Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние институциональных факторов на развитие агропродовольственного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. Значение институтов для социально-экономической практики давно осознано экономистами-теоретиками, а в последние годы все более отчетливо осознается и экономистами-практиками. Однако институциональная динамика относится к числу недостаточно изученных процессов, как с теоретической, так и с эмпирической точки зрения. Разработке общих проблем институциональной теории посвящены работы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние и развитие институциональной среды агропродовольственного комплекса в транзитивной экономике
    • 1. 1. Социально-экономическая сущность институциональной среды. И
    • 1. 2. Институциональная среда агропродовольственного комплекса в транзитивной экономике
    • 1. 3. Влияние институциональной среды на нормативно-правовые формы регулирования агропродовольственного комплекса
  • Глава 2. Особенности институциональной структуры агропродовольственного комплекса
    • 2. 1. Современное состояние и развитие структуры агропродовольственного комплекса Оренбургской области
    • 2. 2. Влияние институциональной среды на социально-производственную структуру агропродовольственного комплекса
    • 2. 3. Воздействие институциональных факторов на механизм хозяйствования в агропродовольственном комплексе
  • Глава 3. Совершенствование институциональных форм регулирования развития агропродовольственного комплекса Оренбургской области
    • 3. 1. Особенности развития основных регулирующих институциональных форм агропродовольственного комплекса
    • 3. 2. Определение основных институциональных факторов регулирования механизма хозяйствования с помощью экономико-математического моделирования
    • 3. 3. Основные направления развития институциональных форм регулирования механизма хозяйствования агропродовольственного комплекса в условиях транзитивной экономики

Влияние институциональных факторов на развитие агропродовольственного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Значение институтов для социально-экономической практики давно осознано экономистами-теоретиками, а в последние годы все более отчетливо осознается и экономистами-практиками. Однако институциональная динамика относится к числу недостаточно изученных процессов, как с теоретической, так и с эмпирической точки зрения. Разработке общих проблем институциональной теории посвящены работы известных ученых, таких как Дж. Быокенен, Т. Веблен, Я. Корнай, Р. Нельсон, К. Нильсен, Д. Норт, О. Уильямсон, В.А. May, Н. Дерябина, С. Кидрина, В. Полтерович, Л. Радыгин, О. Осипенко, А. Шаститко и др.

Значительный вклад в институциональный анализ проблем агропродовольственного комплекса внесли ученые А. Анфиногентова, Э. Крылатых, А. Петриков, А. Черняев, Е. Серова, А. Емельянов, А. Зинченко, А. Олейник, А. Обыденов, Р. Гумеров.

Однако, несмотря на возросший интерес к проблемам, ощущается серьезный недостаток систематических описаний состава, структуры и функционирования базовых социально-экономических институтов в реальных экономических системах. Практически отсутствуют научные разработки влияния институциональных факторов на формирование и развитие механизма хозяйствования и различных структур агропродовольственного комплекса.

Необходимостью разработки теоретических положений институциональной теории и применения этих положений в практике агропродовольственного комплекса объясняется актуальность выбранной темы.

Цслыо работы является исследование влияния институциональной среды на характер структурных преобразований и воздействие институциональных факторов па развитие и регулирование рыночных отношений в агропродовольственном комплексе.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

— дать определение и раскрыть социально-экономическую сущность институциональной среды;

— раскрыть особенности развития структурных изменении в производстве на основе трансформации институциональной среды агропродовольственного комплекса в транзитивной экономике;

— определить основные институциональные факторы, влияющие на формирование и развитие агропродовольственного комплекса с помощью экономико-математического моделирования;

— выявить основные тенденции влияния институциональной среды на развитие нормативно-правовых форм в агропродовольственном комплексе;

— проанализировать состояние и тенденции в социально-экономической структуре агропродовольственного комплекса Оренбургской области;

— раскрыть особенности влияния институциональных факторов на механизм хозяйствования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. На основе систематизации существующих научных подходов к определению понятия «институт» дана характеристика сущности и структуры институциональной среды агропродовольственного комплекса, заключающаяся в существовании определенным образом структурированных институтов, как формы организации общественно-политических, социально-экономических, правовых, административно-управленческих, социокультурных и хозяйственных связей, выступающих в качестве факторов формирования и развития различных структур общества.

2. Предложены и обоснованы концептуальные модели институциональной среды и рыночной структуры агропродовольственного комплекса, содержание которых представляется в виде многоуровневых иерархичных систем взаимосвязанных институтов, определенным образом воздействующих на хозяйствующие субъекты.

3. Выявлены основные институциональные факторы стабилизирующего воздействия на экономику агропродовольственного комплекса в 1993;2003 годы. На основе экономико-математического моделирования определено воздействие факторов диспаритета цен, бартера и инвестиций в сельском хозяйстве, пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленностях.

4. Обосновано использование на современном этапе на региональном уровне в качестве регулирующих институциональных форм развития всех категорий сельхозтоваропроизводителей: инвестирования в основной капитал за счет формирования интегрированных агропроизводственных структурсохранение товарного кредитарасширение лизингагосподдержки.

5. Разработаны принципы развития института финансово-кредитного регулирования, включающие дифференцированный подход к кредитованию, сочетание текущего и инвестиционного кредитования, равнодоступность финансово-кредитной поддержки предприятиям всех организационно-правовых форм, и др.

6. Разработаны структура региональной агропродовольственной корпорации и схема организации материальных и финансовых потоков на основе преобразования госпредприятия «Оренбургоблпродконтракт», которые позволяют интегрировать предприятия различных форм собственности, банковские и финансовые коммерческие структуры и эффективнее использовать материальные и финансовые ресурсы.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Концепция диссертации базируется на ряде фундаментальных теоретических исследований положений институциональной теории, регулируемого рынка, экономических преимуществах корпоративных форм интеграции производства, переработки и сбыта продукции, равноправии всех хозяйствующих субъектов как важных факторов экономического роста.

Ипструмсптарпо-методичсский аппарат исследования.

В основу научного аппарата разработки проблемы положены методы экономического анализа: экономико-статистических группировок, сравнительных оценок, концептуального (композиционного) моделирования, схематической интерпретации, экономико-математического моделирования и др., использованные в качестве основных или дополнительных проверочных при решении этапных задач в рамках общего системно-функционального метода исследования в соответствии с их функциональными возможностями.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных федеральных и региональных органов Госкомстата, отраслевых справочников, ежегодников, а также материалов монографических исследований, периодической печати, статистической отчетности департамента АПК администрации Оренбургской области, ГУП «Оренбургоблпродконтракт», ОАО «Агролизинг», ГУП.

Оренбургагротехснабсервис" и др. Использованные данные, будучи обработанными, проанализированными, обобщенными и интерпретированными с помощью вышеуказанного инструментария, обеспечившего надежность общего метода исследования, составили репрезентативную эмпирическую базу разработки проблемы, обеспечившую достоверность ее результатов.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются сельскохозяйственные, перерабатывающие предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, ЛПХ, агропромышленные интегрированные объединения, государственные предприятия, лизинговые компании Оренбургской области и других регионов Российской Федерации, как субъекты рыночной институциональной среды, а предметом — институциональная среда, ее структура и факторы воздействия на структурные изменения в агропродовольственном комплексе в единстве с управляющим и регулирующим воздействием на хозяйствующие субъекты со стороны реально функционирующих институтов.

Концепция диссертационного исследования исходит из объективной природы осуществления институциональными структурами воздействия на рыночную среду в агропродовольственном комплексе с целыо укрепления конкурентных позиций личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, интегрированных агропродовольственных структур и других хозяйствующих субъектов, чем и определяется мотивация их экономического поведения в сферах производства и обмена.

Положении, выносимые на защиту.

1. Понятие и определение института и институциональной среды с точки зрения их социально-экономической сущности и регулирующего воздействия на развитие организационно-производственных структур агропродовольственного комплекса.

2. Концептуальная модель формирования институциональной среды агропродовольственного комплекса как совокупность внешних и внутренних факторов воздействия.

3. Разработка принципиальной модели формирования институциональной рыночной структуры АПК в качестве второго уровня институциональной среды и модели взаимосвязи институциональных структур и институтов развития агропродовольственного комплекса.

4. Методика определения и обоснования влияния факторов «диспаритет цен», «бартер», «инвестиции» на развитие сельского хозяйства, пищевой и мукомольно-крупяной промышленностей с помощью экономико-математического моделирования.

5. Обоснование необходимости создания региональной агропродовольственной корпорации, ее организационно-структурная модель и схема распределения материально-финансовых потоков на основе анализа институциональной среды и рыночной структуры агропродовольственного комплекса.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы при обосновании основных направлений государственной политики в области финансирования, кредитования, господдержки интегрированных структур, сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в диссертации, могут использоваться при анализе институциональной среды агропродовольственного комплекса, при изучении процессов формирования и развития регулирующих рынок организационно-производственных структур с участием государственных органов, при разработке проблем оптимизации потоков материально-технических ресурсов и финансов.

Реализация и апробация работы. Теоретические и методологические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе, в преподавании курсов экономической теории, управления агропродовольственным комплексом. Методика анализа кредиторской задолженности — в практике органов управления агропродовольственного комплекса. Предложения по созданию региональной агропродовольственной корпорации на основе ГУП «Оренбургоблпродконтракт» и предлагаемая схема потоков материально-технических ресурсов и финансов приняты Департаментом АПК Оренбургской области, ГУП «Оренбургоблпродконтракт» для совершенствования структуры управления, финансовых отношений и разработки программ развития отраслей агропродовольственного комплекса.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы сущности институциональной среды агропродовольственного комплекса, законодательные основы ее формирования и развития.

Несмотря на активное развитие в последние десятилетия институциональной экономической теории, разные исследователи до сих пор придерживаются различных определений ключевого для этого направления понятия института. В работах «старых» институционалистов институт определялся и трактовался как распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций.

В современной литературе определение института опирается обычно на понятие нормы или правила, определяющего те или иные аспекты социально-экономической деятельности субъектов или их групп.

В целом институты представляют собой экономические и социальные процедуры и правила поведения, санкционированные законом или обычаем, основанные на законодательных и регулирующих нормах, защищающих интересы рыночных субъектов.

В работе дано понятие институциональной среды общества как совокупности социально-экономических институтов, которые используются в основе институционального строительства.

При этом мы исходим из того положения, что институциональная среда не является простым набором соответствующих институтов, а выступает особого рода матрицей развития высшего порядка, определяющей главное направление развития системы, а также те ориентиры, на основе которых происходит формирование и отбор наиболее эффективных экономических и социальных институтов. То есть институциональная среда выступает как своеобразный вектор, определяющий направление развития институциональных изменений.

В работе описаны такие нетрадиционные для плановой экономики структуры, как фермерство, ЛПХ, новые виды посредников в сфере переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также финансовая система сельского хозяйства, сформировавшаяся в транзитивной экономике России. Переход к рыночной экономике в стране, определяемый программами экономических реформ законодательной и исполнительной власти, означает переустройство аграрного сектора на основе формирования частной собственности, развитие предпринимательства, поддержку многообразных форм собственности и форм ведения сельскохозяйственного производства.

В процессе экономической реформы принят ряд нормативных актов, закрепивших основные направления и принципы развития рыночных отношений в аграрном секторе. Среди них главнейшее значение имеют акты о земельной реформе, преобразовании сельскохозяйственных предприятий в коммерческие организации, ориентирующиеся на принципы частной собственности, проведение приватизации и демонополизации предприятий.

Вторая глава работы посвящена анализу влияния институциональных факторов на состояние и социально-производственную структуру агропродовольственного комплекса, механизм хозяйствования и управления.

В современных условиях усиливается интеграция производственного, финансового и коммерческого капитала, обеспечивается упорядочивание деловых отношений между кредитно-финансовыми и агропромышленными предприятиями. Это способствует участию данных форм организации агробизнеса в разрешении проблем притока инвестиций, взаимовыгодного партнерства. Интегрированные агропродовольственные образования содействуют развитию механизма межотраслевого и внутриотраслевого перераспределения ресурсов.

Интегрированные агропродовольственно-финансовые объединения способствуют более точной стратегической ориентации развития их участников.

Особый интерес в данной теме представляет вопрос эволюции отношений государства к крупным отечественным агропромышленным объединениям.

В этой сфере существует ряд проблем. Существенной особенностью российского госрегулирования, его воздействия на хозяйствующие субъекты является то обстоятельство, что государственные структуры представлены федеральным центром и субъектами Федерации.

В третьей главе работы рассмотрены особенности основных регулирующих институциональных формвыделены основные факторы влияния на экономику агропродовольственного комплекса с помощью экономико-математического моделированияопределены основные пути совершенствования регулирующих форм в условиях переходной экономики.

Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 9 печатных работах общим объемом 5,3 печатных листа, доложены на межвузовских региональных конференциях молодых ученых, международном симпозиуме.

Структура работы. Диссертационная работа изложена на 173 страницах. Включает 13 таблиц, 25 рисунков, 20 приложений в виде таблиц, схем, графиков и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, в котором 202 наименования.

Выводы, вытекающие из анализа, позволили сделать определенные предложения в области институциональной государственной политики, реально направленные на регулирование и поддержание агропродовольственного комплекса:

Разработка концепции развития аграрной сферы. Для этого необходимо принятие Проекта федерального закона № 46 571−4 «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу группой депутатов, отражающего весь комплекс вопросов обеспечения эффективного развития аграрной сферы, включая функционирование всех необходимых институтов рыночного хозяйства.

Реализация концепции должна базироваться на адресной государственной финансовой поддержке.

Существенным моментом развития является формирование корпоративных региональных структур агропродовольственного комплекса, имеющих, согласно мировому опыту, наивысшую эффективность, что возможно только при выполнении ряда общеэкономических условий: активизации инвестиционного климата и за счет этого привлечения финансовых ресурсов для региональных агропродовольственных комплексовсоздании определенных стимулов для потенциальных инвесторов агропродовольственного производства в регионах, например, изменении налогового законодательства с целью стимулирования предпринимательстваналичии пакета инвестиционных проектов, способных обеспечить сопоставимую доходность инвестиций по сравнению с другими отраслями экономики.

Анализ состояния финансовых отношений в агропродовольственном комплексе на основе экономико-математического моделирования позволяет сформулировать основные принципы создания механизма финансирования, кредитования и господдержки агропродовольственного комплекса в условиях транзитивной экономики:

— дифференцированный подход к кредитованию различных сфер агропродовольственного комплексасоздание системы текущего (под оборотные средства) и инвестиционного кредитования (в различных формах);

— равнодоступность кредитов, дотаций, субсидий всем хозяйствующим субъектам независимо от организационно-правовой формы;

— учет сезонности и особенностей технологических процессов в сельскохозяйственном производствеформирование адекватных условиям рынка организационно-хозяйственных структур господдержки агропродовольственного комплекса;

— сохранение товарного кредита в условиях транзитивной экономики;

В качестве организационно-производственной структуры, способной эффективно использовать материально-финансовые ресурсы, предлагается внести на рассмотрение правительства вопрос о преобразовании ГУП «Оренбургоблпродконтракт» в региональную агропродовольственную корпорацию.

Таким образом, в сложившейся ситуации при недостаточном развитии институтов рынка общее направление совершенствования системы должно опираться на создание механизмов финансирования, кредитования, государственной поддержки, адекватных сложившейся производственной и организационно-управленческой структуре агропродовольственного комплекса с учетом их постоянного развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрный сектор США в конце XX века / Под ред. Чернякова Б.А.-М.: Институт США и Канады, 1997. 237 с.
  2. Агропромышленный комплекс России. М.: 2003. — 75 с.
  3. П., Никифоров П. Комплексные целевые программы -средство реализации потенциала отраслей АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2004. — № 1.-С. 12−18.
  4. Алов-Лапскер А. Аграрно-индустриальные комбинаты. Принципы организации и планирования. М., 1931.-212 с.
  5. А. И. Проблемы формирования и развития зернового рынка в России. М., 2004. — 134 с.
  6. В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. 2004. — № 6. — С. 57−78.
  7. Э. Д., Васильев В. Ф., Диброва Т. Г. Организационно-правовые основы создания и функционирования предприятий различных форм собственности в сельском хозяйстве. М.: Персиановка, 1993. — 243 с.
  8. А. Настоящее и будущее аграрной сферы России // Перспективы развития экономики России. Российская академия наук, Отделение экономики. М., 2000. — 315 с.
  9. А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. — № 5. — С.73−83.
  10. В.Н., Маркова А. И. Статистика сельского хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2003.
  11. У.Э., Гаши-Батлер М.Е. Корпорации и ценные бумаги в России и США. М.: Зерцало, 1997. — 284 с.
  12. С. Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике // Российский экономический журнал.-1997. -№ 8. -С.34−58.
  13. Д. Построение аграрно-индустриальных колхозов -комбинатов. М., 1930. — 124 с.
  14. В. Устанавливая «правила игры» на земельном рынке // Вопросы экономики. -2001. № 8. — С.92−102.
  15. Белозерцев А. Г. Зерновое хозяйство России (1865−1997 гг.): Ист.-экон. очерк. М., 1998.- 224 с.
  16. JI. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК // АПК: экономика управления. 2003. — № 8. — С. 24−28.
  17. О. С. Развитие инвестиционных процессов в аграрной сфере переходной экономики. Ростов-на-Дону, 2003. — 194 с.
  18. О., Кирдина С., О’Салливан Р. Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России. Новосибирск.: Издательство Новосибирского университета, 1996. 264 с.
  19. С., Киселев С. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики // Экономика сельского хозяйства России. 2002. — К" 8. С. 35−42.
  20. К. Г. Интеграция агропродовольственных рынков (ЕС, СНГ, РФ). М.: ТЕИС, 2005. — 287 с.
  21. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 1999.-461 с.
  22. А., Колганов А. Экономика: «периодическая система элементов» (к вопросу о структуризации и типологизации экономических систем) // Вопросы экономики. 2001. — № 12. — С 46−61.
  23. И. Теория аграрных отношений: современные представления // АПК: экономика, управление. -2000. № 6.- С. 3−13.
  24. Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном. /Нобелевские лауреаты по экономике. Дж. Быокенен. М., 1997. — 168 с.
  25. Дж., Таллок Г. Расчет согласия. /Нобелевские лауреаты по экономике. Дж. Быокенен. М., 1997. — 168 с.
  26. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — 389 с.
  27. Э. Введение в теорию сельскохозяйственного рынка. / Пер. с нем. М.: Информагротех, 1999.-243 с.
  28. Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России. // Российский экономический журнал. 2003. — №.11−12. — С. 58−79.
  29. С.С. Интраэкономика: внутрикорпоративный мир макроэкономики (политико-экономический аспект). М.: Высшая школа, 1998.- 178 с.
  30. И. Проблемы формирования и функционирования кооперированных и интегрированных структур в агробизнесе Поволжья : Автореф. дис. д-ра экон. наук Саратов, 1999. -24 с.
  31. А. Черняков Б. Некоторые аспекты продовольственной проблемы мира // Вопросы экономики. 2001, — № 6. — С. 50−61.
  32. С.М. Организационно-экономические проблемы развития и становления системы агробизнеса в переходной экономике. / Сев.-Кав. ГТУ. -Ставрополь, 1999. 79 с.
  33. Государственное регулирование сбыта зерна во Франции // Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 11. — С. 16−25.
  34. Е. Аграрное законодательство провинции Манитоба (Канада) // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства ипродовольствия Российской Федерации. 1997. — № 9−10. — С. 23−29.
  35. P.P. Новый этап аграрного кризиса: содержание и последствия. // Российский экономический журнал. 2003. — № 6. — С. 59−78.
  36. Р. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе // Российский экономический журнал. 2002. — № 5−6. — С. 34−56
  37. Р. Разработка эффективной модели госфинансирования российского АПК: новые подходы к анализу его консолидированного бюджета // Российский экономический журнал. 2003. — № 4. — С. 50−60.
  38. Декларация о взаимодействии Аграрного союза России, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) и ЦК профсоюза работников АПК по развитию агропромышленного комплекса страны (Москва, ноябрь 1996 г.).
  39. В. Отечественные ФПГ: испытание кризисом 98. // Российский экономический журнал. — 1999. — № 11−12. — С. 16−28.
  40. М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики. 2001. — № 2. — С. 108−120.
  41. Е.М. Конкурентоспособность продукции аграрного сектора: теория и практика. Монография. -М.: Отдел оперативной полиграфии ФГУП ВО Минсельхоза России, 2003.
  42. А., Соколов А. Интегрированные бизпесгруппы в российской экономике // Вопросы экономики. 2002. — № 4. — С. 78−88.
  43. А. Взаимодействие форм хозяйств в аграрной экономике // Вопросы экономики.-2003. № 11.-С. 120−132.
  44. А. Регулируемый рыночный оборот земли и частная собственность на землю // Вопросы экономики. 2001. — Л!>8. — С. 80−95.
  45. А. Российские аграрные реформы: от Столыпина до наших дней // Вопросы экономики. 2001. — № 11. — С. 140−164.
  46. Е.М. Государственное регулирование качества продукции агробизнес и цены // Экономика сельскохозяйственных иперерабатывающих предприятий. 2003. — JMii 7. — С. 27−35.
  47. Закон Оренбургской области от 25 июня 2004 г. N 1254/192-III-03 «О личном подсобном хозяйстве».
  48. Закон Оренбургской области от 29 июля 1998 г. N 85/12−03 «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Оренбургской области» (с изм. и доп. от 5 июня 2000 г., 9 января 2001 г.).
  49. Закон Оренбургской области от 29.07.1998 г. № 85/12−03 «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Оренбургской области».
  50. А. Современное состояние агропромышленного комплекса. // Экономист. 2004. — № 1. — С. 45−49.
  51. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.).
  52. А.П. Использование производственного потенциала сельского хозяйства России в условиях формирования многоукладной экономики рыночных отношений. М., 2004. — 264 с.
  53. А.П. Структурная политика и использование производственного потенциала сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 2. — С. 32−38.
  54. В.П. Структура американского фермерства: социальные аспекты // США: экономика, политика, идеология. 2004. — № 6. — С. 23−29.
  55. В. Государство и корпорации. // Экономист. 2000. — № 1. — С.65−73.
  56. П. Взгляд в XXI век, с позиции ХХ-го // Экономист. -2004. -№ 1.- С. 58−65.
  57. А. Система сельскохозяйственной кооперации // Экономист. 2003. — № 8. — С. 89−91.
  58. С. Институциональная структура современной России: эволюция и модержнизация // Вопросы экономики. 2004. — № 10. — С. 89−98.
  59. С. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск.: ИЭиОПП СО РАН, 2001. 145 с.
  60. С. Х- и Y-экономики: институциональный анализ. М.: Наука, 2004.-213 с.
  61. С. Экономические институты России: материально-технические предпосылки развития // Общественные науки и современность. -1999. № 6. — С. 46−60.
  62. С. Амортизатор падения // Экономика и жизнь. 2003. — № 26. -С. 13−14.
  63. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
  64. Я. Макростабилизация в Венгрии: политэкономический взгляд. МЭиМО. — 1999. — № 2 С. 33−34. — № 3. — С. 74−83.
  65. Н.Г., Зарипов И.Ш и др. Экономические проблемы реализации сельскохозяйственной продукции в условиях развития рыночных отношений. -Оренбург, 1998.- 172 с.
  66. Н.Г., Перунов В. Б., Федоров Е. А. Макроэкономическое развитие и продовольственная безопасность региона // Обеспечение конкурентоспособности предприятий основа роста экономики области. -2002. — № 2. — 57−60.
  67. Р. Природа фирмы. М.: Дело, 2002. 230 с.
  68. Р. Фирма. Рынок. Право.- М.: Дело ЛТД, 1993.- 192 с.
  69. Э. Н. Проблема экономических рисков в агропромышленном комплексе // Проблемы прогнозирования.- 1999. -№ 5.-С. 81−90.
  70. Э.Н. Основы макроэкономики. М.: ТЭИС, 1999. — 103 с.
  71. А. И., Котов Н. Г., Павлычев И. Г. Основы договорной системы и ее значение в условиях организации внутрихозяйственных отношений. Оренбург: Изд. ОГАУ, 1999. — 162 с.
  72. В.В., Маркин С. Ю. Методологические основы формирования финансово-промышленных групп в АПК // Финансово-промышленные группы в АПК России: Методология и практика. Ростов на Дону, 1997.- 162 с.
  73. А., Скворцов А. Место финансово-промышленных групп в экономике // Экономист. 1997. — № 3. — С. 55−60.
  74. В. Финансово-агропромышленные группы // АПК: экономика, управление. -1999. № 7. — С. 15−17.
  75. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1990. — 415с.
  76. Ц. Десять лет земельных реформ: какие уроки Россия может извлечь из мирового опыта // Вопросы экономики. 2001. — Л"я8. — С. 102−117.
  77. Г. Продуктивность экономики и институты на современном этапе развития России. Новосибирск: Наука, 2004. — 152 с.
  78. С. Корпорация эффективная форма агропромышленнойкооперации и интеграции.// ЛПК: Экономика, управление. 1997 — № 3. — С. 23−26.
  79. Е.Д. Функционирование интегрированных агропромышленно-финансовых систем. Ростов-на-Дону, 1997. — 230 с.
  80. May В. А., Жаворонков С. Г., Шадрин А. Е., Яновский К. Э. Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках. М., 2002. — 79 с.
  81. В., Фролов В. Формы агропромышленной интеграции // Экономист. 2004. — № 4. — С. 35−44.
  82. . Крупные структуры «локомотивы экономики». // Вопросы экономики. — 2000. — № 2. — С. 88−99.
  83. Н. Эффективность фондового рынка: институциональный подход // Вопросы экономики. 2004. — № 5. — С.97−110.
  84. Моисеев 10., Родина Н. К. Концепции развития сельского хозяйства России //Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. — № 2. — С. 56−74.
  85. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
  86. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинформ, 2000. — 250 с.
  87. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.). М., Энциклопедия российских деревень, 1995. -258 с.
  88. К. Институционализм и проблемы посткоммунистическойтрансформации / в кн.: Эволюционная экономика на пороге XXI века. Доклады и выступления участников международного симпозиума в г. Пущино, сентябрь 1996 г. М.: Япония сегодня, 1997. — 320 с.
  89. Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Тезис. Т.1.Вып.2.-М., 1993.-241 с.
  90. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.-284 с.
  91. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С. 7−17.
  92. О социально-экономических результатах реформы в агропромышленном производстве: (научный доклад) / Ответственные исполнители Боев В. Р., Шутьков А. А. и др. М.: Информагробизнес, 2004. — 50 с.
  93. А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса // Вопросы экономики. 2003. — № 11. — С.88−98.
  94. ЮО.Олейник А. «Институциональные ловушки» постприватизационного периода в России // Вопросы экономики. 2004. — № 6. — С. 79−94.
  95. Ю1.0лейник А. Дефицит общения в науке: институциональное объяснение // Общественные науки и современность. 2004. — № 1. — С. 36−43.
  96. А. Конституция российского рынка: согласие на основе пессимизма? // СОЦИС Социологические исследования. -2003.-№ 9.-С. 37−39.
  97. О. Институты корпоративного управления и акционерные конфликты в России. М., 2004. — 248 с.
  98. О. Формирование институтов корпоративной сферы: российский опыт // Российский экономический журнал. 2004. — № 9−10. — С. 53−75.
  99. Постановление ВС РФ от 1 июля 1993 г. N 5309−1 «Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе».
  100. В. Институциональная динамика и теория реформ. В кн.: Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Наука, 2000. — 245 с.
  101. В. Институциональные ловушки и экономические реформы. Экономика и математические методы. — 1999. — т. 35. — № 2. -С. 3−40.
  102. Постановление администрации Оренбургской области от 11 марта 2001 г. № 26-п «О порядке использования и возврата средств областного бюджета».
  103. Постановление администрации Оренбургской области от 17 марта 2003 г. № 53-п «О порядке возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов».
  104. Постановление администрации Оренбургской области от 18 июня 2003 г. № 112-п «О проведении реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей перед областным бюджетом».
  105. Постановление администрации Оренбургской области от 3 августа 2004 г. № 162-п «Об установлении гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в региональный продовольственный фонд».
  106. Постановление Законодательного собрания Оренбургской области № 116-П от 24.07.2002 г. «Об установлении гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в региональный продовольственный фонд».
  107. Постановление Законодательного собрания Оренбургской области № 125-П от 05.04.2001 г. «Об установлении гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в региональный продовольственный фонд».
  108. Постановление Законодательного собрания Оренбургской области № 162-П от 03.08.2004 г. «Об установлении гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в региональный продовольственный фонд».
  109. Постановление Законодательного собрания Оренбургской области № 53-П от 07.08.2003 г. «Об установлении гарантированных цен насельскохозяйственную продукцию, закупаемую в региональный продовольственный фонд» (с изм. и доп. от 22.09.2003 г.).
  110. Постановление правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
  111. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1446 «О финансово-промышленной группе «Каменская агропромышленная финансовая группа».
  112. Принципы государственного протекционизма в АПК переходных экономик. Институт экономики переходного периода. -М., 1999.
  113. Проект Федерального закона № 46 571−4 «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации».
  114. Производственно-экономические показатели развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в 2004 году. Ч. I. М.: МСХ и природопользования, 2005.
  115. В.В. Открытое письмо к российским избирателям // Известия. 2000. — 25 февраля.
  116. А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе (некоторые новые тенденции) // Вопросы экономики. -2001. № 5. — С. 54−64.
  117. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».
  118. Г. О. Научное обеспечение аграрной реформы в России // АПК: экономика, управление. 2004. — Лг» 4. — С. 24−28.
  119. Г. О. О неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного производства. // АПК: экономика, управление. -2004.-№ 5.-С. 15−20.
  120. Российский статистический ежегодник. 2004. М., 2005. — 534 с.
  121. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2003.-546 с.
  122. В. Н. и др. Система управления базами данных АВГИТ. -ВИЭМС, 1980.-144 с.
  123. Н.Б., Семенкова Е. В. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием. М.: Финансы и статистика, 2002. — 326 с.
  124. А., Халипа Л. Структура управления АПК Курского района Курской области. // АПК: Экономика, управление. -1998. № 1. -С.37−44.
  125. А. Об аренде земельных долей и их доверительном управлении // Экономист. 2003. — № 6. — С. 91−94.
  126. Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. / ВВСМРМ М.: Экономика. 1995.- 187 с.
  127. Й., Макурс К. Аграрные преобразования в странах с переходной экономикой // Вопросы экономики. 2001. — № 8. — С.118−134.
  128. Ю. Новый курс аграрной политики // Экономист. 1999. -№ 1.-С. 26−35.
  129. Е., Борзунова Т. Экономико-правовое развитие рынка земли в Российской Федерации // Экономист. 2004. — № 4. — С. 89−93.
  130. Е. Институциональные реформы в агропромышленном комплексе / Экономика переходного периода. Очерки экономической политикипосткоммунистической России, 1991−1997. Институт экономики переходного периода. М., 1998. — 165 с.
  131. Е. Положение в агропродовольственном секторе. / Экономико-политическая ситуация в России. Институт экономики переходного периода. М.: 1999. — 150 с.
  132. Е., Карлова Н., Тихонова Т., Храмова И., Шик О. Аграрная политика России: перспективы ее реформирования. / Институт экономики переходного периода. М.: 2004. — 169 с.
  133. Е.В. Влияние приватизации и реорганизации колхозов и совхозов на российское сельское хозяйство // Реорганизация сельскохозяйственных предприятий: их эффективность и устойчивое развитие. Материалы семинара в Голицыне 1999. М., 1999. — 158 с.
  134. В., Попов М. Развитие сельских подсобных производств в условиях рынка// Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. — № 2. -С. 43−52.
  135. В.Г., Грннкевич JI.T. Стимулировать формирование региональных ФПГ. // Финансы. -1998. № 1. — С. 15−18.
  136. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании межгосударственной финансово-промышленной группы «Интерагроинвест» (Москва, 16 октября 1998 г.).
  137. Статистический сборник. Сельское хозяйство Оренбургской области. Оренбург, 2002 г., 2004 г.
  138. Е.С., Никольский С. А., Кирюшкин В. И. и др. Земельный вопрос. / Под ред. Е. С. Строева. М.: Колос, 1999. — 258 с.
  139. В. Экономические институты российского капитализма / В кн.: Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. Под общ. ред. Т. Заславской. М.: Логос, 1999. — 135 с.
  140. А.Н. Организационные преобразования сельхозпредприятий в пореформенный период: модели и основные структурные модели / Сельскоехозяйство региона в переходной экономике. Теория, практика. Ростов-на-Дону: ВНИИЭ ИМ, 1998. — 60 с.
  141. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий. / Пер. с англ., под ред. JT.T. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998. — 364 с.
  142. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. СПб.: Экономическая школа, 2003. — 350 с.
  143. Дж.У. Анализ результатов наблюдений. Пер. с англ. М.: Мир, 1981.-693 с.
  144. Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере. 2-е изд. -М.: Инфра-М, 1997.-214 с.
  145. О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и отношения контрактации. Спб.: Лениздат, 1996. — 250 с.
  146. Указ Президента РФ № 1392 от 16 ноября 1992 г. «Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных компаний в акционерные общества"/
  147. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей». № 1341 от 1 сентября 1996 г.
  148. Указ Президента РФ № 1392 от 16 ноября 1992 г. «Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных компаний в акционерные общества».
  149. Указ Президента РФ № 2096 от 5 декабря 1992 г. «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерацию).
  150. Указ Президента РФ № 441 от 1 апреля 1996 г «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп»
  151. Указ Президента РФ от 16 июля 2003 г. N 784 «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей».
  152. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп. от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г.).
  153. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.).
  154. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изм. и доп. от 9 ноября 2001 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 5 февраля, 29 июня, 2 ноября, 30 декабря 2004 г.)
  155. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.).
  156. Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
  157. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
  158. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (с изм. и доп. от 7 марта 1997 г., 18 февраля 1999 г., 21 марта 2002 г., 10 января, 11 июня 2003 г.).
  159. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.).
  160. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
  161. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.)
  162. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-Ф3 «О закупках ипоставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.)
  163. П. Агропромышленная корпорация как институциональная единица / Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности в рыночных условиях. Материалы пятой межрегиональной научно-практической конф. Оренбург, 2004. — С. 307−314.
  164. О. Институциональный инвесторы на фондовом рынке // Вопросы экономики. 2003. — № 8. — С.95−101.
  165. Дж. Экономическая теория и институты. М., 2003.290 с.
  166. Л. Политика цен, торговли и государственной поддержки // АПК: экономика, управление. 2004. — № 3. — С. 35−40.
  167. А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения //Экономист. 2003. — № 3. — С. 56−61.
  168. А. В. Основные идеи и реформы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: 1927. — 340 с.
  169. Л.С. Методы управления сбытом продукции // Экономические проблемы хранения и переработки сельхозпродукции. 1999. -№ 7.-С. 47−54.
  170. Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства. // АПК: Экономика, управление. 1998.7. С. 54−60.
  171. Е.В. Действуют ли менеджеры в интересах акционеров. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 264 с.
  172. А. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2002.-236 с.
  173. Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.-274с.
  174. А. А. Аграрная реформа и развитие кооперации в Российской Федерации / Тез. докл. Всероссийской конф. «Проблемы кооперации и интеграции в АПК Российской Федерации». Ростов-на-Дону: Полиграф, 1996.- 145 с.
  175. И. Интеграция в АПК России // АПК: Экономика, управление. -1999. № 6. — С. 32−38.
  176. Т. Экономическое повеление и институты. М.: Дело, 2001.-354 с.
  177. Эгон Вёлькен. Введение в теорию сельскохозяйственного рынка. / Пер. с нем. М.: Информагротех, 1999. — 245 с.
  178. Экономические методы управления в АПК России / Под. общ. ред. Г. В. Кулика. М.: Росагропромиздат, 1989. — 380 с.
  179. Экономические проблемы АПК. М.: Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, 2004. — 142 с.
  180. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. Пособие / Под ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2001. — 656 с.
  181. Ю.В. Еще раз к анализу эффективности становящихся российских корпораций // Российский Экономический Журнал. 2004. — № 9−10. -С. 46−68.
  182. Ю.В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. М.: Издательский дом «Экономическая газета», 1999. — 264 с.
  183. Ю.В. Концептуальные подходы к оценке эффективностикорпоративной интеграции. // Российский экономический журнал. 2003. — № 5. -С. 36−50.
  184. Ю.В. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. 2002. — № 11−12. — С. 24−48.
  185. Blasi J., Kroumova М., Kruse D. Kremlin Capitalism. Ithaca, 1997−256p.
  186. Grossman S. and O.Hart. An Analysis of the Principal-Agent Problem // Econometrica.- 1983. vol.52. — P. 1−45.
  187. Kornai J. Struggle and Hope. Essays on Stabilization and Reform in a Postsotialist Economy. Cheltenham, UK- Northampton, MA, Edward Elgar, 1997.-268 p.
  188. Kornai J. The Role of the State in a Post-socialist Economy // Distinguished Ltctur rs Sciens. 2001. — No 6. — P. 13−19.
  189. Kozminski L. Academy of Entrepreneurship and Management, Warsaw.
  190. Merton R. On the Current State of The Stock Market Rationality Hypothesis. Cambridge The MIT Press, 1987. — 314 p.
  191. North D.C. Institutions, institutional change and economic performance. -Cambridge, 1990.-375 p.
  192. Shleifer A., Vishny R., Value Maximization and the Acquisition Process // Journal of Economic Perspectives. 1986. — № 2. — P. 7−20
Заполнить форму текущей работой