Тренинги.
Методы активного обучения
Другая электронная образовательная среда — «Модуль» — предназначена для системного и доступного обучения, обеспечивая наглядность процесса и вовлечение в него учащегося, а также индивидуализацию обучения и развитие самостоятельности студента. Она состоит из курсов, курсы из блоков и модулей, в которых расположены форумы, чаты модуля, а также краткое описание модуля, лекции, тесты самоконтроля… Читать ещё >
Тренинги. Методы активного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тренинг следует рассматривать как метод создания условий для обучения и самораскрытия участников в целях самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических и бизнес-проблем.
Тренинг позволяет «проигрывать» процесс взаимодействия участников при поиске и воплощении в практику принятых решений, выбранных действий и поступков. Активизирующий эффект тренинга состоит в формировании компетенций, необходимых в профессиональной деятельности, а также в создании особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание участниками того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения, интенсивной обратной связи.
Участники тренинга становятся очевидцами того, как и каким образом каждый из них влияет на других, каковы при этом роль совместной деятельности и ее содержание, как ситуация в целом управляет поведением отдельных обучаемых и всей группы.
Для приобретения компетенций в тренинге используются практически все активные методы обучения.
Обычно на тренинге используется трехуровневая модель обучения: приобретение — демонстрация — применение[1].
Так, для приобретения знаний в тренинге используются информация, мини-лекция, сообщение, книги; для демонстрации — ролевые игры, кейсы и кейс-стади, живые иллюстрации и видеофильмы; для применения — ролевые и деловые игры, моделирование.
Анализ возможных вариантов тренинга, а также специально организованного группового процесса обучения, как правило, охватывает три основных аспекта личности: когнитивный, эмоциональный, конативный, или поведенческий.
Когнитивный аспект — получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение уровня информативности об общении в целом, анализе ситуаций, о себе, о психологии.
Эмоциональный аспект — переживание личностной значимости полученной информации, прочувствование и проживание ее; переживание и оценивание новых знаний о себе и других; отслеживание своих неуспехов и недостатков, переживание снижения как своей общей самооценки, так и ряда частных самооценок.
Конативный, или поведенческий, аспект — расширение поведенческого репертуара обучаемого через осознание неэффективности, нежелательности некоторых привычных способов поведения.
Методы на базе электронной образовательной среды
Все большую роль в образовании начинают играть информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), особенно электронное обучение, чем объясняется стремление вузов формировать свои электронные информационно-образовательные среды (ЭИОС).
Цель создания ЭИОС определяется и ориентацией на повышение качества и эффективности обучения, как главное конкурентное преимущество вузов.
На рис. 7.1[2] представлена типовая структура ЭИОС, к которой в качестве комментария следует добавить, что, например, после отсылки адресату информации сообщению присваивается статус «Новое». А как только адресат увидел, что сообщение в списке, то сообщению присваивается статус «Просмотренное». И только после чтения сообщения целиком сообщению присваивается статус «Прочитанное». Поэтому преподаватель может контролировать студентов посредством просмотра отчета по отправленным сообщениям.
Рис. 7.1. Структура ЭИОС.
Используя тематические обсуждения, можно: создать собственную тематику для обсуждения; просмотреть обсуждаемые задачи; добавить собственную реплику или комментарий в тематические обсуждения и т. п.
Такой подход позволяет обеспечить активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Значение такого подхода и интенсивность его использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Активное взаимодействие ориентировано на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения.
Метод обучения в сотрудничестве появился как альтернативный вариант традиционной аудиторно-лекционной системе. В нем объединяются три идеи: обучение в коллективе, взаимооценка, обучение в малых группах.
Роль преподавателя, репетитора, консультанта, научного руководителя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве может иметь различные формы (табл. 7.1), а средства телекоммуникаций расширяют возможности дистанционных аналогов традиционных форм интерактивного обучения.
Таблица 7.1
Методы активного взаимодействия участников процесса[3]
Наименование метода. | Достоинства. | Решаемые задачи. |
Метод проектов. | Позволяет проявить самостоятельность. | Развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания. |
Метод проблемного обучения. | Внимание фокусируется на важных проблемах. | Стимулирование познавательной активности. |
Исследовательский метод. | Эффективен при консультировании студентов во время написания ими научных работ. | Развитие исследовательских навыков обучаемых. |
Дистанционные эвристические олимпиады. | Удобство планирования времени участия. | Обучаемые создают новые для себя неоднозначные решения заданий. |
Дистанционные проекты креативного типа. | Эффективен при написании творческих работ. | Развитие исследовательских способностей. |
Окончание табл. 7.1
Наименование метода. | Достоинства. | Решаемые задачи. |
Дистанционные обучающие курсы. | Развитие креативного направления в обучении. | Обучение в удобное время. |
Отечественная система дистанционного обучения впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1998 г. компанией «Виртуальные технологии в образовании» и получила название «Прометей»[4].
Позже информационно-образовательная среда (ИОС) «Прометей» для организации процесса обучения и независимой проверки знаний студентов была внедрена во многих вузах (см., например, Международный университет бизнеса и новых технологий, г. Ярославль[5]).
Система позволяет проводить обучение и проверку знаний в корпоративных сетях и сети Интернет, кроме того, ее можно использовать в качестве дополнительного средства для традиционных форм обучения.
Одна из возможностей системы — создание распределенной образовательной среды. И ОС «Прометей» позволяет организовать эффективное взаимодействие участников учебного процесса с использованием современных сетевых технологий.
В системе реализованы следующие автоматизированные функции:
- 1) управление учебным процессом;
- 2) распределение прав доступа к образовательным ресурсам и средствам управления системой;
- 3) разграничение взаимодействия участников образовательного процесса;
- 4) ведение журналов активности пользователей учебного комплекса;
- 5) обучение и оценка знаний в среде Интернет, в корпоративных и локальных сетях.
Система позволяет решать следующие задачи:
- 1) организацию проверки знаний через Интернет, в корпоративных и локальных сетях;
- 2) организацию учебного процесса с различной степенью соответствия классической модели университетского образования (при этом отдельные этапы учебного процесса и элементы модели могут оставаться незадействованными);
- 3) создание распределенной образовательной сети.
Электронная среда обучения — LMS (аббревиатура от Learning Management System) в современных российских вузах[6] находится в открытом для студентов доступе и поддерживает учебный процесс как в части представления всех читаемых дисциплин и учебно-методических комплексов, которые в том числе включают в себя ридеры по курсу (материалы в PDF для чтения), видеоматериалы, коллекции тематических ссылок, авторские учебные пособия, учебные, проектные и контрольные задания, приспособленные для очно-заочного обучения.
Сайт каждой дисциплины в LMS — это интерактивная площадка для индивидуальной и групповой работы. Для организации и проведения занятий используются возможности среды LMS — материалы, проекты, форумы, «Вики» (электронная энциклопедия) и др. Студенты пользуются размещенными в дистанционной среде материалами, выполняют задания с учетом указанных сроков, получают информационные письма от преподавателей, могут задавать и обсуждать появляющиеся в ходе обучения вопросы. Специальные средства электронной среды позволяют задавать условия обучения и определять степень прохождения дисциплины каждым студентом.
Другая электронная образовательная среда — «Модуль» — предназначена для системного и доступного обучения, обеспечивая наглядность процесса и вовлечение в него учащегося, а также индивидуализацию обучения и развитие самостоятельности студента[7]. Она состоит из курсов, курсы из блоков и модулей, в которых расположены форумы, чаты[8] модуля, а также краткое описание модуля, лекции, тесты самоконтроля, тренинги, контрольные работы, задания и т.н.
" Модуль" позволяет работать с форумом, с личными сообщениями и чатом.
Предусмотрена система помощи (контекстная помощь, форумы по техническим и методологическим вопросам), тренинг и тесты самоконтроля. При этом тест рассматривается и как элемент обучения, и как элемент контроля.
Тренинг как тренировка концентрации внимания на самых важных моментах изучаемой темы похож на обычный тест, но сопровождается комментарием преподавателя к правильным и неправильным ответам, что позволяет закрепить понимание основного содержания ответа, увидев при этом причину ошибки.
Форум в системе модуля развивает навыки сотрудничества и эффективной коммуникации: проговаривая и объясняя что-либо другому, учащийся запоминает материал дисциплины лучше.
Виртуальный кампус (электронная образовательная среда «Кампус»[9]) предназначен для всех аспектов учебного процесса (расписания, успеваемости студента, учебных планов, учебных графиков, контингента студентов и сотрудников, выпускников, поиска свободных аудиторий).
" Кампус" интегрирован с АСУ вуза и включает социальнообразовательную сеть, обеспечивающую общение студентов и выполнение групповых проектов, а также информирование, доступ к персональной информации и образовательным ресурсам.
" Кампус" за счет интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей (ввиду асинхронной технологии обучения и расширения форм и средств обучения, а также индивидуального образовательного пространства) позволяет повысить эффективность и качество учебного процесса.
- [1] Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. С. 114.
- [2] По материалам сайта smcit.sseu.ru/solutions/ios.
- [3] Составлено по: Формы и методы дистанционного обучения. URL: repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html.
- [4] URL: wvw.prometeus.ru/actual/08_about/about.html.
- [5] Бузинова 10. Д., Бараева Ю. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе. URL: rusnauka.com/ Pedagog/14.html.
- [6] См.: URL: wvv. і ос. hse.ru/pvs/lmsp.
- [7] Андреев А. В., Андреева С. В., Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
- [8] Чат (от англ, chat — болтовня) — обмен короткими сообщениями (переписка) в режиме реального времени (режим он-лайн) на специальном сайте в Интернете.
- [9] URL: incampus.ru/.