Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Маркетинг в управлении социально-экономическим развитием региона с туристско-курортной специализацией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана и практически реализована маркетинговая концепция управления социально-экономическим развитием туристского региона имеющего санаторно-курортную специализацию, согласно которой важнейшим условием эффективной деятельности туристско-курортного комплекса является максимально полное удовлетворение потребностей потребителей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Туристско-курортная сфера как объект исследования и управления
    • 1. 1. Методологические и методические основы формирования системы управления развитием туристско-курортной сферы
    • 1. 2. Туристско-курортный комплекс как объект исследования и управления
    • 1. 3. Маркетинг в управлении туристско-курортной сферой

    Глава 2. Анализ социально-экономической ситуации в г. Сочи и определение основных направлений деятельности по ее улучшению посредством более эффективного использования рекреационного потенциала курорта.60

    2.1. Анализ рекреационного потенциала и производственной структуры туристско-курортного комплекса г. Сочи.60

    2.2. Определение роли туристско-курортного комплекса в социально-экономическом развитии г. Сочи.89

    2.3. Изучение предпочтений потребителей туристских и санаторнокурортных услуг.118

    Глава 3. Разработка основных направлений деятельности по реорганизации и функционированию туристско-курортного комплекса г. 'Сочи на основе маркетингового подхода.133

    3.1. Обоснование необходимости создания сети малых предприятий туристско-курортной специализации.132

    3.2. Разработка механизма реорганизации и функционирования туристско-курортного комплекса г. Сочи и прогноз изменений социальноэкономической ситуации.143

Маркетинг в управлении социально-экономическим развитием региона с туристско-курортной специализацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в последние годы рыночные преобразования, I существенно изменили условия функционирования всего народного хозяйства. Туристско-курортная сфера как составная часть народнохозяйственного комплекса, ощутимо испытывает последствия происходящих изменений. Результаты проводимых рыночных реформ особенно остро сказываются на экономике туристских регионов, имеющих санаторно-курортную специализацию. Связано это с тем, что при их планировании, вопрос экономической самодостаточности не рассматривался в принципе. Курорт создавался, исключительно как составная часть социальной сферы государства.

Методологический аппарат управления экономикой курортного региона, сформированный в условиях административно-командной системы, продолжает использоваться и в настоящее время. Изменения в системе управления произошли лишь в той его части и объемах, которых требовало меняющееся законодательство. При этом философия управления экономикой курорта осталась прежней. Существующая отраслевая структура курортного региона, а также структура туристско-курортного комплекса не отвечают современным потребностям курорта, функционирующего в условиях рынка. Как следствие — туристско-курортный комплекс не в состоянии обеспечить соответствие структуры и качества производимого туристско-курортного продукта рыночным требованиям и обеспечить рекреационные потребности общества во всем их разнообразии.

Таким образом, имеет место противоречие между существующими рыночными условиями функционирования курорта и методологическим аппаратом управления его экономикой, не опирающимся на рыночные законы, и поэтому не эффективным в современных условиях.

Разрешению этого противоречия наилучшим образом может способствовать использование в управлении экономикой курортного региона в качестве основополагающей концепции маркетинга, как наиболее ориентированной на потребителя и рынок. С развитием рыночных преобразований маркетинг получил широкое применение в нашей стране в качестве концепции управления. Проблемы маркетинга широко освещены в значительном количестве работ зарубежных (Берман Б., Дамари Р., Эванс Дж., Котлер Ф., Морис Р., Уоттермен Р и др.) и отечественных исследователей (Абрамишвили Г. Г., Багиев Г. Л., Герчикова H.H., Голубков Е. П., Завьялов П. С., Демидов В. Е., Ноздрева Р. Б., Хруцкий В. Е. и др.). Вместе с тем, в доступной нам литературе встречалось лишь небольшое количество работ, посвященных туристскому и оздоровительному маркетингу (Азар В.И., Акишин В. Н., Воронова Е. Ю., Дурович А. П., Исмаев Д. К., Немоляева М. Е., Чудновский А. Д., Ланкар Р., Оллье Р., Криппендорф Дж.), еще меньшее количество работ посвящено работе предприятий санаторно-курортной отрасли (Быков А.Т., Винокуров Б. Л., Криворучко Л. В., Карпова Г. А.) и только единичные работы, затрагивающие отдельные аспекты применения концепции маркетинга в процессе управления санаторно-курортным комплексом (Ветитнев A.M., Островерхое A.B., Ручка С. И., Скрыпкин В. К., Семеняк Н.Г.). В силу исторических особенностей развития туристско-курортных комплексов в нашей стране, теоретические разработки и практический опыт зарубежных стран в этой области мало применим в России. Все упомянутые авторы не рассматривали специально вопрос использования концепции маркетинга для целей повышения эффективности использования экономического потенциала курортного региона. Исходя из вышеизложенного, выбранная тема исследования представляется весьма актуальной.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы являлось обоснование необходимости применения маркетинговой концепции при разработке основных направлений деятельности по повышению эффективности использования рекреационных ресурсов с целью улучшения социально-экономической ситуации в курортном регионе.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие основные задачи:

• провести теоретический анализ отечественного и зарубежного опыта использования маркетинговых технологий в управлении развитием туристско-курортного комплекса;

• изучить влияние туристско-курортного комплекса на социально-экономическое развитие курорта Сочи;

• провести анализ рекреационного потенциала туристско-курортного комплекса г. Сочи и эффективности его использования в рыночных условиях с применением маркетингового инструментария;

• обосновать необходимость совершенствования структуры туристско-курортного комплекса г. Сочи и механизма управления им на основе применения концепции маркетинга;

• разработать основанный на использовании маркетинговой концепции комплекс основных направлений деятельности по повышению эффективности использования природных, финансовых и трудовых ресурсов курортного региона.

Объект исследования — управление экономикой туристско-курортного региона.

Предмет исследования — маркетинг в управлении социально-экономическим развитием туристско-курортного региона, имеющего санаторно-курортную специализацию.

Методологической основой исследования явились диалектический подход к изучению конкретных явлений, событий, фактов на базе применения основных теоретических положений рыночной экономики, современных теорий маркетинга и менеджмента. Использовался маркетинговый комплексный подход, комплексный анализ теоретических и практических аспектов, теоретических оценок, и тенденций развития туристско-курортной сферы в России.

В качестве инструмента исследования использовались методы и принципы структурного, системного, комплексного, факторного и экспертного анализов, социологических опросов и анкетирования, аналитического и прогностического моделирования, работы ведущих отечественных и зарубежных авторов по проблемам рыночной экономики, менеджмента, маркетинга, муниципального хозяйствования и управления, туризма и рекреации.

Информационной основой диссертационного исследования были основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую и оздоровительную деятельность в России и за рубежом, стандартизацию и сертификацию продукции, работ, услуг, данные Госкомстата РФ, комитета по курортному делу и туризму администрации города Сочи, информационные бюллетени, а также труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам маркетинга, менеджмента, туризма и рекреации, муниципального хозяйствования и управления.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Раскрыты особенности применения маркетингового подхода в процессе управления туристско-курортным комплексом, специализирующимся на производстве санаторно-курортных услуг, требующие учета реабилитационной специфики, заключающейся в наличии, наряду с частным, общественного сектора, ориентированного на извлечение выгод, получаемых всем обществом.

2. Установлена зависимость социально-экономического состояния туристского региона, имеющего санаторно-курортную специализацию не только от отраслевой сбалансированности курорта,-но и от структуры туристско-курортного комплекса.

3. Предложен и реализован маркетинговый подход при проведении анализа рекреационного потенциала и производственной структуры туристско-курортного комплекса, специализирующегося на производстве санаторно-курортных услуг.

4. Теоретически обоснована необходимость оптимизации структуры туристско-курортного комплекса, специализирующегося на производстве санаторно-курортных услуг, как средства повышения эффективности его производственно-финансовой деятельности.

5. Разработан основанный на маркетинговом подходе комплекс мер по повышению эффективности использования природных, финансовых и трудовых ресурсов курортного региона, связанный с реализацией мероприятий по оптимизации структуры туристско-курортного комплекса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана и практически реализована маркетинговая концепция управления социально-экономическим развитием туристского региона имеющего санаторно-курортную специализацию, согласно которой важнейшим условием эффективной деятельности туристско-курортного комплекса является максимально полное удовлетворение потребностей потребителей туристско-курортных услуг, что предполагает их производство и реализацию в необходимом объеме, ассортименте и требуемого качества. Это требование обуславливает как структуру туристско-курортного комплекса, так и механизм управления им.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования имеют практическое значение для администраций регионов, имеющих туристскую специализацию, руководителей предприятий рекреационного комплекса. Основные положения работы внедрены в практику работы управления по курортам и туризму города Сочи.

Материалы исследования используются также в педагогическом процессе в Черноморской гуманитарной академии, Научно-образовательном центре Российской академии образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Применение маркетингового системного подхода в процессе управления туристско-курортным комплексом, имеющим санаторно-реабилитационную специализацию, позволило выявить его недостаточную адаптацию к условиям рынка.

2. Социально-экономическое развитие курортного региона, ресурсная база которого позволяет производить единственный, реализуемый за пределы курорта продукт — комплекс туристско-курортных услуг, полностью зависит от эффективности функционирования туристско-курортного комплекса.

3. Анализ рекреационного потенциала туристско-курортного комплекса позволяет обеспечить получение результатов, пригодных для принятия обоснованных управленческих решений, лишь при условии его проведения с использованием маркетингового подхода.

4. Для эффективной производственно-финансовой деятельности туристско-курортного комплекса, специализирующегося на производстве санаторно-курортных услуг, необходимым условием является такая его структура, которая способна обеспечить сбалансированность интересов санаторных организаций, организаций, оказывающих услуги по размещению рекреантов, предприятий, образующих туристско-курортную инфраструктуру.

5. Мероприятия, направленные на повышение эффективности использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов курортного региона, должны носить комплексный характер и иметь в своей основе концепцию маркетинга.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на научно-практических конференциях Научно-образовательного центра РАО (2001;2003 годы), межинститутских конференциях профессорско-преподавательского состава Черноморской гуманитарной академии.

Методические рекомендации, подготовленные автором, используются в учебном процессе Института управления, курортного сервиса и туризма и Финансово-экономического института Черноморской гуманитарной академии.

По теме исследования автором опубликовано 4 печатных работы общим объемом 4,2 печатных листа. Диссертация изложена на 162 страницах основного текста, состоит из трех глав, введения, заключения, содержит 13 таблиц, 4 рисунка, 2 приложения.

Список литературы

содержит 152 наименования.

Выводы:

1. Анализ литературных источников и изучение отечественного и зарубежного опыта управления развитием курортного дела и рынка туристско-курортных услуг свидетельствует о недостаточной адаптации санаторно-курортной сферы к рыночным условиям, что непосредственно и остро сказывается на социально-экономическом положении местностей, туристско-курортный комплекс которых специализируется на производстве санаторно-курортных услуг ввиду наличия, наряду с частным, общественного сектора, ориентированного на получение выгод, предназначенных для всего общества.

В связи с недостаточным использованием маркетинговых методов на уровне государственного и муниципального управления туристско-курортным комплексом: объем и структура туристско-курортного продукта не отвечают требованиям рынкавнедрение ресурсосберегающих, организационных и оздоровительных технологий происходит медленными темпамиприродные, производственные, трудовые и финансовые ресурсы используются нерационально.

2. Изучение экономического потенциала курорта Сочи показало, что за пределами региона реализуются только туристско-курортные услуги. Деятельность хозяйствующих субъектов города, независимо от их отраслевой принадлежности, обусловлена исключительно деятельностью туристско-курортного комплекса и полностью зависит от возможности более эффективного производства и успешной реализации туристско-курортного продукта.

3. Результаты анализа, проведенного с использованием маркетинговых методов, свидетельствуют о том, что рекреационный потенциал курорта, включающий совокупность природных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов используется не эффективно в связи с тем, что производственная структура туристско-курортного комплекса не отвечает требованиям рынка.

4. Существующая структура туристско-курортного комплекса города Сочи, в рамках которой функционируют преимущественно крупные (для санаторно-курортной отрасли) санаторные предприятия, рассчитанные на единовременное размещение и обслуживание нескольких сотен (в некоторых случаях — тысяч) отдыхающих, сформировавшаяся во время становления его как всесоюзной здравницы, возможность отдыхать и лечиться в которой обеспечивалась государством, не может обеспечить его эффективную работу в условиях рынка. Поэтому мероприятия, способствующие решению задачи устранения негативных последствий недостаточной ориентации на нужды реальных и потенциальных потребителей продукции туристско-курортного комплекса, в значительной степени обусловленных его не рыночной структурой, должны основываться на маркетинговых принципах. Определив, в качестве основной причины существующего положения, структуру туристско-курортного комплекса как не отвечающую требованиям рынка, в качестве меры, призванной содействовать ее оптимизации, предложена и обоснована, как оптимальная, реструктуризация туристско-курортного комплекса путем создания сети средних, малых и сверхмалых объектовпроизводителей туристско-курортного продукта.

5. Предлагаемый комплекс мер по повышению эффективности использования природных, финансовых и трудовых ресурсов курортного региона, основанный на маркетинговом подходе, включает реализацию мероприятий по реструктуризации туристско-курортного комплекса и содержит изложенные ниже основные направления деятельности. В части природных ресурсов — создание условий для: вовлечения в хозяйственную деятельность ныне не используемых участков территории, обладающих курортной ценностью, а также расположенных на них туристских объектовперепрофилирования использования участков, занятых промышленными объектами, посредством переноса последних на территории, не пригодные для курортного использованияактивизации природоохранных мероприятий. В части финансовых ресурсов — создание условий для: вовлечения в финансово-хозяйственную деятельность средств физических лиц, а также юридических лиц, посредством стимулирования процесса перепрофилирования деятельности неэффективно функционирующих предприятий иной отраслевой принадлежностисоздания сбалансированного механизма кредитования и инвестирования, работоспособность которого обеспечивается: разнообразием кредиторов и инвесторов, а также объектов и форм размещения средствприменением комплекса залоговых мероприятий. В части трудовых ресурсов — создание условий для: их перераспределения из неэффективно работающих предприятий иной отраслевой принадлежности, а также тех предприятий туристско-курортной сферы, в которых наличествует их избыток, обуславливающий скрытую безработицу в эффективно работающие и вновь создаваемые предприятияповышения заполняемости мест размещения в период с ноября по апрель. Особая роль отводится разработанным направлениям деятельности по легализации функционирования объектов размещения туристов, не зарегистрированных в таком качестве с целью создания условий для: контроля качества, оказываемых ими услугувеличения бюджетных поступленийулучшения криминогенной обстановки на курорте.

Поставленная в работе цель позволила определить основные направления деятельности по повышению эффективности использования рекреационных ресурсов курортного региона. Детальная разработка этих направлений должна стать предметом дальнейшего изучения. Это послужит как цели совершенствования используемого методологического аппарата, в основе которого лежит маркетинговая концепция, так и цели практической их реализации.

Заключение

.

Причиной обусловившей данную работу является недостаточная адаптация туристско-курортной сферы к рыночным условиям. Однако, ориентация производителей товаров, работ, услуг на нужды и предпочтения потребителей является условием эффективного функционирования любой экономической системы. Различия проявляются лишь в остроте проблемы, которая в условиях рынка более ярко выражена. При решении поставленных в работе задач, туристско-курортная специализация региона потребовала учета его специфики, что обусловило структуру и содержание работы, выбор методологического аппарата и особенности его использования. Это позволило решить поставленные задачи и сформулировать следующие выводы:

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Н. Зачем нужен некоммерческий маркетинг. М.// Маркетинг, 2002, № 3, с. 13−19.
  2. Г., Котлер Ф Введение в маркетинг, 5-е издание.:Пер. с англ.: Уч.пос.- М.: Издательский дом «Вмльямс», 2000.- 640 с.
  3. М.М., Лукашина Н. С., Трусов А. П. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов. М.: Экономика, 1997.
  4. A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг. М.: Маркетинг, 1998. 315 с.
  5. М. Маркетинг рынка предметов потребления.// Маркетинг. 2000. № 6 (55). — С.24−49.
  6. В.И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка.-М.: ИПК госслужбы, 1998.-186с.
  7. И.Т., Балабанов А.Т.Экономика туризма: Учеб.пособие.-М.: Финансы и статистика, 2002. 176с.
  8. К.Б., Кротова Е. Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха свердловской области.// Вопросы статистики. — 2002. № 10. — С.59−66.
  9. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.-320 с.
  10. В.А. Рационализация управления процессом реабилитации больных в санатории на базе компьютерных технологий. М.// ВКФиЛФК, 1999, № 2, с 35−41.
  11. С. Турист с возу — курорту не легче. Попытка анализа развития курортов Краснодарского края. // Российская туристская газета. 2002. № 40(178).-С.4.
  12. С.Ю., Вапнярская О. Н. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении. М.//Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 2, с. 45−51.
  13. М.А., Тодоришин В., Садатиеров А. Методология создания модели управления процессом переходного периода (ППП) // Социально-экономические проблемы развития курортов России.-Сочи: РИО СГТУиКД, 2000.-215 с.
  14. Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: обсуживание иностранных туристов в России: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 1999. 112 с.
  15. A.M., Боков М. А., Угрюмов Е. С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. — Сочи: РИО СГУТиКД, 1999. — 95 с.
  16. A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг: Учебное пособие. М.: Медицина, 2001. — 224 с.
  17. А. Некоторые особенности маркетинга санаторно-курортных учреждений.// Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 64−67.
  18. A.M. Некоторые подходы к оценке рынка санаторно-курортных услуг.//Практический маркетинг. 2002. -№ 11. — С.8−15.
  19. A.M. Современные ценообразующие факторы стоимости курортных услуг. // Бюл. НИИ им. H.A. Семашко. Тематический выпуск, М. 1998, с. 60−65.
  20. ВетитневА.М., Чудиновских С. А. Организация маркетинговых исследований санаторно-курортных услуг. Москва-Сочи: Изд-во МАГО и НОЦ РАО, 2003.-187 с.
  21. A.M. Формирование маркетингоориентированной системы управления рекреационным предприятием: Дис. .канд. Экон. Наук: 05.13.10/СПбГИЭА. СПб., 1997.-250 с.
  22. В.И., Леонов В. А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты: Науч. Моногр./Соч. гос. ун-т туризма и курорт, дела. Сочи: 214 с.
  23. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
  24. Т.Д. Возможности повышения эффективности и внедрения новых медицинских технологий в санаторно-курортную практику. М.//Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 2001, № 6, с. 42−43.
  25. А. Маркетинговые исследования: многоаспектный взгляд.//Маркетинг. 2000. — № 6 (55). — С. 19−23.
  26. В.Г. Организация туристской деятельности. М.: НОЛИДЖ, 1996.-220 с.
  27. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. -304с.
  28. Государственный финансовый контроль: социальная сфера и наука / Под ред. Аудитора Счетной палаты Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора Ю. М. Воронина. М.: Изд. Дом «Финансовый контроль», 2003.- 128 с.
  29. JI.A. Экономические аспекты планирования и оценки эффективности предпринимательской деятельности в здравоохранении. М.// Здравоохранение, 2002, № 9, с. 21−33.
  30. А., Анастасова J1. Маркетинговые исследования в туризме: Учебно-практ. Пособие. Мн.: Новое знание, 2002.-348 с.
  31. А.П. Маркетинг в туризме: Учеб. Пособие. Мн.: Новое знание, 2001.-496 с.
  32. Г. С., Гук A.A. Маркетинговые исследования российского рынка: опыт анализа. // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1999. № 1 (19). — с. 4−9.
  33. Джексон Грейсон младший, Карла О’Делл. Американский опыт управления на пороге XXI века. М.: Экономика, 1993. 173 с.
  34. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.:Пер. с англ.: Уч.пос.-М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.-272 с.
  35. Н.Ф. Маркетинг: абстракции и реальность.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России.- 1996. № 6 (12). — С. 4−8.
  36. С., Симкин JI. Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб: Питер, 2001. — 240 с.
  37. Е.И. Особенности экономического анализа инвестиционных проектов в здравоохранении. М. // Здравоохранение, 2000, № 11, с. 39−46.
  38. A.A. Элементы и структура процесса коммуникации.// Маркетинг и маркетинговые исследования.- 1999. № 1 (19). — С.4−9.
  39. А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. М.: Вся Москва, 1994. 307 с.
  40. B.C. Стратегия бизнеса. М.: Изд-во «Финпресс», 1998.203 с.
  41. О. Что ждет санаторно-курортный комплекс страны?// Туризм.- 2001. № 5. — С. 38−39.
  42. .В., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 279 с.
  43. В.Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.-192 с.
  44. O.A. Коммерческая деятельность санаторно-курортных комплексов в условиях формирования рыночных отношений: Дис. .канд. Экон. Наук: 08.00.05/РЭА им. Г. В. Плеханова. М., 1996. 187 с.
  45. В.П. Поведение потребителей. Учебное пособие. Изд-во «Питер», 2002.-386 с.
  46. Д.К. Гостиничные услуги в России. Учебное пособие. Москва, 1998.-78 с.
  47. Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учебное пособие для вузов. М.: Мастерство, 2002. — 192 с.
  48. А.Т., Волкова Л. А. Маркетинг в туризме. С-Петербург, 1996.
  49. Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. — 3-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. 409 с.
  50. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.- 580 с.
  51. В.Н. Маркетинговое исследование рынка // Маркетинг. -1994.-№ 2.- С.78−88.
  52. Г. А., Скрыпкин В. К. Маркетинговые исследования рынка курортно-туристских услуг. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.- 18 с.
  53. У., Клиранд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: Прогресс, 1982.— 275 с.
  54. А. Проблемы аналитических исследований в сферах маркетинга и бизнеса. М.: Маркетинг. 1996.- 196 с.
  55. В.В. Маркетинг: сервисная деятельность — СПб: Питер, 2000. 240 с.
  56. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. Пер. с англ. Под ред. Р. Ноздревой. -М.: Наука, 1998. — 116 с.
  57. Ф. Маркетинг. М.: Наука, 1995. — 320 с.
  58. В.М. Туристская рента: Учеб. Пособие. — Мю: Финансы и статистика, 2001. 112с.
  59. Курортно-туристский комплекс как объект управления/А.Т. Быков, Г. А. Карпова и др.- под ред. Г. А. Карповой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 146 с.
  60. Н.Б., Голухов Г. Н., Шиленко Ю. В. Оценка экономической эффективности здравоохранения. М.// Экономика здравоохранения, 2000, № 1, с. 23−27.
  61. Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. — 336 с.
  62. Ф. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр. 1996. -280 с.
  63. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.-528с.
  64. Р., Оллье Р. Туристический маркетинг//Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./А.Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. — М.: Экономика. 1993.- С.283−382.
  65. A.A. Основы маркетинга в здравоохранении России. М.: Изд-во МГУ, 1995.-50 с.
  66. H.A. Управление региональным компонентом государственной политики налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в сфере производства курортных услуг. Сочи: ЧГА Минобразования РФ, 2002. — 119 с.
  67. Литл Дж.-Ф. Чего хотят потребители? Основы маркетинга. М.: Феникс. 1997.-376 с.
  68. В.И. Экономические аспекты ценообразования на санаторно-курортные и оздоровительные услуги. М.// ВКФиЛФК, 2000, № 5, с 42−45.
  69. В.И. Некоторые методы управления стоимостью затрат некоммерческих санаторно-оздоровительных услуг. М.// ВКФиЛФК, 2001, № 1, с 35−39.
  70. В.И. О механизме регулирования рынка санаторно-оздоровительных услуг. М.// ВКФиЛФК, 2002, № 4, с 44−46.
  71. М.Г. Маркетинг медицинских услуг. Метод. Пособие. М.//МЦФЭР, 1998, 147 с.
  72. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении/Р.А. Галкин, С. И. Двойников и др. Самара-СПб.: Перспектива. — 1998. -176 с.
  73. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегическое управление. М. Новосибирск: ИНФРА-М.- 1999. 320 с.
  74. Менеджмент туризма: Экономика туризма: под ред. Квартальнова В. А., Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2002.-320с.
  75. Мартынчик.С.А., Худяков М. Б. Организация медицинской помощи в сфере платных медицинских услуг. М.// МЦФЭР, 1999.
  76. И., Нелюбин В., Ракитский Б. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования.//Вопросы экономики, 1995, № 9 с. 34−39.
  77. Материалы международного регионального семинара по статистике рекреации и туризма/М.: 3−5 сентября 1996.-258 с.
  78. Н.С. Управление конкурентоспособностью санаторно-курортной организации в условиях переходного периода: Дис. .канд. экон. Наук: 08.00.05/СГУТиКД. Сочи. — 2002.-152с.
  79. Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. — 208 с.
  80. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат. 1993. — 308 с.
  81. B.C. Маркетинговые исследования организации предпринимательской деятельности на интегрированном рынке: Дис. .канд. экон. наук: 08.00.05/СПбУЭиФ. СПб. 1995.- 129с.
  82. М.А. Маркетинговые исследования российского рынка туризма.//Маркетинг в России и за рубежом.- 1998. -№ 5.- С. 12−28.
  83. Мотивация и проблемы малого бизнеса.// Внешнеэкономический бюллетень. 1998. — № 9.- С. 44−48.
  84. М.С. Методы и модели маркетинговых исследований. Экономика и жизнь. 1995. 293с.
  85. М.К. Изучение стиля жизни потребителя и сегментирование рынка на основе психографических типов//Маркетинг успеха. 2001. -№ 1.- С.53−70.
  86. . Э.В. Особенности поведения потребителей услуг./Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 1 (37).- С.24−31.
  87. A.B. Регулирование развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации: Дис. .канд. экон. Наук 08.00.05/РЭА им. Г. В. Плеханова. М., 1996.- 158 с.
  88. А.Н. Санаторно-курортный комплекс в системе зоциальной защиты населения: Дис. .канд. экон. Наук: 08.00.05/СПбГУЭФ. СПб., 2000.- 182 с.
  89. JI.P. Туристический маркетинг.// Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993.
  90. Основы медицинского маркетинга. Учеб. Пособие под ред. Кучеренко В. З. М.//МИА им. И. М. Сеченова, Фонд ОМС, 1998, 215 с.
  91. АЛ., Денисов A.B. Кластерный анализ как инструмент подготовки эффективных маркетинговых решений. // Практический маркетинг.-2001. -№ 5 (51).-С 13−17.
  92. А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. — М.: Логос, 2002.
  93. К.К. Как определить предпочтения потребителей, или что важнее цена или качество?// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1997. -№ 6(12). — С. 45−51.
  94. Г. А. Международные экономические отношения: экономика туризма. М.: Экономика, 2000. — 208 с.
  95. Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. — М.: Экономика, 2000. 160 с.
  96. В.В. Концепция и методология развития оздоровительной (восстановительной) медицины. М.// ВКФиЛФК, 1999, № 2, с. 39−41.
  97. В.В. Санаторно-курортное лечение и отдых в СССР. М. 1971,73 с.
  98. Е.В. Маркетинг услуг СПб.: Издательство №Питер", 2000.- 160 с.
  99. H.A., Колгушкина A.B. Маркетинговые исследования рынка бытовых услуг: региональный подход. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. — № 5 (11). — С. 13−18.
  100. Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма в России. — 1998. -№ 1 (13)-С. 28−31.
  101. Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития сферы туризма в России: Дис. .докт. экон. наук: 08.00.05/МГУ им. Ломоносова. М., 1998. 237 с.
  102. М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. Пос. М.: Вильяме, 2001 -495 с.
  103. В.Г. Как возродить лечебный туризм. // Мир путешествия.- 2001. № 1 (88). — С. 8
  104. А.Н. и др. Лечебный туризм как современное направление курортной медицины в России. М.// ВКФиЛФК, 1999, № 3, с. 46−49.
  105. В.В. Экономическая социология М.: Аспект-Пресс, 1998. -287 с.
  106. A.B. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М.: Финансы и статистика, 1998. — 336 с.
  107. A.B., Шамшурина Н. Г. Здравоохранение как корпоративная система в составе социальной сферы. М.// Здравоохранение, 2002, № 4, с. 11−14.
  108. С.И. Формирование механизма проведения маркетинговых исследований в сфере рекреационных услуг (на примере санаторно-курортных комплексов Московской области): Дис. .канд. экон. Наук: 08.00.05/Гос. акад. сферы быта и услуг. М., 1998. — 161 с.
  109. Сборник официальных материалов. М.: ЦРИБтурист.: 1986 с.303
  110. Социальный менеджмент: Учеб. пособие / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, Н. С. Данакин и др.- Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая шк., 2002. — 271 с.
  111. А. Использование принципов математического анализа в маркетинговых исследованиях.//Лаборатория. 1998, № 12 (декабрь) — С. 8.
  112. В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, 2001. — 160 с.
  113. И.А., Менахина О. Э. Стратегия маркетинга для российских производителей.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. — № 5 (17). — С. 18−21.
  114. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89», 1998.-160 с.
  115. Н.Г. Формирование и эффективность системы стратегического управления санаторно-курортным комплексом (на примере Туапсинского района Краснодарского края): дис. .канд. экон. наук: 08.00.05/СПбГУКиТ. СПб., 1999.-147 с.
  116. В.М. Методологические аспекты оценки эффективности лечения на курорте. М.// ВКФиЛФК, 2000, № 3, с. 12−15.
  117. Сфера туризма: структурное и бесструктурное управление./Под ред. Г. А. Карповой: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000 — 79
  118. М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития. М.// Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 5, с. 67−76.
  119. И.Ф. Государственная политика в области санаторно-курортного дела, организация оздоровления и отдыха населения в Российской Федерации. М.//Здравоохранение, 2000, № 1, с. 14−19.
  120. Ю.Н. Анализ социологических данных./ М.: Научный мир, 2000. -352 с.
  121. A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегическое управление: искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-560 с.
  122. A.A., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с 9-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2001. XX, 412 с.
  123. В. А. Проблемы управления качеством и эффективностью санаторной помощи М.// Бюллетень СГЭиУЗ им. Семашко, 1996, № 3 с. 154−158.
  124. Управление инвестициями: В 2-х т. Т. 2. / В. В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. М.: Высшая школа, 1998. — 512с.
  125. М.Н. Анализ потребителей как необходимая составляющая успешной работы на рынке.// Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. -№ 1 (37).- С. 16−22.
  126. Федеральная целевая программа «Соц.эк.разв.Сочи до 2010 г.
  127. Дж. Что такое маркетинговое исследование? Социологические исследования. М.: Финансы и статистика, 1994. 208 с.
  128. И.В., Колгушкина А. В., Коровин Е. М. Опыт изучения потребностей населения в бытовых услугах.// Маркетинг, 1998, № 4, с. 28−36.
  129. А.А. Применение метода совместного анализа в маркетинговых исследованиях.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России и за рубежем. 1999. — № 2 (20). — С. 15.
  130. С. А. Формирование системы маркетинговых исследований в сфере санаторно-курортных услуг: дис. .канд. экон. наук: 08.00.05/Н01Д РАО. Сочи, 2003. — 201 с.
  131. В.Н. Курортно-туристский комплекс Сочи: развитие в условиях рынка. М.: Институт экономики РАН, 2000. — 222 с.
  132. И.М. Возможные стратегии формирования системы государственных обязательств в здравоохранении // Экономика здравоохранения. -2000. № 5,6.
  133. B.C., Безрукова H.J1. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/Под ред. B.C. Янкевича-М.: Финансы и статистика, 2002.-416 с.
  134. Г. В., Винокуров Б. Л., Ветитнев A.M. Экономика туристских и санаторно-курортных предприятий. Санкт-Петербург — Киев. 2000.-208 с.
  135. A.M. Количественная оценка рекреационных возможностей климатических курортов, М.// ВКФиЛФК, 2001, № 1, с.37−40.
  136. Aaker David A., Myers John G. Advertising Management. Prentice-Hall International, Inc., 1987.
  137. Brown, S.W., Bitner M.J., Fisk R.P. The Development and Emergence of Service Marketing Thought // International Journal of Service Marketing, 1994, Vol. 5 No. l, pp. 75−76
  138. Drucker P. The practice of Management. New York, 1954, p. 183.
  139. P. F. «Management: Tasks, Responsibilinies, Practices» NY, 1973, p. 64−65.
  140. Jeffries D.E. Defining the tourist and its importance in tourisme marketing// Revue du tourisme. Berne, 1971−1.
  141. Krippendorf J. Marketing et tourism. Berne: Herbert Lang, 1971.
  142. Recommendations on Tourism Statistics/WTO. Madrid, 1993.
  143. Marketing turistico. Madrid, SEE, 1978, P. 94 et sq.
  144. Schwarz J.-J. Dynamique du tourisme et marketing, these de doctorat. Aix-en-Provence. Centre des HautesEtudes touristiques, 1976.
  145. Statistics, twelfth edition, Madrid: WTO. World Tourism Organization1992)
  146. Tompson A.A., Stricland Jr.A. Strategic Management. Boston: Jrwin.1990.
  147. Tourism market trend Europe 1987−1997 // WTO commission for Europe, Israel, 1998.1. Анкета
Заполнить форму текущей работой