Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка инновационной активности организации и механизмы ее стимулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государством для стимулирования инновационной активности субъектов частного сектора экономики могут быть использованы разнообразные формы и методы. Усиление государственного участия в инновационном процессе целесообразно по двум направлениям: поддержка и финансирование фундаментальных исследований и разработокразвитие различных форм партнерства с частным капиталом в области инфраструктуры… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теоретические и методологические аспекты управления инновационными процессами в организации
    • 1. 1. Теория инноватики как результат исторического развития общественного производства
    • 1. 2. Факторы и условия протекания инновационных процессов в экономике РФ
    • 1. 3. Влияние инновационной деятельности на конкурентоспособность субъекта хозяйствования
  • II. Методический инструментарий оценки инновационной деятельности организации
    • 2. 1. Анализ объектов количественных оценок в инновационном менеджменте
    • 2. 2. Подходы к оценке экономической эффективности инноваций разных типов
    • 2. 3. Методика оценки инновационной активности организации
  • III. Стимулирование инновационной активности организации
    • 3. 1. Формирование мотивационного механизма обеспечения инновационной активности персонала организации
    • 3. 2. Выбор способа финансирования инновационной деятельности в условиях ограниченности финансовых ресурсов
    • 3. 3. Формы и методы государственной инновационной политики как условие активизации инновационного процесса

Оценка инновационной активности организации и механизмы ее стимулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Начиная с середины XIX века, изменения в технике и технологии играют ключевую роль в историческом развитии общества, в том числе и экономической системы. В отличие от первых четырех технологических укладов, где доминировали сначала материя, а затем энергия, в пятом цикле доминантой роста становится информация. Значение инноваций, причем уже не только технико-технологических, но и других их видов, в развитии общественного производства неуклонно возрастаетпути и способы достижения роста экономических систем под воздействием инновационного процесса эволюционируют. Влияние инноваций на динамику экономического роста является двойственным: они открывают новые пути развития экономики, одновременно ограничивая развитие традиционных отраслей.

Теория инноватики обязана своим развитием трудам Н. Д. Кондратьева, И. Шумпетера, Г. Менша, А. Клайхнехта, X. Фримена и других видных экономистов XX века. Вопросы управления инновационными процессами активно исследуют отечественные ученые М. Б. Грачева, Б. Ф. Денисов, П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, А. Г. Медведев, Л. Э. Миндели, Н. Ф. Пузыня, В. А. Устинов, Р. А. Фатхутдинов и другие.

Относительная интенсивность инновационной деятельности организации по сравнению с конкурентами определяет ее позицию на рынке. Только постоянно обновляя бизнес-процессы, можно гибко, то есть оперативно и с минимальными затратами, реагировать на изменение внешней среды. Другими словами, можно утверждать, что инновационная активность организации и ее конкурентоспособность взаимообусловлены.

Интенсивность инновационной деятельности в отрасли лежит в основе условного разделения современной экономики на два сектора: традиционную и новую экономику. Последний сектор отличается в частности тем, что, несмотря на трудность сколь либо точного прогнозирования будущих доходов компаний, их капитализация в десятки раз превышает рыночную стоимость материальных активов. Этот парадокс объясняется вкладом создаваемых в результате повышенной инновационной активности нематериальных активов, в том числе и неотчуждаемых.

Важность инновационного фактора ставит на первый план задачу повышения инновационной активности российских организаций. При этом решение этой задачи должно осуществляться с двух сторон. Во-первых, самим экономическим субъектам следует разработать внутренний механизм повышения инновационной активности, ориентированный, прежде всего, на максимально полное использование интеллектуального потенциала своих работников и формирование соответствующей «креативной» организационной культуры. Во-вторых, федеральные и, прежде всего, региональные власти должны проводить планомерную политику стимулирования инновационной активности экономических субъектов, используя для этого разнообразные рычаги и методы, наработанные в отечественной и зарубежной практике государственного регулирования инновационного процесса.

Вторая причина, обусловливающая актуальность исследования — теоретическая и методическая непроработанность вопроса оценки инновационной активности. Более того, отсутствует и общепринятое определение термина «инновационная активность». Имеющиеся разработки и аналитические обзоры в этой области определяют в качестве объекта исследования как инновационную активность, так и другие семантически родственные понятия, например, уровень инновационности или инновационного развития и часто ограничиваются качественными оценками типа «высокий-низкий», «достаточный-недостаточный». Данные официальной статистики, свидетельствующие о полном отсутствии позитивных сдвигов в ходе инновационного процесса, представляются спорными. Кроме того, ее методология такова, что учитывает только технологические инновации, что сужает само понятие инновация и перечень мероприятий, классифицируемых как инновационная деятельность. Неопределенность эффектов организационных, управленческих, социальных инноваций и отсутствие методик их количественной оценки приводит к тому, что они просто не учитываются в аналитических исследованиях инновационной активности. Указанные обстоятельства предопределили выбор темы диссертации.

Целью исследования является разработка методического обеспечения оценки инновационной активности организации и мер по ее стимулированию. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач: дополнить терминологический аппарат инноватики, определив понятие «инновационная активность" — рассмотреть вклад инноваций в развитие экономических систем и проанализировать сложившуюся в России экономическую ситуацию на предмет выявления предпосылок к повышению инновационной активности организацийобосновать взаимное влияние инновационной деятельности и конкурентоспособности организацииопределить место инновационной активности в ряду основных объектов количественных оценок в инноватикеразработать методику оценки инновационной активности организации, положив в ее основу определение эффектов инноваций разных типовисследовать ограничения, которые влияют на выбор источников финансирования инноваций и тем самым предопределяют возможности повышения инновационной активности организациисистематизировать существующие и предложить дополнительные меры по стимулированию инновационной активности.

Объектом исследования являются организации различных отраслей и секторов экономики как субъекты предпринимательской деятельности.

Предмет исследования — комплекс теоретических и методических вопросов оценки и стимулирования инновационной активности.

Теоретическую и методическую основу исследования составили основные положения инноватики и экономической теории, инновационного, инвестационного и финансового менеджмента, исследования в области управления персоналом и психологии труда, стратегического управления. В процессе исследования использованы научные труды российских и зарубежных экономистов, научно-методическая литература, периодические издания, материалы научных конференций. Информационной основой исследования послужили данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике, аналитических обзоров и рейтингов, представленных в периодической печати. В процессе исследования использовались общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, моделирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, системный подход.

Научная новизна исследования состоит в следующем: предложены авторские определения таких базовых понятий, как: инновационная сфера, инновационная деятельность, социальная инновация, инновационная активность, мотивационный механизм обеспечения инновационной активности;

— выявлены особенности развития инновационной сферы России в части видов инноваций, инфраструктуры рынка инноваций, мотиваций и источников финансирования инновационной деятельности, субъектов и объектов инноваций, интенсивности процессов технологического обменасформулированы рекомендации по выбору типа инновационной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности организации, с использованием маржинального анализаразработана классификация инноваций в зависимости от области инновационного изменениясистематизированы существующие и предложены новые подходы к оценке экономической эффективности разных типов инновацийразработана методика оценки инновационной активности организацииформализованы критерии и ограничения, лежащие в основе выбора источников финансирования инновацийпредложена схема создания и функционирования регионального фонда венчурного финансирования инновационно активных организаций.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные теоретические положения и методические разработки доведены до уровня конкретных практических рекомендаций, которые могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований, так и в практической деятельности субъектов экономики, участвующих в инновационных процессах. Выводы исследования универсальны и адаптируемы для любых организаций, независимо от отраслевой принадлежности.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения научного исследования доложены на: международной научно-практической конференции «Экономические проблемы вступления в ВТО» (Белгород, Белгородский государственный университет, 2004 год) — региональной научно-практической конференции «Молодые ученые — науке, образованию, производству (к 25-летию Старооскольского технологического института (филиала) Московского государственного института стали и сплавов (Технологического университета)» (Старый Оскол, СТИ МИСиС, 2004 год);

III Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы исполнения экологического и земельного законодательства в РФ» (Пенза, 2004 год);

III Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями» (Пенза, 2004 год).

Результаты исследования использованы:

— в учебном процессе в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова при изучении студентами специальностей 60 800 «Экономика и управление на предприятии», 60 400 «Финансы и кредит» и 60 500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дисциплин стратегическое управление, инновационный менеджмент, инвестиции, финансовый менеджмент, экономическая оценка инвестицийэкономическими субъектами при разработке системы оценки, анализа и планирования инновационной деятельности.

Практическое использование результатов исследования подтверждается соответствующими актами внедрения.

Публикации. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 6 научных статьях общим объемом 2 п.л. (в том числе авторских -1,65 п.л.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 178 страницах машинописного текста, включая 11 таблиц и 9 рисунков.

Заключение

.

По результатам исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. В структуре современной экономики сосуществуют отрасли и сектора «старого образца», принадлежащие к третьему-четвертому технологическим укладам, и новые, относящиеся к пятому укладу, а также подсистемы комбинированного типа. Инновационный процесс оказывает стимулирующее воздействие на все перечисленные компоненты современной экономики.

2. В диссертации сформулированы особенности развития инновационной сферы России. Сделан вывод, что утверждение о полной стагнации инновационного процесса в российских компаниях, вряд ли соответствует действительности. При этом, безусловно, требуется его активизация. В настоящее время можно говорить о создании исходных предпосылок и условий для повышения инновационной активности экономических субъектов.

3. Необходимость регулярных изменений в организации бизнес-процессов обусловливается фактором конкуренции. Всевозможные процессы обновления представляют собой либо упреждающие меры, либо реакцию на уже произошедшие изменения рыночной конъюнктуры. Они должны соответствовать некоей технологии изменений, то есть осуществляться в рамках последовательности стандартизированных процедур инновационного процесса (поиска новшеств как во внешней среде, так и внутри организации, оценки целесообразности их освоения, оценки достаточности ресурсов для их освоения и т. д.), что обеспечивает его ритмичность и оптимизацию по критерию «затраты-выгоды».

4. В инноватике можно определить два крупных объекта, где невозможно обойтись без количественных оценок — это уровень инновационной активности экономических субъектов и эффективность инновационных проектов. В качестве самостоятельных направлений второго объекта, где выработаны свои методы измерений, следует обозначить выбор источников финансирования инновационных проектов и оценку инновационных рисков. В диссертации осуществлен критический анализ методик и критериев оценки указанных объектов, существенно различающихся по составу показателей и степени их новизны. Они ориентированы, прежде всего, на продуктовые и технико-технологические инновации. В силу неопределенности их эффектов и трудностей количественной оценки не учитываются управленческие, структурные, социальные, смешанные инновации, что следует признать пробелом как для теории, так и для практики инновационного менеджмента.

5. Разработанная методика оценки инновационной активности организации состоит в последовательном применении формального, ресурсно-затратного и результатного подходов, что позволяет поэтапно углублять оценку объекта исследования. На первом этапе выявляется принадлежность организации к категории инновационно активных и анализируется видовая структура ее инновационной деятельности. Второй этап основан на определении величины различных ресурсов в стоимостном выражении, которая организация использует на всех стадиях инновационного процесса и оценке показателей ресурсоотдачи. На третьем этапе рассчитываются различные эффекты экономии затрат в результате инновационной деятельности и вклада инноваций в рыночную стоимость бизнеса. Если целью исследования является сравнительный анализ нескольких хозяйствующих субъектов по критерию инновационной активности, в методику включается дополнительный этап — комплексная оценка инновационной активности. Интегральный показатель определяется как площадь многоугольника, количество вершин которого соответствует количеству принимаемых в расчет частных характеристик инновационной активности.

6. В мотивационном механизме обеспечения инновационной активности целесообразно выделить две ветви: создание мотивации к усовершенствованию различных бизнес-процессов у непосредственных исполнителей этих процессов и создание мотивации у работников инновационных подразделений организации.

При выборе тех или иных стимулов для повышения инновационной активности работников следует учитывать фактически представленные в коллективах работников мотивационные типы либо использовать стимулы, которые способствуют конструктивному поведению желаемых с точки зрения интересов организации мотивационных типов. Люмпенизированный мотива-ционный тип противоречит не только идее роста инновационной активности, но и идее производительного труда в целом. При формировании мотивационного механизма обеспечения инновационной активности работников инновационных подразделений нужно учитывать особенности инновационной деятельности и психофизические характеристики занятых в ней людей, а также тот факт, что люди работают в команде.

7. На выбор способа финансирования инновации влияют следующие условия и ограничения: масштабность нововведенияограничение средневзвешенной стоимости капитала внутренней нормой доходностивлияние тран-сакционных издержек заключения финансовых контрактов на цену капиталаразличие налоговых последствий разных источников финансированиясинхронизация сроков привлечения капитала и достижения безубыточного объема продаж инновационной продукции либо других денежных притоковограничение постоянных издержек инновационного проекта объемом доступных источников финансированиябезубыточность портфеля проектов с учетом необходимости обслуживания привлекаемого капиталаденежная оценка некоммерческих выгод с использованием принципа альтернативной стоимости.

8. Государством для стимулирования инновационной активности субъектов частного сектора экономики могут быть использованы разнообразные формы и методы. Усиление государственного участия в инновационном процессе целесообразно по двум направлениям: поддержка и финансирование фундаментальных исследований и разработокразвитие различных форм партнерства с частным капиталом в области инфраструктуры инновационной деятельности. В качестве конкретного мероприятия в рамках второго направления рассматривается создание регионального венчурного фонда, использующего смешанную схему финансирования инновационно активных организаций. Предполагается задействовать две формы стимулирования инновационной активности организаций со стороны региональных властей: стартовое финансирование инновационных проектов на условиях возвратности и платности капитала в качестве одного из учредителей венчурного фонда, а также предоставление гарантий за счет средств бюджета субъекта федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30.03.2002).
  3. Постановление губернатора Белгородской области от 20.10.2003 № 127 «О субсидировании из областного бюджета части процентной ставки за пользование заемными средствами субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты».
  4. К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист, 2002, № 6, с. 44−51.
  5. В., Плотников А. О законодательном обеспечении инновационной деятельности // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 5, с. 74−78.
  6. С. Рекорды за свой счет // Эксперт, 2004, № 12, 29 марта-4 апреля, с. 54.
  7. И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: Гар-дарики, 2005. 224 с.
  8. К.А., Бендиков М. А. Некоторые подходы к совершенствованию механизма управления технологическим развитием // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 1.
  9. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2001, 416 с.
  10. Е., Лапин В. Инновационный сектор промышленности // Экономист, 2004, № 1, с. 20−33.
  11. Ю.К., Коваль А. Г. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования // Кадры предприятия, 2002, № 7.
  12. В.А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, № 6, с. 34−42.
  13. В., Остапович Г. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий // Экономист, 2001, № 5.
  14. Н. Тенденции развития сферы науки и инноваций в России на фоне международных сопоставлений // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 4, с. 76−81.
  15. Ю. Алгебра роста // Эксперт, № 30, 18 августа, с. 40.
  16. М.А., Джамай Е. В. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 4.
  17. С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. М., 1991.
  18. И.А. Инвестиционный менеджмент, Киев, ММ «ИТЕМ» ЛТД, «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995, — 448 с.
  19. И.М. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации, 2004, № 1, с. 2−13.
  20. Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер. с англ. Под ред. Л. Н. Ковалик. СПб: Питер, 2001. 288 с.
  21. К. Нематериальные организационные способности как компонент стоимости предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 3, с. 99−104.
  22. Р. Эмпирические законы сетевой экономики // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 3, с. 82−88.
  23. С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 720 с.
  24. С.В. Управление инновационным бизнесом: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 343 с.
  25. В. Государственно-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 2, с. 47−52.
  26. В. Система мотивации персонала // Консультант директора, 2002, февраль № 4, с. 23−34.
  27. Р., Дик П. Ключевая роль социальной компетенции в концепции сопредпринимательства // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 6.
  28. Н. Преимущества использования интеллектуальной собственности // Экономист, 2002, № 4, с. 32−35.
  29. Г. Феномен новой экономики // Логинфо, 2001, июль № 1.
  30. А.Е., Гугелев А. В. Роль инновационной деятельности в увеличении прибыли предприятий // Вестник машиностроения, 2002, № 4, с. 68−71.
  31. Д.Г. Экономическая безопасность системы городских муниципальных займов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 1999.
  32. Ф.Ф., Лосева О. Н. Тенденции инновационной деятельности промышленных предприятий России // Инновации, 2003, № 2−3 (59−60), с. 53−57.
  33. Л., Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист, 2002, № 2, с. 50−59.
  34. П.Г. (Российский технологический фонд) Венчурный бизнес в России // www.cfm.ru
  35. Гулькин П. IPO. Начало работы (фрагмент из книги «Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO)») // www.cfin.ru
  36. В. Факторы инновационной направленности инвестиций // Экономист, 2002, № 2, с. 11−18.
  37. И., Авраамова Е., Тубалов В. Факторы создания добавленной стоимости российскими предприятиями // Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 120−132.
  38. В.В., Жиц Г.И. Стратегия инновационного развития предприятия: рыночный и ресурсный подходы // Инновации, 2003, № 6 (63), с. 4649.
  39. А. Налоговое стимулирование инноваций в предпринимательском секторе экономики // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 3, с. 80−86.
  40. А. Венчурный бизнес: управление в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 3, с. 74−80.
  41. А.А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 5, с. 70−76.
  42. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Изд-во «Питер», 1999.
  43. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой М.: ИНФРА-М, 2002. 238 с.
  44. Информационная система «Наука и инновации» // www.rsci.ru
  45. Как рассчитать цену лицензии. М.: МП «ДжИПЛА лимитед», 1992, 40 с.
  46. Л.В., Кругликов А. Г. Укрупненный расчет вклада науки и техники в национальный доход СССР. ВНИИСИ: Сб. трудов. № 10. 1978.-С. 56−64.
  47. Э.А., Ченцова Е. П., Черезов А. В. Управление инновационным потенциалом промышленных предприятий. Старый Оскол, ООО «ТНТ», 2001, 112 с.
  48. В.В. Двуединый процесс повышения конкурентоспособности // Инновации, 2002, № 7 (54), с. 66−69.
  49. С.И. Передача технологии в развивающемся мире. Контракт и его условия // Патенты и лицензии, 1995, № 9−10, с. 76−80.
  50. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности М.: «Финансы и статистика», 1995. — 432 с.
  51. Г. Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. А. Швандара М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 208 с.
  52. М. Интеллектуальная собственность в экономике // Экономист, 2003, № 1, с. 37−44.
  53. А.Н. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов // www.cfln.ru/finanalisys/value.
  54. Д. И. Шепелев В.М. Инновации в России: институциональный анализ (проблемы собственности, рынка и налогового стимулирования). -М.: ИНИЦ Роспатента, 2002, 399 с.
  55. В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 5.
  56. В. Особенности инвестиционной модели России // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 3, с. 68−73.
  57. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, Catallaxity, 1993.
  58. О.П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 7.
  59. А.В. Статистический анализ развития инновационного процесса // Вопросы статистики, 2001, № 11, с. 55−58.
  60. О.В. Государственное стимулирование венчурного инвестирования // по материалам сайта http://business.rin.ru
  61. Крог фон Г., Кене М. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 4, с. 74−78.
  62. Д. Управление научно-техническим развитием // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 3, с. 63−67.
  63. В., Козырев А., Микерин Г. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические вопросы формирования // Российский экономический журнал, 2003, № 5−6, с. 14−36.
  64. Макроиндикаторы // Эксперт, № 29, 11 августа, с. 68.
  65. May В. Что угрожает росту // Эксперт, 2004, № 9, 8−14 марта, с. 54−56.
  66. May В. Догоняющая модернизация в современной России // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 4, с. 13−16.
  67. И. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист, 2003, № 2, с. 3−11.
  68. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденные. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477.
  69. .З. Управление знаниями — вызов XXI века // Вопросы экономики, 1999, № 9, с. 112.
  70. К.М. Ресурсный потенциал региона. Теоретические и методологические аспекты исследования. — М.: Наука, 1992.
  71. Ю.П., Гаврилов А. И., Городнов А. Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2003. — 471 с.
  72. X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 3, с. 62−67.
  73. С.Г. Мониторинг инновационных процессов в научно-технической сфере // Инновации, 2003, № 5(62), с. 62−64.
  74. С.Г., Степанов И. М. Модель инновационного развития предприятия II Инновации, 2002, № 2−3 (59−60), с. 36−38.
  75. Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2001, 616 с.
  76. Проблемы развития // Эксперт, № 36, 29 сентября 5 октября, с. 120 122.
  77. А. Десять отличий новой экономики / www.cfin.ru.
  78. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И. П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 318 с.
  79. Е. Инвестиционные приоритеты технологического обновления российского производства // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 4, с. 82−88.
  80. П., Биркенмайер Б., Бродбек X., Лихтенталер Э. Организация ранних фаз радикального инновационного процесса // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 4, с. 75−81.
  81. В.Г., Гринкевич JI.C. От индекса развития человеческого потенциала к индексу гармоничного развития цивилизации // Общество и экономика, 2001, № 7−8, с. 220−225.
  82. В.Г., Машегов П. Н., Збинякова Е. А., Карпухина Т. Н. Уровень инновационности общественного развития // Инновации, 2002, № 9−10 (5657), с. 101−102.
  83. Я. О финансовом механизме длинноволновых технико-экономических изменений // Вопросы экономики. 2004, № 1, с. 66−73.
  84. Сумма региональных стратегий // Эксперт, 2003, № 43, 17−23 ноября, с. 130−132.
  85. Т. Богатство от ума. Минск: Парадокс, 1998.
  86. Э.Ф. Основные принципы определения цены лицензии // Патенты и лицензии, 1991, № 8, с. 25−30.
  87. JI.E. Новая инновационная сфера в экономике третьего тысячелетия и новые задачи // Инновации, 2003, № 6, с. 39−45.
  88. В.В., Крупанин А. А., Хакунов Т. Д. Маркетинг и интрапренер-ство в системе предпринимательства. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  89. А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия // Инновации, 2003, № 6 (63), с. 67−71.
  90. Г. А. Основной капитал и инвестиционная политика. М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  91. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.:ИНФРА-М, 1998. 669 с.
  92. Управление проектами / Под общ. ред. В. Д. Шапиро. СПб.: Два ТрИ, 1996.-С.41.
  93. Х.А., Попова Е. В. Как измерить конкурентоспособность предприятия // Маркетинг в России и за рубежом, 2003, № 4.
  94. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. -М.: ИНФРА-М., 2000, 312 с.
  95. А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков // www.cfin.ru
  96. Д.В. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации // www.cfin.ru/management/people/maslow.shtml
  97. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства // Экономист, 2001, № 11, с. 12−18.
  98. С., Кабицын А. Вызов времени: новые технологии управления // Инновации, 2003, № 2−3 (59−60), с. 42−45.
  99. Шах С. Инновационные стратегии в Центральной и Восточной Европе // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 6, с. 81−88.
  100. П. Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 2, с. 71−78.
  101. Н. Новые направления инновационной политики ЕС // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 4, с. 63−68.
  102. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -С. 164.
  103. К. Подтверждение старых гипотез // Эксперт, 2004, № 2, 19−25 января, с. 38.
  104. Botazzi L., Da Rin М. Euro. NM and the Financing of European Innovating Firms. IGIER, July 2000, mimeo, p.41.
  105. Grilichez Z. Patent Statistics as economic indicators: A Survey // Journal of Economic Literature. Vol. XXVIII. December 1990. pp. 1661−1707.
  106. Jensen, Michael C., and Meckling, William H. Theory of the firm: managerial behavior, agency costs and ownership structure. «Journal of Financial Economics», 1976, vol. 3, No 4.
  107. Kukuk M., Stadler M. Financing Constraints and The Timing of Innovations in the German Service Sector. University of Tubungen Department of Economics, 2000.
  108. Основные макроэкономические показатели России в 1999—2004 гг.
Заполнить форму текущей работой