Маркетинг в управлении социально-экономическим развитием региона с туристско-курортной специализацией
![Диссертация: Маркетинг в управлении социально-экономическим развитием региона с туристско-курортной специализацией](https://westud.ru/work/2532221/cover.png)
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана и практически реализована маркетинговая концепция управления социально-экономическим развитием туристского региона имеющего санаторно-курортную специализацию, согласно которой важнейшим условием эффективной деятельности туристско-курортного комплекса является максимально полное удовлетворение потребностей потребителей… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Туристско-курортная сфера как объект исследования и управления
- 1. 1. Методологические и методические основы формирования системы управления развитием туристско-курортной сферы
- 1. 2. Туристско-курортный комплекс как объект исследования и управления
- 1. 3. Маркетинг в управлении туристско-курортной сферой
Глава 2. Анализ социально-экономической ситуации в г. Сочи и определение основных направлений деятельности по ее улучшению посредством более эффективного использования рекреационного потенциала курорта.60
2.1. Анализ рекреационного потенциала и производственной структуры туристско-курортного комплекса г. Сочи.60
2.2. Определение роли туристско-курортного комплекса в социально-экономическом развитии г. Сочи.89
2.3. Изучение предпочтений потребителей туристских и санаторнокурортных услуг.118
Глава 3. Разработка основных направлений деятельности по реорганизации и функционированию туристско-курортного комплекса г. 'Сочи на основе маркетингового подхода.133
3.1. Обоснование необходимости создания сети малых предприятий туристско-курортной специализации.132
3.2. Разработка механизма реорганизации и функционирования туристско-курортного комплекса г. Сочи и прогноз изменений социальноэкономической ситуации.143
Список литературы
- Андреев С.Н. Зачем нужен некоммерческий маркетинг. М.// Маркетинг, 2002, № 3, с. 13−19.
- Армстронг Г., Котлер Ф Введение в маркетинг, 5-е издание.:Пер. с англ.: Уч.пос.- М.: Издательский дом «Вмльямс», 2000.- 640 с.
- Амирханов М.М., Лукашина Н. С., Трусов А. П. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов. М.: Экономика, 1997.
- Алексеев A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг. М.: Маркетинг, 1998. 315 с.
- Аристархова М. Маркетинг рынка предметов потребления.// Маркетинг. 2000. № 6 (55). — С.24−49.
- Азар В.И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка.-М.: ИПК госслужбы, 1998.-186с.
- Балабанов И.Т., Балабанов А.Т.Экономика туризма: Учеб.пособие.-М.: Финансы и статистика, 2002. 176с.
- Баразгов К.Б., Кротова Е. Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха свердловской области.// Вопросы статистики. — 2002. № 10. — С.59−66.
- Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.-320 с.
- Борисов В.А. Рационализация управления процессом реабилитации больных в санатории на базе компьютерных технологий. М.// ВКФиЛФК, 1999, № 2, с 35−41.
- Богданова С. Турист с возу — курорту не легче. Попытка анализа развития курортов Краснодарского края. // Российская туристская газета. 2002. № 40(178).-С.4.
- Боханов С.Ю., Вапнярская О. Н. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении. М.//Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 2, с. 45−51.
- Боков М.А., Тодоришин В., Садатиеров А. Методология создания модели управления процессом переходного периода (ППП) // Социально-экономические проблемы развития курортов России.-Сочи: РИО СГТУиКД, 2000.-215 с.
- Буторова Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: обсуживание иностранных туристов в России: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 1999. 112 с.
- Ветитнев A.M., Боков М. А., Угрюмов Е. С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. — Сочи: РИО СГУТиКД, 1999. — 95 с.
- Ветитнев A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг: Учебное пособие. М.: Медицина, 2001. — 224 с.
- Ветитнев А. Некоторые особенности маркетинга санаторно-курортных учреждений.// Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 64−67.
- Ветитнев A.M. Некоторые подходы к оценке рынка санаторно-курортных услуг.//Практический маркетинг. 2002. -№ 11. — С.8−15.
- Ветитнев A.M. Современные ценообразующие факторы стоимости курортных услуг. // Бюл. НИИ им. H.A. Семашко. Тематический выпуск, М. 1998, с. 60−65.
- ВетитневА.М., Чудиновских С. А. Организация маркетинговых исследований санаторно-курортных услуг. Москва-Сочи: Изд-во МАГО и НОЦ РАО, 2003.-187 с.
- Ветитнев A.M. Формирование маркетингоориентированной системы управления рекреационным предприятием: Дис. .канд. Экон. Наук: 05.13.10/СПбГИЭА. СПб., 1997.-250 с.
- Винокуров В.И., Леонов В. А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты: Науч. Моногр./Соч. гос. ун-т туризма и курорт, дела. Сочи: 214 с.
- Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
- Гридиева Т.Д. Возможности повышения эффективности и внедрения новых медицинских технологий в санаторно-курортную практику. М.//Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 2001, № 6, с. 42−43.
- Горелова А. Маркетинговые исследования: многоаспектный взгляд.//Маркетинг. 2000. — № 6 (55). — С. 19−23.
- Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: НОЛИДЖ, 1996.-220 с.
- Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. -304с.
- Государственный финансовый контроль: социальная сфера и наука / Под ред. Аудитора Счетной палаты Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора Ю. М. Воронина. М.: Изд. Дом «Финансовый контроль», 2003.- 128 с.
- Габуева JI.A. Экономические аспекты планирования и оценки эффективности предпринимательской деятельности в здравоохранении. М.// Здравоохранение, 2002, № 9, с. 21−33.
- Дурович А., Анастасова J1. Маркетинговые исследования в туризме: Учебно-практ. Пособие. Мн.: Новое знание, 2002.-348 с.
- Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учеб. Пособие. Мн.: Новое знание, 2001.-496 с.
- Денисова Г. С., Гук A.A. Маркетинговые исследования российского рынка: опыт анализа. // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1999. № 1 (19). — с. 4−9.
- Джексон Грейсон младший, Карла О’Делл. Американский опыт управления на пороге XXI века. М.: Экономика, 1993. 173 с.
- Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.:Пер. с англ.: Уч.пос.-М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.-272 с.
- Дьячков Н.Ф. Маркетинг: абстракции и реальность.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России.- 1996. № 6 (12). — С. 4−8.
- Дибб С., Симкин JI. Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб: Питер, 2001. — 240 с.
- Джеджелова Е.И. Особенности экономического анализа инвестиционных проектов в здравоохранении. М. // Здравоохранение, 2000, № 11, с. 39−46.
- Долбунов A.A. Элементы и структура процесса коммуникации.// Маркетинг и маркетинговые исследования.- 1999. № 1 (19). — С.4−9.
- Егоров А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. М.: Вся Москва, 1994. 307 с.
- Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. М.: Изд-во «Финпресс», 1998.203 с.
- Журавлев О. Что ждет санаторно-курортный комплекс страны?// Туризм.- 2001. № 5. — С. 38−39.
- Зотов Б.В., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 279 с.
- Иванова В.Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.-192 с.
- Иванов O.A. Коммерческая деятельность санаторно-курортных комплексов в условиях формирования рыночных отношений: Дис. .канд. Экон. Наук: 08.00.05/РЭА им. Г. В. Плеханова. М., 1996. 187 с.
- Ильин В.П. Поведение потребителей. Учебное пособие. Изд-во «Питер», 2002.-386 с.
- Исмаев Д.К. Гостиничные услуги в России. Учебное пособие. Москва, 1998.-78 с.
- Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учебное пособие для вузов. М.: Мастерство, 2002. — 192 с.
- Кирилов А.Т., Волкова Л. А. Маркетинг в туризме. С-Петербург, 1996.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. — 3-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. 409 с.
- Карлофф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.- 580 с.
- Карпов В.Н. Маркетинговое исследование рынка // Маркетинг. -1994.-№ 2.- С.78−88.
- Карпова Г. А., Скрыпкин В. К. Маркетинговые исследования рынка курортно-туристских услуг. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.- 18 с.
- Кинг У., Клиранд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: Прогресс, 1982.— 275 с.
- Кулаичев А. Проблемы аналитических исследований в сферах маркетинга и бизнеса. М.: Маркетинг. 1996.- 196 с.
- Кулибанова В.В. Маркетинг: сервисная деятельность — СПб: Питер, 2000. 240 с.
- Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. Пер. с англ. Под ред. Р. Ноздревой. -М.: Наука, 1998. — 116 с.
- Котлер Ф. Маркетинг. М.: Наука, 1995. — 320 с.
- Козырев В.М. Туристская рента: Учеб. Пособие. — Мю: Финансы и статистика, 2001. 112с.
- Курортно-туристский комплекс как объект управления/А.Т. Быков, Г. А. Карпова и др.- под ред. Г. А. Карповой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 146 с.
- Кузьмина Н.Б., Голухов Г. Н., Шиленко Ю. В. Оценка экономической эффективности здравоохранения. М.// Экономика здравоохранения, 2000, № 1, с. 23−27.
- Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. — 336 с.
- Кэмпбелл Ф. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр. 1996. -280 с.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.-528с.
- Ланкар Р., Оллье Р. Туристический маркетинг//Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./А.Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. — М.: Экономика. 1993.- С.283−382.
- Лебедев A.A. Основы маркетинга в здравоохранении России. М.: Изд-во МГУ, 1995.-50 с.
- Лященко H.A. Управление региональным компонентом государственной политики налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в сфере производства курортных услуг. Сочи: ЧГА Минобразования РФ, 2002. — 119 с.
- Литл Дж.-Ф. Чего хотят потребители? Основы маркетинга. М.: Феникс. 1997.-376 с.
- Лимонов В.И. Экономические аспекты ценообразования на санаторно-курортные и оздоровительные услуги. М.// ВКФиЛФК, 2000, № 5, с 42−45.
- Лимонов В.И. Некоторые методы управления стоимостью затрат некоммерческих санаторно-оздоровительных услуг. М.// ВКФиЛФК, 2001, № 1, с 35−39.
- Лимонов В.И. О механизме регулирования рынка санаторно-оздоровительных услуг. М.// ВКФиЛФК, 2002, № 4, с 44−46.
- Малахова М.Г. Маркетинг медицинских услуг. Метод. Пособие. М.//МЦФЭР, 1998, 147 с.
- Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении/Р.А. Галкин, С. И. Двойников и др. Самара-СПб.: Перспектива. — 1998. -176 с.
- Маркова В.Д., Кузнецова С. А. Стратегическое управление. М. Новосибирск: ИНФРА-М.- 1999. 320 с.
- Менеджмент туризма: Экономика туризма: под ред. Квартальнова В. А., Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2002.-320с.
- Мартынчик.С.А., Худяков М. Б. Организация медицинской помощи в сфере платных медицинских услуг. М.// МЦФЭР, 1999.
- Мысляева И., Нелюбин В., Ракитский Б. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования.//Вопросы экономики, 1995, № 9 с. 34−39.
- Материалы международного регионального семинара по статистике рекреации и туризма/М.: 3−5 сентября 1996.-258 с.
- Матющенко Н.С. Управление конкурентоспособностью санаторно-курортной организации в условиях переходного периода: Дис. .канд. экон. Наук: 08.00.05/СГУТиКД. Сочи. — 2002.-152с.
- Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. — 208 с.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат. 1993. — 308 с.
- Монахов B.C. Маркетинговые исследования организации предпринимательской деятельности на интегрированном рынке: Дис. .канд. экон. наук: 08.00.05/СПбУЭиФ. СПб. 1995.- 129с.
- Морозов М.А. Маркетинговые исследования российского рынка туризма.//Маркетинг в России и за рубежом.- 1998. -№ 5.- С. 12−28.
- Мотивация и проблемы малого бизнеса.// Внешнеэкономический бюллетень. 1998. — № 9.- С. 44−48.
- Мотышина М.С. Методы и модели маркетинговых исследований. Экономика и жизнь. 1995. 293с.
- Мухина М.К. Изучение стиля жизни потребителя и сегментирование рынка на основе психографических типов//Маркетинг успеха. 2001. -№ 1.- С.53−70.
- Новаров. Э.В. Особенности поведения потребителей услуг./Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 1 (37).- С.24−31.
- Островерхое A.B. Регулирование развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации: Дис. .канд. экон. Наук 08.00.05/РЭА им. Г. В. Плеханова. М., 1996.- 158 с.
- Огурцов А.Н. Санаторно-курортный комплекс в системе зоциальной защиты населения: Дис. .канд. экон. Наук: 08.00.05/СПбГУЭФ. СПб., 2000.- 182 с.
- Оллье JI.P. Туристический маркетинг.// Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993.
- Основы медицинского маркетинга. Учеб. Пособие под ред. Кучеренко В. З. М.//МИА им. И. М. Сеченова, Фонд ОМС, 1998, 215 с.
- Пиотровский АЛ., Денисов A.B. Кластерный анализ как инструмент подготовки эффективных маркетинговых решений. // Практический маркетинг.-2001. -№ 5 (51).-С 13−17.
- Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. — М.: Логос, 2002.
- Петрин К.К. Как определить предпочтения потребителей, или что важнее цена или качество?// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1997. -№ 6(12). — С. 45−51.
- Папирян Г. А. Международные экономические отношения: экономика туризма. М.: Экономика, 2000. — 208 с.
- Папирян Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. — М.: Экономика, 2000. 160 с.
- Пискунов В.В. Концепция и методология развития оздоровительной (восстановительной) медицины. М.// ВКФиЛФК, 1999, № 2, с. 39−41.
- Полторанов В.В. Санаторно-курортное лечение и отдых в СССР. М. 1971,73 с.
- Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг СПб.: Издательство №Питер", 2000.- 160 с.
- Платонова H.A., Колгушкина A.B. Маркетинговые исследования рынка бытовых услуг: региональный подход. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. — № 5 (11). — С. 13−18.
- Попова Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма в России. — 1998. -№ 1 (13)-С. 28−31.
- Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития сферы туризма в России: Дис. .докт. экон. наук: 08.00.05/МГУ им. Ломоносова. М., 1998. 237 с.
- Портер М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. Пос. М.: Вильяме, 2001 -495 с.
- Пугиев В.Г. Как возродить лечебный туризм. // Мир путешествия.- 2001. № 1 (88). — С. 8
- Разумов А.Н. и др. Лечебный туризм как современное направление курортной медицины в России. М.// ВКФиЛФК, 1999, № 3, с. 46−49.
- Радаев В.В. Экономическая социология М.: Аспект-Пресс, 1998. -287 с.
- Решетников A.B. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М.: Финансы и статистика, 1998. — 336 с.
- Решетников A.B., Шамшурина Н. Г. Здравоохранение как корпоративная система в составе социальной сферы. М.// Здравоохранение, 2002, № 4, с. 11−14.
- Ручка С.И. Формирование механизма проведения маркетинговых исследований в сфере рекреационных услуг (на примере санаторно-курортных комплексов Московской области): Дис. .канд. экон. Наук: 08.00.05/Гос. акад. сферы быта и услуг. М., 1998. — 161 с.
- Сборник официальных материалов. М.: ЦРИБтурист.: 1986 с.303
- Социальный менеджмент: Учеб. пособие / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, Н. С. Данакин и др.- Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая шк., 2002. — 271 с.
- Селин А. Использование принципов математического анализа в маркетинговых исследованиях.//Лаборатория. 1998, № 12 (декабрь) — С. 8.
- Стаханов В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, 2001. — 160 с.
- Суворова И.А., Менахина О. Э. Стратегия маркетинга для российских производителей.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. — № 5 (17). — С. 18−21.
- Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89», 1998.-160 с.
- Семеняк Н.Г. Формирование и эффективность системы стратегического управления санаторно-курортным комплексом (на примере Туапсинского района Краснодарского края): дис. .канд. экон. наук: 08.00.05/СПбГУКиТ. СПб., 1999.-147 с.
- Савченко В.М. Методологические аспекты оценки эффективности лечения на курорте. М.// ВКФиЛФК, 2000, № 3, с. 12−15.
- Сфера туризма: структурное и бесструктурное управление./Под ред. Г. А. Карповой: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000 — 79
- Сейфуллаева М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития. М.// Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 5, с. 67−76.
- Серегина И.Ф. Государственная политика в области санаторно-курортного дела, организация оздоровления и отдыха населения в Российской Федерации. М.//Здравоохранение, 2000, № 1, с. 14−19.
- Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных./ М.: Научный мир, 2000. -352 с.
- Томпсон A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегическое управление: искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-560 с.
- Томпсон A.A., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с 9-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2001. XX, 412 с.
- Толмачев В. А. Проблемы управления качеством и эффективностью санаторной помощи М.// Бюллетень СГЭиУЗ им. Семашко, 1996, № 3 с. 154−158.
- Управление инвестициями: В 2-х т. Т. 2. / В. В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. М.: Высшая школа, 1998. — 512с.
- Федорец М.Н. Анализ потребителей как необходимая составляющая успешной работы на рынке.// Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. -№ 1 (37).- С. 16−22.
- Федеральная целевая программа «Соц.эк.разв.Сочи до 2010 г.
- Хэмилтон Дж. Что такое маркетинговое исследование? Социологические исследования. М.: Финансы и статистика, 1994. 208 с.
- Христофорова И.В., Колгушкина А. В., Коровин Е. М. Опыт изучения потребностей населения в бытовых услугах.// Маркетинг, 1998, № 4, с. 28−36.
- Черенков А.А. Применение метода совместного анализа в маркетинговых исследованиях.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России и за рубежем. 1999. — № 2 (20). — С. 15.
- Чудиновских С. А. Формирование системы маркетинговых исследований в сфере санаторно-курортных услуг: дис. .канд. экон. наук: 08.00.05/Н01Д РАО. Сочи, 2003. — 201 с.
- Шарафутдинов В.Н. Курортно-туристский комплекс Сочи: развитие в условиях рынка. М.: Институт экономики РАН, 2000. — 222 с.
- Шейман И.М. Возможные стратегии формирования системы государственных обязательств в здравоохранении // Экономика здравоохранения. -2000. № 5,6.
- Янкевич B.C., Безрукова H.J1. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/Под ред. B.C. Янкевича-М.: Финансы и статистика, 2002.-416 с.
- Яковенко Г. В., Винокуров Б. Л., Ветитнев A.M. Экономика туристских и санаторно-курортных предприятий. Санкт-Петербург — Киев. 2000.-208 с.
- Ярош A.M. Количественная оценка рекреационных возможностей климатических курортов, М.// ВКФиЛФК, 2001, № 1, с.37−40.
- Aaker David A., Myers John G. Advertising Management. Prentice-Hall International, Inc., 1987.
- Brown, S.W., Bitner M.J., Fisk R.P. The Development and Emergence of Service Marketing Thought // International Journal of Service Marketing, 1994, Vol. 5 No. l, pp. 75−76
- Drucker P. The practice of Management. New York, 1954, p. 183.
- Drucker P. F. «Management: Tasks, Responsibilinies, Practices» NY, 1973, p. 64−65.
- Jeffries D.E. Defining the tourist and its importance in tourisme marketing// Revue du tourisme. Berne, 1971−1.
- Krippendorf J. Marketing et tourism. Berne: Herbert Lang, 1971.
- Recommendations on Tourism Statistics/WTO. Madrid, 1993.
- Marketing turistico. Madrid, SEE, 1978, P. 94 et sq.
- Schwarz J.-J. Dynamique du tourisme et marketing, these de doctorat. Aix-en-Provence. Centre des HautesEtudes touristiques, 1976.
- Statistics, twelfth edition, Madrid: WTO. World Tourism Organization1992)
- Tompson A.A., Stricland Jr.A. Strategic Management. Boston: Jrwin.1990.
- Tourism market trend Europe 1987−1997 // WTO commission for Europe, Israel, 1998.1. Анкета