Проблема интеграции правовых, экономических и управленческих дисциплин в образовательном процессе становится все более актуальной в связи с переходом на образовательные стандарты третьего поколения, разработанные в рамках идеологии компетентпостного подхода.
При обучении бакалавров и магистров по направлениям «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление» перед вузами ставится задача подготовки компетентных, конкурентоспособных профессионалов, эффективно действующих в рамках правового поля, независимо от конкретной предметной области их деятельности. Поэтому важнейшей задачей при разработке соответствующих образовательных программ и учебных планов является не только учет требований рынка труда, но и ориентация экономических и управленческих дисциплин па правовые принципы и нормы.
Предлагаемое учебное пособие вводит читателя в специфическую сферу знаний, касающихся общих и специальных правовых условий применения практик и процедур управления персоналом.
В пособии раскрываются особенности правового регулирования различных процедур управления персоналом. В частности, в нем рассматриваются следующие вопросы: общая характеристика правового регулирования и документационного оформления управленческих процессов в организации; правовое регулирование обеспечения информационной безопасности организации; правовые основы стратегии и тактики обеспечения организации трудовыми ресурсами; правовая база управления изменениями в организации труда персонала; правовое регулирование управления рабочим временем, его организацией и учетом; правовые основы управления вознаграждением персонала; правовые основы управления индивидуальными и групповыми трудовыми конфликтами; правовая защита от психологического давления и преследований на работе.
При подготовке настоящего учебного пособия использованы материалы проведенных автором исследований, результаты анализа научных работ по трудовому праву и управлению персоналом, а также учебно-методических и учебных пособий по правовым и управленческим дисциплинам. Структура пособия и предлагаемый взгляд на рассматриваемые вопросы представляют собой авторский замысел.
После теоретического материала в учебном пособии приводятся материалы для самоконтроля — тестовые задания, варианты контрольных работ и примерные вопросы к зачету, а также глоссарий и список рекомендованной литературы, изучение которой поможет глубже осмыслить поставленные автором вопросы.