Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления
![Диссертация: Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления](https://westud.ru/work/2664291/cover.png)
Диссертация
Характерной особенностью для всех уровней развития творческого мышления является направленность любознательности на художественное творчество. При этом высокий уровень характеризуется направленностью любознательного поведения на область животного, растительного мира, литературы и искусствадля среднего наибольший интерес представляют представители животного миралюбознательность учащихся с низким… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Постановка проблемы любознательности в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. Основные направления исследования любознательности
- 1. 2. Концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности
- 1. 3. Освещение проблемы любознательности на современном этапе развития психологической науки
- ГЛАВА 2. Исследование творческого мышления как психологической категории. f
- 2. 1. Основные подходы изучения творческого мышления в психологии
- 2. 2. Развитие творческого мышления в онтогенезе
- ГЛАВА. З.Особенности проявления любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления
- 3. 1. Организация и методы исследования
- 3. 2. Вариативность проявления творческого мышления младших школьников
- 3. 3. Психологические особенности любознательности младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления
- 3. 4. Проявление любознательности младших школьников со средним уровнем развития творческого мышления
- 3. 5. Психологическая характеристика проявления любознательности младших школьников с низким уровнем развития творческого мышления
- 3. 6. Сравнительный анализ проявления любознательности учащихся младших классов с различным уровнем развития творческого мышления
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. — 1985 — № 5 — С.3−18
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-335с.
- Абраменко В.И. Особенности интеллектуальных качествах в структуре характера // Вопросы психологии — 1970. № 4 — С. 53 — 65
- Аврамков Д.В. О возрастных различиях в эффективности продуктивного мышления школьников: на материале пространственно-комбинаторных задач // Новые исследования в психологии. 1974. — № 1. — С. 37 — 39
- Алексеев Н.Г., Юдин Э. Г. О методах психологического изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.- С.151 203.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980. -288с.
- Анастасиев А.И. Внимание и интерес при обучении. Рязань, 1909
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. — М., 1981 С.3−18.
- Анцыферова Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути // Принцип системности в современной психологической науке и практике. Т.2. — М.: ИПН РАН, 1996. — С.4−6.
- Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — С. 3 — 19
- Аржанова А.И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся // Уч. Зап. Андижанского пединститута. 1955 Вып. 2. — С. 21 -29
- З.Бабаева Ю. А. Психологический тренинг для выявления одаренности: Методическое пособие / Под ред. В. И. Панова — М.: Молодая гвардия, 1997.-278 с.
- М.Базаркина Е. В. Национально-психологические особенности любознательности учащихся. Автореф. дис.. канд. псх. наук. Барнаул, 2001.-21 с.
- Барабаш О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дис.. канд. псх. наук. — М., 1992.- 185 с.
- Барышникова E.JI. Особенности эмоционального состояния креативных детей: Автореф. дис. канд. псх. наук. М., 1999.
- Белинский В.И. Сочинения М.: Издательство Академии наук СССР., 1953.-Т.1 -547 с.
- Бергер Э.И. Стимул познавательной перспективы как средство развития личности учащихся в процессе обучения: Дис.. канд. псх. наук. -Йошкар Ола, 1980. — 188 с.
- Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966. — № 3. — С. 54 — 60.
- Блинова Л.Ф. Эмоциональная регуляция творческой деятельности дошкольников: Автореф. Дис. канд. псх. наук Казань, 1996 — 16 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. АПН РСФСР, 1955-№ 73
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
- Богославская Е.А. Диагностика и развитие любознательности старшеклассников в ходе тренинга: Автореф.. канд. псх. наук. — М., 2000. 20 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества. М., 1990-С.159- 171.
- Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. -№ 2.-С. 35−41.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание // Новое в жизни, науке и технике / Педагогика и психология, № 10. — 1981. — 96 с.
- Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности.: Дис. докт. псх. наук: М., 1988 395 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов — на — Дону, 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности // Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М., 1990-С. 159−171
- Бодалев А. А. О состоянии и перспективах изучения личности психологической наукой // Сов. Педагогика. 1980 — № 10. — С. 32 — 37
- Большой толковый словарь иностранных слов: В 3-х т. Ростов -на — Дону: Феникс, 1995.-Т.1. — 544 с.
- Брушлинский А.В. Воображение и творчество // В книге: Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969.-С. 341 -346.
- Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке // В книге: Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.-С. 5−14.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996 — 387 с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — 96 с.
- Брушпинский А.В. Мышление / Общая психология. М., 1986. — С. 323.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.- 191 с.
- Брушлинский А.В., Тихомиров O.K. Психология мышления // Тенденции развития психологической науки. — М., 1989 — С. 11 21
- Буш Г. Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Дис.. докт. философ, наук.-Минск, 1989.
- Варламова Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Дис.. канд. псх. наук. М., 1997.-169 с.
- Вахтомин Н.К. Практика мышление — знание: К проблеме творческого мышления. — М.: Наука, 1978. — 112 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. — № 4 — С. 5 — 14.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения: Монография. 4.1. — Минск, 1995. — 240 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Союз», 1997.-97 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 1990
- Выготский JI.C. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.4.- М., 1984.-С. 5−242
- Выготский JT.C. Детская психология. Собр. соч. Т.4. — М.: Педагогика, 1984.-432 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений. Т.2. — Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 80 — 84.
- Гайденко П.П. Большая Советская Энциклопедия М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976. — Т.25 — С. 330 — 331
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. / Пер. с англ. / В книге: Психология мышления. М., 1968. — С.433 — 456.
- Гоноболин Ф.Н. Психология. — М.: Просвещение, 1973. 234 с.
- Гордон JI.A. Потребности и интерес // Сов. Психология, 1939 № 8 — 9
- Гурова JI.JI. Когнитивно личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. — № 6 — 1991.-С. 14−20.
- Гусева Т.А. Влияние стиля понимания на особенности проявления любознательности личности. Автореф. дис.. канд. псх. наук. -Новосибирск, 1998.-21 с.
- Гусева Т.А. Стилевые аспекты любознательности // Монография. Бийск: НИЦ БиГПИ., 2000. — 168 с.
- Давыдов В.В. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа, 1985. — С. 11 — 12.
- Данюшевская Т.И., Богоявленская М. Е. Исследование динамики развития творческих способностей // Ежегодник Российского психологического общества «Психология сегодня», М., 1996. — Т.2. — Вып.1. — С. 139 — 140.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка-JI., 1978
- Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. Изд-во АПН РСФСР, 1952.-465 с.
- Добрынин Н.Ф. Интерес и внимание. // Ученые записки Московского госпединститута, 1941. Т.З. — Вып.З. — С. 12 — 22.
- Добрынин Н.Ф. проблемы значимости при образовании временных связей у человека // Тезисы докладов на совещании по психологии. М.: АПН РСФСР, 1953.-С. 46−50.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. Т. 14 — 1994 — № 4.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368 с.
- Дудецкий А .Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск: Смоленский госпединститут, 1974.- 153 с.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 86 — 234.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской- Под ред. Виноградова Н. Д. — М.: Издание творчества Мир, 1919−206 с.
- Дьяченко О.М. Особенности воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание — 1993 № 8. — С. 46
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 52 — 59.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996 — 200 с.
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии — 1980 № 2 — С. 107−114.
- Евдокимова JI.M. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1998.
- Ермолаева — Томина Л. Б. Исследование факторов детерминирующих индивидуальные различия в проявлении активности // Психология творчества.-М., 1990.-С. 117−130.
- Жемчугова Л.В. Связь динамических качеств активности и саморегуляции поведения и деятельности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека.- Свердловск, 1980. С. 35 — 44.
- Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Дис. канд. псх. наук. — М., 2000 — 423 с.
- Журавлев Г. Е. Проблемы и перспективы обучения творчеству // В книге: Научное творчество: Особенности и актуальные проблемы. Свердловск, 1984.-С. 136.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1956 — 16 с.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. — 83 с.
- Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1983.-336 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход в обучении. М.: Знание, 1972.-72 с.
- История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчелидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова. 2-е изд., доп. — М.: просвещение, 1986. — 464 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.-168 с.
- Кармин А.С. Интуиция и диалектика // Диалектика творческой деятельности. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. -С.70
- Кипиани Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Дис. канд. псх. наук. — Тбилиси, 1986. — 206 с.
- Клапаред Э. Психология ребенка и экпериментальная педагогика / Пер. с франц. изд./ Под ред. Д. К. Кацарова. СПб., 1911. — 168 с.
- Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. М., 1990.-С. 131−148.
- Коптерев П.Ф. О детской подражательности СПб, 1898.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970 — № 8 — С. 13−115.
- Котлярова Л.И. Изучение познавательных запросов учащихся // Вопросы психологии 1969 — № 2 — С. 43 — 50
- Кошенова М.И. Влияние внимания на успешность творческого мышления младших школьников: Дис. канд. псх. наук. -М., 1997
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: Автореф. дис.докт. псх наук М., 1996 — С. 243
- Краткий тест творческого мышления / Под ред. Е. И. Щеблановой. — М.: ИНТОР, 1995−48 с.
- Кречжде С.П. Управление формированием познавательных интересов // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 23 — 30.
- Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25 — 33.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. — С. 28 -39.
- Крупнов А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. — С. 92 — 102.
- Крутецкий В.А. Любознательность // Педагогическая энциклопедия. — М., 1965.-Т.2.-696 с.
- Кудинов С.И. Психология любознательностиб теоретические и прикладные аспекты. Монография. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — 276 с.
- Кудинов С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Автореф. дис. д-ра псх. науук. — Новосибирск, 1999. -46 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. -111с.
- Купарнадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1988. — 121 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1972−279 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. — М. Воронеж: институт практической психологии, НПО «Модэк», 1997 — 448 с.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984−79 с.
- Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. Автореф. дис. д-ра псх. наук. — М., 1970 32 с.
- Леонова Е.В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 162 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Наука, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981−584 с.
- Линдсей Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление / Пер. с англ. В книге: Хрестоматия по общей психологии. — МГУ, 1981.-400 с.
- Лобова Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: Дис.. канд.псх. наук. Киев, 1986 — 192 с.
- Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Харьков, 1990.-38 с.
- Локк Дж. Мысли о воспитании // Сочин.: в 3 т. М., 1988. — Т. З — С. 407 -608.
- Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения: Автореф. дис.. канд. псх. наук. М., 1984. — 21 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.- 168 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — J64.-C.5−17.
- Матюшкин A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29 — 33.
- Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. — С. 29 — 34.
- Матюшкин A.M. Раннее выявление талантов и их развитие // Вопросы психологии 1984 — № 3 — с. 166
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1977. 240 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -218 с.
- Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. — М.: Машиностроение, 1983.- 134 с.
- Моляко В.А. Проблема психологии творчества к разработке подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии 1994 — № 5 — С. 86 — 95.
- Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. псх. наук. — М., 1951.-14с.
- Морозова Н.Г. Возникновение и изменение познавательного интереса у подростков // Доклад на совещании по вопросам психологии. — М., 1964. -С. 201−211.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979.-47 с.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Низова A.M. Великий учитель природа. — М.: Знание, 1971.
- Новиков A.M. Методы повышения познавательной активности учащихся. // Сов. Педагогика. 1986 — № 6. — С. 87 — 91.
- Нургалеев B.C. Психологические факторы развития воображения в процессе когнитивной деятельности: Дис.. докт. псх. наук. — Новосибирск, 1999. 378 с.
- Ньюэлл JI., Шоу Дж., Саймон Г. А. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981. — С. 305 — 318.
- Обухова л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М.: МГУ, 1994. — 80 с.
- Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко М.: Международное образование психологический колледж. — 1997. — 140 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. — М.: Русский язык, 1988. — 752 с.
- Орлова С.Н. Психологические факторы развития творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности: Дис.. докт. псх. наук. — Новосибирск, 2002
- Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской М., 1997. — 416 с.
- Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга: Лекция первая//Полное собр. соч.-2-е доп.-М., 1951.-Т.4.-С. 15−30
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопросы психологии. — 1981. № 1. — С. 57 — 66.
- Петровский А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. — № 3.
- Петровский В.А. Личность в психологии Ростов — на — Дону., 1995.
- Поддьяков Н.Н. Творчество как проблема личности // Вопросы психологии.- 1985. 4.-С. 170−171.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии 1996 — № 1 — С. 20 — 33.
- Поплужный B.JT. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: Дис. .канд. пед. наук. — Киев, 1969.-242 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления-М.: АПН, I960.— 352 с.
- Пономарев Я.А. Тенденция развития психологии творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 1990-С.З- 12.
- Пономарев Я.А. Взгляд на рефлексию с позиции структурно — уровневой концепции психологического механизма творчества // Прикладная эргономика 1994 — № 1 — С. 34 — 36.
- Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества / В книге: Интуиция. Логика. Творчество. — М.: Наука, 1987. — С.5
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1982. — 160 с.
- Проколиенко Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста. Киев: Рад. школа, 1979. — 88 с.
- Прядеин В.Н. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск, 1982 С. 84 — 86.
- Психология мышления // Сборник переводов с нем. и англ. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 532 с.
- Психология мышления // Сборник переводов с нем и англ. Л.: Наука, 1980−241 с.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996.-416 с.
- Психология творчества: общая дифференциальная, прикладная / Отв. ред. Я. А. Пономарев М.: Наука, 1990 — 222 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М., 1990
- Психология. Словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 440 с.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина М.: Педагогика, 1991 — 160 с.
- Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста (нормально слышащих, слабо слышащих и глухих): Дис.. канд. псх. наук. Северо — Осетинский государственный университет, 1970- 187 с.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников: Дис. .докт. псх. наук. М., 1992 — 308 с.
- Рейнвальд Н.И. О ведущих свойствах личности // Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества / Материалы 5 Съезда психологов СССР. М., 1983 — С. 68 — 70.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: УДН, 1987. — 200 с.
- Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 400 с.
- Ростов А.С. Психологические основы взаимосвязи репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности. Новосибирск, 1990. — 98 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946 -704 с.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000 -712с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Прогресс — 1994 — 480 с.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии — 1990 -№ 1-С. 164- 168.
- Савенков А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей.: Дис.. докт. пед. наук М., 1997 — 280 с.
- Саулина О.П. Воспитание познавательной активности младших школьников в ходе изучения нового материала. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1970- 125 с.
- Селли Дж. Очерки по психологии детства / Пер. с англ. А. Громбаха. — 3-у изд. М.: Изд-е К. Тихомирова, 1909 — 456 с.
- Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления. Автореф. дис. д-ра псх. наук — М., 1992
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии 1983 — № 2 -С. 35−42.
- Семенов B.C. Творческое мышление и развитие личности / Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития. Тезисы выступлений — Целиноград, 1991 155 с.
- Семилеткина М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с разным уровнем креативности: Автореф.. дис.. канд. псх. наук-М., 1995
- Сидорова Е.Н. Возрастная динамика психолгической структуры поиска решения проблемных задач у школьников.: Дис. .канд. псх. наук. М., 1988.
- Сикорский И.А. Воспитание в возрасте первого детства. СПб, 1884.
- Симаева Т.В. Развитие интеллектуально-творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6 лет.: Дис. .канд. пед. наук СПб, 1998 -170 с.
- Симонов П.В. Мозг и творчество / В кн.: Мозг и разум — М.: Наука, 1994-С. 75−88
- Соловейчик С.А. От интересов к способностям // Воспитание школьника. 1968 — № 6 — С. 26 — 34.
- Солсо P.JI. Когнитивная психология / Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. -600 с.
- Сорокина А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1947 57 с.
- Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума // Послесловие Гиргинов Г. / Наука и творчество: комплексное исследование // Под .ред. Э. А. Голубевой.-М.: Педагогика, 1989
- Степанов С.Ю., Панов В. И., Богоявленская Д. Б. Одаренные дети. // Школьный психолог «ПС» 1998 — № 37 — С. 1 — 15.
- Столярчук И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.: Дис.. канд. псх. наук. М., 1993 —213 с.
- Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избр. пед. соч.: В 5 т. Киев, 1979 — Т. 1. — С. 59 — 220
- Тарасова Н.П. Уровни развития самостоятельности мышления младших школьников: Автореф. дис. .канд. псх. наук. -М., 1988 159 с.
- Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М., 1962 — 40 с.
- Терегулов Ф.Ш. Формирующая бисоциальная педагогика. Уфа, 1999. -386 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984 — 272 с.
- Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981 — С. 298 — 304
- Тютюник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: Дис. д-ра псх. наук. М., 1994
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989−208 с.
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте.: Дис. канд. псх. наук. — М., 1994
- Фоменко Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника: Дис.. канд. псх. наук М., 1995 — 146 с.
- Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды.: Дис. канд. псх. наук. М., 1994
- Холл Ст. Собрание статей по педологии и педагогике. М.: Моск. изд-во, 1912.-444 с.
- Холл Ст. Социальные интересы у детей и учреждения их развития.: С-Пб., 1909.-238 с.
- Чурбанова С.М. Психологические условия продуктивности решения дивергентных задач дошкольниками: Дисс. канд. псх. наук. М., 1990.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -80 с.
- Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина -М.: Педагогика, 1991-С. 10−35.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников//Вопросы психологии. 1991. -№ 1 — С. 27−32.
- Шумилин АЛГ. Проблемы теории творчества. — М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
- Щебланова Е.И. Индивидуальные особенности развития творческого мышления у младших школьников при специальном обучении. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии № 2 (6). — М.: Педагогика, 1991. — С. 34−39.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — 560 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 1974−64 с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. — 208 с.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
- Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии — 1980. — № 2 С. 83 — 92.
- Яковлева E. J1. Психология развития творческого потенциала школьников: Дис. д-ра псх. наук. -М., 1997.-368 с.
- Яковлева E. JL, Аминов Н. А. Особенности нравственного поведения младших школьников с познавательными и творческими способностями // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии 1991 — № 2 -С. 39−44.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М.: Знание, 1985 — 80 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.-С. 89- 105.
- Barron F/ Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed) Cambrige: Cambrige Univ. Press, 1988 — P. 76 — 98
- Guilford J.P. The Nature of Human intelligence. New York, 1967.
- Getzels J.W., Jackson P.W. Creativity and intelligence. New York, 1962.
- Kubie L.S. Neurotic distortion of the creative process. Lowrence K.S. University of Kansas Press, 1958.
- Maslow A. Motivation and personality. Rev. Ed New York: Harper and Row, 1970.-P. 150
- May R. The courage to create, N.Y.: Norton, 1975
- Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Pewiew. 1969 — № 2. — P. 220 — 232.
- Renzulli J. System and models for developing programs for the gifted and talented. — Mansfierd Center, CN: Creative Learning Press, 1986.
- Scott G.P. The Function of Enotions in Behavioral Systems: A Systems Theory Analisys // Emotions Theory, Research and Experience. V.l. N.Y.: Academic Press, 1980 — P.35 — 56
- Sternberg R. J. The nature of creativity. New York: Cambridge University Press, 1988.
- Sternberg R. J. Successful Intelligence. A Plume Book New York, 1997
- Sternberg R. J. Thinking styles. Cambridge Univ. Press, 1997
- Taylor C.W. Cultivating multiple creative talents in Students // Journal for the Education oftheGiften, 1985.-V. 8.-P. 187- 198.
- Taylor C.W. The nature of creative process // Creativity: an examination of creative process. Ed. by Smith. N.Y., 1959
- Thurstone L.L. The nature of intelligence. New York: Harcourt, 1924.
- Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentice — Hall, 1964.
- Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.
- Torrance E.P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo N.Y.: Creative Education Foundation, 1979.
- Wollach M., Kogan N. E new look at the creativity intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. — № 33. — P. 348 — 369