Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы общей торговой политики Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с и. «е» § 1 ст. 3 ДФЕС общая торговая политика (ОТП) относится к сфере исключительной компетенции ЕС. ОТП представляет собой комплекс действий, связанных с внешним измерением таможенного союза, созданного в рамках ЕС и функционирующего на основе ст. 28—32 ДФЕС, и Модернизированного таможенного кодекса ЕС 2008 г. Положения об общей торговой политике носят специальный характер… Читать ещё >

Правовые основы общей торговой политики Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно § 5 ст. 3 ДЕС Союз на международной арене содействует «свободной и справедливой торговле». Данная цель деятельности ЕС реализуется Европейским Союзом сквозь призму полномочий, предоставленных в рамках общей торговой политики.

В соответствии с и. «е» § 1 ст. 3 ДФЕС общая торговая политика (ОТП) относится к сфере исключительной компетенции ЕС. ОТП представляет собой комплекс действий, связанных с внешним измерением таможенного союза, созданного в рамках ЕС и функционирующего на основе ст. 28—32 ДФЕС, и Модернизированного таможенного кодекса ЕС 2008 г.[1] Положения об общей торговой политике носят специальный характер по отношению к положениям о внешней деятельности ЕС, закрепленным в Договорах. Раздел II части пятой ДФЕС (ст. 206—207) специально посвящен ОТП.

Цели ОТП обозначены в ст. 206 ДФЕС. Ими являются:

  • — гармоничное развитие мировой торговли;
  • — постепенная отмена ограничений международной торговли;
  • — постепенная отмена ограничений на прямые иностранные инвестиции;
  • — снижение таможенных и иных барьеров.

ОТП проводится на основе общих принципов и целей внешнеполитической деятельности ЕС. Общая торговая политика ЕС, хотя и реализуется на основе специальных положений ДФЕС, но не существует отдельно от остальных внешних действий ЕС. Она теснейшим образом связана со всеми мероприятиями ЕС, сопутствующими торговле во внешнеполитической деятельности, международным мерам по защите окружающей среды, поддержкой развития здравоохранения и т. д.

§ 1 ст. 207 ДФЕС обозначает предмет ОТП, которая включает в себя регулирование в следующих сферах:

  • а) изменение тарифных ставок;
  • б) заключение тарифных и торговых соглашений, относящихся к торговле товарами и услугами;
  • в) торговые аспекты интеллектуальной собственности;
  • г) прямые иностранные инвестиции;
  • д) придание единообразного характера мерам по либерализации;
  • е) экспортную политику и меры торговой защиты, включая тс, которые должны приниматься в случае демпинга и субсидий.

Проведение ОТП подразумевает комплекс мер многостороннего, двустороннего и одностороннего характера. В то же время осуществление полномочий, предоставленных в сфере общей торговой политики, не затрагивает разграничения компетенции между Союзом и государствами-членами и не влечет за собой гармонизации законодательных или регламентарных положений государств-членов в той мере, в какой Договоры исключают подобную гармонизацию.

Предмет ОТП предполагает особую важность взаимодействия ЕС с ВТО, членом которой являются как ЕС, так и все его государства-члены. Для участия в ГАТТ/ВТО ЕС и государствамичленами была избрана особая формула «смешанности», подразумевающая совместное исполнение обязательств по ГАТТ/ВТО государствами в рамках ЕС как региональной организации экономической интеграции. Вместе с тем Суд ЕС отказался придать положениям ВТО, имеющим обязательную силу для ЕС и государств-членов, характер прямого действия в правопорядке ЕС[2].

Участие в мероприятиях в рамках ВТО являются основным видом реализации ОТП в рамках многостороннего сотрудничества. Кроме того, большое значение имеют усилия ЕС в развитии торгово-экономического сотрудничества в рамках G20.

К двусторонним мерам в рамках ОТП следует отнести проведение международных переговоров и заключение международных соглашений, предусмотренных § 3—5 ст. 207 ДФЕС. Эти положения носят специальный характер по отношению к нормам о ведении переговоров и заключении соглашений, содержащихся в ст. 218.

Особое внимание ДФЕС уделяет практике ведения переговоров и заключения соглашений в следующих сферах:

  • а) торговли услугами и торговых аспектов интеллектуальной собственности, а также прямых иностранных инвестиций, когда в данных соглашениях содержатся положения, в отношении которых единогласие требуется для принятия внутренних правил;
  • б) торговли культурными и аудиовизуальными услугами, когда подобные соглашения рискуют нанести ущерб культурному и языковому разнообразию Союза;
  • в) торговли социальными, образовательными услугами и услугами по здравоохранению, когда подобные соглашения рискуют серьезно нарушить организацию данных услуг на национальном уровне и нанести ущерб ответственности государств-членов за их предоставление;
  • г) транспорта, которые заключаются при учете специфики положений об общей транспортной политике ЕС.

Несомненно, положения ДФЕС об общей торговой политике создают основу для заключения секторных двусторонних соглашений ЕС с третьими странами по конкретным сферам торгового сотрудничества. Кроме того, именно реализация положений ДФЕС об ОТП лежит в основе создания углубленных форм экономических связей между ЕС и третьими странами. Такими формами являются зона свободной торговли, таможенный союз, экономическое пространство. Такие формы экономических связей между ЕС и третьими странами оформляются, как правило, на основе международных соглашений.

Зона свободной торговли используется для углубления торгово-экономических связей ЕС с третьими странами чаще остальных. В соответствии с п. 8 ст. XXIV ГАТТ под «зоной свободной торговли» понимается группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением, в случае необходимости, мер, разрешаемых сг. XI—XV и XX ГАТТ) для практически всей торговли между составляющими территориями в отношении товаров, происходящих из этих территорий.

Следует отметить также, что зона свободной торговли, учреждаемая ЕС с третьей страной, как правило, касается не только движения товаров и полной или частичной либерализации движения лиц, услуг и капиталов. В этом смысле зоны свободной торговли ЕС с третьими странами выходят за определение, данное в ГАТТ[3]. Использование такой формы углубленного экономического сотрудничества как зона свободной торговли в отношениях, зачастую вызывает нарекание специалистов, так как создание таких зон происходит, как правило, на двусторонней основе, не синхронизированно и бесконтрольно по отношению к возможности определения такой зоны для третьей стороны с другими контрагентами.

Другой формой, определенной в ГАТТ, является таможенный союз. Согласно той же статье ГАТТ под таможенным союзом понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией таким образом, что:

  • (i) пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением, в случае необходимости, мер, разрешаемых ст. XI—XV и XX ГАТТ) отменяются в отношении практически всей торговли между составляющими территориями союза, или, по крайней мере, в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий, и
  • (ii) при условии соблюдения положений п. 9 ст. XXIV ГАТТ, практически те же пошлины и другие меры регулирования торговли применяются каждым членом союза по отношению к торговле с территориями, не включенными в союз.

На сегодняшний день ЕС создал таможенный союз с Турцией[4]. Оригинальной формой углубленного экономического сотрудничества ЕС с третьими странами является экономическое пространство. Экономическое пространство подразумевает сближение сторон по всем элементам экономических отношений. Такое Европейское экономическое пространство (ЕЭП) было создано со странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в 1994 г. на основе Соглашения о Европейском экономическом пространстве 1992 г.[5] Примечательно, что соглашение было заключено не с ЕАСТ, а со странами-участницами (сегодня Исландия, Норвегия, Лихтенштейн, Швейцария). Кроме того, для Швейцарии Соглашение не вступило в силу. В отношениях с Россией на основе Дорожной карты, подписанной в Москве 10 мая 2005 г., было провозглашено создание Общего экономического пространства (ОЭП) Россия — ЕС. Однако между «мягким правом», которое представляет собой упомянутая Дорожная карта, и ее реализацией на практике остается длительная и кропотливая работа обеих сторон. Целью ОЭП является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС.

Кроме того, анализ практики создания углубленных форм экономического сотрудничества ЕС с третьими странами говорит о явной тенденции в общей торговой политике ЕС на создание таких форм не с другими региональными экономическими объединениями в целом, а с их отдельными странами-участницами.

Формулированию односторонних мер в рамках ОТП посвящены § 2 и 6 ст. 207 ДФЕС. Они, прежде всего, касаются законодательных мер Союза в сферах, составляющих предмет ОТП.

Меры, определяющие правовые основы осуществления ОТП, в соответствии с § 2 ст. 207 ДФЕС принимаются на основе регламентов. Так, специальные положения относительно экспорта товаров из Союза в третьи страны установлены Регламентом Совета (ЕС) № 1061/2009 от 19 октября 2009 г., устанавливающим общие положения в отношении экспорта[6].

Односторонние меры ЕС в рамках ОТП различаются в зависимости от того, направлены они на регулирование добросовестной торговли или на защиту внутреннего рынка ЕС от недобросовестной торговой практики.

К регулированию добросовестной торговли в рамках ОТП относятся следующие меры:

  • — общая система тарифных преференций, предусмотренная Регламентом (ЕС) № 732/2008[7];
  • — количественные ограничения на импорт из третьих стран, которые запрещены по общему правилу на основании ст. XI ГАТТ, но применяются в виде исключения по отдельным категориям продукции (например, текстильная продукция, изделия из стали, автомобили и т. д.);
  • — защитные меры, принимаемые на основе Регламента (ЕС) № 260/2009 от 26 февраля 2009 г. об общих правилах в отношении импорта[8], ст. XIX ГАТТ и Соглашения ВТО о защитных мерах 1994 г.

К мерам в рамках ОТП, направленным на защиту внутреннего рынка ЕС от недобросовестной торговой практики, следует отнести:

  • — антидемпинговые меры на основе Регламента Совета (ЕС) № 1225/2009 от 30 ноября 2009 г. о защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами Европейского сообщества[9];
  • — антисубсидийные меры на основе Регламента Совета (ЕС) № 597/2009 от 11 июня 2009 г. о защите от субсидируемого импорта из стран, не являющихся членами Европейского сообщества[10];
  • — торговые барьеры, вводимые на основе Регламента № 3286/94[11].

Немаловажное значение для развития ОТП имеет практика Суда ЕС, который в рассматриваемой сфере не только выступает как институт «конституционного контроля» и толкования права ЕС, но как орган разрешения международных торговых споров.

В заключение следует отметить, что ЕС — это сегодня полноценный субъект международного права, персонифицирующий беспрецедентные в истории интеграционные процессы в Европе и имеющий значительное влияние на процессы глобального масштаба. Однако Союзу предстоит еще большая работа по реформированию внутренней структуры, компетенции и механизма согласования интересов государств-членов.

  • [1] OJ. 2008. L 145/1.
  • [2] Case 70/87, Federation de l’industrie de l’huilerie de la CEE (Fediol) vCommission [ 19 891 ECR 1 781; Case C-69/89, Nakajima All Precision Co. Ltd. vCouncil [1991] ECR 1−2 069.
  • [3] Например, с ЮАР или Израилем. Agreement on Trade, Development andCooperation between the European Community and its Member States, of theone part, and the Republic of South Africa, of the other part (OJ. 1999 L 311/3);Euro-Mediterranean Agreement establishing an association between the EuropeanCommunities and their Member States, of the one part, and the State of Israel, of theother part (OJ. 2000 L 147/3).
  • [4] Decision No 1/95 of the ЕС-Turkey Association Council of 22 December1995 on implementing the final phase of the Customs Union (OJ. 1996 L 35/1).
  • [5] Agreement on the European Economic Area (OJ. 1994 L 1/3).
  • [6] OJ. 2009. L 291/1.
  • [7] О]. 2008. L 211/1.
  • [8] OJ. 2009. L 84/1.
  • [9] OJ. 2009. L 343/51.
  • [10] OJ. 2009. L 188/93.
  • [11] OJ. 1994. L 349/71.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой