Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Девиантологические структуры личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хотя следует признать и тот факт, что трансформация ценностных ориентаций подростков и молодежи была во все исторические эпохи. Этот процесс неизбежен и, увы, болезнен. Можно назвать много причин, факторов, влияющих на трансформацию ценностных ориентаций и всей системы ценностей и норм, приводящие к разного рода кризисам — идентичности, интересов, ценностей и др. Один только психогормональный… Читать ещё >

Девиантологические структуры личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные термины Личность, характеристика личности, девиантные структуры личности, девиантная социализация, аномия ценностей.[1][2][3]

  • 3) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго нс может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;
  • 4) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении и установках.

Белорусский ученый Е. Б. Усова, используя имеющиеся теоретические и эмпирические источники российских ученых (Е. В. Змановская, Ю. А. Клейберг, В. Д. Менделевич и др.) в области девиантологии, предложила следующую структуру девиантного поведения[4].

  • Индивидуальные (изолированные) девиации — включают в себя типы отклоняющегося поведения и клинические формы, при которых оно не носит характера зависимости от поведения окружающих. Особенно ярко эти девиации проявляются при психопатологическом и патохарактерологическом типах отклоняющегося поведения. К изолированным девиациям относятся коммуникативные формы отклоняющегося поведения (аутистическое поведение, нарцисстическое поведение, гиперобщительность), аутоагрессивное поведение в виде суицидальных попыток, аномалии сексуального развития и поведения, нарушения пищевого поведения (анорексия или булимия). Сверхценные психопатологические увлечения (клептомания и др.), злоупотребление веществами, вызывающими изменения психической деятельности (наркотическая и алкогольная зависимость).
  • Групповые девиации носят характер зависимости от поведения окружающих (подростковые варианты отклоняющегося поведения; музыкальный, религиозный, спортивный фанатизм и др.).

В основе групповых разновидностей девиантного поведения лежит принцип группового давления и толерантности к этому давлению. Групповое давление на индивида способны оказывать как референтная группа, так и семья.

  • Временные девиации характеризуются малой длительностью существования отклоняющегося поведения, часто связаны с групповым давлением и невозможностью находиться вне группы (подросток в лагере отдыха).
  • Постоянные девиации имеют склонность к длительному существованию и малой зависимости от внешних воздействий. Они составляют большинство девиантных форм поведения.
  • Устойчивые девиации — характеризуются тем, что в поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма отклоняющегося поведения.
  • Неустойчивые девиации, когда наблюдается склонность к частой смене клинических проявлений (злоупотребление наркотическими веществами и нарушение пищевого поведения).
  • Стихийные девиации имеют склонность к быстрому, хаотичному и неслланированному формированию. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и характеризуются временным характером. Стечение обстоятельств и эмоциональный настрой индивида являются решающими в появлении неадекватного поведения. Провоцирующим моментом могут служить действия окружающих. Нередко стихийно совершаются агрессивные и аутоагрессивные поступки при делинквентом и патохарактерологическом типах девиантного поведения.
  • Спланированные девиации носят характер регламентированности, заданности строгой очерченности (например, азартная игра, употребление алкоголя).
  • Структурированные девиации — групповая форма, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников.
  • Неструктурированные (слабооргаиизованные) девиации — разновидность групповой формы при отсутствии иерархических взаимоотношений.
  • Экспансивные девиации характеризуются вторжением в сферы жизни и деятельности окружающих людей, зачастую склонностью игнорировать их интересы и даже посягать на их свободу (например, агрессивное или гиперобщительное поведение, сексуальные аномалии). При пеэкспансивных девиациях индивид формально может не задевать интересы окружающих (аутизм).
  • Эгоистические девиации отличаются нацеленностью на получение удовлетворения или личной выгоды (например, злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, сексуальные девиации).
  • Альтруистические девиации направлены на интересы других людей, нередко сочетаются со склонностью к самопожертвованию и самоуничижению.
  • Осознаваемые девиации представляют собой отклоняющиеся формы поведения, которые человек осознает как отклоняющиеся от нормы и по отношению к которым он может испытывать негативные эмоции и желание их исправить. Критичность чаще носит волнообразный характер.
  • Неосознаваемые девиации встречаются в рамках психических расстройств.
  • Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного поведения.
  • Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования девиантом за приклеенным ему обществом ярлыком, оправдывать их ожидания, стремиться подтвердить справедливость их мнений в отношении собственного отклоняющегося поведения.

К основным параметрам, по которым возможно анализировать структуру девиантного поведения личности, мы относим: протяженность во времени, уровень мотивации, сформированное™ цели, монополифеноменологичпость, количество участников, ситуативное™, степень осознанности, наличие «философского» обоснования.

  • 1. Протяженность девиантного поведения во времени:
    • • краткосрочные периоды (как правило, начинаются иод влиянием «извне»: друзей, знакомых);
  • • пролонгированные периоды (являются симптомами деформаций личности равного уровня).
  • 2. Уровень мотивации при совершении девиантного поступка определяется по степени его спланированное™. Спонтанные, совершенные «под влиянием минуты», имеют низкий уровень мотивации и достаточно легко поддаются коррекции.
  • 3. Сформированность цели: стремился ли девиант к конкретному результату или его привлекал сам процесс (например, участвуя в групповой краже, подросток хотел получить материальную выгоду или его привлекали риск, чувство опасности).
  • 4. Фепоменологичность:
    • • монофеноменологичность (одна девиация);
    • • полифеноменологичность (несколько, поочередно сменяющих друг друга девиаций (например, алкоголизм сменяется нарушением пищевого поведения)).
  • 5. Количество участников:
    • • индивидуальные (совершаются в одиночестве, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры и действует независимо от других людей — аутизм, нарциссизм, аутоагрессия, нарушение пищевого поведения);
    • • групповые (совершаются под влиянием девиантной группы — реакции группирования со сверстниками, проявления фанатизма, паранойя здоровья).
  • 6. Ситуативность: девиантное поведение совершается при совпадении ряда условий. Например, чтобы клиент X, алкоголик, «ушел в запой», «сорвался», необходимо стечение ряда обстоятельств, совокупность которых является механизмом, запускающим процесс («плохое» настроение супруги, «друг зашел на огонек», проблемы на работе и т. п.).
  • 7. Степень осознанности — степень осознания девиантом своего поведение как отклоняющегося. При наличии осознанности может присутствовать и желание измениться.
  • 8. «Философская концепция», при помощи которой девиант оправдывает свое поведение (например, суицид «во имя» чести, любви, светлого будущего и т. п.).

Следует помнить, что структура каждой девиации определяется индивидуальным соотношением данных характеристик.

К современным специальным структурам личности мы относим, прежде всего, те, в которых отражаются специфический объект и его характеристика. Специальных структур личности в психологии мало.

На современном этапе развития психологии и педагогики проблема девиантного поведения рассматривается как следствие нарушений в функционировании многоуровневой системы «социум — личность — организм». Концепция получила название — биопсихосоциальная модель формирования девиантного поведения (рис. 8.1).

Как видно из нашей девиантологической структуры личности (рис. 8.2), в ее основе лежит система ценностей и норм, механизмом внутреннего принятия которой является гуманность (милосердие, человечность, благородство), которую мы определяем, с одной стороны, как отношение к другим людям, любовь к людям, толерантность, а с другой — как преодоление себя, используя свою внутреннюю самоконтролирующую природу.

Биопсихосоциальная модель формирования девиантного поведения.

Рис. 8.1. Биопсихосоциальная модель формирования девиантного поведения Нам думается, что наиболее продуктивным и перспективным условием (фактором), влияющим на девиантную социализацию личности (как позитивную, так и деструктивную), является самоконструирование личности (self-construction personality), в основе которого находятся «собственная творческая активность, самосознание и процессы самоосуществления личности»[5]. Под конструированием мы, вслед за Г. М. Андреевой, понимаем «приведение социальной информации в систему … с целью постижения ее смысла»[6], основным объяснительным принципом которой становится «интерпретативная парадигма»[7]. Согласно этой парадигме, реальный внутренний мир личности предполагает неирекращающийся процесс самосотворения, поскольку постоянно самонознается, осмысливается, оценивается и интерпретируется.

Система ценностей и норм, ценностных ориентаций помогает личности в этом процессе самоактуализироваться, выбрать правильный вектор избегания аномии ценностей, негативной трансформации ценностных ориентаций. Почему это так важно для личности, да и для общества тоже? Потому что система ценностей имеет двойное функциональное значение. Во-первых, ценности, как верно полагает Ю. А. Шерковин, являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Тем самым они становятся частью сознания[8]. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.

Психологическая структура личности девианта (по Ю. А. Клейбергу).

Рис. 8.2. Психологическая структура личности девианта (по Ю. А. Клейбергу).

Система же ценностных ориентаций — важный регулятор активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума.

Аномия ценностей как раз и характеризуется непризнанием личностью (социальной группой) общественных норм и ценностей, негативным отношением к ним, отсутствием внутренних принципиальных нравственных императивов и ценностных позиций.

Хотя следует признать и тот факт, что трансформация ценностных ориентаций подростков и молодежи была во все исторические эпохи. Этот процесс неизбежен и, увы, болезнен. Можно назвать много причин, факторов, влияющих на трансформацию ценностных ориентаций и всей системы ценностей и норм, приводящие к разного рода кризисам — идентичности, интересов, ценностей и др. Один только психогормональный дисбаланс (пубертат) что только стоит для подростков! Перестройка их организма и психики в этот период происходит по особому алгоритму, по индивидуальному «сценарию» с проявлением целого комплекса социальных, психологических и физиологических особенностей и признаков, которые мы наблюдаем как девиантные в поведении, поступках, взаимодействии.

Таким образом, человеческое поведение рассматривается как результат сложного взаимодействия личностных и ситуационных факторов. Один из столпов социальной психологии К. Левин описывал этот подход следующей формулой:

Девиантологические структуры личности.

где П — поведение;/ — функция; Л — личность; С — ситуация.

Здесь поведение есть функция от взаимодействия личности и ситуации. Модифицируя эту формулу, добавлю в нее важный недостающий элемент — систему ценностей и норм (СЦН), то, без чего не может актуализироваться личность и проходить социальное взаимодействие между людьми (взаимоотношения) во всех сферах их жизнедеятельности, в том числе и в сфере искусства.

Тогда формула будет выглядеть таким образом:

Девиантологические структуры личности.

где СЦН — система ценностей и норм.

Практикум Контрольные вопросы и задания.

  • 1. В чем заключаются сущностная характеристика девиантной личности и сс основные особенности?
  • 2. Дайте характеристику структуре девиантного поведения.
  • 3. Охарактеризуйте и «разведите» первичную и вторичную девиации.
  • 4. Проанализируйте биопсихосоциальную модель формирования девиантного (аддиктивного) поведения (рис. 8.1).
  • 5. Каковы параметры девиантной личности?
  • 6. Дайте содержательный анализ психологической структуре личности девианта и приведите примеры по каждому элементу схемы (рис. 8.2).
  • 7. Каково содержательное наполнение термина «девиантная социализация личности»?
  • 8. Аномия ценностей — что это такое?

Алмазов, Б. Н. Психология социального отчуждения / Б. Н. Алмазов. — Екатеринбург, 2007.

ГилинскийуЯ. И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль /Я. И. Гилиикий. — СПб.: Альфа-Пресс, 2002.

Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. — СПб.: Речь, 2001.

Клейберг, Ю. А. Основы психологии девиантного поведения: монография / Ю. А. Клейберг. — СПб.: Альфа-Пресс, 2014.

Клейберг, Ю. А. Девиантология: схемы, таблицы, комментарии: учеб, пособие / Ю. А. Клейберг. — М.: Изд-во МПСУ, 2014.

Кчейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учеб, пособие / Ю. А. Клейберг. — М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Кчейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб, пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. — 2-е изд., доп. и псрсраб. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Комлев, /О. /О. Теории девиантного поведения: учеб, пособие / Ю. Ю. Комлев. — 2-е изд., доп. — СПб., 2014.

Менделевии, В.Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менелевич. — СПб., 2005.

  • [1] В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Внеобщества, вне социальной и профессиональной группы человек не можетстать личностью. Личность — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознанияи норм поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийсяконкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. Сущностная характеристика личности с девиантным поведением и ееосновные особенности определяются:
  • [2] содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью. Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в видеопределенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности с девиантнымповедением проявляется в специфическом влиянии ее индивидуальноличностных и социально-психологических качеств на поведение, действияи поступки;
  • [3] степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствиемили наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;
  • [4] 2 См.: Усова Е. Б. Психология девиантного поведения: учебио-методический комплекс. Минск: Изд-во МИУ, 2010.
  • [5] См.: Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  • [6] См.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.
  • [7] См.: Л белы: X. Интеракция, идентичность, презентация.

    Введение

    в интерпретативнуюсоциологию: монография. СПб.: Алетейя, 2000.

  • [8] См.: Шерковин /О. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационныепроцессы // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 5. С. 137.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой