежности. Анализ развития изобразительной деятельности позволяет говорить о том, что существует взаимосвязь между развитием детского рисунка и уровнем психического развития ребенка.

В 1926 г. Флоренс Лаура Гудинаф впервые в истории психодиагностики предложила использовать рисуночную методику «Тест рисования человека» для определения интеллектуального уровня ребенка. Данная методика позволяла оценить уровень умственного развития относительно независимо от знаний и умений, в том числе и навыков рисования. При анализе рисунков основным показателем уровня умственного развития ребенка в данном случае выступает не качество, а детальность изображения. Рисунок отражает представление ребенка о предмете, выраженное в графической форме. Усложнение изображения по мере взросления ребенка рассматривается как показатель развития понятийного мышления.

Важно запомнить!

В основе этого подхода к диагностике умственного развития лежит гипотеза о том, что ребенок в рисунке знакомого предмета отражает тс существенные, отличительные признаки, которые определяют принадлежность данного предмета к соответствующему классу[18].

В настоящее время используется тест «Нарисуй человека» Гудинаф — Харриса, ставший результатом проведенной Д. Харрисом стандартизации метода в 1963 г.

Проведение данной методики в начале психодиагностического обследования помогает установить контакт с ребенком и заинтересовать его, так как большинству дошкольников и младших школьников нравится рисовать. Методику целесообразно применять в тех случаях, когда у детей наблюдаются речевые нарушения или нарушения слуха. Однако не рекомендуется ограничиваться при диагностике интеллекта исключительно методикой «Нарисуй человека». Рисуночную методику можно использовать для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка. Методика предназначена для возрастного диапазона 3—15 лет, однако наиболее информативными будут результаты диагностики детей в возрасте 5—10 лет[19].

Процедура проведения методики отличается простотой и доступностью. Ребенку предлагается лист белой матовой бумаги для рисования стандартного формата и простой мягкий карандаш. Инструкция звучит следующим образом: «Нарисуй как можно лучше человека» («мужчину», «дяденьку»). Обследование проводится с ребенком индивидуально. В процессе выполнения задания психолог-диагиост не должен комментировать процесс рисования и указывать на несовершенства изображения или недостающие детали. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

Важно запомнить!

Очень важно установить контакт с ребенком, создать атмосферу доверия и безопасности. Нарушение контакта ребенка с психологом-диагностом может привести к тому, что ребенок нс будет стараться выполнить задание как можно лучше, результатом может быть схематичный характер изображения, нс соответствующий возрасту обследуемого.

После завершения рисунка с ребенком проводится беседа, в которой можно уточнить содержание непонятных деталей и особенностей изображения.

Оценка результатов проводится по критериям, разработанным авторами методики. Рисунок оценивается по 73 пунктам. За соответствие каждого признака критериям оценивания присваивается 1 балл, за несоответствие — 0 баллов. Итогом является суммарная оценка, которая переводится в коэффициент интеллекта в соответствии с возрастными нормативными показателями.

Несмотря на достаточно подробное описание критериев оценивания рисунка, при анализе конкретного случая отдельные критерии могут вызвать субъективные интерпретации. Качество обработки результатов обследования таким образом тесно связано с опытом применения данной методики.

Также в качестве примера использования рисунков для диагностики интеллектуальной сферы можно рассматривать методику «Пиктограмма»[20].

Впервые методика «Пиктограмма» была предложена А. Р. Лурия для изучения опосредованного запоминания. Обследуемому предлагалось запомнить определенное количество слов или словосочетаний, при этом для облегчения запоминания нужно было нарисовать любое изображение. В качестве слов-стимулов предъявляются понятия, непосредственное изображение которых затруднено (например, «тяжелая работа», «девочке холодно», «счастье», «болезнь» и т. д.). При этом рекомендуется включать в перечень слова различной степени обобщенности. Инструкция ориентирует обследуемого лишь на выявление особенностей памяти и запрещает использовать любые буквенные обозначения. Через час после завершения рисунков обследуемый должен вспомнить и назвать соответствующие им понятия. В процессе обследования проводится беседа, позволяющая раскрыть смысл рисунков, созданных обследуемым. Время обследования не ограничивается.

Следует отметить, что опосредованное запоминание характеризует как мнемические, так и интеллектуальные процессы.

Интеллектуальная операция, необходимая для выполнения задания, состоит в том, что значение слова всегда шире, чем выбранный пиктографический образ, но рисунок также шире значения слова, совпадение можно наблюдать лишь на общем смысловом поле понятия и рисунка. Обнаружение такого общего смыслового поля и считается основным признаком адекватного выбора[21].

Б. Г. Херсонский[3] отмечает следующие характеристики методики «Пиктограмма».

Во-первых, методика обладает широким диапазоном диагностируемых свойств, она пригодна для выявления широкого спектра интеллектуальных, аффективных и личностных особенностей обследуемого.

Во-вторых, богатство изучаемых феноменов предполагает невысокую степень формализуемости ответов обследуемых. Это свойство объединяет все проективные методики. Оценка проводится, но ряду параметров, предполагающих несколько возможных вариантов оценки. Получение надежной оценки результатов методики «Пиктограмма» — это задача, предъявляющая высокие требования к квалификации психолога-диагноста.

В-третьих, методика «Пиктограмма» за счет высокой чувствительности к психопатологической симптоматике является хорошим инструментом для постановки патопсихологического диагноза.

Наиболее часто метод пиктограмм применяется в психиатрических обследованиях, для диагностики нарушений мышления при шизофрении, органических заболеваниях центральной нервной системы, эмоциональных расстройствах (депрессии), гипомании и истерии. Однако его можно использовать и для обследования здоровых людей.

Организация и проведение психодиагностического обследования интеллекта. При проведении психодиагностического обследования, целью которого является диагностика интеллекта, следует обращать внимание на особые требования, предъявляемые к организации процедуры обследования. Психодиагностика интеллекта требует особого внимания, гак как ее результаты могут иметь отдаленные социальные последствия, что особенно важно, когда речь идет о детях.

Результаты интеллектуальных тестов наиболее подвержены влиянию внешних условий тестирования и состояния обследуемого. Успешное выполнение заданий интеллектуального теста требует от обследуемого устойчивого внимания. Устойчивость внимания может снижаться под влиянием внешних условий, поэтому при организации тестирования важно постараться исключить ситуативные отвлекающие факторы, например, шум, запахи и т. д. Также необходимо при организации процедуры тестирования принимать во внимание физическое состояние обследуемого, свойства нервной системы, психологическое состояние в данный момент. Перед началом обследования следует оценить состояние обследуемого. Кроме того, при планировании процедуры тестирования требуется учитывать форму проведения — групповое или индивидуальное.

Существует достаточно большое количество тестов интеллекта, которые предполагают как индивидуальную, так и групповую форму проведения (Прогрессивные матрицы Равена, Тест структуры интеллекта Амтхауэра, Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванны и др.).

Можно выделить следующие ключевые отличия групповых тестов от индивидуальных.

  • • Групповые тесты отличаются от индивидуальных по форме и по расположению заданий. В групповых тестах содержатся вопросы с множественным выбором ответов, отдельные задания группируются по сходству содержания в отдельные субтесты.
  • • Групповые тесты могут одновременно проводиться на большом количестве людей.
  • • При групповом тестировании влияние личности психолога-диагноста сведено к минимуму.
  • • Использование индивидуальных тестов предъявляет более высокие требования к квалификации психолога-диагноста.
  • • При групповом тестировании обеспечиваются более стандартные условия проведения.
  • • Групповые тесты обладают более легкой системой регистрации и обработки результатов.
  • • Групповые тесты лучше нормированы.

Групповое тестирование также имеет определенные ограничения.

  • • Психолог-диагност имеет меньше возможностей для установления контакта с обследуемым, создания доброжелательной атмосферы, поддержания интереса и мотивации.
  • • При групповом тестировании гораздо труднее выявить особенности состояния обследуемого (недомогание, утомление, тревога).
  • • В более выгодном положении находятся обследуемые, имеющие опыт тестирования.

Задание для размышления

Попробуйте выделить психодиагностические ситуации, в которых необходимо использование группового тестирования интеллекта.

Перед проведением группового тестирования необходимо проверить состояние помещения (освещенность, вентилируемость), его пригодность для размещения определенной группы, устранить или уменьшить ситуативные отвлекающие факторы. Также нужно проверить наличие необходимого количества диагностических материалов; достаточного количества столов и стульев; обеспечение каждому участнику комфортного места; оборудование места психолога.

Для того, чтобы повысить достоверность результатов, полученных в групповом обследовании, необходимо для начала провести подготовку обследуемых к работе с тестом. Поэтому важным этапом процедуры проведения тестирования является инструктаж. Инструктаж проводится с целью формирования представлений о целях тестирования; формирования конструктивных мотивов, положительного отношения к предстоящей деятельности; ознакомления с особенностями конкретной методики. Ознакомление с заданиями теста при групповом обследовании может быть организовано различными способами. Могут быть предложены коллективное обсуждение заданий или индивидуальная работа с печатным пособием. Способ ознакомления обследуемых с правилами тестирования может повлиять на степень их самостоятельности, скорость заполнения методики и количество случайных ошибок.

При организации процедуры группового тестирования важна последовательность его проведения.

Этапы проведения группового тестирования. Психолог-диагност должен последовательно:

  • — обозначить цели обследования, охарактеризовать ожидаемые результаты и способы их использования;
  • — создать мотивацию на качественное выполнение тестовых заданий;
  • — предъявить инструкции по работе с тестом, инструкцию следует озвучивать громко, медленно и четко;

разобрать задания-образцы, чтобы убедиться в правильности понимания инструкций;

  • — объяснить правила заполнения ответного бланка и правила исправления ошибок;
  • — ответить на имеющиеся вопросы;
  • — точно обозначить временные рамки обследования;
  • — подать сигнал к началу выполнения теста;
  • — наблюдать за состоянием обследуемых, своевременно отвечать на вопросы; контролировать время; устранять по мере возможности внешние отвлекающие факторы;
  • — после сигнала к окончанию работы собрать бланки, поблагодарить обследуемых и сообщить о возможностях получения обратной связи.

Соблюдение требований, предъявляемых к организации и проведению индивидуального и группового тестирования интеллекта, позволяет снизить влияние внешних и внутренних факторов и получить достоверные результаты, пригодные для постановки психологического диагноза.

  • [1] См.: Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика.
  • [2] См.: Психологическая диагностика: учебное пособие / под рсд. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997.
  • [3] Там же.
  • [4] См .-.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб., 2007.
  • [5] См.: Анастазы А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2007.
  • [6] См.: Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации /сост. и общ. ред.О. Е. Мухордовой, Т. В. Шрейбер. Ижевск: Удмуртский университет, 2011.
  • [7] Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб., 2007. С. 66.
  • [8] См.: Туник Е. Е., Жихарева 10. И. Тест интеллекта Слоссона. СПб., 1999.
  • [9] См.: Психологическая диагностика: учебник для вузов / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб.: Питер, 2003.
  • [10] См.: Князева Т. II. Критериально-ориентированная психодиагностика в образовательном процессе: барьеры и возможности. Интеграция образования. 2015. № 1 (78). Т. 19.
  • [11] См.: Психологическая диагностика: учебник для вузов / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича.
  • [12] См.: Гуревич К. М., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др. Школьный тест умственногоразвития (ШТУР) //Детская психодиагностика и профориентация: сборник популярныхтестов / сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  • [13] См.: Гуревич К. М., Акимова М. К., Борисова Е. М., Зархин В. Г. и др. Тест умственногоразвития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР): руководство по работе с тестом.М.: Психологический институт РАО, 1995.
  • [14] См.: Теплова Л. И. Тест умственного развития младших подростков // Серия «Психодиагностика и развитие». Вып. 11 / под общ. ред. серии В. Г. Колесникова. М.; Обнинск, 2000.
  • [15] См.: Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2004.
  • [16] См.: Холод пая М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования.
  • [17] •* Там же.
  • [18] См.: Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Сфера, 2007.
  • [19] См.: Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника.5—7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  • [20] См.: Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
  • [21] См.: Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб.: Сенсор, 2000.
  • [22] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой