Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностно-ориентированная «технология» К. Роджерса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роджерс не придавал особого значения конкретным формам и методам работы учителя-фасилитатора, так как проповедовал отказ от универсальных методов и способов деятельности. По его мнению, учитель имеет право на выбор методических средств, приемов и способов деятельности в соответствии с конкретной ситуацией и своими собственными возможностями. Можно назвать некоторые методики, которые использовали… Читать ещё >

Личностно-ориентированная «технология» К. Роджерса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роджерс (1902—1987) является величайшим психологом XX столетия, основоположником гуманистической психологии и психотерапии. В названии раздела не случайно слово «технология» взято в кавычки. Роджерс принципиально выступал против всякой технологичности формирования, как противоречащей его взглядам на человека. В этом он, несомненно, прав, но, поскольку термин «технология» прочно укрепился в современной педагогической науке и практике, здесь и в дальнейшем он будет использоваться с известными оговорками, подразумевая некоторую систему работы, организацию обучения и воспитания, которая ни в коем случае не гарантирует полного достижения наперед заданных результатов.

По мнению Роджерса, ведущим мотивом поведения человека выступает стремление к актуализации, а частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего «Я» (самоактуализация). В соответствии с этим К. Роджерс выделяет такие понятия, как «Реальное Я», «Идеальное Я», «Социальное окружение».

«Реальное Я» — это система представлений о себе, своих чувствах, установках, ценностях.

«Идеальное Я» — кем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания.

«Социальное окружение» — это нормы, ценности, взгляды, способы поведения, принятые в обществе.

Несоответствие, возникающее между «Реальным Я» и «Идеальным Я», порождает у человека чувство тревоги, неадаптивные формы поведения. И чем больше он отходит от своего «Идеального Я», действуя в угоду «Социальному окружению», тем больше оказывается дезадаптированным, испытывает проблемы психологического плана, что вызывает активизацию психологических защит в виде искажения опыта, отрицания его.

Чтобы жить и действовать в соответствии со своим «Идеальным Я», человек должен обрести ощущение субъективной свободы. Сложности и проблемы у него возникают с выбором несвободы, т. е. когда он начинает жить в угоду «Социальному окружению». Отсюда следует важный для психотерапии вывод (напомним, К. Роджерс был психотерапевтом): основная задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь человеку жить в согласии со своим опытом, быть самим собой. Но в силу того, что сам психотерапевт относится к социальному окружению, он не должен влиять на человека, навязывать ему что-либо. Его роль состоит в том, чтобы дать возможность пациенту самоопределиться, свободно выразить свои мысли и чувства, осознать, как он сам воспринимает себя, как его воспринимают другие люди. В конечном итоге психотерапевт должен оказать помощь — привести в соответствие «Реальное Я» пациента с личным опытом, глубинными переживаниями, т. е. с его «Идеальным Я». Такая помощь только тогда даст положительный эффект, когда будут соблюдаться следующие принципы:

  • — полное принятие или безусловное положительное отношение к пациенту как к личности;
  • — адекватное эмпатическое (эмпатия — сопереживание) понимание чувств пациента и того смысла, который они имеют для него;
  • — конгруэнтность, т. е. способность психотерапевта в работе с пациентом оставаться самим собой.

Эти принципиальные положения психотерапевтической работы К. Роджерс переносит и на педагогическую практику. Суть его педагогической теории состоит в следующем:

  • — целью педагогической деятельности является обеспечение условия для «полноценно функционирующей» личности — развитие адекватной и гибкой, здоровой «Я-концепции». Это можно сделать не путем формирования личности, а посредством оказания помощи в личностном росте;
  • — признается, что источник и движущие силы личностного роста находятся не вне человека, а в нем самом. Поэтому автор выступает против термина «формирование», равно как и против понятия «усвоение знаний». По его мнению, является ценным и становится значимым такое учение, которое основано на личном опыте, на личностном выборе с возложением на себя ответственности;
  • — в качестве исходного условия успешного личностного роста выступает принятие себя. Только уважающий себя, уверенный в себе человек открыт для непосредственного и «рискованного» процесса освобождения, самораскрытия и саморазвития.

В соответствии с обозначенным подходом принципиально меняется и роль учителя, педагога. Его функции — не просто передавать знания, формировать умения или качества личности, а стимулировать тенденции учащихся к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации.

Поэтому учителя К. Роджерс называет по-другому — учитель-фасилитатор (фасилитатор — человек, который стимулирует у других людей тенденции к личностному росту). Достичь высокого звания учителя-фасилитатора можно, если соблюдать следующие условия [ Роджерс, Фрейберг, 20 021:

  • — на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
  • — помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым в отдельности;
  • — всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация учения;
  • — всегда быть для учащихся «источником» разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
  • — развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
  • — быть активным участником группового взаимодействия;
  • — открыто выражать в группе свои чувства;
  • — стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
  • — хорошо знать самого себя.

Роджерс не придавал особого значения конкретным формам и методам работы учителя-фасилитатора, так как проповедовал отказ от универсальных методов и способов деятельности. По его мнению, учитель имеет право на выбор методических средств, приемов и способов деятельности в соответствии с конкретной ситуацией и своими собственными возможностями. Можно назвать некоторые методики, которые использовали К. Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики: различные методы групповой работы (в частности, дискуссии), обучение в диаде, использование элементов социально-психологического тренинга.

Определенную известность приобрел, например, метод «контрактов», которые индивидуально заключаются между каждым учеником и педагогом. Контракты предусматривают изучение отдельных тем и целых курсов, возможность работать индивидуально или в группе, конечный результат и критерии оценки. После подписания контракты оглашаются в классе.

В заключение необходимо отметить, что внедрение описанной технологии, несмотря на все позитивные моменты для саморазвития личности и возможности в полной мере реализовать идеи сопровождения, сопряжены со значительными трудностями. Они связаны с большой учебной нагрузкой, переполненностью классов, слабой подготовкой педагога. Подготовка такого педагога, даже, но меркам высокоразвитых зарубежных стран, дорогое удовольствие. Тем не менее, К. Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики показали возможный путь новой организации учебно-воспитательного процесса, в полной мере решающий проблемы полноценного самопознания и саморазвития личности.

Отечественные педагогические технологии, ориентированные на саморазвитие личности. К настоящему времени в отечественной науке разработано значительное число педагогических технологий, которые так или иначе связаны с решением проблемы педагогического стимулирования, сопровождения и поддержки саморазвития личности на разных этапах онтогенетического развития. Не имея возможности дать полный обзор имеющихся исследований и наработок, для примера мы остановимся только на некоторых из них.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой