Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Уголовное право афинян

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отчасти в сикофанстве был повинен государственный строй Афин. Господствующая идеология требовала от граждан не проходить мимо нарушений общественных интересов (Демосфен. Речи. XXII. 26), что при отсутствии сдерживающего начала превратилось, в конце концов, в преступный промысел. Сикофанты становились профессиональными шантажистами, вымогавшими у состоятельных граждан крупные суммы денег под… Читать ещё >

Уголовное право афинян (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преступления рассматривались греками как нарушение порядка, установленного богами, своего рода, святотатство. Наказание за преступление поэтому преследовало три цели: удержать преступника от повторения деяния; совершить акт возмездия (если жертва прощала обидчика, то наказания не следовало); очистить город от скверны. Греки считали, что преступления вызываются болезненным состоянием человека, который может заразить (miasma) окружающих своей болезнью и сделать их, таким образом, преступниками.

Поэтому афиняне проводили обязательные люстрации — очищения. В день очищения налагался запрет на совершение каких-либо общественных мероприятий. Самого убийцу, поскольку lustratio могла быть совершена только по поводу серьезного преступления, держали до суда в тюрьме, к вещам его не прикасались. Суд проходил по такого рода делам всегда на открытом воздухе, так как считалось, что находиться с преступником под одной крышей означает оказывать ему гостеприимство. Кроме того, нахождение в одном помещении с убийцей могло заразить окружающих и сделать их преступниками. По некоторым другим видам преступлений, таким, например, как непреднамеренное убийство, виновному предписывалось совершить ряд очистительных жертв и воздержаться от посещения публичных собраний. В особых случаях архонтбасилевс лично проводил очищение города от последствий преступления.

Следующей особенностью уголовного права Афин было то, что субъектом преступления могли быть животные и неодушевленные предметы. В этих случаях учреждалось особое судебное присутствие в составе архонта-басилевса и четырех филобасилевсов старейших афинских фил. Они решали вопрос по существу и могли вынести решение об удалении животного или предмета за пределы Аттики, если признавали их виновными в смерти кого-либо из сограждан.

Одновременно с этим следует указать на случаи неприменения уголовного преследования к убийцам: если убивали вора ночью на месте преступления, прелюбодея, соперника на спортивных состязаниях (например, во время кулачного боя), если врач не мог вылечить пациента. В случае убийства при необходимой обороне необходимо было доказать, что убитый нанес удар первым. Разрешалось, сверх того, безнаказанно убивать тиранов, угрожавших демократии, и изгнанных преступников, вернувшихся без разрешения. Разумеется, ранее при осуществлении кровной мести не наступало никакой уголовной ответственности.

Уголовное право очень рано подверглось систематизации по видам исков. Например, существовали особые виды исков по умышленным и непредумышленным убийствам. За первые полагалась смертная казнь и конфискация имущества, за вторые — изгнание из Аттики до тех пор, пока семья убитого не прощала невольного убийцу. Нанесение тяжких повреждений наказывалось иском dike aikias — крупным штрафом. Виновным, однако, считался тот, кто первым наносил удар. Тяжким считалось повреждение, нанесенное каким-либо предметом. Очень строго наказывалось прелюбодеяние, обольстителя могли убить на месте.

Интересны были постановления, касавшиеся изнасилования. Здесь не различали замужний или незамужний статус жертвы. Преследование за это преступление осуществлялось иском dike biaion — но аналогии с разбоем, но наказывалось только штрафом. Причем штраф выплачивался не пострадавшей, а ее kyrios. Гораздо строже наказывалось сводничество.

Имущественные преступления преследовались особыми видами исков. Различали иск о разбое (грабеже) — dike biaion, наказывался тройной вирой, и dike klopes — иск о воровстве (двойная вира). Кроме того, закон различал виды воров. Различались рецидивисты и время совершения воровства: ночыо или днем. Общее преследование воров осуществлялось иском apagoge. По этому иску любое лицо имело право лишить известного ему вора свободы и передать его для суда властям. Обычное лишение свободы тем не менее преследовалось. В то же время можно было возбудить против этого лица иск dike heirgmou, т. е. о лишении вора свободы без самовольного захвата. Различие между последним иском и иском apagoge заключалось в степени допустимости (в зависимости от обстоятельств) проявлять самоуправство. Если вора хватали с поличным (в этом случае греки говорили «с красными руками»), то его сажали под арест и ему назначали наказание уже без формального судебного разбирательства.

Дела о бесчестии также распадались на целый ряд исков. Здесь различали иск с общими основаниями dike kakegorias. По нему наказывались штрафом сквернословие в адрес как частных лиц, так и магистратов, и государства, клевета, ложные обвинения. К слову сказать, Солон был первым законодателем, который запретил афинянам публично сквернословить. В Афинах подлежало наказанию и ведение неприличного образа жизни. Такие преступления преследовались в порядке graphe. Для паразитирующего сикофанства афиняне вынуждены были, в конце концов, ввести особый иск — phasis eis sykophantes.

Отчасти в сикофанстве был повинен государственный строй Афин. Господствующая идеология требовала от граждан не проходить мимо нарушений общественных интересов (Демосфен. Речи. XXII. 26), что при отсутствии сдерживающего начала превратилось, в конце концов, в преступный промысел. Сикофанты становились профессиональными шантажистами, вымогавшими у состоятельных граждан крупные суммы денег под угрозой обвинения в суде. Все это привело к тому, что был принят закон, в соответствии с которым, если сикофант по своему иску не набирал более ' /ъ числа голосов присяжных, он подвергался штрафу в размере 1000 драхм.

Отдельную часть уголовного права составляли государственные преступления. Прежде всего, сюда относились дела о непочитании богов Афин, по одному из таких дел были осуждены Анаксагор, Сократ и некоторые другие философы. Сюда же относились дела, связанные с коррупцией магистратов. Причем различали уже три вида преступлений в этой сфере: klope — растрата; бога — взятка; adikian — преступная халатность, вызвавшая финансовые потери для государства. Наказывались растрата и взятка 10-кратным штрафом, а халатность — компенсацией ущерба в полном размере. Причем до этого виновный подвергался атимии. Обвинения в этих преступлениях предъявлялись во время euthynai, г. е. проверки дел магистратов, оставляющих свои посты.

Недоимки по налогам взыскивались исками graphe agraphe, graphe pseudeu graphes или graphe bouleuseos, которые подавались полетам. Известен был и особый вид иска (skepsis), по которому обвиняли лицо, недобросовестно исполнившее литургию перед государством.

Очень строго наказывались такие виды преступлений, как тирания, введение города в заблуждение, государственная измена, богохульство, кража храмового имущества; наказание за эти виды преступлений было только одно — смертная казнь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой