Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности применения мер принуждения и производства отдельных следственных действий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особый порядок предусмотрен и для избрания в отношении рассматриваемых категорий лиц меры пресечения в виде заключения под стражу. Так, судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении судьи Конституционного Суда РФ и судей иных судов исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей, а в отношении члена Совета… Читать ещё >

Особенности применения мер принуждения и производства отдельных следственных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица, указанного в ч. 1 ст. 447, в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в его отношении производятся в общем порядке, но с учетом дополнительных гарантий его неприкосновенности. Данные гарантии предусмотрены как в нормах УПК, так и в положениях иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-правовой статус отдельных категорий лиц.

Указанное обстоятельство определяет различный объем процессуальных гарантий личной неприкосновенности лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК.

Например, исключительное правовое положение судей в отношениях, связанных с их задержанием по подозрению в совершении преступления, определяется требованием федерального закона о немедленном освобождении судьи, задержанного или принудительно доставленного в любой государственных орган после установления его личности. Неприкосновенность членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ носит так называемый альтернативный характер, предусматривающий возможность задержания указанных лиц по подозрению в совершении преступления на месте преступления либо с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью в правоотношениях, связанных с задержанием по подозрению в совершении преступления только в рамках расследования обстоятельств совершения тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с исполнением полномочий Президента РФ.

Конкретизируя положения статусного законодательства УГ1К, законодатель устанавливает требование, в соответствии с которым указанные лица, задержанные, но подозрению в совершении преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Исключение из данного правила составляют случаи задержания непосредственно на месте совершения преступления.

Особый порядок предусмотрен и для избрания в отношении рассматриваемых категорий лиц меры пресечения в виде заключения под стражу. Так, судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении судьи Конституционного Суда РФ и судей иных судов исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей, а в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий либо Уполномоченного по правам человека — с согласия Совета Федерации или Государственной Думы.

Специальные гарантии неприкосновенности предусмотрены также в отношении кандидатов в Президенты РФ и кандидатов в законодательные (представительные) органы государственной власти различного уровня. В частности, ходатайство следователя (дознавателя) об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении указанных лиц может быть направлено в суд исключительно с согласия Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа Следственного комитета РФ, но субъекту РФ.

Объектом специального судебного контроля является также законность производства следственных действия, ограничивающих конституционные права судьи Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ. Если уголовное дело в отношении этих лиц не было возбуждено или они не были привлечены в качестве обвиняемого, то указанные следственные действия производятся с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо Верховного Суда РФ.

Следует иметь в виду, что законом не предусмотрено каких-либо специальных правил определения подсудности и судебного разбирательства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447. После окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица направляется в суд, которому оно подсудно, и рассматривается в соответствии с общими требованиями, установленными УПК.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Перечислите категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства.
  • 2. Назовите, в каких уголовно-процессуальных правоотношениях лица, перечисленные в ч. 1 ст. 447, наделяются особым правовым статусом.
  • 3. Укажите основные элементы системы гарантий законности процессуальной деятельности в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 с г. 447.
  • 4. Какие особенности возбуждения уголовных дел предусмотрены УПК в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447?
  • 5. Какие гарантии личной неприкосновенности установлены УПК для рассматриваемых категорий лиц?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой