Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Применение права как особая форма реализации права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этом процесс применения нормы права заканчивается. Правоприменительные действия, представляющие собой непрерывный, все более углубляющийся процесс юридического познания, в ходе которого происходит обращение то к фактам, то к юридическим нормам, заканчиваются. Поскольку вынесение решения компетентным органом является новым юридическим фактом, одни правоотношения заканчиваются, а другие… Читать ещё >

Применение права как особая форма реализации права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Применение права является особой формой реализации права и обусловлена следующими обстоятельствами: реализация норм права осуществляется при помощи компетентных органов государства, действующих инициативно или в результате притязания управомоченного лица; применение норм права вызвано невозможностью субъектов правоотношений непосредственно своими самостоятельными и осознанными действиями реализовать в полном объеме имеющиеся у них права и выполнить обязанности тогда:

  • — когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без государственно-властной деятельности компетентных органов (например, субъекты имущественных правоотношений не могут распорядиться своей недвижимостью без государственной регистрации сделки по отчуждению этого имущества);
  • — когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, юридическому лицу необоснованно препятствуют в государственной регистрации недвижимого имущества);
  • — когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, арендатор не вносит арендную плату и тем самым наносит ущерб имущественным интересам арендодателя);
  • — когда совершено правонарушение и правонарушителя нужно привлечь к юридической ответственности (например, совершена кража, и для восстановления нарушенного права собственника необходимо возбудить уголовное дело и привлечь виновного к уголовной ответственности).

Таким образом, применение норм права — это властная деятельность компетентных государственных и иных органов по реализации правовых предписаний в отношении индивидуально определенных лиц (физических и юридических) и в конкретных жизненных ситуациях, т. е. это правоприменительная деятельность, которая характеризуется следующими признаками.

Во-первых, правоприменительная деятельность осуществляется только компетентными государственными органами (должностными лицами) или органами общественности по уполномочию государства (например, третейскими судами или исполнительным органом корпорации).

Во-вторых, эта деятельность носит властный характер с возможностью в необходимых случаях применения принудительных мер (легального насилия).

В-третьих, осуществляется в строго установленном законом порядке. Эта деятельность носит длящийся характер и нуждается в организационных, процедурно-процессуальных формах, которые отличаются от других процедур тем, что они призваны обеспечить максимальные условия для достижения истины при решении юридических дел, охраны прав и законных интересов всех субъектов, всех участников процесса. Эти процедурно-процессуальные нормы подробно изучаются в отраслях процессуального права: уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и административно-процессуального.

В-четвертых, эта деятельность выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов, решений, постановлений, определений, приговоров и т. п.). Эти акты адресуются конкретным лицам и относятся к определенным жизненным случаям.

Таким образом, правоприменительная деятельность состоит из системы разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческий, организующий ее содержание характер.

Разновидностью правоприменительной деятельности является правоохранительная деятельность. Она связана с реализацией охранительной функции права.

По субъектам применения норм права правоприменительная деятельность имеет следующие разновидности:

  • — деятельность представительных органов государственной власти;
  • — деятельность исполнительных органов государственной власти;
  • — деятельность правоохранительных органов;
  • — деятельность органов государственного контроля;
  • — деятельность органов местного самоуправления.

По характеру она может подразделяться на административную, судебно-следственную и надзорную.

Содержание правоприменительной деятельности представляет собой урегулированный нормами процессуального права юридический процесс, состоящий из ряда последовательных действий, объединенных в стадии. К их числу следует отнести: установление фактических обстоятельств дела, выбор и анализ норм права (установление юридической основы дела), вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.

Конкретный случай, в отношении которого применяется норма права, складывается из отдельных фактов, которые и образуют основу применения норм права.

Установление фактических обстоятельств дела предполагает отбор и выделение тех фактов, которые необходимы для правильного решения юридического дела, проведение тщательного анализа и оценки указанных фактов. Нередко для установления фактических обстоятельств необходимо проводить комплекс розыскных или поисковых действий. Чтобы установить объективную истину по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости. Исследуются не любые факты, а имеющие отношение к конкретному делу. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности.

На стадии установления юридической основы дела правоприменительный орган решает вопрос о юридической оценке собранных фактов, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц.

В рамках правоприменительной деятельности и для достижения ее целей установление фактических обстоятельств дела и ее юридической основы осуществляются в едином процессе юридического познания. Оно характеризуется особыми способами, приемами, формами установления фактов, процедура которых в той или иной мере получает регламентацию в законодательстве.

Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций является завершающей стадией процесса применения правовой нормы. Оно состоит из самостоятельных правоприменительных действий по проверке и исследованию обстоятельств с достаточной полнотой и по определению правильности квалификации или установления юридической основы конкретного дела, применимости юридической нормы к исследуемым обстоятельствам. Затем компетентный орган выносит властное решение и доводит его до заинтересованных лиц — субъектов общественных отношений, помогая им тем самым субъективировать правовые предписания, содержащиеся в индивидуальном правовом акте, отражающим принятое решение.

На этом процесс применения нормы права заканчивается. Правоприменительные действия, представляющие собой непрерывный, все более углубляющийся процесс юридического познания, в ходе которого происходит обращение то к фактам, то к юридическим нормам, заканчиваются. Поскольку вынесение решения компетентным органом является новым юридическим фактом, одни правоотношения заканчиваются, а другие возникают и развиваются. Например, уголовно-процессуальные отношения с вынесением обвинительного приговора, вступившим в законную силу, заканчиваются, и возникают новые правоотношения (уголовно-исполнительные), субъектами которых являются осужденный и органы исполнения уголовных наказаний. Эти отношения регулируются уже нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В процессе отбытия уголовного наказания осужденный нарушил правила установленного для него режима содержания — это уже новый юридический факт, который влечет за собой дисциплинарное производство, заканчивающееся вынесением администрацией уголовно-исполнительного учреждения решения о водворении осужденного например в штрафной изолятор.

Таким образом, как в непосредственных формах реализации права, так и в процессе правоприменения возможно возникновение новых юридических фактов и видоизменение правового регулирования.

В правоприменении выделяют следующие основополагающие начала или принципы: законность, социальная справедливость, целесообразность и обоснованность принимаемых решений.

Принцип законности в правоприменительной деятельности означает, что она должна осуществляться на основе правовых норм, в которых содержатся предписания о применении права, которые субъективируются применительно к конкретному случаю. Во-вторых, стадии правоприменения подробно регламентируются нормами права, которые и образуют процедурность юридических действий. В-третьих, по результатам правоприменения издаются акты правоприменения в форме, установленной в законе.

Принцип социальной справедливости означает, что деятельность правоприменительных органов и должностных лиц осуществляется в общесоциальных интересах.

Принцип целесообразности означает оптимальность варианта реализации правовых требований с учетом специфики сложившейся ситуации в момент принятия правоприменительного решения.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает, что принятие решения в правоприменительной деятельности должно осуществляться только на основе достоверных, хорошо проверенных и не подлежащих сомнению фактов.

Правоприменение заканчивается изданием акта применения норм права в виде официального правового документа, содержащего индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа по конкретному юридическому делу. Поскольку с изданием такого акта заканчивается процесс применения нормы права и начинается исполнение (реализация) акта применения нормы права, то возникает необходимость в его характеристике.

Акт применения норм права как результат применения правовой нормы характеризуется следующими признаками:

  • — имеет властный характер и обеспечивается принудительной силой государства;
  • — обладает индивидуальностью и относимостью его к строго определенным лицам только для конкретного жизненного случая;
  • — выносится в строгом соответствии с законом, опирается на определенные номы материального и процессуального права;
  • — издается в установленной законом процессуальной форме и имеет точное наименование. Например, акты, принимаемые правоохранительными органами должны иметь следующие обязательные элементы: вводную часть, в которой указывается наименование акта (приговор, постановление); название органа, издавшего этот акт; время издания и конкретный адресат; описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела; мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения; резолютивную часть, в которой излагается содержание решения. В описательной, мотивировочной и резолютивной частях акта применения права находят документальное отражение результаты юридических действий соответствующих стадий правоприменения.

Процессуальная форма принятия правоприменительного решения и его документального оформления гарантирует объективность и справедливость применения права.

В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на:

  • — акты представительных органов государственной власти;
  • — акты исполнительных органов государственной власти;
  • — акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры и др.);
  • — акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);
  • — акты органов местного самоуправления.

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные акты устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз, решение органа социального обеспечения о назначении пенсии). Они являются средством правового воздействия и индивидуального правового регулирования поведения конкретных субъектов общественных отношений.

Охранительные акты, издаются в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (например, приговор суда, постановление следователя о привлечении в качестве обвиняемого, постановление прокурора).

Акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписаний правовых норм и играют важную роль в правовом регулировании.

Реализация права является итогом правового регулирования на его определенном пространственно-временном отрезке. В зависимости от уровня правосознания, социальных установок субъектов общественных отношений, возникших у них мотивов, их поведение может быть двух видов: правомерным, когда цели и задачи правового регулирования достигнуты, и противоправным, когда в правовом регулировании произошли сбои, и цели его не достигнуты или достигнуты частично. В последнем случае правовое регулирование продолжается в форме применения права по восстановлению нарушенных прав субъектов общественных отношений и привлечению к юридической ответственности правонарушителей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой