Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профсоюз как субъект регулирования социально-трудовых отношений в организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследования подходов к классификации функций профсоюзов, исходя из рассмотрения функции регулирования СТО в организации как целевой функций профсоюзов и на основании представленного выше понимания процесса регулирования и его задач, автором разработана классификация функции профсоюзов как участника СТО в организации. Для осуществления регулирующей функции профсоюзам необходимо… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы регулирования профсоюзами социально-трудовых отношений в организации
    • 1. 1. Социально-трудовые отношения в организации как объект регулирования
    • 1. 2. Цели профсоюзов, их функции на локальном уровне реализации социально-трудовых отношений
  • Глава 2. Профсоюзы России в системе субъектов социально-трудовых отношений в организации
    • 2. 1. Характеристика взаимодействия основных субъектов социально-трудовых отношений в российских организациях
    • 2. 2. Роль профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений в российских организациях
    • 2. 3. Цели российских профсоюзов, формы и методы осуществления деятельности в современных условиях
  • Глава 3. Рекомендации по осуществлению профсоюзами функции регулировании социально-трудовых отношений в организации
    • 3. 1. Программа реализации профсоюзами функции регулирования социально-трудовых отношений в организации
    • 3. 2. Методические основы проведения профсоюзами экспертизы социально-трудовых отношений в организации

Профсоюз как субъект регулирования социально-трудовых отношений в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Мировой кризис профсоюзного движения, наблюдаемый с начала 80-х годов прошлого века, вызвал сомнения в необходимости существования профсоюзных организаций. Ряд исследователей считает, что в постиндустриальном обществе конфликт собственников капитала и наемных работников теряет свою остроту, следовательно, и роль профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений в организации неизбежно снижается.

Однако очевидно, что объективно существующее противоречие экономических интересов во взаимодействии работника и работодателя не перестало существовать. Более того, социально-трудовые отношения в организации представляют собой сложный комплекс социально-экономических и психофизиологических процессов, порождающих возникновение объективных и субъективных, внутренних и внешних противоречий.

Регулирование указанных противоречий профсоюзами может значительно повысить результативность взаимодействия субъектов, но российскими профсоюзами эта функция фактически не реализуется. Несмотря на наличие соответствующих прав и высокий уровень членства, они, как правило, не оказывают регулирующего воздействия на социально-трудовые отношения в российских организациях. Причиной этого является не только несформиро-ванность всей системы социально-трудовых отношений и ее субъектов в России, но и неэффективная организация деятельности самих профсоюзов.

Несоответствие применяемых профсоюзами форм и методов осуществления деятельности современным условиям хозяйствования ведет к углублению кризиса профсоюзного движения в России, тормозит развитие таких процессов, как формирование социального партнерства, становление социально-ориентированной рыночной экономики.

Этим и определяется актуальность выбранной нами темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Влияние профсоюзов на экономическое развитие общества в целом и отдельной организации в частности представлено в неоклассической и институциональной теориях. Однако цели и задачи функционирования профсоюзных организаций не являются предметом исследования представителей указанных школ.

Функции и роль советских профсоюзов освещены в работах Г. П. Алексеева, Г. В. Шаронова, Г. В. Щеглова, их теоретической и методологической базой явились труды К. Маркса и В. И. Ленина.

Большой вклад в развитие теории профсоюзного движения внесли М. В. Баглай, Н. Н. Гриценко, С. А. Ершов, Ю. Н. Попов. Функции профсоюзов как социального института исследуются В. И. Башмаковым, А. Н. Крестьянино-вым, М. М. Сунарчиной. Внутриорганизационным аспектам деятельности профсоюзных организаций посвящены публикации П. В. Бизюкова, А. К. Исаева, М. В. Карелиной, А. К. Соловьева, С. Н. Щегловой. При этом, несмотря на то, что важнейшей сферой деятельности профсоюзных организаций являются социально-трудовые отношения, экономических работ, освещающих цели и задачи профсоюзов на современном этапе развития общества, фактически нет.

При рассмотрении проблем регулирования социально-трудовых отношений наибольшее распространение получили подходы, представленные в работах Н. А. Горелова, Р. П. Колосовой, Ю. Г. Одегова, Г. Э. Слезингера, А. И. Тучкова. Однако исследователи в большинстве случаев акцентируют свое внимание на изучении социально-трудовых отношений на национальном и региональном уровнях, в то время как особенности регулирования этих отношений в организации часто остаются нераскрытыми.

Недостаточная проработанность вопросов о целях и функциях профсоюзов, их роли в регулировании социально-трудовых отношений в организации предопределила основные направления исследования, его цели и задачи.

Цель работы — теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по осуществлению профсоюзами функции регулирования социально-трудовых отношений в организации.

Задачи исследования. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— рассмотреть подходы к определению понятия «регулирование социально-трудовых отношений», уточнить цель регулирования этих отношений в организации;

— изучить историю развития и практику функционирования профсоюзов, определить цели их деятельности, проанализировать подходы к классификации функций профсоюзных организаций, выявить особенности осуществления профсоюзами своей деятельности на локальном уровне реализации социально-трудовых отношений, разработать классификацию функций профсоюзов как участника социально-трудовых отношений в организации;

— исследовать практику взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений в российских организациях, формы и методы регулирования социально-трудовых отношений, используемые отечественными профсоюзами, их влияние на взаимодействие основных субъектов социально-трудовых отношений в организации;

— проанализировать внутриорганизационные аспекты функционирования отечественных профсоюзных организаций, их цели, задачи, применяемые инструменты и технологии, выявить причины неэффективного осуществления своей деятельности;

— разработать рекомендации, направленные на совершенствование деятельности российских профсоюзов, повышение их роли в регулировании социально-трудовых отношений в организации, необходимые инструменты и технологии.

Объект исследования — социально-трудовые отношения в российских организациях.

Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты регулирования профсоюзами социально-трудовых отношений в организации.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, экономики и социологии труда, управления персоналом, профсоюзной деятельности.

В процессе проведения исследования применялись методы: сравнения, обобщения, логического сопоставления, группировок и классификации, научного наблюдения.

Информационной базой исследования являются данные, полученные в ходе анализа согласительных актов субъектов социального партнерства России, материалы Росстата, отчетность Российской трехсторонней комиссии, Федерации независимых профсоюзов России, Территориального объединения организаций Федерации омских профсоюзов.

Эмпирической базой стали отчеты о результатах социологических исследований, проведенных: Академией труда и социально-трудовых отношений, Институтом сравнительных исследований трудовых отношенийИнститутом трудовых отношений РАН, кафедрой экономики и социологии труда Омского государственного университета и др.

В работе над диссертацией использовались данные, полученные автором при проведении самостоятельного социологического исследования деятельности 162 профсоюзных организаций г. Омска.

Научная новизна диссертационной работы состоит в развитии теоретических основ регулирования профсоюзами социально-трудовых отношений в организации применительно к современных условиям деятельности, а также в разработке методических рекомендаций по осуществлению профсоюзами процесса регулирования этих отношений.

Основные результаты, определяющие научную новизну:

• конкретизирована цель регулирования социально-трудовых отношений в организации как выявление и предупреждение, устранение и корректировка поведения субъектов этих отношений, препятствующего реализации их интересов, что позволило раскрыть содержание процесса регулирования социально-трудовых отношений, определить требования к субъекту регулирования этих отношений, стоящие перед ним задачи;

• обоснована необходимость разграничения функций профсоюзных организаций в зависимости от уровня регулирования социально-трудовых отношений. Обоснован целевой характер функции регулирования социально-трудовых отношений в организации профсоюзами. Разработана классификация функций профсоюзов, учитывающая специфичность их роли на локальном уровне регулирования социально-трудовых отношений, в основу которой заложена значимость осуществления профсоюзами прочих функций для реализации целевой;

• выявлены внутриорганизационные причины недейственности форм и методов регулирования социально-трудовых отношений в организации, применяемых отечественными профсоюзами, в том числе: неэффективная координация деятельности структурных организаций, несоответствие политики функционирования профсоюзов фактическим условиям хозяйствования, отсутствие программы развития, отсутствие четких тактических и стратегических задач, а также инструментов и технологий, необходимых для их решения;

• на основе предложенной классификации функций разработана программа действий профсоюзов, определяющая совокупность и последовательность решения задач для реализации профсоюзами функции регулирования социально-трудовых отношений в организации;

• разработаны методические основы проведения профсоюзами экспертизы социально-трудовых отношений в организации, направленной на выявление поведения субъектов этих отношений, препятствующего реализации их интересов, а также изучение причин указанного поведения, с целью осуществления профсоюзами функции регулирования социально-трудовых отношений в организации.

Теоретическая и практическая значимость выполненного диссертационного исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов в разработке целостной концепции развития профсоюзного движения в России, а также рекомендаций по регулированию социально-трудовых отношений в организации, как для профсоюзов, так и для других субъектов социального партнерства в России. Основные теоретические положения и аналитические выводы были использованы в деятельности Иртышской территориальной (бассейновой) организации профсоюза работников водного транспорта РФ (Баскомфлот), а также в процессе преподавания курсов «Организация, нормирование и оплата труда в области сервиса», «Экономика и социология труда», «Управление персоналом» для студентов экономического факультета ГОУ ВПО Омского государственного института сервиса.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы доложены и получили одобрение на научных и научно-практических конференциях разного уровня: «Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений» (Омск, 2006) — «Кадровое обеспечение региональной экономики и управления: правовое поле, проблемы и перспективы» (Омск, 2006) — «Развитие кадрового потенциала Омской области» (Омск, 2005).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 3,85 п. л., из которых лично соискателю принадлежит 3,4 п. л. Две публикации в журналах, рекомендованных ВАК РФ для размещения научных публикаций.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 173 наименования, 17 приложений. Общий объем работы составляет 160 страниц, включает 23 таблицы и 11 рисунков.

Выводы, полученные в результате проведения экспертизы, реализуются в программы, рекомендации, распоряжения структурным организациям профсоюза и участникам СТО в организации.

Для проведения экспертизы в соответствии с представленной выше методикой экспертами профсоюзной организации могут быть использованы все существующие методы опроса (анкетирование, тестирование, интервьюирование и пр), экспертиза жалоб и обращений, информация, полученная профсоюзами в процессе осуществления информационно-консультативной деятельности и прметоды, используемые при осуществлении нормирования трудовых процессов.

Большой объем информации может быть получен в результате изучения документов, регламентирующих требования к исследуемой группе работников, таких, как: описание должности, должностные инструкции, тарифно-квалификационные справочники и квалификационные карты, карты компетенций, типовые перечни требований к рабочим местам, описание позиций и профессии, профессиограммы, описание модели деятельности и работ и др. Анализ указанных документов позволит определить обязанности работника, степень его ответственности, требования к личностным и профессиональным характеристикам, установленным работодателем.

Кроме того, рекомендуется изучить внутренние отчеты организации: ресурсы, цели, планы, эффективность деятельности, производственные и сбытовые отчеты руководству, данные оценки персонала, отчеты о безопасности и здоровье, о системе вознаграждений, о кадровой политике, уровне конфликтности и пр. В этих документах профсоюзы могут выявить основные критерии для распределения вознаграждений, отбора, продвижения, оценки других показателей. Значительную помощь при проведении экспертизы может оказать опубликованная информация: финансовая отчетность, бизнеспланы, отчеты государственных и кредитных учреждений, экономические обзоры, рекламные материалы организации.

Совокупность документов, подлежащих экспертизе, зависит от степени формализации системы управления персоналом в организации в целом, и для исследуемой группы в частности. С другой стороны, очевидно, что внутренние источники не всегда ненадежны, т. е. могут отражать искаженную картину действительности. Кроме этого, как свидетельствует практика, возможность ознакомиться с внутренними документами у представителей профсоюза есть не всегда: определяя ту или иную информацию как конфиденциальную, работодатели часто отказывают в ее предоставлении.

Поэтому считаем, что в большинстве случаев при проведении сравнительного анализа и определении нормативов (базы для сравнения) имеет смысл ориентироваться на собственную базу данных о состоянии СТО в организациях отрасли (региона). Аккумулирование указанной информации с одной стороны, может быть достаточно сложным, трудоемким и длительным процессом, с другой стороны, может формироваться автоматически, в результате проведения экспертизы в организациях работники, которых являются членами профсоюза.

Источником информации могут служить также данные государственной статистической отчетности, информация профильных ассоциаций. Статистические данные позволяют получить информацию по наиболее важным для оценки современного состояния экономики (исследуемой отрасли) индикаторам: среднемесячной заработной плате, состоянию рынка труда, условиях труда, уровне и динамике производительности труда и пр.

Многообразие интересов субъектов ведет к необходимости анализа значительного количество показателей, состав которых, зависит от различных факторов, таких как: отрасль и сфера деятельности организации, численность работников, особенности рабочего места, и многое другое. Эксперт самостоятельно из совокупности показателей выбирает наиболее существенные.

Общий перечень показателей, в оценке которых может возникнуть необходимость, представлен в приложении 17.

С целью разработки и совершенствования методов исследования профсоюзам полезно организовать взаимодействие с отраслевыми научно-исследовательскими и учебными учреждениями.

Объективность оценки состояния СТО в организации и степени реализации интересов субъектов этих отношений возрастет, если анализ информации будет осуществляться людьми, финансово не зависящими от администрации, имеющими соответствующие знания и квалификацию, с использованием научных методов познания.

Проведение указанной экспертизы может осуществляться как собственными силами первичной профсоюзной организации, так и с помощью привлечения сторонних экспертов, в том числе со стороны работодателя. Однако, по мнению соискателя, большую часть задач, связанных с реализацией экспертно-аналитической деятельности, первичным организациям целесообразно делегировать территориальным структурным организациям профсоюза, с выделением в их составе экспертно-аналитического отдела и соответствующим перераспределением финансовых ресурсов. Это повысит объективность результатов оценки, обеспечит ее независимость.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что проведение экспертизы, основные направления которой представлены в данном разделе, позволит повысить действенность процесса регулирования этих отношений и эффективность деятельности самих профсоюзов. Наличие информации о потребностях и интересах работников, значении наиболее актуальных проблем позволит профсоюзам четко формулировать свои требования, аргументированно отстаивать свою позицию при проведении коллективных переговоров, выработать предложения в соглашения более высокого уровня. Это позволит устранить многие как внутренние, так и внешние причины кризиса профсоюзного движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа посвящена исследованию целей функционирования профсоюзов, их роли в регулировании социально-трудовых отношений в организации, разработке рекомендаций по осуществлению профсоюзами функции регулирования этих отношений. Проведенное научное исследование позволило получить следующие результаты.

К настоящему времени не сложилось единого подхода к вопросу о том, какова цель регулирования социально-трудовых отношений (СТО) в организации, что представляет собой процесс их регулирования и др. Кроме того, цели регулирования СТО, выделяемые исследователями, не позволяют определить практическую направленность этой деятельности, специфические задачи, стоящие перед субъектом регулирования СТО в организации.

Анализ подходов к характеристике понятия «регулирование» позволил сделать вывод о том, что регулирование представляет собой вспомогательную по отношению к любому объекту деятельность, призванную поддерживать (сохранять) «правильное», «нормальное», «организованное», «упорядоченное» состояние объекта, тем или иным образом корректировать, устранять все, что препятствует этому и разрушает систему.

Исследование СТО в организации как объекта регулирования позволило автору сделать следующие выводы. Регулирование СТО в организации, являясь одной из функций управления необязательно будет выступать его составной частью и может существовать как самостоятельный процесс. Оно призвано поддерживать такое состояние системы, при котором реализуются интересы обоих субъектов и предупреждать действия субъектов, препятствующие этому (деструктивное поведение). Деструктивным является поведение субъектов, препятствующее реализации их интересов, вследствие которого степень реализации интересов контрагента снижается или создаются препятствия для ее повышения.

Причиной, порождающей деструктивное поведение, может быть не только противоречие экономических интересов субъектов, но и такие факторы, как: внутренняя неудовлетворенность результатами взаимодействияответная реакция на противоправное (сознательное или неосознанное, реально существующее или мнимое) действие контрагентанеосведомленность о действительных интересах контрагентакультура поведения субъектов и др.

По мнению соискателя, объектом регулирования социально-трудовых отношений в организации должно быть поведение, т. к: взаимодействие субъектов есть непрерывный динамичный процессдинамичны интересы, условия реализации интересов и оценка степени их реализации во мнении субъектаименно поведение, детерминируемое различными побудительными силами, может стать причиной разрушения системы.

Все вышесказанное позволило сделать вывод о том, что целью регулирования СТО в организации, должно быть выявление и предупреждение, устранение или корректировка деструктивного поведения субъектов этих отношений.

Такая постановка цели отражает внутреннее содержание термина «регулирование». Стремление к ее достижению способствует повышению результативности взаимодействия субъектов СТО в организации, устранению как явных, так и латентных конфликтов и противоречий. Кроме того, это позволяет конкретизировать задачи регулирования СТО в организации:

1) оценить поведение работника и работодателя, с целью выявления фактов деструктивного поведения;

2) определить факторы, порождающие деструктивное поведение;

3) определить формы и методы регулирования, в наибольшей степени способствующие устранению выявленных факторов;

4) посредством избранных форм и методов осуществить непосредственное воздействие с целью устранения, предупреждения, корректировки деструктивного поведения субъектов.

Для реализации процесса регулирования СТО в организации субъект регулирования должен иметь возможность оказывать влияние на объект и предметы регулированиябыть заинтересованным в сохранении СТОобладать соответствующей информацией и квалификацией, необходимыми для выявления фактов деструктивного поведения, а также причин, его порождающих. Указанным требованиям удовлетворяют многие субъекты СТО в организации, но, по мнению автора, осуществление профсоюзами деятельности по регулированию этих отношений может значительно повысить результативность взаимодействия субъектов, а функция регулирования СТО в организации является важнейшей функцией профсоюзов. Для проверки выдвинутой гипотезы были изучены цели и функции профсоюзных организаций.

Единого мнения о целях профсоюзных организаций, о том, каковы их функции в новых условиях хозяйствования и как они должны трансформироваться, к настоящему времени не сформировалось.

Основываясь на подходах авторов к характеристике понятия «функция», автором сделан вывод о том, что для выделения функций профсоюзных организаций необходимо определить направления деятельности, которые с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды в наибольшей степени будут способствовать достижению целей профсоюзов.

Изучение истории и практики функционирования профсоюзов позволило сделать вывод о том, что их главной целю является повышение качества и уровня жизни членов организации. Кроме того, профсоюз формирует и внутренние цели: стремление к выживанию, усиление влияния, власти, максимизация имеющихся в распоряжении ресурсов.

Анализируя условия осуществления профсоюзами собственной деятельности, необходимо отметить, что на локальном уровне реализации СТО, в отличие от прочих, роль профсоюзов является вспомогательной по отношению к деятельности основных субъектов этих отношений (работника и работодателя). Кроме того, необходимо учитывать тенденцию к усилению и развитию таких процессов, как глобализация и социализация экономики, динамизм ее развития, инновационность производства и др.

Поставленным целевым ограничениям и ограничениям, обусловленным факторами внешней среды, удовлетворяет функция регулирования СТО в организации. Реализация этой функции, в отличие от защитной, контрольной и прочих функций, с одной стороны, способствует повышению качества и уровня жизни работников и достижению внутренних целей, отражает активную позицию, не предполагает наличия конфликта. Профсоюз лично заинтересован в сохранении существующих СТО, в устранении факторов, препятствующих устойчивому функционированию и развитию этих отношений.

В результате исследования подходов к классификации функций профсоюзов, исходя из рассмотрения функции регулирования СТО в организации как целевой функций профсоюзов и на основании представленного выше понимания процесса регулирования и его задач, автором разработана классификация функции профсоюзов как участника СТО в организации. Для осуществления регулирующей функции профсоюзам необходимо обеспечить реализацию основных функций, «содержащих в себе» формы и методы регулирования СТО, в том числе: экспертно-аналитическую, информационно-консультативную, представительскую, формирования партнерских отношений, сохранения и развития трудового потенциала, контрольную. К вспомогательным отнесены функции, осуществление которых оказывает влияние на результативность деятельности самой профсоюзной организации: интегра-тивно-коммуникативная, индикативная, хозяйственно-экономическая. Осуществление экстренных функций необходимо в случае наличия конфликта и сознательного игнорирования прочими субъектами прав и интересов членов организации.

К достоинствам представленной классификации относится то, что она отражает влияние каждой из функций на реализацию целевой, ориентирует профсоюзы одновременно на достижение внутренних и внешних целей, демонстрирует наиболее перспективные направления их деятельности в новых условиях хозяйствования.

Изучение практики взаимодействия основных субъектов социально-трудовых отношений в российских организациях позволило получить следующие результаты. Российские профсоюзы, несмотря на наличие соответствующих прав и высокий уровень членства, как правило, не оказывают регулирующего воздействия на СТО в российских организациях. Формальность большей части коллективных договоров является следствием не только внешних факторов (состояние экономики, противодействие работодателей, несовершенство законодательства и др.), но и внутренних, связанных с деятельностью самих профсоюзов.

В практике функционирования профсоюзных организаций наблюдается достаточно жесткая специализация. Территориальные структурные организации профсоюзов заняты в первую очередь разработкой территориального соглашения (отраслевого, областного), в то время как основная масса работы относится к обязанностям первичных. При этом именно в организациях профсоюзной деятельности практически не наблюдается. Создав сложную и достаточно жесткую структуру, с высоким уровнем специализации, профсоюзы фактически не осуществляют координации деятельности своих структурных организаций. Отсутствие информации о действительных интересах субъектов не только ведет к низкому качеству согласительных актов, но и не позволяет сформировать политику функционирования, соответствующую фактическим условиям осуществления профсоюзными организациями совей деятельности. Как следствие, декларируемые цели и задачи часто не соответствуют стремлениям профлидеров, что затрудняет выбор наиболее приоритетных направлений деятельности, инструментов для ее осуществления. Отсутствие коммуникаций и неэффективное распределение прав и обязательств, задач и финансовых средств ведет к тому, что реализация функций становится невозможной.

Для устранения выявленных недостатков в третьей главе работы представлена программа реализации профсоюзами функции регулирования СТО в организации, а также методические основы проведения профсоюзами экспертизы СТО.

Программа, разработанная автором, определяет совокупность действий и задач, последовательное осуществление и решение которых необходимо для реализации профсоюзами процесса регулирования СТО в организации. Программная цель и система программных подцелей определяются целью и задачами процесса регулирования СТО в организации, указанными ранее. Для достижения поставленных целей на основе разработанной автором классификации функций профсоюзных организаций определен комплекс действий профсоюзов и последовательность их выполнения. Сформулированы задачи, решение которых необходимо для реализации выделенных функций.

Для реализации процесса регулирования СТО в организации профсоюзам, во-первых, необходимо провести экспертизу СТО, что предполагает реализацию экспертно-аналитической деятельностиоценить состояние СТО в организации, выявить факты и причины деструктивного поведения субъектов, а также формы и методы регулирования, в наибольшей степени способствующие их устранению. Главной целью экспертизы является разработка программы действий (мероприятий), направленных на устранение выявленных факторов.

Если методы регулирования, используемые в рамках реализации основных функций, не позволили разрешить существующего конфликта (либо привели к конфликту), профсоюзам необходимо обеспечить реализацию посреднической и/или защитной функции. Контрольная функция включает в себя: контроль за исполнением нормативных и согласительных актов со стороны обоих субъектов, за их поведениеманализ влияния предпринятых мер на поведение контрагентов. В результате реализации функции выявленные очевидные нарушение субъектами прав друг друга необходимо устранить. Для определения причин деструктивного поведения, выявленного в результате контроля, необходимо вновь обратиться к реализации экспертно-аналитической функции. Контроль в отличие от экспертизы должен осуществляется постоянно.

В целом все функции взаимосвязаны и взаимообусловлены, их осуществление возможно только посредством эффективно организованного взаимодействия между профсоюзными структурами, координации их деятельности, рационального распределения задач, полномочий и финансовых ресурсов, для этого в работе обосновывается необходимость и предлагается усилить позиции территориальных структурных организаций профсоюзов, предложены рекомендации по внедрению мероприятий, направленных на обеспечение демократичности, прозрачности и гласности деятельности профсоюзов.

Представленные в работе методические основы содержат цели, объект, предмет исследования, которые обуславливаются целью регулирования СТО в организации, совокупность показателей оценки, способы и методы исследования, источники получения необходимой информации.

Для достижения поставленной цели профсоюзам рекомендуется осуществить следующие действия: собрать информацию об интересах субъектах, изучить их мнение о степени реализации своих интересов, определить наиболее актуальные и проблемные характеристики, вызывающие у субъектов наибольшее недовольство и неудовлетворенность результативностью взаимодействия. Для оценки социально-трудового взаимодействия субъектов на наличие фактов деструктивного поведения экспертам предлагается оценить действия субъектов. Оценка поведения каждого из участников осуществляется в два этапа: оценка результатов взаимодействия и оценка действий в процессе труда. При этом степень реализации интересов участника, с одной стороны, характеризует результативность его взаимодействия, с другой — поведение его контрагента. Так, для оценки поведения работодателя предлагается оценивать степень реализации интересов работника, и наоборот. Однако, учитывая тот факт, что степень реализации интересов участников зависит от действий обоих субъектов, на втором этапе оценки поведения субъектов СТО в организации экспертам предлагается сопоставить наиболее актуальные интересы участников с их действиями.

Для анализа степени реализации интересов работодателя предлагается оценить производительность труда работника (количество и качество произведенных благ, выполнение заданий и пр.) и расходы работодателя на персонал.

Оценка эффективности затрат труда работника включает в себя анализ таких показателей, как вознаграждение работника за труд (внешнее и внутреннее) и затраты его труда. При этом, т. к. условия занятости работника одновременно могут быть частью его совокупного вознаграждения и фактором роста затрат его труда, экспертам предлагается использовать представленный в работе индексный показатель «относительной величины вознаграждениязатрат», использование которого даст экспертам возможность провести сравнительный анализ степени реализации интересов различных групп работников.

При этом, т. к. оценить степень реализации интересов субъектов фактически невозможно с помощью только объективных количественных показателей, экспертам предлагается акцентировать внимание на факторах, оказывающих влияние на изменение производительности и затрат труда работников, возможных резервах роста эффективности затрат участников, классификация которых представлена в работе.

Кроме того, однозначно охарактеризовать ту или иную ситуацию в СТО как сознательное нарушение прав и игнорирование субъектами интересов друг друга достаточно сложно, экспертам предлагается сопоставить выявленные в результате анализа наиболее актуальные интересы субъектов, факторы, вызывающие у субъектов наибольшую неудовлетворенность результативностью взаимодействия с действиями участников. Для осуществления этого этапа экспертизы все характеристики социально-трудового взаимодействия были разделены на четыре группы показателей, отражающих организационно-технические, социально-психологические, профессионально-развивающие условия занятости работника и уровень его защищенности.

Проведение указанной экспертизы может осуществляться как собственными силами первичной профсоюзной организации, так и с помощью привлечения сторонних экспертов, в том числе со стороны работодателя. Однако, по мнению соискателя, большую часть задач, связанных с реализацией экспертно-аналитической деятельности, первичным организациям целесообразно делегировать территориальным структурным организациям профсоюза с выделением в их составе экспертно-аналитического отдела и соответствующим перераспределением финансовых ресурсов. Это повысит объективность результатов оценки, обеспечит ее независимость.

Осуществление экспертизы обеспечит профлидеров всей необходимой информацией для выбора форм и методов регулирования выявленных противоречий, позволит профсоюзам четко формулировать свои требования, аргументированно отстаивать свою позицию при проведении коллективных переговоров, наладить конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с работодателями, устранить многие как внутренние, так и внешние причины кризиса профсоюзного движения в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными указами президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, федеральным конституционным законом от 25.03.2004 № 1-ФКЗ)
  2. МОТ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Женева: МВТ, 1991.
  3. Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» № 92-ФЗ от 1 мая 1999 г.
  4. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» № 175-ФХ от 23 ноября 1995 г. (в ред. федеральных законов от0611.2001 № 142-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ).
  5. Федеральный закон «Об объединениях работодателей» № 156-ФЗ от2711.2002 г.
  6. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» № 2490−1 от 11 марта 1992 г. № 2490−1 (в ред. федеральных законов от 24.11.1995 № 176-ФЗ, от 01.05.1999 № 93-Ф3, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
  7. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2005−2007 гг., от 29 декабря 2004 г.
  8. В. С. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993. — 176 с.
  9. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. — 407 с.
  10. Г. П. Профсоюзы в системе управления социальным производством. М.: Профиздат, 1975. — 232 с.
  11. Г., Щеглов Г. Марксистско-ленинское учение о профсоюзах— М.: Профиздат, 1981. 185 с.
  12. И. В., Спивак В. А. Организационное поведение. СПб: Нева, 2003.-224 с.
  13. С. Н. Методология, теория и практика оценки персонала в современных условиях. М.: Информ-Знание, 2005. — 564 с.
  14. С. Н. Оценка персонала: эволюция подходов и технологии их использования / под. ред. В. С. Половинко М.: Информ-Знание, 2004. — 300 с.
  15. М. Практика управления человеческими ресурсами. -СПб.: Питер, 2004. 832 с.
  16. Аудит и контроллинг труда: учебн. пособие Под ред Н. А. Горелова, А. И. Тучкова .- Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003 г. 145 с.
  17. М. В., Попов Ю. Н. Профсоюзы и рынок в социальном государстве. / Сер: человек трудовые реформы. — вып. № 2 — М.: АтиСО, 1995. — 82 с.
  18. С. Ю. Герчиков В. И. Приватизация и трудовые отношения. Новосибирск., -1997. — 236 с.
  19. В. И. Изменения в экспертных оценках актуальности исследования социальных проблем труда (опыт мониторинга) // Социс. 2005. -№ 5.-С. 89−95.
  20. В. И. Профсоюзы как социальный институт. М., 2001. — 201 с.
  21. В. X. Класс наемных работников или рабочий класс? // Социс. 2005. — № 3. — С. 127−135.
  22. В.О. Интересы, их взаимодействие и функции. М.: Дело, 1989.-283 с.
  23. Г. П. Стратегии выживания рабочих // Социс. 2005. -№ 9. — С. 49−54.
  24. П. В. Альтернативные профсоюзы на пути освоения социального пространства // Социс. 2001. — № 5. — С. 30−40.
  25. П. В. Место профсоюзов в системе регулирования трудовых отношений. М.: ИСИТО, 2004. — 146 с.
  26. А. Н. Профсоюзное движение в Великобритании 70−80-х годов.-М., 1990.- 129 с.
  27. Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джери, Джулия Джери. пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. — 544 с.
  28. И. Ю. Внутрифирменные экономические интересы: теория и методология. Орел, 2004. — 115 с.
  29. И. Ю. Предпосылки превентивного регулирования трудовых отношений // Труд за рубежом. 2005. — № 2. — С. 82−95.
  30. Ф. А., Ефрон И. А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2006. — 704 с.
  31. У., Гутник В. Регулирование рынка труда: опыт Германии и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления. 2003. -№ 1.-С. 67.
  32. В. И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. М: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 80 с.
  33. В. И., Зубков В. И. Экономическая социология: Монография. Изд. 2-е., перераб. и доп. М.: Изд-во РУДН, 2005. 457 с.
  34. JI. П. Экономика труда: учеб. пособие М.: Изд. дом «Дашков и К», 2002. — 320 с.
  35. Н. А., Гриценко Н. Н., Шарков Ф И. Социальное государство: Учебник. -М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.-416 с.
  36. Ю. Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социс. -2003.-№ 4.-С. 35−37.
  37. . М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. 5-е изд., доп.- М.: Норма, 2003. — 416 с.
  38. Голенкова 3. Т, Игихтарян Е. Д., Профессионалы портрет на фоне реформ // Социс. — 2005. — № 2. — С. 28−36
  39. В.В. Регулирование социально-трудовых отношений: Дис.. к. э. н. Саратов, 2001. — 182 с.
  40. Р. Социальное партнерство: признаки и призраки // Российская Федерация сегодня. 2003. — № 6. — С. 12.
  41. Десслер Гари. Управление персоналом / Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997.-432 с.
  42. А. А., Мирская М. И. Социология труда: учеб. пособие, для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономика и социология труда». М.: высш. шк., 1989. 304 с.
  43. JI. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород: Центр социол. Технологий, 1993. -73 с.
  44. Л. А. Социальная политика: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 468 с.
  45. ЕС: поддержка принципов корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2003. — № 2. — С. 24−26.
  46. . Н. Профсоюзные права и их международная правовая защита. М.: Профиздат, 1990. — 352 с.
  47. А. К. Социальный конфликт. М., 2000. — 464 с.
  48. Западная Европа: борьба труда и капитала / Под ред. С. А. Ершова. -М.: Профиздат, 1982. 330 с.
  49. Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни (очерки теории) Отв. ред. акад. А. Г. Аганбегян. Новосибирск: Наука, -1991.-446 с.
  50. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  51. Информационная работа в профсоюзах // БПАП, 2004. № 11. — 82 с.
  52. А. Выработка согласованного варианта трудового кодекса результат осознания социальными партнерами своей ответственности перед обществом // Человек и труд. — 2001. — № 9. — С. 4−8.
  53. А. К. Мотивация профсоюзного членства // БПАП, 2002. № 8 -96 с.
  54. История профсоюзного движения за рубежом (с 60-х 18 в. до 1939 г.) / С. Н. Ростовский, М. А. Заборов и др. М.: Профиздат, 1962. — 592 с.
  55. История профсоюзного движения за рубежом (конец 18 в. -1945 г.): учеб. пособие / Под ред. М. В. Баглай. М.: Профиздат, 1990. — 320 с.
  56. История развития профсоюзного движения в России. Этапы, события, люди. / Под ред. Н. Н. Гриценко, В. А. Кодейкина, Е. В. Микухина. М.: АтиСО, 1999.-592 с.
  57. История экономических учений: учеб. пособие / Под. ред. В. Автономова, А. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2003. — 784 с.
  58. А., Сираиси Т., Кодера К. Деятельность профсоюзов Японии в условиях глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 2. — С. 62−68.
  59. В. А. Социально-трудовая сфера в условиях трансформации системы производственных отношений в России. М.: АтиСО, 2001. -319с.
  60. В. А., Патрикеев В. П. Проблемы становления социального государства. М.: АтиСО, 2001. — 359 с.
  61. М. В. Региональные профсоюзы в социальном диалоге // Социс.-2005.-№ 3.-С. 62−70.
  62. М.В. Тенденции изменения численности профессиональных союзов // Социс. 2001. — № 6. — С. 40−52.
  63. И.М. Профсоюзы в коллективных трудовых конфликтах // Социс. 2001. — № 7. — С. 49−58.
  64. Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социс. 2005. — № 8. — С. 124−129.
  65. А. М. Некоторые тенденции адаптационных процессов в сфере труда // Социс. 2005. — № 9. — С. 37−48.
  66. Н. Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы и перспективы. СПб.: РАН. — 1993. — 254 с.
  67. Коллективные договора и классовая борьба пролетариата / Под ред. С. А. Ершова. М.: Профиздат, 1983. — 215 с.
  68. Коллективный договор в новых условиях // БПАП. 2002. — № 8.-82 с.
  69. И. Д. Регулирование социально-трудовых отношений в экономике России. Екатеринбург. — 2005. — 210 с.
  70. А. Н. Регулирование социально-трудовых отношений на промышленном предприятии: Диск. с. н. М., 2004. — 195 с.
  71. М. Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. М.: Магистр, 1998. — 240 с.
  72. А. Пять бесед о профсоюзах. М.: Профиздат, 1989. — 200 с.
  73. А.Н. Социальная напряженность: роль профсоюзов в ее регулировании. М.: Русская новь, 2003. 288 с.
  74. Круден Герберт Дж., Шерман Артур У. Зарубежный опыт управления персоналом: Вып. 4: Отношения между работникам (профсоюзами) и администрацией / пер. с англ. — М.: ИПК гослужбы, 2001. — 64 с.
  75. А. В. Реализация экономических интересов в условиях трансформации мотивов трудовой деятельности: Дисск. э. н. Казань, 2004.-151 с.
  76. В. И. О задачах профсоюзов (статьи, выступления). М.: Профиздат, 1968.-80 с.
  77. В. И. О профсоюзах (1884−1922). Сб. статей и выступлений. -М.: Профиздат, 1980. 400 с.
  78. А.Д. Трудовые отношения: история, теория и современная российская практика. Новосибирск, 2002. — 320 с.
  79. Г. И. Трудовые отношения в современной Франции // Труд за рубежом. 2004. — № 3. — С. 65−82.
  80. Н.Л. Некоторые проблемы правового статуса представителей работников в социально-партнерских отношениях // Трудовое право. 2002. — № 3. — С. 17−85
  81. С.Н. Мифы и были профессиональных союзов // «Академия Тринитаризма». М., Эл № 77−6567. — публ. 10 774. — 27.10.2003.
  82. Ю. Иметь свою позицию. М.: Профиздат, 1989. — 149 с.
  83. К., Энегельс Ф. О профсоюзах. М.: Профиздат, 1983. — 344 с.
  84. Т. Н. Японская система управления в условиях глобализации и экономики // Труд за рубежом. 2001. — № 1. — С. 24.
  85. Т.А. Социально-трудовые отношения. Дис.. к .э. н. М., 2002, 205 с.
  86. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995.-704 с.
  87. Минина JL С. Трудовые отношения резерв повышения эффективности деятельности строительных организаций: Дисс. к. э. н. — Новосибирск, 2002. -178 с.
  88. Э. Механизм регулирования трудовых отношений в Японии // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 3. — С. 24.
  89. Дж. Профсоюзы СССР и США в сравнении. -М.: ВЦСПС Профиздат, 1979. 175 с.
  90. О. В. Социально-трудовые отношения: традиции и формирование современной модели. Ч. 1: Традиции. Саратов, 2004. — 130 с.
  91. У. А., Мухаметлатыпов Ф. У. Работодатель и работник: системное исследование. УФА, 1997. — 112 с.
  92. Д.С. Профсоюзы и глобализация: социально-трудовые проблемы // Труд за рубежом. 2002. — № 3. — С. 3−18.
  93. Н. Перестройка в профсоюзах. М.: Профиздат, 1989.-128 с.
  94. Новейший психологический словарь / Под общ. ред. В. П. Шапаря. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. 808 с.
  95. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А, Чекалов, В. Н. Конорулина / Под. общ. ред. А. П. Ярещенко. Ростов н/Д.: Феникс, 2005 — 672 с.
  96. Ю. Г., Карташова JI. В. Управление персоналом, оценка эффективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Экзамен, 2004. — 256 с.
  97. Ю. Г., Никонова Т. В. Аудит и контроллинг персонала: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2004. — 544 с.
  98. Ю. Г., Руденко Г. Г., Митрофанов Н. Г. Рынок труда и социальное партнерство. М.: Хронограф, 1998. — 228 с.
  99. Т.Г. Формирование и развитие системы трудовой мотивации: Дисс. д. э. н. Иркуск, 2002. — 388 с.
  100. Д. В. Управление социально-трудовыми отношениями на предприятии: Дисс к.э.н. Саранск, 2002. — 211 с.
  101. А. А. Переговоры как регулятор социально-трудовых отношений: критическая фаза начала переговоров. М.: АиФ Принт, 2001. — 366 с.
  102. Л. Е. Как «умирают» советские профсоюзы // Становление демократического, правового, социального государства и профсоюзы: практика, проблемы, перспективы. Материалы науч.-практ. конф. / Под. ред. Ю. Г. Чернышева. Барнаул, — 2000. — 124 с.
  103. Н. О некоторых проблемах социального партнерства в условиях глобализации // Человек и труд. 2003. — № 1. — С. 68−70.
  104. Политика доходов и качества жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. СПб.: Питер, 2003. — 653 с.
  105. В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация Под. науч. ред. Ю. Г. Одегова. М.: Информ-Знание, 2002. -484 с.
  106. В. К., Ченцова В. Н., Рыжков В. Д. Социальное партнерство в системе управления персоналом.: учеб. пособие. СПб., 2004. — 158 с.
  107. Е.В. О восприятии в массовом сознании профсоюза, как института гражданского общества // Человек и мир работы. Материалы на-уч.-практ. конф. Барнаул, 2001. — С. 62−68.
  108. Производственно-массовая и экономическая работа профсоюзов: Учеб пособие. / под ред. О. И. Косенко. М., 1989. — 304 с.
  109. Профсоюзная азбука // БПАП, 2002. № 10. — 82 с.
  110. Профсоюзная работа на предприятиях / Сост. В. Н. Тюрин. М.: Профиздат, 1990. — 480 с.
  111. Профсоюзное движение за рубежом 1934−1972 гг.: учеб. пособие Ч. 2 (вып. 2) / Под. общ. ред. Г. В. Шаранова. — М.: Профиздат, 1973. — 315 с.
  112. Профсоюзное строительство. Учеб. пособие / Под ред. Г. В. Шаронова. М.: Проспект, 1979. — 368 с.
  113. Профсоюзы и проблемы социально-экономической борьбы пролетариата. М.: Профиздат, 1985. — 324 с.
  114. Профсоюзы на капиталистических предприятиях / Под ред. С. А Ершова. -М.: Профиздат, 1991. 232 с.
  115. Развивающиеся страны: нарастание классовой борьбы / Под общ. ред. Б И. Коваль, С. А. Ершова. М.: Профиздат, 1983. — 254 с.
  116. О. Г. Научно-организационные основы развития социальногопартнерства в сфере социально-трудовых отношений: Диск. э. н. М., 2003. 167 с.
  117. Г. Я. Социально-трудовые отношения. М., 2003. — 480 с.
  118. В. Новая модель организации работы профсоюзов // Человек и труд.-2001.-№ 6.-С. 32−38.
  119. Р. Демократизация у ворот завода. М., 1991 25 с.
  120. О. В. Социология труда: Учеб. пособие М.: Гардарики, -2003.-320 с.
  121. С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: экономическая теория труда. Учеб. пособие М., 2000. — 400 с.
  122. В. О. Конкурентоспособность и демократия //Социс-2005.-№ 3.-С. 3−15
  123. К. Российские и китайские профсоюзы в постсоциалистическую эпоху // Отечеств, записки. 2003. — № 3. — С. 24−30.
  124. В. Я. Профсоюзы как организационная система // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С. 18−26.
  125. Н. В. Трансформация трудовых отношений на предприятии в условиях рыночной экономики: Дисс. д. э. н. Ростов н/Д, 2003. — 502 с.
  126. А. А. Регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений: Дисс. д.э.н. СПб., 1998. — 359 с.
  127. Г. П. Роль и значение отчетов и выборов / Отчеты и выборы в профсоюзной организации // БПАП. 2003. — № 3. — С. 3−37.
  128. А. А. Германская модель трудовых оношений в эпоху глобо-лизации (заметки о сути социального партнерства) // Трудовое право. -2002.-№ 10.-С. 59−65
  129. А. Мифы и быль социального партнерства в РФ и на Западе // Управление персоналом. 2003. — № 3. — С. 66−70
  130. Г. Э. Социальная экономика. М.: Дело и сервис, 2001. -358 с.
  131. Г. Э. Управление социально-трудовыми системами.: Учеб. пособие.-М., 1999.- 139 с.
  132. Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. -М.: Инфра-М, 2004.-731 с.
  133. Современная экономика труда / Под ред. В. В. Куликова М., — 2001 -660 с.
  134. А. Правила взаимодействия социальных партнеров в ходе коллективных переговоров и примирительных процедур // Человек и труд. -2001.-№ 6.-С. 84−86.
  135. А. К. Профсоюзы России: социальные ориентиры и практические задачи М., 1994. — 240 с.
  136. Т. О., Соломандин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. М. Журнал «Управление персоналом», 2005. — 278 с.
  137. Социальная политика и профсоюзное движение. -М., 2005. 214 с.
  138. Т. А. Защита профсоюзами трудовых прав работников // БПАП. 2004. — № 6. — 94 с.
  139. В. И., Ященко А. А. Глобализация, профсоюзы и ТНК в реформируемой России. М.: Русская новь, 2002. — 272 с.
  140. Становление трудовых отношений в постсоветской России ред. Дж. Д. Бардиебен, С. Климова, В. Ядов. М.: Академ, проспект, 2004. — 320 с.
  141. Стратегия роста и развития профсоюзов // БПАП .- 2003.- № 12. 80с.
  142. Е. М. Особенности становления и развития СП в России: Дисс. к. э. н. М., 2003. 142 с.
  143. М. М. Профсоюзы, как социальный институт трансформирующегося российского общества: Дисс— к.с.н. Уфа, 2004. -178 с.
  144. И. Ф. Методологические вопосы анализа экономических интересов в социалистическом обществе. М.: Мысль. — 1986. — 198 с.
  145. A. JI. Ориентации рабочих на патерналистские и партнерские отношения с руководством // Социс. 2004. — № 6. — С. 26−37.
  146. A. JI. Отношение к труду рабочих России и Германии: терминальное и инструментальное // Социс. 2005. — № 9. — С. 54−63.
  147. A. JI. Справедливость в оплате труда как ценностная категория ориентации и фактор трудовой мотивации // Социс. 2005 .- № 5. -С.81−88
  148. A. JI. Трудовое поведение промышленных рабочих // Со-циол. журнал. 2002. — № 3. — С.88−89
  149. Труд и власть: Великобритания в сравнительном контексте // Современная Европа. 2002. — № 4. — С. 118−121.
  150. Труд и социальное развитие Франции в конце 21 века // Труд за рубежом. 2001. — № 3. — С. 52−63
  151. Трудовые отношения: учеб. пособие / Под. ред. Н. А. Горелова, А. И. Тучкова. СПб., 2001.- 102 с.
  152. М. В., Воловская Н. М., Плюснина JI. К. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, мобильность // Социс. 2005. — № 7. С. 43−52
  153. М. В. Социально-трудовые ожидания незанятых людей и их отношение к самостоятельной занятости // Социс. 2003. — № 7 -С. 16−22.
  154. А. А. Зарубежный опыт социального партнерства и возможности его адаптации к российским реалиям. М.: ГАСБУ, 1999. — 35 с
  155. Ф. Профсоюзы и советы предприятий (Представительство интересов наемных работников в условиях социальной рыночной экономики Германии). М.: Полис. — 1993. -№ 1. — С. 99−122.
  156. С.В. Развитие социально-трудовых отношений на основе рыночных моделей экономического поведения: Дисс.. к. э. н- СПб., 2000.- 188 с.
  157. А., Обыденова Т. Трудовые отношения на российских малых предприятиях // Вопр. экономики. 2001. — № 4. — С. 110−123
  158. В. Б. Взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений в системе социального партнерства: Дисск. с. н. М., 2003. — 179 с.
  159. В. В. Корченов Ф. И. Социальное регулирование важнейший инструмент управления // Народонаселение. — 2001. — № 3. — С. 71−80
  160. С. Н. Соглашения как инструмент социальной политики // БПАП, 2003.-№ 3.-С. 2−9
  161. Экономика и социология труда / Под. ред. Р. А. Галиахметова, Н. А. Горелова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. — 622 с.
  162. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Ме-лиикьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 623 с.
  163. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.:ЭКЗАМЕН, 2003. — 736 с.
  164. Экономика труда: учеб. пособие / Г. Э. Слезингер и др. М., 2002. -490 с.
  165. Экономика труда: учебник / Под ред. П. Э. Шлендера и Ю. П. Коки-на. М.: Юристъ, 2003. — 592 с.
  166. Экономические модели поведения профсоюзов на рынке труда // Электронная библиотека Сибирской Конфедерации труда http://syndikalist.narod.ru/publik/modeli.htm.
  167. Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 800 с.
  168. Р. Динамика производительности труда и заработной платы в постсоветской России: есть ли взаимосвязь? // РЭЖ. 2003. — № 9. — С. 16−29.
Заполнить форму текущей работой