Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование управления региональной экономикой на базе новой концепции его информационного обеспечения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационную базу исследования составили Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Концепция Федеральной целевой программы «Развитие информатизации России на период до 2010 года», Концепция социально-экономического развития ЦФО до 2010 года, Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007;2011 годах», региональные целевые… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
  • Глава 1. Теоретические аспекты исследования экономики региона
    • 1. 1. Регион как объект управления в научных исследованиях зарубежных и российских ученых
    • 1. 2. Экономический потенциал региона и его информационное обеспечение
    • 1. 3. Аспекты управления и регулирования экономическим пространством региона
  • Глава 2. Актуальные проблемы совершенствования управления экономикой региона
    • 2. 1. Адекватность системы управления регионом задачам роста и развития экономики региона
    • 2. 2. Совершенствование системы управления экономикой региона. Обоснование круга используемых экономических механизмов
    • 2. 3. Кластерный анализ размещения производительных сил. 95 РАЗДЕЛ II. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
  • Глава 3. Информация в новом типе управления экономикой региона
    • 3. 1. Принципы формирования единого регионального информационного пространства
    • 3. 2. Новый тип управления экономикой региона на базе современных информационных технологий
    • 3. 3. Информационное обеспечение управленческих решений
  • Глава 4. Региональная статистика — система объективной и своевременной информации
    • 4. 1. Система национального счетоводства как основа информационного ресурса региона
    • 4. 2. Разработка социально-экономических индикаторов управления регионом
    • 4. 3. Информационный рынок и его структура в концепции информационного обеспечения
  • РАЗДЕЛ III. ЭВОЛЮЦИЯ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ РЕГИОНА
  • Глава 5. Повышение роли измерительной функции в совершенствовании управления экономикой региона
    • 5. 1. Организация мониторинга социально-экономических процессов
    • 5. 2. Использование показателя валового регионального продукта в оценке экономического развития региона
    • 5. 3. Оценка экономического потенциала домашних хозяйств как элемента национального и регионального богатства
  • Глава 6. Тенденции современной трансформации к новому качеству управления социально-экономическими процессами региона
    • 6. 1. От системы управления переходной экономикой региона к системе управления экономическим развитием
    • 6. 2. Новое качество управления социально-экономическими процессами региона в свете новой концепции информационного обеспечения
    • 6. 3. Алгоритм формирования профессионального уровня региональных менеджеров нового качества управления

Совершенствование управления региональной экономикой на базе новой концепции его информационного обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современный период рыночных реформ вся ответственность за их успешную реализацию ложится на органы государственного управления. С учетом перераспределения полномочий между федеральной и региональной властью, а также учитывая специфические особенности каждого субъекта Федерации особую остроту приобретают проблемы совершенствования управления на региональном уровне. Один из самых сложных аспектов управления, базис, на который оно опирается — его информационное обеспечение. Рост значимости информации для социально-экономического развития общества, выполнения органами управления своих созидательных функций привел к признанию ключевой роли информационных ресурсов, выдвижению информации и информационных технологий в ряд важнейших производительных сил. Поэтому рассматривать функционирование регионального управления и пути его совершенствования необходимо, прежде всего, в тесном сопряжении с совершенствованием его информационного обеспечения.

Необходимость разработки концепции информационного обеспечения в рамках новой парадигмы управления региональной экономикой продиктована:

— устойчивым ростом спроса на экономико-статистическую информацию в последние годы из-за необходимости прогнозирования и осознанного планирования, а также отсутствия научно обоснованного мониторинга социально-экономических процессов в стране и регионах;

— дефицитом качественно новой, своевременно дозированной и актуальной информации для принятия управленческих решений с одновременной избыточностью информации общего характера в информационных потоках управленческих структур;

— неэффективным использованием дорогостоящих экономико-статистических информационных ресурсов региональными системами управления и многочисленными контролирующими и надзирающими структурами;

— отсутствием организационно-правовых норм и правил интеграции информационных ресурсов различных министерств и ведомств;

— различной степенью достоверности экономико-статистической информации (обобщенных индикаторов) на федеральном, региональном и муниципальных уровнях из-за недостаточной репрезентативности выборки наблюдений;

— низкой статистической культурой регионального и муниципального менеджмента и необходимостью комплексной перестройки существующей подготовки управленческих кадров.

В современном управлении происходят качественные изменения: преобразуется его структура, появляются новые инструменты анализа и регулирования. Это требует новых подходов к формированию информационной базы управления, ее доработки и актуализации.

Степень научной разработанности проблемы. Теории управления посвящены издания таких ученых, как М. Альберт, О. С. Виханский, П. Ф. Друкер, В. И. Кнорринг, М. Х. Мескон, A.A. Радугин, P.A. Фатхутдинов, Ф. Хедоури, P.A. Шнипер.

Непосредственно региональное управление, его специфичность и вопросы повышения его эффективности исследовались в работах Э. Б. Алаева, П. М. Алампиева, A.A. Анохина, Б. Д. Бабаева, H.H. Баранского, А. Вебера, Е. В. Горшениной, А. Г. Гранберга, Г. В. Гутмана, У. Изарда, В. В. Кистанова, Н. Е. Колосовского, Ю. Н. Лапыгина, В. Н. Лексина, В. Леонтьева, П. А. Минакира, H.H. Некрасова, A.C. Новоселова, Е. Пробста, В. М. Рутгайзера, А. Н. Швецова, P.A. Шнипера.

Взаимосвязь процессов управления и информационных процессов, изучение информации как неотъемлемой части управления представлены в трудах А. Н. Голубцова, В. Н. Еремина, В. Л. Иноземцева, Н. Д. Кремнева, П. Липпе, Б. Т. Рябушкина, Я. Л. Эйдельмана.

Другими словами, целостного, комплексного подхода к исследованию информационного обеспечения управления региональной экономикой в научно-экономической литературе не встречается. Кроме того, постоянно усложняются экономические отношения между субъектами федерации и государством, да и отношения внутри региона. Отсюда — повышение внимания к информационной составляющей принятия управленческих решений и задача обеспечения экономического роста определяют состав и содержание рассматриваемой научной проблемы, которая заключается в недостаточности существующих концепций и теорий для объяснения результатов и прогнозирования перспектив развития экономики российских регионов с позиций их информационного обеспечения.

Гипотеза. Разработка концепции информационного обеспечения управления экономикой региона даст возможность: расширить проблематику и степень обоснованности выводов экономической науки по поводу роли и места информационного обеспечения в организации процесса управления экономикой регионаобосновать направления стратегического развития экономики региона, обеспечивающего реализацию долгосрочных интересов регионов и государства.

Целью работы является теоретическое комплексное исследование процессов информационного обеспечения управления региональной экономикой и выработка на этой основе оригинальной авторской концепции, позволяющей: раскрыть сущность информационных ресурсов региона- ^ идентифицировать значимые проблемы управления экономикой регионаобосновать роль государства в формировании информационной инфраструктуры.

Концепция предполагает: выработку соответствующей методологии, понятийно-категориального аппаратаразвитие сущностных представлений об информационном обеспечении экономики регионаопределение новых принципов построения системы информационного обеспечения экономики регионаидентификацию статистических методов и моделей трансформации системы управления экономикой региона.

Достижение цели осуществлялось на основе решения следующих основных задач:

— раскрыть сущность новой парадигмы управления,.

— доказать ключевую роль информационного обеспечения в осуществлении процесса управления,.

— доказать необходимость применения статистических методов анализа социально-экономического развития для разработки региональной политики,.

— обосновать ведущую роль государства в управлении экономикой переходного периода, создании единого регионального информационного пространства и информационного рынка,.

— показать важность роли измерительной функции в совершенствовании управления экономикой региона через мониторинг социально-экономических процессов,.

— обосновать необходимость трансформации к новому качеству управления экономикой региона.

Объектом исследования является регион с его единым экономическим, административным и информационным пространством функционирования региональной системы государственного управления.

Предметом исследования — отношения, складывающиеся в управлении экономикой региона в процессе производства, обмена и потребления информации, а также соответствующие институты.

Методология настоящей работы опиралась на совокупность принципов и методов научного познания: формально-логические методы и методы диалектики, включающие индукцию, дедукцию, абстрактно-логический, подход анализа и синтеза, единства количественного и качественного. В работе реализованы системный, институциональный, эволюционный подходы, применяются экономико-математические методы исследования.

В качестве теоретических основ в диссертации используются разработки и научные достижения различных экономических школ и направлений.

Информационную базу исследования составили Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Концепция Федеральной целевой программы «Развитие информатизации России на период до 2010 года», Концепция социально-экономического развития ЦФО до 2010 года, Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007;2011 годах», региональные целевые программы развития Владимирской области, а также российская и зарубежная монографическая литература, публикации в периодической печати. В работе использовались информационные и статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области и других ведомств, а также статистических организаций различных стран, данные социологических опросов, научных учреждений, общественных организаций, исследователей, экспертов, материалы научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров.

Наиболее важные результаты и их научная новизна. Работа выполнена в соответствии с п. 5.1 паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика» (экономические науки): Развитие теории региональной экономикиметоды и инструментарий региональных экономических исследованийпроблемы региональных экономических измерений.

Научная новизна заключается в создании и научном обосновании оригинальной авторской концепции информационного обеспечения управления региональной экономикой, расширяющей представления о сущности управления экономикой региона, выявляющей многообразие методов сбора и обработки экономической информации.

В рамках проведенного исследования к наиболее существенным результатам, обладающим элементами научной новизны, относятся:

1. Авторская трактовка понятия «регион», принципиальное отличие которой от существующих заключается в том, что регион характеризуется и как территориально очерченное пространство, и как социально обособленный административный и экономический комплекс, в котором складывается и реализуется совокупность процессов воспроизводства и жизнеобеспечения данной территории. Наличие единого экономического, административного и информационного пространства выделены как основополагающие критерии при определении понятия «регион», что соответствует задачам и целям исследования. Такой подход к раскрытию понятия «регион» позволяет осуществить оценку его экономического потенциала по основным составляющим: природно-экологической, ресурсно-производственной, трудовой, внешнеэкономической и бюджетно-финансовой.

Доказано, что управление регионом — это два начала: рынок и государство.

Обоснован вывод о необходимости новых институциональных подходов к управлению экономическим развитием региона. Определены принципы формирования маркетингового типа регионального менеджмента, который автором трактуется как взаимодействие рынка с государственным управлением.

2. Выявление наиболее значимых проблем регионального развития. На основе критического анализа существующей системы управления осуществлена конкретизация причин неадекватности существующей системы управления объекту управления, среди которых автор выделяет следующие: институциональные механизмы управления регионом не всегда и не полностью соответствуют действующему российскому законодательствуотсутствуют социальные стандарты, позволяющие адекватно оценивать ситуациюслабое регулирование государством естественных монополийсохраняется отраслевая структура управления при формировании экономических зонпрактически не внедряется система контроллинга как наиболее прогрессивного метода управленияотсутствие региональной стратегии развития области и др.

Автором установлено, что в экономике региона существует рассогласованность процессов производства и потребления, которая связана с макроэкономическим противоречием в хозяйственной системе, когда темпы экономического роста не сопровождаются аналогичным ростом уровня жизни населения. На примере Владимирской области выявлена эта диспропорция и предложены пути ее ликвидации.

Выделены и обозначены точки экономического роста для исследования проблем развития экономики региона с точки зрения управления. Показано, как по точкам экономического роста на основе наиболее распространенных методик определить приоритетные направления развития экономики области в территориальном и отраслевом аспектах.

Показана практическая значимость формирования кластеров как географически, так и технологически взаимосвязанных территориальных комплексов, повышающих уровень региональной специализации и концентрации хозяйственных процессов, определены принципы, используемые при их построении, а также обоснован вывод о том, что их формирование является условием устойчивого развития социальных процессов региона. и.

3. Формирование концептуальных принципов информационного обеспечения процесса государственного управления экономикой региона:

— наличие триединого пространства (административного, социально-экономического и информационного);

— создание интегрированного информационного ресурса (ИИР) региона;

— оптимизация ИИР региона эффективным информационным поиском с целью ликвидации избыточности информации, разработана схема информационного поиска;

— определение необходимых и достаточных макроэкономических показателей для принятия управленческих решений;

— сравнение макроэкономических показателей с задачами развития экономики региона методами верификации различных моделей развития;

— обеспечение процессов координации и согласования экономических интересов различных хозяйствующих субъектов.

Определены принципы формирования единого регионального информационного пространства на базе организованного взаимодействия всех структур, работающих в сфере информатизации, включающего в себя статистическую, банковскую, финансовую, налоговую, таможенную и пр. информацию.

4. Аргументация значимости информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений и необходимости перехода к принципиально новой системе информационного обеспечения управления экономикой региона, в которой статистическая информация является главной составляющей.

Дополнительно аргументируется, что создание и развитие инфраструктуры рынка информационных продуктов и услуг возможно только при ведущей роли государства в решении целого комплекса задач: технической, технологической, нормативно-правовой, информационной и организаторской.

5. Доказательство целесообразности использования мониторинга социально-экономических процессов как наиболее совершенного способа информационного обслуживания в целях своевременного отслеживания происходящих изменений в сфере экономики и применения комплекса социально-экономических показателей для этого.

Автором определено значение региональной и муниципальной статистики в информационном обеспечении органов управления и предложены конкретные меры по организации статистического учета на указанных уровнях власти и управления. Предложен перечень основных макроэкономических показателей для принятия управленческих решений по уровням власти и управления регионом.

Обосновано использование системы национальных счетов как источника формирования обобщающих индикаторов социально-экономического развития регионов. Показана роль валового регионального продукта как основного обобщающего показателя, характеризующего социально-экономическое развитие региона.

Приведен модельный набор социально-экономических индикаторов для оценки уровня жизни и его классификация по воспроизводственному признаку.

6. Разработка модели трансформации системы управления экономикой региона, конкретизирование методов воздействия государства на региональную экономику в виде таких механизмов, как управление и регулирование. Раскрыто сущностное отличие регулирования от управления, заключающееся в том, что его задача — сохранение и корректировка уже намеченного курса развития, и все его процессы предопределены действием целевого механизма управления. Доказана необходимость сочетания управления и регулирования в экономике переходного периода, значимость «воспроизводственного подхода» к управлению с повышением статистической и информационной культуры.

Раскрыта сущность понятия «качество управления» регионом. Определены основные социально-экономические параметры нового качества управления регионом. Обоснован вывод о том, что для становления управления в новом качестве необходимо сместить акценты в управлении с категории «предприятие» на категорию «собственность», вовлекая человека в процесс управления и распоряжения собственностью и реализуя его полномочия как собственника с изучением рынка и его бизнес-окружения, для чего необходим прогноз и индикативное планирование.

Доказана значимость психологической службы для повышения эффективности кадровой политики и предложен алгоритм формирования профессионального уровня управленческих кадров.

Результаты научного исследования позволили диссертанту обосновать концепцию информационного обеспечения управления региональной экономикой, которая выносится им на защиту.

В работе впервые:

Уточнено содержание понятия «регион», рассмотрены сущностные аспекты региональной экономики на базе информационного обеспечения принятия управленческих решений. Выработаны принципы и методы идентификации региональных интересов и оценки потенциала региона. Дано расширенное понимание с позиций концепции маркетинга региональной экономики.

Выявлены наиболее значимые проблемы, сдерживающие экономический рост региона и определены опорные точки роста и кластеры, ориентированные на развитие экономики региона.

Актуализированы в ходе формирования концепции новые принципы интегрированного информационного ресурса, к которым автор относит построение подсистем обеспечения статистической, банковской, финансовой, налоговой, таможенной и пр. информацией.

Информационное обеспечение управления региональной экономикой представлено как система в многомерном экономическом, административном и информационном пространстве региона. Выявлены его основные элементы и закономерности.

Разработан адекватный методологический аппарат информационного обеспечения управления региональной экономикой. Определены принципы систематизации и концептуализации, закономерности существования и образования, предложены методы его идентификации.

Сконструирована модель трансформации системы управления регионом, которая основана на сочетании регулирования экономикой и управления объектами собственности профессионально подготовленными кадрами управляющих.

Теоретическая значимость работы заключается в формировании системы концептуальных основ по вопросам совершенствования и информационного обеспечения управленческого процесса, возможности использования результатов исследования при изучении процессов и явлений различных уровней управления, адекватного отображения информационных потребностей региональных систем управления, сферы науки и высшего образования.

Созданная концепция ориентирована на использование результатов исследования в дальнейшем развитии управленческой и экономической наук, в совместной деятельности органов регионального управления и государственной статистики с академической наукой в части научных исследований, совместных прикладных работ. Полученные результаты позволяют сформировать новый подход к региональному управлению и могут служить в качестве теоретической основы разработки концепции региональной политики и процессов экономической трансформации.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке новых принципов и методов управления, использовании инструментов взаимодействия процесса управления, тенденций социально-экономического развития региона на базе применения информационных технологий.

Стратегия управления, базирующаяся на методах, принципах, технологии, изложенных в работе, позволяет системно решать стоящие перед региональным управлением задачи:

— развивать информационную базу поддержки принятия решений и их реализацию,.

— обеспечивать сбалансированный рост экономики и уровня жизни населения,.

— совершенствовать структуру экономики региона на базе выявления имеющихся резервов.

Разработанная концепция является основой для проведения исследований в целях разработки программ социально-экономического развития государства и регионов. Результаты исследования используются для преподавания экономических и управленческих дисциплин в экономических ВУЗах. Работа полезна специалистам, занимающимся вопросами анализа экономической ситуации и стратегического управления, в том числе при проведении подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих.

Апробация основных теоретических положений и практических выводов работы осуществлена в виде монографий, статей, публичных докладов, участия в круглых столах, проходивших в рамках международных симпозиумов (Москва, РАГС, 2001 г., 2004 г.), международных (Владимир, 1995 г.), всероссийских (Сыктывкар, 2005 г.- Самара, 1998 г.), межрегиональных (Чебоксары, 1998 г.- Самара, 1999 г.- Владимир, 2002 г., 2003 г.) научно-практических конференций.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были использованы для преподавания научных дисциплин «Регионоведение», «Региональная экономика и управление» для студентов экономических факультетов по специальностям 350 300 «Регионоведение», 61 000 «Государственное и муниципальное управление» в ВУЗах Владимирской области.

Материалы диссертационного исследования использованы также при разработке среднесрочных программ и проектов развития экономики Владимирской области, что подтверждается постоянным участием автора в разработке указанных документов в качестве эксперта.

Внедрение результатов диссертационного исследования.

Полученные результаты работы использованы при чтении курса лекций по регионоведению (вопросы теории и организации), а также при подготовке научных изданий «Регион в формировании социального государства» (2005г.), «Информационное обеспечение механизмов управления регионом» (2002г.) и «Управление региональной экономикой» (2001г.), учебного пособия «Экономика региона и управление» (2000г.).

Публикации. Всего автором опубликованы 43 научные работы по экономике, управлению и информатизации общим объемом 86,09 п.л. (авторских — 51,38 п.л.), в том числе непосредственно по теме диссертации -30 научных работ объемом 63,96 п.л. (авторских — 37,64 п.л.), из них: 11 научных статей в журналах входящих в перечень рекомендованных ВАК и 5 монографий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в работе анализ региональных проблем, вопросов взаимодействия информации и ее технологий с разработкой и принятием управленческих решений позволяет сделать ряд выводов и обобщений, которыми завершается это исследование.

• По мнению автора, одним из важнейших факторов успеха процесса реформирования российской экономики является преобразование системы регионального управления. Качество любого управленческого решения всегда зависит от полноты и достоверности информационной базы, на основе которой оно разрабатывается. Понимание этой проблемы и насущная потребность в централизованной, упорядоченной, строго организованной системе информационного обеспечения органов управления требует разработки концепции формирования интегрированного информационного ресурса региона, то есть системы, ориентированной, прежде всего, на конечный результат — принятие управленческих решений, взвешенных и обоснованных.

• Информация, как один из видов экономических ресурсов, обладает рядом особенностей.

Первая из них уникальна по своей экономической значимостиинформационный ресурс воздействует на эффективность производства и экономический рост без физического увеличения традиционных ресурсов.

Вторая особенность информационного ресурса — непосредственное воздействие на субъективный фактор производства — на человека, характер его экономического и социального поведения, способствующее повышению уровня развития личности.

Третья особенность — воздействие на ускорение воспроизводства, на сокращение времени производства и времени обращения. Значение экономической, коммерческой информации возрастает с переходом к рыночной экономике. Информационное обслуживание хозяйственного оборота предприятий становится решающим условием их экономической самостоятельности. Таким образом, информационный ресурс воздействует на экономическое поведение" агентов общественного производства и служит важной предпосылкой формирования предпринимательства.

• Переход от централизованной системы управления к использованию региональных рыночных регуляторов изменил информационные требования органов управления, выявил потребность в информации на уровне региона, создании баз данных региональной экономико-статистической информации, которая на сегодня отсутствует как специфический институт. Причем, потребность в результатах статистических наблюдений испытывают не только органы власти, но и руководители предприятий и организаций, предприниматели. Однако, результаты региональной статистики часто остаются невостребованными в силу ряда причин. Субъективная причина заключается в том, что для восприятия статистической информации необходимы специальные знания, которыми многие руководители не обладают, а поэтому появляется недоверие к статистической информации. Объективная причина состоит в том, что существующая система сбора и обработки информации мало приспособлена к использованию на уровне субъекта Федерации.

Возникает парадокс: пока не решена первая проблема — проблема профессиональной подготовки руководителя — нет потребности в статистической информации. А не будет решена вторая — проблема создания информационных ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений — не будет потребности в профессиональном использовании информационных данных.

• Процесс реформирования экономики требует от владельцев информационных ресурсов принципиального переустройства информационного пространства, перехода от информационной закрытости к формированию прозрачной информационной среды. Это возможно при организации цивилизованного взаимодействия всех субъектов, работающих на рынке информации (государственных, общественных, коммерческих структур), направленного на дальнейшее развитие инфраструктуры рынка информационно-телекоммуникационных продуктов и услуг.

• Новым информационным инструментом анализа рыночной экономики является система национальных счетов (СНС), то есть система взаимосвязанных макроэкономических показателей или современная система статистической информации, используемая для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. СНС возникла в результате слияния двух направлений исследовательских работ, а именно: работ в области статистики национального дохода (чистой продукции) и анализа экономического цикла, и является современным международным стандартом экономической информации, универсальным экономическим языком анализа и сопоставления данных, мощным средством обеспечения эффективного управления экономикой страны и регионов.

На федеральном уровне в СНС современного типа исчисляются такие статистические показатели, как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, валовой национальный доход, валовой национальный располагаемый доход, чистый национальный продукт, чистый внутренний продукт.

На региональном уровне в СНС разрабатываются такие статистические показатели, как: показатель фактического конечного потребления домашних хозяйств, показатель валового накопления, показатели счета образования доходов, валовой региональный продукт, чистая продукция региона, использованный национальный доход, конечная продукция региона, необходимый и прибавочный продукт, показатели эффективности регионального воспроизводственного процесса (показатели материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости). Показатель произведенного ВРП является основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона.

Именно через соотношение федеральных и региональных показателей возможно выявить не только экономические интересы этих хозяйствующих субъектов, но и определить их взаимозависимость и взаимное влияние.

• Как показал анализ, наблюдавшееся в 90-х годах макроэкономическое противоречие в хозяйственной системе, когда темпы экономического роста не сопровождались аналогичным ростом уровня жизни населения, сменилось в начале нового тысячелетия относительно устойчивыми темпами роста социально-экономических процессов.

Эту нескоординированность можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, рост производства носил компенсационный характер.

Во-вторых, такие показатели как динамика номинальной и реальной заработной платы лишь отчасти могут свидетельствовать о реальных располагаемых денежных доходах населения.

В-третьих, увеличение прожиточного минимума в регионе повысило порог бедности, что увеличило долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

В-четвертых, экономическая неопределенность в стране и регионах, порожденная тем, что государство чрезмерно вмешивалось в те сферы, где его быть не должно, и отсутствовало там, где оно необходимо.

В-пятых, капитуляция перед действиями естественных монополий.

Обеспечение сбалансированности процессов производства и потребления — сложная управленческая задача, решение которой под силу лишь органам государственной власти, которые должны умело сочетать государственное регулирование с элементами рынка.

• С развитием рыночных отношений в обществе сокращается социальное и внутрисемейное иждивенчество, усиливается самообеспечивающая функция населения. Поэтому значительную долю национального богатства страны составляет экономический потенциал домашних хозяйств. Его эффективная реализация может обеспечить материальную базу для проведения социально-экономических реформ в России, стимулировать экономический рост в стране, значительно повысить уровень благосостояния населения и, тем самым, внести свой вклад в ослабление противоречия между экономическим ростом и ухудшением благосостояния людей.

Функционирование домашних хозяйств — одна из сфер, пристальное внимание которой должно быть уделено органами государственной власти. Но основой благополучного существования общества, является, без сомнения, эффективная деятельность предприятий и организаций. Задача грамотного управления — адаптируясь к современным условиям хозяйствования, добиться максимального использования потенциала предприятия.

• Появление многообразных форм собственности сделали сложившуюся систему управления предприятием неспособной эффективно функционировать в новых условиях. Современной рыночной хозяйственной организации более соответствует «управление собственностью» как система, учитывающая интересы собственников, управляющих и работников. Это гибкий механизм, ориентированный не столько на организационно-технологическую целостность управляемого объекта, сколько на его экономическое содержание, структуру собственности, общность активов и обязательств. Управление собственностью основано на использовании преимущественно экономических методов и создает возможность многовариантного решения производственных и коммерческих задач. В результате административно-бюрократический стиль управления заменяется на предпринимательский, с его более высокой и эффективной мотивацией. На первый план выходит управление людьми в процессе производства, подчинение вещей интересам людей.

• Изменения социально-экономической сущности объекта управленческой деятельности не могло не повлечь за собой и изменение ее главного субъекта, т. е. собственника. Проблемы сохранности, обновления, сбережения и, главное, приращения собственности становятся главной заботой того, кто ее не только представляет, но и непосредственно олицетворяет, персонифицирует. Появляется не просто эффективный собственник, но собственник с потребностью эффективно управлять принадлежащим ему капиталом. Управление собственностью закладывает новые принципы хозяйственной, трудовой и профессиональной мотивации труда на основе механизмов саморегулирования и самофинансирования, позволяет.

283 формировать систему народного хозяйства не как жестко детерминированную инженерную конструкцию, а как живой организм с элементами самонастройки и самовоспроизводства.

Этот краткий перечень преимуществ управления «собственностью» говорит о появлении в российской экономике такой формы управления, которая, возникая из многообразия форм собственности, реализует себя через них и для них.

• Что же реально обеспечит становление нового качества управления экономикой региона в XXI веке? Этому будут способствовать правильная постановка задач, целей и направлений развития регионаопределение и установление критериев решения этих задач на базе использования научно обоснованных принципов организации управлениявыбор оптимального варианта развития экономики регионапринятие обоснованного управленческого решения по развитию региона и разработке мер по его реализации и др.

Новое качество управления, повышая эффективность решения экономических задач в отдельных секторах народнохозяйственного комплекса региона, одновременно является механизмом преодоления кризисных и негативных тенденций в его социальном развитии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Компания или стратегия? // ЭКО. — 2004. — № 6. — С.45−48.
  2. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С.4−12.
  3. Автоматизированные информационные системы. / Криницкий H.A., Миронов Г. А., Фролов Г. Д. / Под ред. A.A. Дородницына. М.: Наука, 1982 -382 с.
  4. Актуальные проблемы региональной политики (по материалам семинара в Институте региональной политики) // Вопросы экономики. 2005. — № 8. -С.151.
  5. П.М. Экономическое районирование СССР. М.: Госпланиздат, 1959. — 263 с.
  6. А. О предпосылках устойчивого экономического роста // Экономист. 2005. — №Ю. — С. 16−23.
  7. .Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебное пособие / Под ред. акад. В. А. Петрищева. -СПб.: Лениздат, 1998. 574 с.
  8. И. Инвестиционный потенциал российского Интернета // Информационные ресурсы России. 2000. — № 1. — С.26−28.
  9. Л., Миргородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики // Экономист. -2004. № 1. — С.81−88.
  10. В.Д. Россия: Экономический и инвестиционный потенциал. -М., 1999. С.596−628.
  11. A.A. Региональные проблемы социального развития / Под ред. С. Б. Лаврова. Л.: Издат. Ленин, ун-та, 1986. — 133 с.
  12. Н.С., Мымрикова Л. С., Рябушкин Б. Т. К вопросу об интегрированной статистической информации для системного анализа социально-экономических процессов // Вопросы статистики. 2004. — № 5. — С.27−35.
  13. Р. Источники посткризисного экономического роста в России // Вопросы экономики. 2005. — № 1. — С.28−48.
  14. М., Афанасьева О. Приоткрытые окна (общедоступные сайты органов российской исполнительной власти) // Отечественные записки. -2004. № 3. — С.309.
  15. М., Мясникова JI. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. — № 4. — С.75−86.
  16. Е. Использование индикативного мониторинга структурного развития экономики при разработке промышленной политики // Общество и экономика. 2001. -№ 5. — С.53−67.
  17. Е., Конышев В. Роль государственного сектора в построении «новой экономики» // Общество и экономика. 2004. — № 2. — С.86−106.
  18. С., Скуфьина Т. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов РФ // Вопросы экономики. 2005. — № 8. -С.54.
  19. H.H. Экономическая география СССР. Обзор по областям Госплана. M.-JL: Госиздат, 1927. — 336 с.
  20. В., Глисин Ф. Макроэкономический мониторинг и меры по его совершенствованию // Экономист. 2005. — № 11.- С.24−29.
  21. Е.П., Еремин В. Н. Формирование регионального рынка информации. Иваново: Иван. Гос. Ун-т, 2005. — 80 с.
  22. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998. — С.36−47.
  23. В.В. Информатизация органов управления на региональном уровне // Вопросы статистики. 1999. — № 8. — С.73−74.
  24. В. Управление качеством жизни населения // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 3. — С.117−122.
  25. Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. Вып.2. -М.: Мир, 1974.-C.il.
  26. Н., Паринова А. Нововведения в организации: предупрежден -значит, защищен // Персонал-Микс. 2004. — № 2. — С.20−31.
  27. А. Экономические механизмы устойчивого развития // Экономист. 2005. — № 4. — С.63−72.
  28. О.В., Раимова А. Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 240 с.
  29. С. Создание единого информационного пространства региона (на примере Ярославской области) // Информационные ресурсы России. -2002. № 3. — С.20−22.
  30. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — С.31−32.
  31. В.И., Игнатов В. Г., КетоваН.П. Основы региональной экономики. -М.: Университет, 2000. 448 с.
  32. Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе / Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 1994. — 141 с.
  33. Е.М., Погребинская В. А. Социальная направленность экономического роста / Ин-т экономики АН СССР / Ответ, ред. В. И. Маевский -М.: Наука, 1990.- 132 с.
  34. Валовой региональный продукт Владимирской области / Статистический сборник. Владимир: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, 2005. — 37 с.
  35. О.С. Стратегическое управление. 2-е изд. — М.: Гардарика, 1998.- 161 с.
  36. О.С. Управленческая парадигма XXI века // Менеджмент. -1996.- № 4. С.24−28.
  37. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. — М.: Гардарика, 1996. — С.306.
  38. О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент».- М.: Гардарика, 1998.-288 с.
  39. Владимирская область. / Статистический ежегодник. Владимир: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, 2005. — 561 с.
  40. В.О. Нужна ли регионам статистика? // Вопросы статистики. -1999.- № 4. С.77−79.
  41. Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. -М., 1998. С.255−263.
  42. Вопросы экономического районирования СССР. / Сб. материалов и статей (1917−1929) Под общ. ред. акад. Г. М. Кржижановского. М., 1957. — 344 с.
  43. А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-ДАНА, 2002. — 239 с.
  44. Е.Т. Аномалии экономического роста. М.: Магистр, 1997. — 230 с.
  45. Е.Т. Современный экономический рост и стратегические проблемы развития России / к 5-й Международной научной конференции «Конкурентоспособность и модернизация экономики». 6−8 апреля 2004 г. г. Москва. -С.5.
  46. Гапоненко A. JL, Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 1999. — С. 15−16.
  47. В. Информационная система как проводник инноваций // Информационные ресурсы России. 2000. — № 5. — С.14−16.
  48. М. Информатизация региона // Экономист. 2005. — № 6. — С. 9093.
  49. И.Р. Направления развития статистики информационных технологий // Вопросы статистики. 2004. -№ 11.- С.21−29.
  50. И. Оценка экономического потенциала территории / Экономист. -2005. -№ 3. С.61−66.
  51. В.П. Дисперсионный анализ региональных экономических параметров // Вопросы статистики. 2005. — № 12. — С.29−31.
  52. И.Н. Менеджмент.- М.: ЮНИТИ, 1995. С. 111 -119.
  53. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. Учебник. СПб.: Из-во Михайлова В. А., 1998. — 659 с.
  54. А. Факторы роста российской экономики и перспективы технического обновления // Вопросы экономики. 2004. — № 5. — С.44−58.
  55. А.Н., Полякова Г. П., Кулагина E.B. Интеграция информационных ресурсов в процессе управления регионом // Вопросы статистики. -2004. -№ 12.-С.72−74.
  56. В.Н., Гутман Г. В. Стоимостной динамический анализ производственных отраслей Владимирской области // Трансформационный и трансакционный механизмы развития экономики. (Сб. науч. статей).- Владимир: ВФ РАГС, 2001. С.25−34.
  57. Е.В. Приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона. Диссертация на соискание ученой степени д.э.н. Тверь, 2000. — С.53.
  58. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник в 2 т. / Под ред. В. А. Козбаненко. М.: Статут, 2002. — Т. 1. — 159 е., Т.2 — 319 с.
  59. JI.M., Гасликова И. Р. Методологические основы статистики информационных технологий // Вопросы статистики. 2000. — № 3. — С.30.
  60. В.Д. Деятельностная теория управления.- М.: РАГС, 1997. С. 9.
  61. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг- Гос. ун-т высшая школа экономики. — 4-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 495 с.
  62. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. 1998. — № 9. — С.3−11.
  63. И. Проблемы становления и развития контроллинга // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 6. — С.80−84.
  64. Г. В., Звягинцева О. П., Мироедов A.A. Регион в формировании социального государства. М.: Финансы и статистика, 2005. — 160 с.
  65. Г. В., Мироедов A.A. Регионоведение. Владимир: Издательство «Посад», 2000. — С.104−105.
  66. Г. В., Мироедов A.A. Регионоведение. Курс лекций. Владимир: ВФ РАГС, 2000. — 202 с.
  67. Г. В., Мироедов A.A., Федин C.B. Управление региональной экономикой / Под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001. -175 с.
  68. Г. В., Мироедов А.А, Федин C.B. Экономика региона и управление. Учебное пособие. / Под ред. Г. В. Гутмана. Владимир: ВФ РАГС, 2000. -288 с.
  69. В. Экономический рост: темпы и качество // Экономист. -2005. -№ 11. -С.10−23.
  70. С. О качестве экономического роста // Экономист. 2005. — № 12. -С.22−31.
  71. В.И. Информационное обеспечение и управленческое решение // Вопросы статистики. 2002. — № 10. — С.45−49.
  72. М. Перспективы экономических реформ в России // Вопросы экономики. 2005. — № 11. — С.4−13.
  73. А.И. Региональные пропорции воспроизводства. JL, 1977. -С.9.
  74. Ю.В., Вертакова Ю. В., Евченко A.B., Клименко П. А. Воспроизводственный подход к оценке и регулированию регионального развития по критериям устойчивости // Вопросы статистики. 2005. — № 8. — С.20−25.
  75. Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности. Иваново, 1998.-С.15.
  76. ДрукерП.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: — Спб.: — Киев: Вильяме, 2000. — С.32−64.
  77. Drucker P.F. What makes an effective executive // Harvard business rev. Boston, 2004 — Vol.82, № 6 — P.58−63.
  78. Д., Евстигнеев P. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 1. — С.81−88.
  79. С., Маринин С. Создание интегрированных структур в высокотехнологическом комплексе // Экономист. 2004. — № 6. — С.29−34.
  80. В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: Учеб. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. — 700 с.
  81. В.Н. Состояние и развитие машиностроительного комплекса региона и организационно-управленческие проблемы его информатизации: вопросы методологии, теории и практики / Диссертация на соискание ученой степени д.э.н. Иваново, 2004. — 372 с.
  82. К.И. Статистика: вчера, сегодня, завтра // Вопросы статистики. -2006. № 1. — С.78−79.
  83. В.В. Экономика региона: формирование социально-устойчивой стратегии развития. Сыктывкар: Сыкт. гос. ун-т, 1997. — 179 с.
  84. Е.С., Сивориновский Б. Г., Ладонычева Г. Ю. Актуальные вопросы межрегиональных сравнений // Вопросы статистики. 2001. — № 6. -С.34−39.
  85. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. М.: Мир, 1999. — С.32.
  86. Д.П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. -Ростов н/Д: МарТ, 2000. 448 с.
  87. А., Мясников Л., Электронный рынок и «новая экономика» // Вопросы экономики. 2004. — № 2. — С.55−71.
  88. В. Информационные технологии и система управления // Экономист. 2004. — № 4. — С.37−41.
  89. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. -М.: Прогресс, 1966. 659 с.
  90. С., Попова Л., Лобов В. Информационные технологии в управлении // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 5. -С.77−78.
  91. В.Л. За десять лет: К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. — 528 с.
  92. Институт губернатора в России: традиции и современные реальности / Под ред. Н. С. Слепцова. М.: Изд-во РАГС, 1997. — С. 44−47, 51−53.
  93. Институциональные основы рыночной экономики в России / Ответ, ред. О.С. Белокрылова- М.: Наука, 1996. 186 с.
  94. Информационный поиск / Пер. с англ. Ю. Азизова, В. Грекова, J1. Какунина и А. Тупицына. М.: Воениздат, 1970. — 319 с.
  95. М. Цель правительства не сами реформы, а их результат, воплощенный, прежде всего в повышении жизненного уровня российских граждан // Человек и труд. — 2001. — № 1. — С.4−10.
  96. A.A. Субъекты федерации: Управление в период реформ. -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 258 с.
  97. В.В., Ковылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2005. 580 с.
  98. Д. Государственное регулирование экономики // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 6. — С.29−37.
  99. Г. микроэкономические факторы и ограничения экономического роста // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 5. — С.28−33, № 6. — С.38−43.
  100. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. -М.: Эдиториал УРСС, 2004. 294 с.
  101. В. Финансовые ресурсы информатизации региональных и муниципальных органов власти // Экономист. 2004. — № 8. — С.77−82.
  102. А. Объединение регионов как фактор реабилитации «проблемных» территорий // Российский экономический журнал. 2005. — № 11/12. -С.35−46.
  103. Ф.Н., Абдыкулова П. М., Кушникова А. И., Каширская С. И. Вариантный прогноз эволюции экономики российских регионов // Российский экономический журнал. 1997. — № 8. — С.51−65.
  104. Ф.Н., Кушникова А. И., Чернова J1.C. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала субъектов России // Проблемы прогнозирования. -1999.-№ 2.-С.49−63.
  105. Ф., Чернова Л. О стратегии управляемого развития // Экономист. 2004. — № 9. — С.56−63.
  106. В.И. Теория, практика и искусство управления.- М.: Норма-Инфра, 1999.-С.51.
  107. Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005. 288 с.
  108. Г. Институты, политика и экономический рост // Вопросы экономики. 2004. — № 7. — С.35−50.
  109. H.H. Теория экономического районирования М., 1968. -С.15.
  110. РФ. М.: ООО «Издательство «Айрис-пресс». — 2003. — 64 с.
  111. Концепция выхода из кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию региона (области, края, республики) / Комитет гос. думы по делам Федерации и региональной политики. М.: Гос. Дума, 1997.-36 с.
  112. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века / В. В. Трейер, А. И. Каширин, Ю. М. Швырков. М.: Диалог: МГУ, 2000.
  113. Ю.Г. Метод наименьших квадратов в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1980. — С.8.
  114. В.Н. Международное экономическое содружество и проблемы глобализации // Научные труды международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. М.: СПБ, 2000. — С.49.
  115. Н.Д. Некоторые проблемы освоения СНС в регионе // Вопросы статистики. 1999. — № 9. — С. 17.
  116. Н.Д., Розенберг Д. К. Система региональных счетов как отражение процессов экономического развития на мезоуровне // Вопросы статистики. 2004. — № 3. — С. 14−21.
  117. Н.Д. Статистический учет: Статистика и методы использования (учебное пособие). Курган: Изд-во ККГС, 2004. — 390 с.
  118. В. На пути к устойчивому развитию хозяйственной системы региона // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 4. — С.65−69.
  119. В., Ахматукаев М., Заика И. Модернизация экономики и проблемы конкурентоспособности // Экономист. 2004. — № 11. — С.60−65.
  120. С. Технологии управления, основанные на знаниях // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 6. — С.85−89.
  121. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб.: Олбис, 1997. — С.15, 68, 89.
  122. С. Оценка пореформенных последствий // Экономист. 2004. -№ 8. — С.32−39.
  123. Я., РадаевВ., Яковлев А., ЯсинЕ. Институты: от заимствования к выращиванию // Вопросы экономики. 2005. — № 5. — С.5.
  124. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, 2002. — 976 с.
  125. .Л., Шильцин Е. А. Региональная сбалансированность в РФ: мифы и реальность // ЭКО. 2005. — № 4. — С.83−93.
  126. Ю.Н., Гутман Г. В., Прилепский А. И. Экономическая безопасность региона. М.: Наука, 1996.
  127. Ю.Н., Мироедов A.A. Опыт взаимодействия органов статистики и социологических служб // Региональная экономика. Проблемы устойчивого развития (Сборник научных трудов- Т.1).- Владимир: Владимирский институт бизнеса, 2001. С.72−80.
  128. В. Феномен конкурентоспособности регионов в условиях глобальной экономики // Российский экономический журнал. 2005. — № 4. — С.86−91.
  129. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдитори-алУРСС, 1997.-С.28.
  130. В.В. Межотраслевая экономика: Пер. с анг. М.: Экономика, 1997. — 479 с.
  131. А. Региональная реакция на глобальную институциональную конкуренцию // Общество и экономика. 2005. — № 6. — С. 145−162.
  132. А. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: институциональный аспект // Вопросы экономики. 2005. — № 3. — С. 142−156.
  133. П. Экономическая статистика. Висбаден: Федеральное статистическое управление, 1995. — С.19−20, 131−133.
  134. Г. П. Основные тенденции в производстве ВВП Российской Федерации в 1995—2003 годах // Вопросы статистики. 2005. — № 5. — С.42−61.
  135. К. Россия на пути к информационному обществу? // Вопросы экономики. 2005. — № 4. — С. 113−120.
  136. . Межбиблиотечные on-Line центры и их роль на информационном рынке // Информационные ресурсы России. 2000. — № 4. — С. 14.
  137. В. Стратегия инновационного прорыва // Экономист. 2005. -№ 1. — С.94−96.
  138. С. Переход к новой модели государственного управления в постиндустриальном обществе // Проблемы теории и практики управления. -2004. № 4. — С.34−39.
  139. Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 1990. — 225 с.
  140. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1998.-С. 12.
  141. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: — Новосибирск: ИНФРА-М, 2000. — С.213.
  142. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства: курс лекций / ответ, ред. П. В. Шеметов. М.: Экономика, 1988. -С.14, 57.
  143. Т. Формирование информационных технологий управления экономикой // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 6. -С.90−95.
  144. Н. Региональные аспекты информатизации // Информационные ресурсы России. 2002. — № 4. — С.27−32.
  145. В., Матылина JI. Эффективность оптимизации макроэкономических параметров управления // Проблемы теории и практики управления.2004.-№ 3.-С.41−47.
  146. May В. Экономическая политика в 2004 году: поиск модели консолидации роста // Вопросы экономики. 2005. — № 1. — С.4−27.
  147. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-С.688.
  148. Методологические положения по статистике. Вып.1 / Госкомстат России. -М., 1996.-С.74, 159−160.
  149. Методологические положения по статистике. Вып.2 / Госкомстат России. -М., 1998. С.131−132.
  150. Методологические рекомендации по расчету ВРП в текущих и сопоставимых ценах. М.: Госкомстат России, 1999. — С.4−5.
  151. Дж. Магическое число семь, плюс или минус два: О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология: Сб. статей. М.: Прогресс, 1964. — С. 191−225.
  152. .З. Реформы управления и управление реформами / РАН- Институт экономики М., 1994. — 4.1. — 245 е., 4.2. — 181 с.
  153. П. Трансформация региональной экономической политики // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 2. — С.87−92.
  154. П.А. Экономическое развитие региона: программный подход. -М.: Наука, 1983.-224 с.
  155. И. Трансформация российской экономики: многообразие подходов, сходство выводов // Вопросы экономики переходного периода.2005. № 12. — С.57−66.
  156. A.A., Выборнова А. Г., КочетоваН.Е. Прогноз удвоения ВВП и снижения уровня бедности в регионе // Вопросы статистики -2004. № 12. — С.57−60.
  157. A.A. Информационное обеспечение механизмов управления регионом. М.: Финансы и статистика, 2002. — 128 с.
  158. A.A., Мироедов Д. А. Оценка экономического потенциала домашних хозяйств как элемента национального богатства (на примере Владимирской области) // Вопросы статистики. 2001. — № 10. — С.35−41.
  159. A.A. Эйдельман Я.JI. Экономико-статистический подход к оценке экономического потенциала и качества управления предприятием // Вопросы статистики. 2001. — № 10. — С.44−50.
  160. МитичеваО.Н. Маркетинг статистической информации: итоги исследования // Вопросы статистики. 2005. — № 10. — С.57−59.
  161. А.Г. Использование современных методов управления проектами, маркетинга и менеджмента при создании информационных систем // Информационные ресурсы России. 2000. — № 6. — С. 19−22.
  162. H.H. Региональная экономика и управление. Учебное пособие для вузов. Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. — 400 с.
  163. В. Интернет / Интранет технологии в создании единого информационного пространства Смоленской области // Информационные ресурсы России. 2000. — № 5. — С.30−36.
  164. Ю., Ломов А., Разумов С., Сухов В. Приоритет региональным проблемам // Информационные ресурсы России. — 2000. — № 3. — С. 12−15.
  165. Национальные счета (вопросы теории, методологии и анализа). Сборник научных трудов. М.: Моск. экон.-стат. ин-т, 1994. — 115 с.
  166. Национальные счета для бывшего СССР: источники, методы, расчеты. -М.: Статкомитет СНГ и ОЭСР, 1992. 134 с.
  167. H.H. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975. — С.22−23.
  168. Е.А. Управление социальными процессами. Саранск: МГУ, 1999.-С.52.
  169. Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России // Вопросы статистики. 2004. — № 8. — С.66−71.
  170. Н.И. Инфляция и экономический рост стандартная модель и современная реальность // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. — 2005. -№ 2. — С.3−12.
  171. О.Н., Филиппова А. И. Оценка социально-экономического развития субъектов РФ с использованием показателей, косвенно характеризующих восстановительные процессы в экономике // Вопросы статистики.- 2005. -№ 10. С.3−9.
  172. И., Калинин А., ТочилкинаО. Рыночная трансформация экономики: итоги пройденного этапа // Общество и экономика. 2005. — № 9. -С.48−81.
  173. И., МарушкинаЕ. Бедность в России: экономический анализ // Общество и экономика. 2005. — № 7/8. — С.262−304.
  174. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С.8−9.
  175. И.Б., Абдуллаев А. Ш. Введение в информационный мир. М.: Наука, 1991.-225 с.
  176. A.C. Рыночная инфраструктура региона: проблемы формирования и развития. Новосибирск: ЭКОР, 1996. — 288 с.
  177. A.C. Теория региональных рынков: Учебник. Ростов н/Д: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 448 с.
  178. А.И. Проблемы социалистического воспроизводства. М.: Наука, 1984.-295 с.
  179. Об информации, информационных технологиях и о защите информации / Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006. № 31 (1 ч.). — Ст.3448.
  180. Об областной целевой программе «Информатизация Владимирской области на 2007−2009 годы» / Закон Владимирской области от 12.12.2006 г. № 173−03 // Владимирские ведомости, 20.12.2006. № 262.
  181. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации / Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003. № 40. — Ст.3822.
  182. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. О. Э. Башиной, A.A. Спирина.- 5-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2000. С. 19.
  183. Ю., Петраков Н. Российская трансформация и ее результаты // Вопросы экономики. 2004. — № 5. — С.59−72.
  184. А.Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2005. -704 с.
  185. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. -М.: ИНФРА-М, 2000. 124 с.
  186. Основы экономики социалистической промышленности / Под ред. А. Н. Белова. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1983. — С. 145−154.
  187. В., Золотаревич К. Социально-экономические задачи, поставленные Президентом России: поиск системного подхода и механизмов решения // Вопросы экономики переходного периода. 2005. — № 2. — С. 15−19.
  188. Н.И. Использование новых информационных технологий при распространении официальной статистической информации // Вопросы статистики. 1999. — № 6. — С.71.
  189. Н.И. Стратегия распространения статистической информации Госкомстата России // Вопросы статистики. 2000. — № 7. — С.69−70.
  190. В.И., Андреев А. Д. Организационное развитие предприятия // ЭКО. -2006.-№ 2.-С.45.
  191. С., Семенов Т. Исследование различий влияния знания и информации на развитие общества // Экономист. 2005. — № 2. — С.46−50.
  192. Ю. На пути к будущим информационным ресурсам // Информационные ресурсы России. 2000. — № 5. — С.26−29.
  193. ПопадюкН. Административно-территориальная реформа и территориально-хозяйственные уклады-// Вопросы экономики. 2004. — № 5. — С.73−84.
  194. Г. Х. Труды вольного экономического общества России.- М., 1996. -С.544.
  195. Г. Х. Экономика непроизводственной сферы: вопросы международного сотрудничества // Информационный бюллетень. М., 2000. — № 1(15). -С.79.
  196. Е., Лесных В. Системный подход к проблеме импорта институтов в российскую экономику // Общество и экономика. 2005. — № 10/11. — С.98−112.
  197. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред.
  198. B.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  199. . Современные концепции кризисов и принятие управленческих решений // Российский экономический журнал. 2004. — № 4. — С31−50.
  200. И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами // Общество и экономика. 2005. — № 9.1. C.125−134.
  201. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: концептуальные положения / Румянцев A.A., Вершинина C.B., Губичева З. К. и др. / Под ред. А. Е. Когута. СПб.: Ин-т соц.-экон. проблем, 1995. — 53 с.
  202. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: понятийный аппарат / Румянцев A.A., Вершинина C.B., Губичева З. К. и др. / Под ред. А. Е. Когута. СПб.: Ин-т соц.-экон. проблем, 1995. — 90 с.
  203. В., Иванова Т. О смене управленческих парадигм // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 6. — С.96−100.
  204. А.Е. Проблемы размещения социалистической промышленности. -М.: Экономика, 1982. 215 с.
  205. Промышленность Владимирской области / Статистический сборник. -Владимир: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, 2005. 93 с.
  206. В. Эффективная экономика достойная жизнь // Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 5. — С.6−10.
  207. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Д. С. Львова. М.: ОАО «Изд-во Экономика», 1999. -С.360−364.
  208. О.С., Аряхин А. Н., Верхулова М. С., Щербакова Е. М. Новые тенденции развития регионов России и экономическая политика федерального центра // Проблемы прогнозирования. 1998. — № 3. — С. 120−134.
  209. О.С. Региональная инфраструктура в стратегии реформ // Экономическая наука современной России. 2005. — № 3(30). — С.67−79.
  210. О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О.С. Пчелинцев- Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: Наука, 2004. — 258 с.
  211. A.A. Основы менеджмента. М.: Центр, 1997. — С.379.
  212. А., ЭнтовР. Институциональные компоненты экономического роста // Вопросы экономики. 2005. — № 11. — С.14−38.
  213. H.H., Сергиенко Я. В., Френкель A.A. Оценка качества экономического роста // Вопросы статистики. 2005. — № 2. — С. 11−14
  214. А., Быстрицкий С., ТелушкинаЕ. Мониторинг инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист. — 1994. — № 2. — С.55.
  215. A.C., Шмелев В. Б. Какая статистика нужна регионам? // Вопросы статистики. 1999. — № 8. — С.70−71.
  216. Регион: к новому качеству управления / Под ред. Ю. Алексеева, Н. Паду-чина. М.: Луч, 2000. — С.17.
  217. Региональная инвестиционная политика: от эксперимента к практике (материалы научно-практической конференции) // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 3. — С.79−87.
  218. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии / Под ред. В. Е. Селиверстова. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. — 246 с.
  219. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания: материалы межведомственной конференции / Под ред. В. В. Климанова. -М.: Инсан, 1998. 159 с.
  220. Региональная экономика. / Под ред. М. В. Степанова. М.: Инфра-М, 2000. -С.10−11.
  221. Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. JI.A. Козлов. М.: Наука, 1993.- 128 с.
  222. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2005. — 666 с.
  223. Региональная экономика: Учебник для вузов экономич. специальностей / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Юнити, 1999. — 468 с.
  224. Региональная экономика. Учебное пособие для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1995.-304 с.
  225. Региональное программное планирование. Вопросы теории и практики / Отв. ред. Р. И. Шнипер. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1981. — 289 с.
  226. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2000. -435 с.
  227. Региональные альянсы и кластеры / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская книжная типография, 2006. — 315 с.
  228. Региональные исследования за рубежом / Отв. ред. Павлов Ю. Б., Алаев Э. Б. М.: Наука, 1973. — 303 с.
  229. Региональные проблемы перехода к рынку. Сб. научных трудов / Под ред. Л. А. Козлова. М.: СОПС СССР, 1991. — 179 с.
  230. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Штульберг Б. М. и др. М.: Наука, 1993.- 127 с.
  231. Д. Переходный период в России меняется на инновационный // Вопросы экономики переходного периода. 2005. — № 11. — С. 10−14.
  232. О., Чеченова О., Макарова И. Потенциал развития высокотехнологичного регионального комплекса // Общество и экономика. 2005. -№ 4. — С.153−176.
  233. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.-819 с.
  234. В., Топилин А. Межрегиональные экономические связи: приоритеты и механизмы стимулирования // Экономист. 2005. — № 6. — С.43−49.
  235. В.М. Региональные особенности общественного воспроизводства. М.: Мысль, 1972. — 191 с.
  236. Рыночная экономика: Учебник в 3 т. Т.1. Теория рыночной экономики. Часть 2. Макроэкономика / Максимова В. Ф., ШишовА.Л. М.: СОМИНТЕК, 1992. — 256 с.
  237. A.B., Мокроусов Н. Е. Принципы формирования информационной системы поддержки малого предпринимательства в Ярославской области // Информационные ресурсы России. 2000. — № 3. — С.20−23.
  238. .Т., Хоменко Т. А. Система национальных счетов. М.: Финансы и статистика, 1993. — С.74.
  239. А. Информация «сырье» для инновации, основа для принятия важных решений // Информационные ресурсы России. — 2000. — № 5. — С.9−13.
  240. А. Современный информационный продукт, стандартизированные технологии, сетевая среда скоростного доступа, профессиональное управление // Информационные ресурсы России. 2000. — № 2. — С.5−8.
  241. В.Г., Шибаева H.A., Молоканов В. Д., Дмитриева Н. Е. Эффективное управление и его информационное обеспечение органами государственной статистики // Вопросы статистики. — 2002. № 10. — С.41−44.
  242. Д. Экономические реформы в новых рыночных условиях // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 1. — С. 12−17.
  243. . Экономика информации: Новая парадигма и ее границы // Вопросы экономики. 2005. — № 10. — С.4.
  244. H.H., Скаржинский М. И., ГрабоваО.Н. Стратегия устойчивого экономического и социального развития региона. Кострома, 2003. — С.4−5.
  245. А. Разнонаправленность экономических процессов // Экономист. 2005. — № 3. — С.30−40.
  246. П. Актуальные проблемы регионального развития // Экономист. -2004. № 6. — С.64−71.
  247. В. Мониторинг экономических реформ // Экономист. 2005. -№ 3. — С.94−96.
  248. Т.М. Информация в государственном управлении. // Вопросы статистики. 2003. — № 12. — С.70.
  249. Н. Базовые парадигмы менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 2. — С.113−118.
  250. Н. Управленческое решение выбор системы // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 3. — С. 104−108.
  251. Л.Н. МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный вось-мицветовой тест Люшера. — С-Лб., изд. Речь, 2001. — 112 с.
  252. Собчик. Л. Н СМИЛ стандартизированный многофакторный метод исследования личности. — С-Лб., изд. Речь, 2001. — 218 с.
  253. Современное управление. Энциклопедический справочник Т. 1 / Пер с англ. (Американская ассоциация управления). М.: Издатцентр, 1997. — С. 10−11.
  254. Г. В. Уровень жизни и экономическое развитие региона // Вопросы статистики. 2004. — № 8. — С.71−75.
  255. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН Н. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
  256. Социально-экономический потенциал региона. Проблемы оценки, использования и управления / Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург: Ин-т экон., 1997.-379 с.
  257. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса / Под ред. Д. Г. Плахотной М.: Изд-во МГУ, 1992. -95 с.
  258. Статистический анализ в экономике / Под ред. Громыко Г. А. М.: Из-во Московского ун-та, 1992. — 214 с.
  259. Р. Метод затраты-выпуск и национальные счета: Пер. с анг. М.: Статистика, 1964. — 263 с.
  260. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, 2006. — 245 с.
  261. Стратегия развития муниципальных образований Владимирской области: Опыт и проблемы разработки / Под общ. ред. А. Е. Илларионова и В. А. Кретинина. М.: ЮРКНИГА, 2004. — 272 с.
  262. Т.Г. Формирование стратегии развития регионов с использованием данных потребительских бюджетов домохозяйств // Вопросы статистики. 2006. — № 2. — С.42−45.
  263. JI.H., Аверин А. Н. Социальное управление: опыт философского анализа. М., 1994. — С.6.
  264. А.Е. Доходы населения. Опыт политических измерений. М.: Финансы и статистика, 2000. — С.306, 314.
  265. А.Е. Уровень жизни населения России М.: ИИЦ «Статистика России», 2003.-279 с.
  266. B.C. Стабилизация экономики региона: вопросы теории, методологии и практики. Диссертация на соискание ученой степени д.э.н. / Кемерово, 1996. 269 с.
  267. С.А. Стратегия регионального развития и приоритеты социально-экономической политики // Регион: экономика и социология. 1995. -№ 4. — С.25−53.
  268. О. О выборе стратегии макроэкономической политики // Вопросы экономики. 2004. — № 8. — С.77−89.
  269. СухинаВ.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992. -111с.
  270. А. Слагаемые конкурентного поведения региона // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 4. — С.40−46.
  271. Теоретические основы региональной статистики: Учебное пособие / Е. В. Зарова, Н. В. Проскурина. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004.-С.23.
  272. Т.П., Куликова Ю. В. Оценка производства валового регионального продукта: методика прогноза // Вопросы статистики. 1999. — № 5. -С.7−13.
  273. Е.И. Комплексный подход к оценке устойчивости экономического роста и конкурентоспособности регионов Российской Федерации // Вопросы статистики. 2006. — № 2. — С.9−18.
  274. В.И. Социально-экономическое развитие региона в условиях становления рыночных отношений: (08.00.01) / СПб. гос. ун-т. / Диссертация на соискание ученой степени д.э.н. СПб., 1995. — 291 с.
  275. Т.А. О повышении качества и достоверности статистической информации, используемой при подготовке информационно-аналитических материалов // Вопросы статистики. 2005. — № 10. — С.62−66.
  276. .Г. Анализ развития трудовых отношений на промышленных предприятиях области // Состояние и тенденции развития социально-трудовой сферы на современном этапе. Самара: СГУ, 1997. — С.6−20.
  277. Thurow L. Head to head: the coming economic battle among Japan, Europe, and America. New York: Warner Books td., 1993. — P.39−55.
  278. P.A. Стратегический менеджмент.- 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа» — Интел-Синтез, 1998. — С.65.
  279. В. Региональное программирование в переходной экономике. -Тверь: ТГУ, 1998.-217 с.
  280. Н.В., КураковЛ.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998. -688 с.
  281. Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
  282. Финансы области / Статистический сборник. Владимир: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, 2005. — 140 с.
  283. С., ДорнбушР., ШмалензиР. Экономика: Пер. с анг. М.: Дело ЛТД, 1993.-864 с.
  284. Формы и механизмы межрегиональной интеграции / Под ред. В. Е. Селиверстова. Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — 282 с.
  285. ФПГ Российский опыт: теория и практика. — М: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998. — С.92.
  286. Е., Меркель В., Шёнхерр Г. Большая книга по экономике. М.: «Teppa-Terra», 1997.-С.137.
  287. H.JI. «Новая экономика» и сходимость научных парадигм в экономической теории нововведений // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика.- 2004. № 3. — С.93−107.
  288. А.Д., Фейджин P.E. Определение понятия системы / Сб. переводов «Исследования по общей теории систем» / Об. ред. В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Прогресс, 1969. — 306 с.
  289. В.Г. Факторы роста российской экономики в период стабилизации // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2005. — № 3. — С.22−42.
  290. К. Противоречия экономического роста / Экономист. 2005. — № 8.- С.46−54.
  291. В. Необходим рост на основе высоких технологий // Экономист. -2005. № 6. — С.27−37.
  292. С. Экономический рост и информационные технологии: компаративистский подход // Вопросы экономики. — 2004. -№ 11. — С.92−110.
  293. А. Как посодействовать удвоению ВВП // Экономист. 2004. -№ 2. — С.30−35.
  294. JI. Необходимые условия роста ВВП // Экономист. 2004. -№ 3. — С.52−58.
  295. А.П. Теории и приоритеты регионального развития // ЭКО. -2004. -№ 2 С.162−168.
  296. Е.А. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: Приор, 1999.-С.11−12, 38.
  297. К.Г. Рыночная инфраструктура региона в системе национального счетоводства // Вопросы статистики. 2004. — № 1. — С.20−33.
  298. А. Экономическая теория институтов / A.C. Шастико- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. -М.: ТЕИС, 1997. 104 с.
  299. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1993. — 442 с.
  300. Р.И. Регион = region: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1991. — 308 с.
  301. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1991.-320 с.
  302. Р.И. Сводное планирование народного хозяйства области и района. М.: Экономика, 1972. — 200 с.
  303. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 208 с.
  304. .М. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993. — 156 с.
  305. О.В. Информационное обеспечение органов управления федерального округа статистической информацией // Вопросы статистики. -2005. № 5. — С.78−79.
  306. А.Ф., Дибирдеев В. И. Региональная и муниципальная статистика: проблемы становления // Вопросы статистики. 2004. — № 6. — С.40−44.
  307. М.Р. Межотраслевой баланс общественного продукта. М.: Статистика, 1966. — 376 с.
  308. Экономика / Под ред. A.C. Булатова.- М.: Век, 1997. С.330−331.
  309. Экономика Ивановской области: состояние, проблемы, развитие / Под рук. и общ. ред. В. И. Тихонова, Б. Д. Бабаева. И.: Издательство «Иваново-Вознесенск», 2002. — 464 с.
  310. Экономика региона: инновационный путь развития. М.: Логос, 2004. -296 с.
  311. Экономика (экономическая теория): учебное пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Бабаева Б. Д. 2-е изд. — Иваново: ИвГУ, 1998. — С.75.
  312. Экономика (экономическая теория): учебное пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Бабаева Б. Д. 3-е изд. — Иваново: ИвГУ, 2000. — 400 с.
  313. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев, М.: КНОРУС, 2005. — 336 с.308
  314. Экономическая реформа в регионе: проблемы сочетания федерального и территориального / Отв. ред. Татаркин А. И. Екатеринбург: Наука, 1994. -197 с.
  315. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю. И. Иванова.- М.: ИНФРА-М, 1998.-С. 130.
  316. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева.- М.: Владос, 1998. С.256−257.
  317. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под об. ред. акад. В. И. Ведяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА, 1997. — 560 с.
  318. У. Введение в кибернетику / Перев. с англ. М.: Гос. изд. иностр. лит-ры, 1959.-С.294.
  319. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 366 с.
  320. Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики: Избр. тр.: в 3 кн. М.: Наука, 1997. — Кн.1. — 399 с.
  321. Е. Структурный маневр и экономический рост // Вопросы экономики. 2003. — № 8. — С.6−7.
Заполнить форму текущей работой