Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Барьеры для творчества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек воспринимает информацию на основе особых паттернов, упорядочивающих элементы восприятия и структурирующих их в некоторый образ. По словам М. К. Мамардашвили, мы знаем не то что видим, а видим, то что уже знаем. Аналогично структурируется и наше мышление. Парадигмы определяют набор правил, возможностей, методик «генерирования» идей в определенной области (музыке, поэзии, науке, технике и… Читать ещё >

Барьеры для творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует довольно много факторов, препятствующих творчеству. Такие факторы получили название барьеров для творчества. Эти барьеры имеют различную природу, но все их с определенной степенью условности можно классифицировать на три группы:

  • 1) перцептивно-когнитивные барьеры,
  • 2) социокультурные и ценностные барьеры,
  • 3) организационные барьеры.

Перцептивно-когнитивные барьеры получили такое название от двух латинских слов: percipere — воспринимать и cognitio — знание, познание. Их также называют «познавательно-психологические барьеры» [53]. Они связаны с парадигмами или «концептуальными пространствами» восприятия, мышления и деятельности.

Человек воспринимает информацию на основе особых паттернов [13; 129], упорядочивающих элементы восприятия и структурирующих их в некоторый образ. По словам М. К. Мамардашвили, мы знаем не то что видим, а видим, то что уже знаем. Аналогично структурируется и наше мышление. Парадигмы определяют набор правил, возможностей, методик «генерирования» идей в определенной области (музыке, поэзии, науке, технике и т. д.). Они образуют «пространство возможных решений» для отдельного человека или социальной группы. Парадигмы указывают направления и способы деятельности. Благодаря наличию таких парадигм или паттернов мы выполняем большую часть действий и операций нашей повседневной жизни: читаем, переходим улицу, беседуем со знакомыми, делаем привычную работу и т. д. Парадигмы отлично работают в стандартных ситуациях. В нетипичных, нестандартных ситуациях парадигмы играют роль своеобразных сдерживающих барьеров.

Проиллюстрируем действие перцептивных барьеров на примерах. Посмотрите на рисунок 1.2 и попытайтесь ответить на вопрос «Сколько ног у слона?». Подумайте, почему на этот простой вопрос ответить не так просто?

Пример действия перцептивных барьеров.

Рис. 1.2. Пример действия перцептивных барьеров.

Попытайтесь сосчитать количество черных точек на рисунке.

1.3. Здесь мы вновь сталкиваемся с некоторым эффектом, который выступает как барьер, препятствующий решению поставленной задачи. А может быть, постановка этой и предыдущей задач некорректна? А может быть, у задачи, поставленной в таком виде, нет решения? Не похоже ли это на поиск «черной кошки в темной комнате, в которой нет никаких кошек»? Подумайте, как часто мы пытаемся решать задачи, даже не задумываясь о корректности их постановки. Большинство людей пытаются решить проблему «с ходу», не думая о самой задаче и возможностях ее решения. Мы возвращается к исходной постановке задачи и начинаем ее анализ лишь тогда, когда решение «в лоб» не дает никакого результата.

Пример действия перцептивных барьеров.

Рис. 1.3. Пример действия перцептивных барьеров.

Посмотрите теперь на горизонтальные линии на рисунке 1.4. Являются ли они параллельными или имеют наклон друг относительно друга? Если вы возьмете линейку и измерите ширину линий с обеих сторон рисунка, вы увидите, что линии имеют одинаковую ширину, а наклон линий — это лишь видимость, «оптический обман». Подобный эффект может обнаружиться и при решении некоторой практической проблемы. Если мы воспринимаем и понимаем проблемную ситуацию неправильно (не так, как она есть на самом деле), мы будем искать решение не для действительной, а для кажущейся проблемы. Это еще раз подчеркивает важность и необходимость тщательного анализа проблемной ситуации до ее решения.

Пример действия перцептивных барьеров.

Рис. 1.4. Пример действия перцептивных барьеров.

Джеймс Адамс [106] и Роджер фон Оих [73] считают, что человек сам конструирует набор стереотипов, ложных правил, которые мешают его творчеству. Например, человек может убедить себя, что существует только один правильный ответ на вопрос, или что все уже придумано и ничего нового придумать нельзя, или что амбициозность всегда вредна. Такие стереотипы, услышанные гдето или придуманные самим человеком, становятся барьером.

Продемонстрируем на примере, как формируется стереотип и «работает» перцептивно-когнитивный барьер [166]. Сложите числа, которые ниже записаны в столбик, не пользуясь карандашом или калькулятором. Для обнаружения эффекта барьера складывать эти числа нужно быстро и «вслух», произнося полученное число: «одна тысяча» — «одна тысяча сорок» — «две тысячи сорок» — «две тысячи семьдесят» — и т. д.

  • 1000
  • 40
  • 1000
  • 30
  • 1000
  • 20
  • 1000
  • 10

Что у вас получилось? Сложите теперь эти цифры на калькуляторе. Сравните результаты. Часто результаты сложения двумя способами не совпадают. Причина в том, что пока человек переходит от строки к строке, называя промежуточный результат сложения, уже формируется стереотип, своего рода парадигма, и на последней строчке он срабатывает как барьер, приводящий к неправильному результату. Поэтому очень важно при решении нестандартных проблем, во-первых, помнить о действии стереотиповпарадигм, препятствующих эффективному решению проблемы; вовторых, понимать, что такие барьеры присутствуют у всех; в-третьих, уметь обнаруживать и «преодолевать» эти барьеры.

На формирование перцептивно-когнитивных барьеров также оказывает влияние соматический опыт человека. Соматический эффект (от греч. soma — тело) проявляется в том, что человек проектирует на окружающую действительность свой телесный облик. Примером может служить то, что почти во всех художественных и кинопроизведениях инопланетяне представляются человекоподобными существами, а боги древних культур изображаются «по образу и подобию» человека.

Ученые выявили влияние и лингвистического (языкового) эффекта. Приведем простой пример. Когда мы характеризуем некий предмет, явление или человека, мы используем определительные конструкции, например «Этот человек — студент». Но этот человек — не только студент, у него есть множество других характеристик: «чей-то ребенок», «супруг», «оптимист», «веселый», «умный» и т. д. Любое явление многоаспектно, а определения (от слова предел), которыми мы всегда оперируем, выделяют один или несколько аспектов (но никогда не все). Таким образом, наш язык задает определенное направление, ограничивают видение предмета, явления, человека, создает своеобразный барьер.

Исследователи (Л. Витгенштейн, Э. Де Боно, М. Коул, С. Скрибнер и др.) показали, что язык, на котором человек говорит, определяет структуру его мышления и восприятия, что формирует определенные барьеры для творчества. Это проявляется в том, что решение некоторой проблемы для носителя одного языка может не представлять никакой сложности, а для носителя другого языка эта же проблема может оказаться неразрешимой.

В творческом процессе, решая нестандартную проблему, человек преодолевает перцептивно-когнитивные барьеры, выходит за рамки существующих парадигм, изменяет их. Эффективное преодоление и разрушение барьеров осуществляется с помощью специальных методов и технологий решения нестандартных задач, которые будут подробно рассмотрены в третьей части этой книги.

Социокультурные и ценностные барьеры определяются традициями, нормами и ценностями той культуры и того социального окружения, в котором живет человек. Эти барьеры чаще всего проявляются как некоторые табу (чаще всего неосознаваемые), запрещающие тот или иной вид деятельности, регламентирующие стиль поведения, определяющие, «что такое хорошо» (что дозволено) и «что такое плохо» (о чем нельзя даже подумать). Например, некоторые культуры более критичны в отношении новых идей; одни культуры более толерантны к риску, чем другие; в некоторых культурах приветствуются более рациональные, взвешенные, обоснованные решения; в других культурах наоборот — больше ценится интуиция, фантазия; в одних культурах гораздо сложнее нарушить сложившийся status quo в любой области, чем в других, и т. д.

Проиллюстрируем действие одного из социокультурных табу на решение нестандартной задачи на примере[1]. Представьте, что стальная труба диаметром немногим больше диаметра шарика для пинг-понга (настольного тенниса) вделана в бетонный пол, так что верх трубы отстоит от поверхности пола на 25 см (рис. 1.5). В открытый верх трубы брошен шарик для пинг-понга. Необходимо достать шарик из трубы, не сломав шарик, трубу или цементный пол.

Задача, иллюстрирующая действие социокультурных барьеров.

Рис. 1.5. Задача, иллюстрирующая действие социокультурных барьеров.

Для решения задачи у вас есть следующие инструменты и материалы: метр бечевки, 150 г сухой пшеницы, пуговица, монета, долото, молоток с деревянной ручкой, электрическая лампочка. Попытайтесь решить эту задачу.

Что было бы самым «естественным» решением, если бы вам не дали ничего из вышеперечисленного? Дети очень быстро находят и предлагают решение этой задачи, используя лишь свой «естественный» ресурс, особенно те дети, которые еще не «прониклись» негативным социокультурным отношением к этому «естественному» ресурсу.

А какое решение пришло вам в голову самым первым? Такое же, что предлагают дети? Но вы почему-то на нем не остановились, не посчитав его «серьезным» и «возможным». Это результат действия социокультурного барьера.

Социокульту рные барьеры — самые устойчивые барьеры для творчества. Для их преодоления рекомендуются коллективные методы решения, например, мозговой штурм, причем в группе должны быть люди, которые предположительно в разной степени подвержены влиянию социокультурных барьеров, например разного возраста, с разным уровнем образования и т. д. Подробные рекомендации по формированию группы участников мозгового штурма представлены в третьей части книги.

Организационные барьеры для творчества возникают из-за неблагоприятного организационного климата в компании, который препятствует генерации новых идей сотрудниками компании и реализации этих идей на практике. Среди основных негативных факторов организационного климата, препятствующих творчеству персонала, можно назвать следующие:

  • — избыточные формальные процедуры;
  • — недостаток доверия в коллективе;
  • — чрезмерная индивидуализация сотрудников и недостаток совместной работы над проектами;
  • — жесткая иерархическая организационная структура;
  • — неадекватная система оценки результатов и поощрения новых идей;
  • — слишком критичное отношение к риску и ошибкам, связанным с поиском и проверкой новых идей.

Подробно методы диагностики организационного климата для обнаружения и устранения этих и других негативных факторов рассматриваются во второй части книги.

  • [1] Этот пример взят из книги [106].
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой