Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительный межфирменный анализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате проводимого анализа определяются показатели для сравнения и формулируются задачи, для решения которых необходимо обратиться к опыту других компаний. В процессе исследования требуется найти ответы на следующие вопросы: почему возникли разрывы между практикой компании и лидеров рынка? В чем их преимущество? Что необходимо изменить на предприятии, чтобы повысить его рентабельность? и др. Читать ещё >

Сравнительный межфирменный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для оценки деятельности предприятий на практике широко используются сравнительные характеристики, в качестве объекта для сравнения применяются эталоны, стандарты. В маркетинговой деятельности при исследовании издержек, выборе метода ценообразования анализируются сопоставимые показатели конкурентов. Круг анализируемых показателей конкурирующих предприятий довольно широк, что позволяет предпринимателю безошибочно принять соответствующее решение.

В условиях рыночных отношений на предприятиях отечественной промышленности роль сравнительного анализа значительно возрастает, так как с помощью именно этого метода решаются проблемы совершенствовани я хозяйственного механизма, определяются уровни конкурентоспособности продукции, даются оценки деятельности хозяйственного звена.

Межфирменный анализ предполагает сравнение показателей производственно-хозяйственной деятельности двух и более предприятий с целью объективной оценки их деятельности, выявления различий в достигнутых показателях и причин, их вызывающих.

В этом основная отличительная особенность межфирменного анализа от внутрифирменного. Внутрифирменный анализ позволяет выявить резервы повышения производительности труда за счет лучшего использования рабочего времени, повышения коэффициентов использования производственной мощности, снижения материалоемкости, себестоимости продукции и др.

Сравнительный межфирменный анализ позволяет определить лучшие, наиболее экономичные технические и организационные решения, внедренные в производство передовых предприятий и проверенные практикой.

Главное в межфирменных сравнениях — это выявление условий лучшего использования производственных ресурсов. Такие сравнения позволяют определить конкретные направления по сокращению различий в использовании ресурсов и затрат на производство продукции на базе постоянного использования резервов, систематического обновления техники и внедрения опыта передовых предприятий. Выявленные в результате анализа оптимальные показатели становятся ориентиром для всех предприятий, участвующих в сравнении.

Межфирменный анализ следует рассматривать как активный метод научного обобщения передового опыта и его распространения. Но в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции осуществлять межфирменный анализ крайне сложно из-за недоступности информации. Однако принципы и методы межфирменного анализа целесообразно использовать на территориально разобщенных объектах одного собственника.

Таким образом, содержание сравнительного анализа определяется целью исследования. Рамки межфирменного анализа практически не ограничены, объектами сравнений могут быть как отдельные предприятия, цехи, линии, рабочие места, так и отдельные показатели (производительность труда, себестоимость, удельные нормы расхода сырья, фактический выход продукции из единицы сырья и т. д.).

По степени охвата различают две группы межфирменных сравнений: общие (комплексные, сплошные, полные) и частичные (выборочные, локальные, целевые).

Сложность проведения комплексного межфирменного сравнения заключается в существующих различиях материально-технической базы предприятий. Для проведения комплексного межфирменного анализа необходимо прежде всего выбрать качественно однородные объекты.

Для выполнения частичных сравнений возможности анализа практически не ограничены. Если по отдельным показателям (цехам, участкам, рабочим местам) сопоставимость отсутствует, то она может быть достигнута специальными методами: корректировкой показателей при помощи поправочных коэффициентов, пересчетом показателей по идентичной методике, исключением несопоставимых величин и т. д.

Межфирменный экономический анализ проводится в определенной последовательности:

  • 1) выбирают объекты для сравнения;
  • 2) устанавливают степень сопоставимости объектов и круг анализируемых показателей;
  • 3) сравнивают показатели, оценивают достигнутые результаты, выявляют причины расхождения;
  • 4) строят организационную модель с ориентацией на лучшие достижения анализируемых предприятий;
  • 5) обобщают результаты анализа;
  • 6) рассчитывают экономическую эффективность от использования выявленных резервов.

Для проведения межфирменных сравнений используются все методы и приемы экономического анализа. Сравнительный межфирменный анализ позволяет создать модель (образец) предприятий, наделив ее лучшими показателями, достигнутыми на сравниваемых объектах.

Цель моделирования по результатам межфирменного анализа сводится к определению возможности использования производственных ресурсов и формирования затрат не выше достигнутого уровня другими предприятиями, исключив влияние несущественных и нетипичных факторов. Сравнение показателей работы предприятий или отдельных структурных подразделений с моделями позволяет определить степень эффективности их работы, вскрыть имеющиеся резервы и количественно их оценить. Модели могут разрабатываться на основе существующей технологии и организации производства без дополнительных капиталовложений (или при незначительных их размерах), т. е. на основе использования внутрипроизводственных резервов. Более высокий уровень моделей предусматривает совершенствование техники, технологии и организации производства, обеспечивающее достижение передовых рубежей в экономике отрасли. Разработка отраслевых моделей диктует необходимость дополнительных, более глубоких исследований. Моделирование на основе результатов межзаводского анализа позволяет считать его исключительно актуальным в условиях перестройки, всемерного ускорения социально-экономического развития каждого предприятия.

В последние годы межфирменный анализ трансформировался в бенчмаркинг, который на Западе начал применяться еще с 1950;х гг.

Бенчмаркинг — процесс изучения и оценки товаров, услуг, менеджмента и опыта тех компаний, которые являются признанными лидерами в определенных сегментах.

В 1994 г. была учреждена Глобальная сеть бенчмаркинга (Global benchmarking network — GBN) как сообщество независимых бенчмаркинговых центров. На сегодняшний день она объединяет подобные центры более чем 20 стран мира. Россия является ее участником с 2004 г. По данным исследований, проводимым несколько лег назад, бенчмаркинг применяют порядка 90% европейских компаний[1].

План бенчмаркингового проекта состоит из ряда этапов, содержание которых может разниться в зависимости от вида бенчмаркинга. Тем не менее существуют типовые этапы, которые должны присутствовать при его разработке:

  • 1) проведение внутреннего исследования, определение проблемы и формулирование задач бенчмаркинга;
  • 2) выбор организации для сравнения;
  • 3) сбор данных;
  • 4) анализ данных и внедрение улучшений.

Рассмотрим этапы плана более подробно.

Проведение внутреннего исследования, определение проблемы и формулирование задач бенчмаркинга. На первом этапе определяется проблема исследования (выявляются «узкие» места предприятия). Если проблему невозможно четко сформулировать, проводят внутреннее исследование.

Для производственных предприятий наиболее распространенными объектами бенчмаркинга являются: уровень запасов, незавершенное производство, количество отходов, уровень брака и др. Для торговых предприятий — объем продаж, издержки, уровень квалификации персонала, маркетинг и пр.

В результате проводимого анализа определяются показатели для сравнения и формулируются задачи, для решения которых необходимо обратиться к опыту других компаний. В процессе исследования требуется найти ответы на следующие вопросы: почему возникли разрывы между практикой компании и лидеров рынка? В чем их преимущество? Что необходимо изменить на предприятии, чтобы повысить его рентабельность? и др.

Выбор организации для сравнения. Выбор организации для сравнения определяется множеством факторов. Например, компании, занимающие лидирующее положение на рынке, должны выбирать только лучших представителей того или иного рынка или бизнеса. Для российских компаний чаще всего это зарубежные фирмы.

Пример Работники крупнейших российских компаний, таких как «ЮКОС», «Лукойл», «Газпром», еще в 1990;х гг. ездили за рубеж, чтобы ознакомиться с передовыми технологиями иностранных партнеров, работавших в схожем сегменте.

Если компания относится к среднему или малому бизнесу, то она может выбрать любую успешную фирму для изучения положительного опыта.

Сбор данных. На этом этапе сначала проводится кабинетное исследование, в рамках которого осуществляется сбор внешних источников информации, таких как:

  • • публикации в газетах, журналах, Интернете;
  • • информация, полученная на выставках, семинарах;
  • • отчеты данных компаний и пр.

Вооружившись вторичной информацией и проведя аналитическую работу, фирма приступает к сбору первичной информации в выбранной для этого компании. Также на этом этапе проводится сравнительный анализ показателей, которые фирма определила для исследования на первом этапе, с показателями исследуемой компании, в результате чего определяются преимущества и недостатки по всем выбранным параметрам.

В последние годы часто для сбора информации о своих конкурентах фирмы используют деловую разведку.

Анализ данных и внедрение улучшений. Полученные данные фирма тщательно анализирует, определяет истинные причины успеха изучаемого предприятия (инновации, эффективные технологические или управленческие решения), а также возможность применить этот опыт у себя. Приобретенный опыт фирма адаптирует применительно к существующей организации бизнес-процессов, культуре, иным компонентам своей деятельности.

Оценка конечных результатов исследования позволит сформировать комплексную картину эффективности проведенного бенчмаркинга, а также судить о необходимости дополнительных исследований и иных улучшений в организации бизнес-процессов в компании.

Сразу после принятия решения о необходимости продолжения деятельности в области бенчмаркинга должен быть спланирован и проработан процесс проведения изменений в компании и внедрения улучшений[2].

  • [1] Кузьмина Е. Е. Маркетинг., 2016.
  • [2] Кузьмина Е. Е. Маркетинг.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой