Концепция диагностической школы
![Реферат: Концепция диагностической школы](https://westud.ru/work/6463171/cover.png)
В 20-х гг. М. Ричмонд реформирует метод индивидуальной работы, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа, а это позволяло интрапсихические процессы анализировать в контексте социальных проблем. Психоанализ расширял представление о диагнозе и давал научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что особенно было важно для социальных работников. Окружающая… Читать ещё >
Концепция диагностической школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы лечения больных, М. Ричмонд развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.
Выделив общественные и личные ситуации, в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, она считала, что социальная работа — это «искусство помощи». Ричмонд дает два определения социальной работы, где первоначально акцентирует внимание на деятельности, а затем на личности клиента (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Определение социальной работы (по М. Ричмонд)
Определение 1915 г. | Определение 1917 г. |
" …искусство разных видов совместной деятельности (социального работника и клиента), направленных на одновременное улучшение ситуации клиента и общества" . | " …искусство создавать и регулировать социальные взаимоотношения индивидуумов: мужчин, женщин, детей" . |
Социальный диагноз
Определение социального диагноза, данного М. Ричмонд, — акцент на тщательное изучение непосредственной социальной среды клиента — настоящей и прошлой — для осознания случая, были ее значительным вкладом в формирование профессиональной деятельности социального работника в период, когда нищета рассматривалась в основном как порок человеческого характера.
Как считает И. Наместникова, Ричмонд предпочла использовать термин «социальное лечение» а не термин «социальная работа» (social casework), несмотря на то, что последний был широко популярен и востребован многими социальными работниками вплоть до 20-х гг. XX в.
По мнению многих исследователей, термин «социальное лечение» (в отдельных эквивалентах перевода — «социальный уход») принес с собой более широкий концепт цели деятельности социальной работы, чем термин " social casework" (социальная индивидуальная работа, социальная работа со случаем).
Термин «социальное лечение» концентрировал внимание, скорее, на личности и ситуации, нежели на самом индивидуальном случае.
Основополагающее место в работе со случаем М. Ричмонд уделяла социальному диагнозу. Взяв за основу медицинский подход к диагнозу, который позволял описывать болезнь исходя из ее индивидуальной этиологии, она выстраивает свое понимание диагноза применительно к социальному случаю. В основе исследования социального диагноза лежит описание социальных отношений человека и тех трудностей, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности.
![Социальный диагноз.](/img/s/8/02/1535802_1.jpg)
Рис. 4.1. Социальный диагноз.
Социальный диагноз как понятийная метафора разрешает анализировать ситуацию клиента в контексте двух измерений человека и его проблему:
- — индивидуальный жизненный путь, с особенностью его развития;
- — индивидуальный жизненный путь, осложненный социальными условиями.
Вот эта бинарная комбинация позволяла намечать стратегии помощи с учетом изменения индивидуальных стратегий и окружающей социальной среды. М. Ричмонд в социальном диагнозе выделяла следующие проблемные зоны, требующие осмысления социальным работником:
- — определение индивидуальных социальных отношений клиента;
- — выявление проблем в этих отношениях;
- — возможность непосредственного влияния на регулирование социальных отношений клиента.
Социальный диагноз изменяет профессиональную ролевую позицию социального работника с «дружественного визитера» на позицию врача, терапевта. Поэтому профессионалы стали искать не только в прошлом клиента поздние социальные последствия, но и осуществлять поиск стимулирования сложившейся социальной ситуации к изменению.
Из психологических и психиатрических теорий заимствовались технические процедуры работы с клиентом. Социологические и экономические теории способствовали выстраиванию научного знания относительно формирования индивидуальности клиента. Актуальность экономических теорий возрастает в годы Великой депрессии, когда изучаются экономические потребности клиента, условия его жизни с целью эффективных стратегий помощи и поддержки.
Интервенции. Согласно концепции Ричмонд, интервенции со стороны социального работника могли осуществляться директивным и недирективным лечебными методами (рис. 4.2).
![Интервенции в диагностическом подходе.](/img/s/8/02/1535802_2.jpg)
Рис. 4.2. Интервенции в диагностическом подходе.
Директивное лечение осуществлялось в непосредственном взаимодействии — «ум на ум». Однако под этим М. Ричмонд понимала сложную процедуру взаимодействий, которые включали в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента в решении сто собственных проблем. Доминирующими техниками в этой связи должны были выступать внушения, убеждения, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, честность, участие.
Недирективное воздействие, косвенный метод лечения состоял в том, что процесс помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.
В процессе взаимодействия с социальным работником клиент должен был получить объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих социальное функционирование.
Вместе с тем в «Социальных диагнозах» впервые были обобщены подходы к индивидуальной интервенции, которые состояли из следующих основных этапов:
- — получение информации;
- — диагноз (исследование состояния социального отклонения);
- — прогноз (предположения перспективы улучшения);
- — лечение (оказание помощи клиенту).
В индивидуальной работе с клиентом в этой книге намечается переход от методов моральных убеждений и альтернатив к методам воздействия и социально-психологического взаимодействия.
В «Социальных диагнозах» первые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента, который предстает как определенная последовательность, процедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выражающейся в системном подходе к клиенту. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы (рис. 4.3.).
![Этапы работы с клиентом.](/img/s/8/02/1535802_3.jpg)
Рис. 4.3. Этапы работы с клиентом.
Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, получают рекомендации Христианского общественного союза не только для работы с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов «с различными культурными и жизненными стилями». Разработанные принципы начинают применяться в работах с группами и в сообществе.
" Социальные диагнозы" стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что, в свою очередь, послужило началом новой эры развития индивидуальной социальной работы. Г. Маркус, через 20 лет после публикации этой книги, писал:
" Это явилось выдающейся школой, которая занималась исследованиями тех аспектов, которые противостояли искушению схоластических обобщений и которые, касаясь других дисциплин и общественных сфер, способствовали решению определенных проблем. Дедуктивный метод ее работы нашел отражение в принципе индивидуализации в процессе изучения и обучения основам теории и практики индивидуальной социальной работе" .
В 20-х гг. М. Ричмонд реформирует метод индивидуальной работы, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа, а это позволяло интрапсихические процессы анализировать в контексте социальных проблем. Психоанализ расширял представление о диагнозе и давал научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что особенно было важно для социальных работников. Окружающая среда, в которой находился клиент, теперь интерпретировалась в единой научной схеме и логике.
С 1922 г. М. Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где помимо прежних подходов — «ум на ум» получают развитие другие, такие как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». В центре внимания оказались объективные факторы с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и акций улучшения функционирования клиентов состояли из процессов, развивающих личность, регулирующих социальное окружение.
В этих подходах личность представлялась как совокупность биологических факторов и факторов развития, связанных отношениями с другими людьми и с самопредставлениями клиента. Жизнь индивидуума виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с людьми, поскольку это обусловлено многообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением.
Помимо разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла принципами ментальной гигиены, и включали в себя следующие положения:
- — симпатизировать клиенту;
- — отдавать ему предпочтение;
- — поощрять его;
- — строить с ним совместные ясные планы действий.
Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.
С теоретической деятельности М. Ричмонд начинает оформляться определенный подход, школа социальной работы, которая получила свое название как диагностическая школа, диагностический подход в социальной работе.
Концепция М. Ричмонд «ситуации и личности человека», социально нуждающегося, потребовала понимания клиента, его семьи, родственных связей и деятельности местных социальных агентств. На основе этой концепции были определены принципы индивидуальной социальной работы, среди которых можно выделить следующие.
- 1. Причины человеческой неприспособленности следует непременно искать в экономическом и социальном устройстве общества.
- 2. Тем не менее индивидуальные различия существуют, и каждый человек реагирует на эти социальные силы по-своему, своими собственными уникальными дарованиями — биологическими и интеллектуальными.
- 3. Независимо от своего социального положения и условий люди имеют присущую им значимость и достоинство — они заслуживают уважения.
- 4. Для того чтобы правильно поставить диагноз проблемы, от которой страдает клиент, необходимо исследовать все относящиеся к делу факты. Эти факты нужно искать в социальной, экономической, семейной, наследственной и интеллектуальной истории клиента.
- 5. Для того чтобы собрать факты, необходимо установить доверительные отношения с клиентом.
- 6. После определения диагноза социальный работник выстраивает план лечения, а затем адресует его клиенту для выполнения. Чем доверительнее и мягче будут отношения с клиентом, тем клиент быстрее решится на осуществление этого плана.