Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование рынка труда как фактор обеспечения экономической безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рогов С, М, Контуры новой российской стратегии // Независимая газета.-1998.-11 марта.- Рогов С. М. Механизм управления национальной безопасностью // — там же. экономическим условиям методологическая схема формирования рынка труда как фактора экономической безопасности. В работах отечественных и западных авторов превалирует односторонний подход в исследовании проблем экономической безопасности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. 1. Современные трактовки экономической безопасности и определение её сущности
    • 1. 2. Роль, место и основные направления формирования рынка труда в единой системе обеспечения экономической безопасности
  • ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Основные концептуальные подходы к анализу рынка труда
    • 2. 2. Регулирование рынка труда как фактор экономической безопасности

Формирование рынка труда как фактор обеспечения экономической безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические преобразования в России в период после распада СССР, связанные со строительством российской государственности, закономерно повлекли за собой необходимость решения целого ряда важнейших задач: формирования институтов государственной властиреформирования экономикиопределения приоритетов во внутренней и внешней политике. Очевидно, что современные тенденции развития экономики России отличаются сложностью и высокой противоречивостью. Все это в полной мере относится к формированию и функционированию рынка труда как фактора обеспечения экономической безопасности страны.

Процесс становления рынка труда в переходной экономике России и формирования новых социально-трудовых отношений пронизывает всю экономическую структуру общества. Основным направлением экономических реформ в России является переход к рыночным механизмам координации всей хозяйственной деятельности. К сфере труда это относится в той же степени, как и к другим сферам и отраслям экономической деятельности. Отход от командно-административных методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением в сфере труда целого ряда сложных экономических и социальных задач, нерешённость которых становится серьезным препятствием на пути становления рыночной экономики в России.

Определенные меры в области формирования эффективного рынка труда предпринимаются и в России. Однако здесь реформы носят в целом незаконченный, характер, и очевидного положительного эффекта от них в виде обеспечения эффективной занятости, создания условий для устойчивого роста отечественного производства нет, а шаги правительства по регулированию рынка труда не приносят требуемого результата. Сам механизм формирования высокоэффективного рынка труда как фактора обеспечения экономической безопасности носит во многом ограниченный характер, что обусловлено, на наш взгляд, не только существованием конфликта интересов, но и слабой теоретической разработанностью проблемы формирования и функционирования рынка труда в условиях трансформируемой экономики.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет содержание и важнейшие слагаемые категории «национальная безопасность», предусматривает комплекс мер по противодействию угрозам и вызовам в области экономической и других видов безопасности страны. Вполне закономерно, что на современном этапе важное значение приобретает исследование и практическое разрешение проблем, связанных с формированием рынка труда в контексте обеспечения экономической безопасности страны.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется следующими основными обстоятельствами:

Во-первых, в ряду новых социально-экономических реалий, вызванных к жизни процессами рыночного реформирования, рынок труда фокусирует в себе наиболее острые и болезненные проблемы переходного общества: безработицу, усиление структурных и региональных диспропорций занятости, регрессивные изменения в качестве рабочей силы и мотивации к труду, падение уровня реальных доходов значительной части населения. Эти проблемы оказывают растущее воздействие на политическую и экономическую жизнь страны, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста.

Во-вторых, решение проблем, связанных с формированием рынка труда в интересах обеспечения экономической безопасности, выработка эффективных мер экономической и социальной политики, призванных нейтрализовать негативные тенденции, обеспечить прогрессивные изменения в структуре занятости и качестве рабочей силы, уровне доходов населения и мотивации к труду во многом зависят от глубины научных представлений о сущности рынка труда, условиях его функционирования, механизме саморегуляции и степени необходимого социального контроля.

В-третьих, погрешности теоретического характера, заложенные в научный фундамент стратегии реформирования предопределяют будущие потери в использовании трудового потенциала страны, ведут к дальнейшему обострению противоречий в социально-трудовой сфере, подрыву экономической безопасности.

В-четвёртых, формирование рыночных отношений в России объективно требует научного обоснования и поиска новых подходов к решению задач формирования высокоэффективного рынка труда в интересах наиболее эффективного использования ресурсов и обеспечения экономической безопасности.

В этой связи уяснение роли и места рынка труда как фактора обеспечения экономической безопасности представляется особенно важным как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной литературе имеется значительное количество работ, в которых исследуются теоретические и практические проблемы формирования рынка труда с выходом на решение задачи обеспечения экономической безопасности. Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли такие отечественные авторы, как: А.А. Прохожев1, Э. Г. Шевелев, А.В.

1 См., например: Прохожев А. А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. — М.: РАГС. — 1998. Прохожев А. А. Информационная безопасность — важнейшая составляющая национальной безопасности современной России. — М.: РАГС. — 1996. — 16с.- Возжеников А. В., Прохожев А. А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования и формирования. Учебное пособие. — М.: РАГС. — 1998. — 70с.- Возжеников А. В., Прохожев А. А. Сборник методических материалов к изучению курса «Общая теория национальной безопасности». — М.: РАГС. — 1998. — 31с.- Возжеников.

Возжеников и другие. В работах этих ученых сформулированы важнейшие концептуальные положения о сущности и содержании многих категорий сферы национальной безопасности, исследованы их взаимосвязи, обоснованы приемы и способы исследования национальной безопасности и различных ее слагаемых с позиций системного подхода.

Важное значение с точки зрения объекта и предмета настоящего исследования имеют также работы В.В. Серебрянникова2, И.П. Фаминского3, Е.С. Строева4, С.М.Рогова5.

В то же время, несмотря на достаточно большое количество работ по проблематике, следует отметить, что теоретическая её изученность явно недостаточна, практические методики по формированию рынка труда не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. За пределами исследований остались весьма важные с методологической и практической точек зрения вопросы. Так до сих пор не выработаны общепринятые экономические трактовки понятий труд и рабочая сила, не обоснованные причинно-следственные связи формирования рынка труда и обеспечения экономической безопасностине разработана инвариантная различным.

А.В. Внешние факторы национальной безопасности Российской Федерации / Сборник трудов II международной конференции «Информационно-аналитическое обеспечение управления предпринимательскими рисками». -М.: 1997, 3−4 апреля.-С. 16−24. Возжеников А. В. Особенности и недостатки существующей системы обеспечения национальной безопасности, пути ее совершенствования // Управление риском.- 1998.-N 1. -С. 3 -8. Возжеников А. В., Климов О. Н., Шевелев Э. Г. Механизм принятия решений в области национальной безопасности в развитых государствах мира и в Российской Федерации / Учебное пособие. — М.:РАГС, 1996. 30с.

2 Серебрянников В. В. Безопасность РФ на фоне глобальной безопасности / В сб. Материалов семинаров в рамках научно-исследовательской и информационной программы «Проблемы глобальной безопасности». -М.: ИНИОН, 1995.-С.379−404.

3 Фаминский И. П. Открытая экономика и внешнеэкономическая безопасность // Вопросы экономики.-1994.-Ы12.-С.65−78. Фаминский И. П. Внешние аспекты обеспечения национальной экономической безопасности России / В сб. Материалов семинаров в рамках научно-исследовательской и информационной программы «Проблемы глобальной безопасности». -М.:ИШЮН, 1995.-С.435−460.

4 Строев Е. С. Экономика Содружества Независимых государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ.- СПб.: Наука, 1998. 578 с.

5 Рогов С, М, Контуры новой российской стратегии // Независимая газета.-1998.-11 марта.- Рогов С. М. Механизм управления национальной безопасностью // - там же. экономическим условиям методологическая схема формирования рынка труда как фактора экономической безопасности. В работах отечественных и западных авторов превалирует односторонний подход в исследовании проблем экономической безопасности, ведётся постоянный поиск так называемых «узких мест» существующей проблемы, из всего комплекса факторов вычленяется лишь какая-то одна сторона. Диссертант полагает, что подобный подход объективно не может быть результативным. Таким образом, актуальность данной проблемы, а также недостаточная ее разработанность в экономической литературе определили объект, предмет, цель и основные задачи исследования.

Объект исследования — рынок труда в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Предмет исследования — механизм формирования рынка труда, обеспечивающий высокоэффективное воспроизводство экономической безопасности России.

Цель исследования — на основе анализа ситуации, сложившейся в российской экономике, разработать теоретические основы и механизм формирования рынка труда как фактора экономической безопасности.

Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения следующих основных задач:

1) рассмотреть основные концептуальные подходы к анализу рынка труда в современной России;

2) установить причинно-следственные связи формирования рынка труда;

3) рассмотреть основные параметры состояния и развития рынка труда в России как фактора обеспечения экономической безопасности;

4) обосновать последствия воздействия различных факторов на сферу труда в интересах обеспечения экономической безопасности;

5) установить особенности экономической безопасности как экономического блага и специфического общественного товара;

6) выработать предложения и практические рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования рынка труда и формирование эффективной занятости как фактора обеспечения устойчивого экономического роста и обеспечения экономической безопасности.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляет анализ законов, закономерностей и принципов экономической наукив исследовании широко использованы труды отечественных и зарубежных авторов, посвящённых проблемам экономической безопасности и формированию рынка труда. В диссертационном исследовании были использованы Законы Российской Федерации и Указы Президента РФ, другие законодательные и нормативные государственные акты и ведомственные документы, материалы научных и производственных организаций и предприятий, труды ведущих ученых по проблемам глобальной, международной, региональной, национальной безопасности и ее слагаемым.

В работе использовались материалы Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, государственной, региональной и отраслевой статистики6.

6 Конституция Российской Федерации. — М.: — 1993. Закон Российской Федерации «О безопасности». — М.: — 1992. № 2446−1. Закон Российской Федерации «О внешней разведке». — М.: -1996. — № 5 — ФЗ.- Закон Российской Федерации «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации». — М.: — 1992. -№ 3534. -1. Закон Российской Федерации «О государственной тайне». — М.: -1993.-№ 5485−1. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». — М.: — 1994. — № 68- ФЗ.- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». — М.: — 1992. -№ 2300. Закон Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». — М.: — 1997. — № 134 -ФЗ.- Закон Российской Федерации «Об аварийно — спасательных службах и статусе спасателей». — М: — 1995. — № 515 — ФЗ.- Закон Российской Федерации «Об.

Научная новизна заключается в том, что автор:

• рассмотрел основные концептуальные подходы к анализу рынка труда в современной России;

• установил причинно-следственные связи формирования рынка труда;

• рассмотрел основные параметры состояния и развития рынка труда в России как фактора обеспечения экономической безопасности;

• обосновал последствия воздействия различных факторов на сферу труда в интересах обеспечения экономической безопасности;

• установил особенности экономической безопасности как экономического блага и специфического общественного товара;

• выработал предложения и практические рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования рынка труда и формирование эффективной занятости как фактора обеспечения устойчивого информации, информатизации и защите информации". — М.: — 1995. — № 24 — ФЗ.- Закон Российской Федерации «Об обороне». — М.: — 1996. -№ 15-ФЗ.- Закон Российской Федерации «Об оперативно — розыскной деятельности». — М.: — 1995. — № 144 — ФЗ.- Закон российской федерации «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации. — М.: — 1995. — № 40-ФЗ.- Закон Российской Федерации «Об участи в международном информационном обмене. — М.: — 1996. — № 85 — ФЗ.- Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности». — М.: — 1994. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации «от 18 сентября 1993 г. № 1390. — М.: — 1993. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. — М.: — 1997. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации М.: — 1998. Постановление правительства РФ ОТ 22 сентября 1993 г. № 959 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов российской федерации». — М.: -1993. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. — М.: — 1997. Концепция перехода российской ФЕдерации к устойчивому развитию (Утверждена Указом Президента РФ от.

1 апреля 1996 г. № 440). — М.: — 1996. Концепция государственной национальной политики российской ФЕдерации (Утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909). -М.: — 1996. Положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации. — М.:-1996. Положение о Декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации. — М.: — 1995. Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. — М.: — 1995. Положение о министерстве внутренних дел Российской Федерации. — М.: — 1996. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. — М: -1996; Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. — М: -1995. и другие документы. экономического роста и обеспечения экономической безопасности.

В диссертации решена, имеющая важное народно-хозяйственное значение научная задача по разработке принципов и механизма формирования рынка труда в целях обеспечения экономической безопасности России.

В качестве итогов исследования на защиту выносятся следующие положения:

• уточнение трактовки категории «рынок труда» ;

• обоснование последствий воздействия различных факторов на сферу труда в контексте обеспечения экономической безопасности;

• аргументация индикаторов состояния рынка труда;

• обоснование взаимосвязи состояния рынка труда и уровня экономической безопасности;

• выводы и предложения, направленные на решение проблем формирования рынка труда как фактора обеспечения экономической безопасности.

Научно-практическое значение работы заключается в том, что научные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, позволяют более глубоко анализировать процесс функционирования рынка труда, основные проблемы его реструктуризации.

Как полагает автор, проведённый в исследовании анализ позволяет более целенаправленно определить систему конкретных мер по повышению эффективности функционирования рынка труда в современных условиях.

По мнению диссертанта, выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, создают научную основу как для решения общетеоретических вопросов, касающихся формирования рынка труда, так и для разработки целевых комплексных программ, направленных на повышение эффективности его функционирования.

Материалы исследования могут быть использованы также в процессе преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях, а также в научно-исследовательской работе при разработке экономических проблем.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены в публикациях автора общим объёмом 2,4 п.л., а также представлены диссертантом в научных докладах и сообщениях на кафедрах Экономики и управления Университета Российской академии образования, экономических теорий Московской академии экономики и права, а также докладывались на научных конференциях и семинарах фонда модернизации и развития фонда «Общество» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблем обеспечения экономической безопасности является весьма актуальной научной задачей, от успешного решения которой непосредственно зависит практическая реализация жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации в современных условиях. Роль и место рынка труда в системе национальной безопасности страны определяются возрастающим значением человеческого фактора в постиндустриальном обществе.

Учитывая то, что в процессе реформирования всех сторон социально-экономической и общественно — политической жизни общества в нашей стране за последние годы была создана весьма существенная научно-теоретическая и законодательная база в области проблем обеспечения безопасности, автор в анализе проблем безопасности опирался на сформировавшиеся уже положения и категории, относящиеся к объекту и предмету исследования.

Исследование современных подходов к определению сущностного содержания категориального аппарата в сфере национальной безопасности позволило установить, что весьма характерной тенденцией является стремление рассматривать не только экономическую безопасность, но и все виды безопасности, в том числе и национальную безопасность в целом, как экономическую ценность. При этом деятельность государственных органов управления, силовых структур и других институтов, отвечающих за различные виды безопасности, рассматривается не как обеспечивающая функция, а как своеобразное производство общественно полезного продукта.

Такой подход представляется, по мнению диссертанта, весьма перспективным, поскольку он отвечает современным экономическим отношениям и позволяет распространить на область деятельности структур по обеспечению безопасности приемы и методы количественного экономико-математического анализа, широко применяемые в сфере традиционного материального производства. Кроме того, экономический анализ деятельности структур безопасности с позиций производственного подхода, позволяет перейти от затратного, внеэкономического по своей сути подхода, к рациональному научно обоснованному экономическому подходу.

Своеобразная «экономизация взглядов, а проблему безопасности представляется полезной и в связи с тем, что она позволит при дальнейшей методологической и методической проработке применения производственного подхода в данной области перейти к количественной оценке эффективности производства безопасности при сопоставлении как затрат, так и результата в единых (стоимостных) единицах измерения.

Это означает, что открывается возможность рассматривать безопасность как продукт, товар и измерять не только его себестоимость (что более или менее удовлетворительно достигается в рамках прежнего «затратного» подхода, но и определять его рыночную стоимость, рассчитывать абсолютные и относительные показатели производства безопасностиприбыль, рентабельность и т. п. Применение данного подхода предполагает, по мнению диссертанта, рассмотрение всей совокупности процессов обеспечения безопасности как единого экономического воспроизводственного цикла безопасности с позиций современной экономической теории.

На основе анализа источников в работе был сделан вывод о том, что в контексте неуклонного распространения экономических отношений на все новые и новые сферы жизни и деятельности общества одной из закономерных тенденций в совершенствовании методологии анализа проблем безопасности является последовательная экономизация взглядов на сущность данного явления, проявляющаяся в осознании его экономической детерминированности, стремлении осуществить решение проблем обеспечения безопасности на научной экономической основе.

Исследование показало, что сущность категории «экономическая» может рассматриваться во взаимосвязи с различными видами субъектов. В этом смысле правомерным, с нашей точки зрения, является выделение таких разновидностей экономической безопасности как ЭнБ домохозяйства ЭнБ жилого дома, ЭнБ предприятия, ЭнБ города, ЭнБ отрасли экономики, ЭнБ региона страны, ЭнБ государства и др. В связи с многообразием разновидностей ЭнБ возникла необходимость их классификации по тем или иным основаниям. В диссертации приводятся разработанные автором схемы классификации ЭнБ по территориальному, социально-экономическому и корпоративно-производственному признакам.

Проведенное исследование показало, что носителями или источниками угроз ЭнБ гипотетического субъекта могут быть как объективные факторы (природные, техногенные и т. п.), так и другие субъекты, заинтересованные в повышении уровня своей собственной безопасности и испытывающие в связи с этим потребность в дополнительных трудовых ресурсах на фоне их относительной редкости как в окружающей среде в целом, так и в социально — экономических системах данных субъектов. В этих условиях ЭнБ субъекта выступает уже не просто как некое состояние — благо, данное свыше. ЭнБ приходится создавать осознанной, целенаправленной деятельностью.

Но всякая целенаправленная деятельность есть труд, потребляющий ресурсы — факторы производства. Следовательно, ЭнБ субъекта, если она существует как объективная реальность, является не абстрактным состоянием субъекта, а вполне конкретным результатом его собственной или, в связи с экономически обоснованным разделением труда, чьей-то еще производственной деятельности, осуществляемой именно с целью создания данного продукта.

Субъектом производства ЭнБ выступают, по мнению автора, в первую очередь государственные, а также негосударственные (как дополняющие) институты, вырабатывающие и проводящие в жизнь национальную политику. Результат их деятельности как продукт — экономическая безопасность, потребляется предприятиями в процессе своей собственной производственной деятельности, а его стоимость переносится на продукцию.

Конечными потребителями экономической безопасности, а значит и плательщиками за нее, выступают налогоплательщики — физические и юридические лица, потребляющие труд, в цене которых присутствует и такая составляющая, как гарантия устойчивого, надежного и достаточного потребления труда. Качественное удовлетворение потребностей в рабочей силе фактически предопределяет необходимость вместе с потреблением труда потреблять и сопутствующий товар — экономическую безопасность. Следовательно, субъектами экономической безопасности являются, с одной стороны, ее производители, а с другой — потребители.

На основе экономического подхода к анализу категории ЭнБ в диссертации предложено определение этой категории и дана его характеристика. Экономическая безопасность (ЭнБ) является специфическим общественным товаром, продуктом производства, создаваемым в результате целенаправленной деятельности государственных и негосударственных институтов, специализирующихся на производстве ЭнБ, а также — важнейшим продуктом потребления, имманентно сопутствующим качественному и полноценному потреблению рабочей силы.

Степень реализованное&tradeинтегрированных угроз в области ЭнБ следует в настоящее время считать критически опасной, а уровень и качество воспроизводства самой экономической безопасности страны — снизившимися до предела устойчивости воспроизводственного механизма, за которым (при сохранении нынешней тенденции усиления угроз) утрата ЭнБ будет необратимой, что неизбежно вызовет утрату экономической безопасности и других слагаемых национальной безопасности РФ в целом.

Серьезность угроз ЭнБ страны предопределяет необходимость выработки и ускоренной реализации комплекса мероприятий по их блокированию, локализации и ликвидации.

Обстановка требует, по нашему мнению, концентрации усилий научных организаций и органов государственного управления на незамедлительной выработке концептуальных положений по сохранению экономической безопасности страны. Очевидно, что концепция экономической безопасности (КЭнБ) должна являться неотъемлемой составной частью и вытекать из общей концепции национальной безопасности (КНБ) страны. Вместе с тем КЭнБ может и должна имеет относительную самостоятельность. Положение ее среди других частей КНБ зависит от конкретных условий: в настоящее время она приобретает приоритетное значение.

В работе рассмотрен большой комплекс мероприятий, осуществление которых способствовало бы, по мнению автора, решению накопившихся проблем в области экономической безопасности.

В рамках ограниченного по объему диссертационного исследования охватить все аспекты экономического подхода к анализу экономической безопасности не представляется возможным. В связи с этим автор уделил основное внимание проблемам теоретико-методологического обоснования возможности и целесообразности формирования высокоэффективного рынка труда как фактора экономической безопасности.

С точки зрения эффективности борьбы с угрозами в области ЭнБ важное значение имеет организация непрерывного мониторинга степени реализованное&tradeугроз ЭнБ и количественного уровня ЭнБ на каждый момент времени. Разработка количественных показателей ЭнБ и методик их оценки является, по нашему мнению, также весьма актуальным направлением продолжения научных исследований в рассматриваемой области.

Серьезность угроз экономической безопасности требует адекватного ответа на них с целью предотвращения тяжелых возможных их последствий.

Сегодня из многих социально-экономических проблем, проблема формирования рынка труда как фактора обеспечения экономической безопасности по своей остроте выходит на одно из первых мест. Многие проблемы формирования рынка труда в России приняли глубинный характер. Почти повсеместно трудовые ресурсы недоиспользуются, ухудшаются социально-демографические и профессиональные характеристики рабочей силы. Попытка внедрения либеральной модели в условиях качественно иной, по сравнению с Западом, структуры издержек и цен привела к тому, что структурная перестройка экономики приняла регрессивный характер. Это объективно ведет к свертыванию наукоемких производств, ликвидации стимулов к высокопроизводительному труду. Рабочая сила становится самым дешевым производственным ресурсом. Низкая зарплата способствует усилению социальной напряженности, сужает потребительский спрос.

Сохраняющаяся скрытая безработица деформирует понятие трудовой этики, приводит к деквалификации и люмпенизации рабочей силы, деинтеллектуализации общества и к криминализации экономики. В то же время, содержание лишних работников ведет к росту издержек, раскручивает инфляционную спираль.

Анализ состояния рынка труда свидетельствует о том, что на его состояние в России мало влияют демографические факторы, циклический характер спроса и предложения товаров и услуг, структурно-прогрессивные технологические и организационные изменения, качания «маятника» финансово-кредитной политики. Проблемы российского рынка труда связаны, прежде всего со структурными изменениями в экономике в условиях разрушения прежних рынков и механизмов функционирования хозяйства при медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики.

Экономические и социальные последствия безработицы в основном носят негативный характер. Среди главных — относительное недопроизводство части валового национального продукта, образование социальных групп длительно безработных, постепенная их десоциализация, приводящая к снижению профессионально-квалификационного потенциала, потере трудовой мотивации.

Воспроизводственный характер проблем в сфере труда требует усиления роли государства в решении задач формирования рынка труда, возвращения ему того места в народно-хозяйственном комплексе, которое оно призвано занимать. Необходимо решительно отказаться от радикального варианта монетаристского курса и перейти к государственно-либеральной модели экономических преобразований. Только формирование высокоэффективного рынка труда может обеспечить экономическую безопасность страны.

Проблема формирования рынка труда должна быть поставлена в зависимость от общего оздоровления экономики. Политика занятости должна быть тесно увязана с антикризисной программой, со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития общества. Решение проблемы формирования рынка труда требует комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий с местными инициативами. Важно сочетание мер экономического, организационного и административно-законодательного характера.

Императивом сегодняшнего дня является всемерная поддержка отечественной промышленности, предотвращение размывания инновационного и научно-технического потенциала, а самое главное, обеспечение требуемого финансирования. Экономическая безопасность как общественный товар, равно и одновременно потребляемый всеми членами общества, в свою очередь создаёт благоприятные внешние условия для экономического роста.

В широком круге вопросов, вязанных с повышением эффективности функционирования рынка труда важное место, по мнению диссертанта, должно отводиться повышению эффективного спроса. Сокращение государственного обернулось цепной реакцией мультипликативного спада производства в масштабах всего народного хозяйства, что резко сократило его возможности по удовлетворению всех видов потребностей.

В целях обеспечения наиболее эффективного функционирования рынка труда необходимо поэтапное внедрение ряда положений, обеспечивающих действительное формирование рынка труда и гибкую систему эффективной занятости.

Суть предлагаемой автором социально-трудовой политики можно свести к следующему: при значительном контроле со стороны государства за сферой трудовых отношений осуществление постепенного перехода от полной занятости, зиждившейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятости, экономически обоснованную безработицу. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, без всяких оговорок признать труд товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид.

Одним из основных элементов формирования рынка труда является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует обеспечить, во-первых, оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создать условия для динамичного движения капитала, разработки мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий в рабочей силево-вторых, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов, снимающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин и пенсионеров.

В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности. С позиции занятости населения ужесточение кредитно-финансовой политики и реальный ввод в действие Закона о банкротстве должны осуществляться очень осторожно. Чтобы банкротства реально повысили эффективность экономики, требуется наличие нескольких динамично развивающихся производственных секторов, куда бы перетекали ресурсы капитала и труда. Пока таких секторов крайне недостаточно.

Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что в условиях существенных инвестиционных ограничений особое внимание необходимо уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения. Необходимо шире развивать альтернативные формы занятости. В частности, возможны такие формы занятости, как работа на условиях неполного рабочего времени, разделение рабочих мест между большим количеством работников. Будет значительно уменьшено давление на рынок труда со стороны пенсионеров в случае увеличения пенсий.

Особую роль в стабилизации рынка труда должен сыграть предпринимательский сектор. Необходимо расширять доступ предприятий всех форм собственности к негосударственным инвестиционным ресурсам, в том числе путем аккумуляции средств населения. Создание тысяч новых малых и средних предприятий и, соответственно, новых рабочих мест должно стать первоочередной тактической и стратегической задачей. Именно такая мера определяет реальность глубокого (с трансформацией собственности, созданием конкурентной среды) структурного поворота.

Государственная поддержка — льготные кредиты, налогообложение, инвестиции и т. д.- малых и средних предприятий даёт быструю отдачу по цепочкам деловой активности, в первую очередь: в производстве местных строительных материалов, в жилищном строительстве и ремонте, в переработке сельскохозяйственной продукции из личного подсобного хозяйства, в сфере услуг, в создании элементов социальной и предпринимательской инфраструктуры.

Методы поддержания производства и системы рабочих мест должны измениться: на смену фактически безадресным денежным «вливаниям» приводящим к «прокрутке» коммерческими банками огромных средств, не доходящих до «адресата», должны прийти программы государственных закупок у отечественных производителей конкретных групп товаров, в первую очередь высокотехнологичных.

Очевидно, что в современных условиях можно реализовать ряд мер социально-экономической политики, позволяющих снизить напряженность на рынке труда и не требующих значительных расходов. К их числу, прежде всего, относятся проведение разумной, не ущемляющей интересы потребителя протекционистской политики в отношении отечественного товаропроизводителяосуществление активной внешнеэкономической политики, призванной стимулировать экспорт российских товаров при одновременном максимальном упрощении соответствующих бюрократических процедурсодействие развитию мелкого, в том числе семейного, бизнеса.

Политика адаптации безработных к рынку труда должна строиться с учетом специфики конкретных регионов с особым акцентом на территории, где проблема является наиболее острой. Для них нужно одновременно со стимулированием территориальной мобильности рабочей силы, облегчением маятниковой миграции (в том числе путем развития транспортной инфраструктуры, предоставления льгот на проезд на работу из районов очаговой безработицы в соседние более благополучные районы) расширять источники финансирования программ содействия занятости, привлекая средства федерального и местных бюджетов, а также создавая благоприятные условия для российских и зарубежных инвесторов.

В промышленном комплексе необходимо использовать кейнсианскую теорию эффективного спроса. Финансирование предприятий промышленного комплекса за счёт средств стабилизационного фонда и даже некоторого увеличения дефицита государственного бюджета в условиях современной России будет способствовать повышению эффективности отечественной экономики и уменьшению безработицы. Кроме того, для экономического возрождения страны и повышения эффективности функционирования рынка труда, по нашему мнению, следует задействовать некоторые элементы теории предложения. В частности, структурную перестройку экономики, по нашему мнению, целесообразно проводить с учётом накопленного инновационного потенциала, имеющейся высококвалифицированной рабочей силы. При этом крайне важно поставить экономический заслон начавшемуся процессу расстройства структур НИОКР. Это может быть достигнуто путем изменения структуры расходов в пользу научно-исследовательских работ и проектирования.

Вполне понятно, что оздоровление народного хозяйства объективно будет сопровождаться стабилизацией ситуации на рынке труда, что позволит в значительной степени решить проблемы обеспечения экономической безопасности.

В целом же проблема формирования рынка труда не может стоять особняком. Эта проблема должна быть поставлена в зависимость от общего оздоровления экономики. Политика занятости должна быть тесно увязана с антикризисной программой, со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития человеческих ресурсов. Решение проблемы формирования рынка труда требует комплексного подхода, сочетания мер макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий с местными инициативами. Важно сочетание мер экономического, организационного и административно-законодательного характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, общегосударственные и ведомственные нормативные акты и документы
  2. Конституция Российской Федерации. М.: — 1993.
  3. Закон Российской Федерации «О безопасности». М.: — 1992. № 2446−1.
  4. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». М.: — 1994. — № 68- ФЗ.
  5. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». -М.: -1992. -№ 2300.
  6. Закон Российской Федерации «Об аварийно спасательных службах и статусе спасателей». — М: — 1995. — № 515 — ФЗ.
  7. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации». М.: — 1995. — № 24 — ФЗ.
  8. Закон Российской Федерации «Об обороне». М.: — 1996. -№ 15-ФЗ.
  9. Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности». М.: — 1994.
  10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. -М: 1997.
  11. Положение о Декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации. М.: — 1995.
  12. Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. М.: — 1995.
  13. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. М: -1996.
  14. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. М: -1995.
  15. Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: -1995
  16. Монографии, научные и научно- методические материалы, статьи
  17. А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. В 2 т. М., 1991, т. 1, с. 91, 103, 109, 121.
  18. Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Соч. в 3 т. М., Госполитиздат, 1955, т. 1, с. 35,43,226.
  19. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения. М.: Экономика, 1993, С. 233.4.Там же, С. 448−450.
  20. М. Количественная теория денег. М.: Эльфпресс, 1996, с. 42, 43, 105, 106, 111.
  21. Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976.
  22. К. Капитал. Т. 1 // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1960. Т. 23, с. 200,206.
  23. Краткий статистический сборник: Россия в цифрах. М., 2006.
  24. Обследование населения по проблемам занятости. Ноябрь 2006 г. М.: Росстат, 2006.
  25. МОТ. Конвенция и рекомендации. Международное бюро труда.- Женева, 1991.- Т.1 (1919- 1956), Т.2 (1957- 1990).
  26. М.Конституция Российской Федерации. Ст. 2, 7, 37, 30, 8, 15,19.
  27. JI. О национально государственных интересах России // Вопросы экономики.-1994.-N12.-С.4−16.
  28. Внутризаводское движение и текучесть рабочих кадров / Под ред. Е. Г. Антонсекова и З. В. Куприяновой. Новосибирск: Наука, 2001.
  29. Н.А., Николаев С. В. Доходы работника и результативность производства. -М.: Луч, 2000.
  30. Всероссийская научно практическая конференция «Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии»: Сб. Материалов.- М.: МГФ «Знание», 2006.-332с.
  31. Р.В. Производительность труда: показатели планирования и методы измерения. М.: Экономика, 2004.
  32. Г. В., Махнарылов В. П. Социология труда: Уч. пособие. -Киев: Выща шк., 2000.
  33. А.А., Мирская М. И. Социология труда: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1999.
  34. А.П. Коллективные договоры и соглашения. Коллективные трудовые споры. М., 2005.
  35. А.В. Экономическая социология: Уч. пособие. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.
  36. Ю.И. Стратегия безопасности России: проблемы формированияпонятийного аппарата. М.: Российский научный фонд, 2003.- 119 с.
  37. В.М. Как измеряется производительность труда в США. М.: Финансы и статистика, 2002.
  38. Г. М., Костин Л. Л. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества М., 2006.
  39. С.В. Экономические основы системы социальной защиты.
  40. М, Издательство МГУ, 2003.
  41. Н.А. Занятость в условиях новой хозяйственной системы, -Новосибирск, 2006.
  42. И.Я. Трудовой договор: вопросы регулирования найма и увольнения (обзор зарубежного опыта). М., 2003.
  43. С.Г., Тучков А. И. Рынок труда: понятие, закономерности, перспективы. СПб.: Изд-во университета «Экономика и право», 1996.
  44. С., Емцов Р. безработица в России: масштабы, характеристики и региональные параметры. В кн.: Бедность в России. Государственная политика и реакция населения. Вашингтон. Всемирный банк, 2001.
  45. А.А. Вопросы обеспечения национальной безопасности СССР в 80-е и 90-е годы. Новое мышление и международная политика (материалы конференции).- М.: 1989, С. 16−20.
  46. Е.Д., Зубкова А. Ф., Румянцев Б. Г. Регулирование трудовых отношений в рыночной экономике. М.: НИИ труда, 2005.
  47. И.А. Проблема разработки концепции национальной безопасности РФ / В сб. Материалов семинаров в рамках научно-исследовательской и информационной программы «Проблемы глобальной безопасности». -М.: ИНИОН, 2005.-С. 77−89.
  48. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика.
  49. Том. 1. -М.: Республика, 1992.
  50. В.М., Тучков А. И. Трудовые отношения. СПб.: Изд-во университета «Экономика и право», 2003.
  51. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М., 2005.
  52. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М., 2006.
  53. М.В. Трудовые ресурсы в рыночной экономике. -Новосибирск, 2004.
  54. Организация и нормирование труда / Под ред. Адамчука В. В. М.: Финстатинформ, 2005.
  55. Организация и регулирование оплаты труда / Под ред. Адамчука В. В. -М.: Финстатинформ, 2005.
  56. О.А. Повышение качества трудовой жизни. Опыт США.- М., 2001.
  57. Проблемы организации. Нормирование и производительность труда. Материалы «круглого стола», — М.: НИИ труда, 2005.
  58. А.А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. М.: РАГС. — 2004.
  59. В.В. Экономическая социология: Уч. пособие. -М.: Аспект Пресс, 1997.
  60. Расчёт численности и расходов на оплату труда. М., 2004.
  61. В.В. Управление производительностью труда. М.: НИИ труда, 1999.
  62. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятости населения, экономика ресурсов для труда. М., 2005.
  63. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Уч. пособие. М.: Инфра-М, 2002.
  64. Социальное партнёрство в условиях становления и развития рыночных отношений. Курс лекций. Академия труда и социальных отношений. М.: РАГС, 2002.
  65. Методологические положения по статистике. М.: Росстат РФ, 2005, с. 60.
  66. Социология труда. Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, ВА.В. Щербины. -М.: Изд-во МГУ, 1998.
  67. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г., 2-е изд. -М.: Инфра-М, 1999.
  68. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: 2001.
  69. Л.М. Значение, функции и задачи нормирования труда в условиях рыночной экономики. М.: НИИ труда, 2004.
  70. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997.
  71. Трудовой потенциал в народном хозяйстве и эффективность его использования / Под ред. проф. Петроченко П. Ф., рук. депон. № 35 718. -М, 1988.
  72. Управление персоналом / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра- М., 2001.
  73. Управление человеческими ресурсами / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2005.
  74. В.И. Нормирование труда на современном предприятии. М., 2006.
  75. Человек: социальная политика, социальное партнёрство. М.: АтиСО, 2006.
  76. С.Н. Социальное партнёрство в сфере трудовых отношений. -М.: Профиздат, 2002.бб.Экономика и социология труда / Под ред. Адамчука В. В. М.: Экономическое образование, 2000.
  77. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна и Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  78. Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Инфра-М, 1997.
  79. Р.Дж. Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 2005.
  80. Р.А. Анализ издержек работодателя на оплату труда и выплатысоциального характера. М.: НИИ труда, 2004. 71. Яковлев Р. А. Коллективный договор на предприятии. — М.: НИИ труда, 2002.
Заполнить форму текущей работой