Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Резюме. 
Психология саморазвития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Орудием реализации такой инициативы является сознание и самосознание. Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, проявляющаяся в его способности к активному отражению и преобразованию действительности. Сознание имеет сложную структуру; в науке выделяют бытийный, рефлексивный и духовный слои сознания. Самосознание — это сознание, направленное на себя… Читать ещё >

Резюме. Психология саморазвития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной психологии для обозначения процессов, связанных с пониманием смысла и механизмов саморазвития, используются специальные термины: «субъект», «субъектность», «субъектная позиция», «субъективность». Субъект — эго человек как носитель активности, противопоставленный объекту, на который эта активность может быть направлена. Субъектность — способность человека быть субъектом, характеризует его потенциал с точки зрения возможностей к самодетерминации, самоорганизации и саморазвитию. Субъектная позиция — конкретное выражение этого потенциала в пространствах деятельности и социальных связей через систему избирательных, сознательных (а иногда и менее осознанных) отношений к различным сторонам действительности. «Субъектность развития» проявляется в активности человека, направленной на управление своим изменением, ростом, становлением, на проектирование и выстраивание жизненного пути. Субъективность — категория, обозначающая содержание неповторимого, индивидуального внутреннего мира личности.

Человек, выступая субъектом своей жизнедеятельности, на определенном этапе может стать и субъектом собственного саморазвития. Быть субъектом саморазвития значит самостоятельно определять, каким человек желает стать в будущем и каким образом он этого может достигнуть.

Управляющей инстанцией саморазвития является личность как высший уровень организации человека. В качестве центрального структурного компонента личности выступает «Я», которое может брать на себя инициативу по самоизменению.

Орудием реализации такой инициативы является сознание и самосознание. Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, проявляющаяся в его способности к активному отражению и преобразованию действительности. Сознание имеет сложную структуру; в науке выделяют бытийный, рефлексивный и духовный слои сознания. Самосознание — это сознание, направленное на себя. В результате деятельности самосознания рождается представление человека о себе и его «Я-концепция». Человек обладает своим уникальным и неповторимым внутренним миром, который функционирует по своим законам, имеет свою пространственно-временную структуру.

Функцией субъектности человека является его активность, которая на разных уровнях организации человека имеет свою специфику. В науке выделяют активность и реактивность как психодинамические характеристики индивида, как содержательные характеристики деятельности, как социальную активность и реактивность, посредством которых проявляется мера ценности вклада человека в решение общественных задач. Социальная активность проявляется на нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Чем выше уровень проявления активности, тем в большей степени в ней проявляется субъектность человека.

Механизмами саморазвития являются самопостроение, самопринятие и самопрогнозирование. Самопостроение личности — эго процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через непрерывные акты саморазвития. Суть актов саморазвития состоит в переводе субъектом своего «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее». Иными словами, в ходе саморазвития личность как субъект развития осуществляет активность, направленную на преобразование личности как объекта в границах (пространстве) ее внутреннего мира и жизненного пути, т. е. осуществляет функции управления собой и своей активностью. Специфика этой активности будет определяться тем, насколько личность принимает или не принимает себя в целом или что-то в себе, а также от развития способности к самопрогнозированию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой