Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мошенничество в топливно-энергетическом комплексе и способы его пресечения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс криминализации экономических отношений в ТЭК начинается с приватизации начала 1990;х гг., когда в условиях неразберихи и произвола приватизировались за бесценок многомиллиардные объекты. Приватизировав таким образом государственное имущество, новые хозяева восприняли сложившуюся ситуацию как возможность совершать любые правонарушения, в т. ч. не платить налоги. Имея финансовые возможности… Читать ещё >

Мошенничество в топливно-энергетическом комплексе и способы его пресечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс криминализации экономических отношений в ТЭК начинается с приватизации начала 1990;х гг., когда в условиях неразберихи и произвола приватизировались за бесценок многомиллиардные объекты. Приватизировав таким образом государственное имущество, новые хозяева восприняли сложившуюся ситуацию как возможность совершать любые правонарушения, в т. ч. не платить налоги. Имея финансовые возможности для осуществления своих преступных намерений, крупные предприниматели стали нанимать целый штат высококвалифицированных специалистов для мониторинга пробелов в налоговом законодательстве, с целью разработки различных схем противоправного уклонения от уплаты налогов. Первой из предприятий ТЭК противоправные схемы уклонения от налогов применила нефтяная компания «ЮКОС», завуалировав свои действия под «минимизацию и оптимизацию налогов» [6].

Широкое распространение в постсоветские годы получило уклонение от уплаты налогов посредством использования внутрикорпоративного (трансфертного) ценообразования. Трансфертными считают цены, применяемые во внутрикорпоративных сделках — в сделках между подразделениями, филиалами и зависящими дочерними предприятиями, действующими в одной или нескольких странах. Подобный способ применялся буквально всеми нефтегазовыми компаниями, даже государственными («Роснефть»), для уменьшения налоговых обязательств, прежде всего в целях уклонения от уплаты налога на прибыль и косвенных налогов (НДС и акцизы) [9].

Схема по использованию территорий льготного налогообложения (офшорных зон) также применялась в деятельности вертикальноинтегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Для этого следовало зарегистрировать свои предприятия на территориях отдельных административно-территориальных образований РФ, где представлялись значительные льготы по налоговым платежам (внутренние офшоры), или даже за пределами РФ — на территории государства с либеральной налоговой политикой (внешние офшоры). В адрес предприятия, зарегистрированного в офшорной зоне, сбытовыми подразделениями холдинга (корпорации) осуществляются поставки сырьевых ресурсов по цене гораздо ниже рыночной, чтобы максимально уменьшить налоговые платежи. Затем данное предприятие продает сырьевые ресурсы уже по нормальной рыночной стоимости независимым покупателям. При использовании данной схемы вся прибыль остается в распоряжении заинтересованных лиц и переводится на именные счета, используется для уплаты сомнительных бонусов и т. п.

Для уклонения налогообложения на предприятиях ТЭК используют и другие схемы:

— пользование недрами с нарушением лицензионных соглашений, т. е. деятельность продолжается, незаконный доход растет, а уплата налогов прекращается с прекращением сроков использования недр;

  • — занижение налогооблагаемой базы в ходе эксплуатации скважин, формально числящихся находящимися на стадии строительства;
  • — формальная передача части производственных мощностей, составляющих единый производственный комплекс, в аренду другим предприятиям, в состав акционеров которого входит само предприятие;
  • — неправомерное предоставление льгот по налогу на имущество должностными лицами местных органов власти, путем расширения списка объектов, подлежащих льготному налогообложению (магистральные трубопроводы, автодороги).

Правоохранительные органы утверждают, что указанные схемы уклонения от налогообложения применяются едва ли не всеми компаниями ТЭК России.

Российский государственный бюджет недополучает доходов от хищения нефтепродуктов из магистральных нефтепроводов, а также из вантузных колодцев и вдоль трассового оборудования. Хищения происходят следующими способами:

  • 1. Откачивание нефтепродуктов из хранилищ, емкостей, трубопроводов при помощи насосного оборудования. Сокрытие данного незаконного поступка направлено на удаление насосного оборудования после совершения кражи, а также следов его применения, поэтому необходимо обращать внимание на следы перемещения оборудования, которые остаются на земле ввиду большого веса.
  • 2. Врезка в трубопровод, т. е. повреждение корпуса нефтепровода или иного хранилища, забитое чопом из любого материала (резина, дерево и т. п.) или обустроенное сливом нефтепродукта. Действия по сокрытию, как правило, заключаются в замазывании повреждения грязью, глиной; маскировке ветками, досками и мусором. Место для данного преступления выбирается удаленное от дороги, с наличием объектов, ограничивающих видимость (неровности ландшафта, обильная растительность и т. д.).
  • 3. Перелив нефтепродуктов из баков транспортных средств или нефтепроводов. При переливе преступными лицами устанавливаются места локализации, куда будет происходить перекачка нефтепродуктов, выясняется расположение пробоотборных кранов, разыскиваются несанкционированные «врезки», выполненные другими лицами, выявляются места стоянки транспортных средств, перевозящих нефтепродукты. Данные действия совершаются в основном лицами, имеющим доступ на территорию хранилища. При производстве осмотра места происшествия в данном случае необходимо учитывать, что сокрытие заключается в устранении видимых последствий, возникших при открытии запоров и вскрытии запорных устройств (перевешивание пломб, которыми опечатывается оборудование для слива нефтепродуктов; устранение повреждений или частичных разрушений ограждений, устранение следов разлива нефтепродуктов), которые могут указать на факт совершения преступления.
  • 4. Кража емкостей, в которых хранятся нефтепродукты, — от небольших (канистры, фляги и т. д.) до бочек, автои железнодорожных цистерн и иной тары. Сокрытие данного преступления заключается в действиях, направленных на устранение последствий, указывающих на лицо, совершившее преступление или причастное к нему (например, создание ложного алиби, изменение сведений в различных документах, подготовка фиктивных документов и т. д.).
  • 5. Хищения нефтепродуктов на железнодорожном и водном транспорте совершаются путем краж из подвижного состава, судовбункеровщиков и судов — заправочных станций. Хищение возможно посредством подмены перевозочных документов, а также создания неучтенных излишков за счет недолива при заправке или выписке фиктивных документов о заправке.

Занижение реального объема нефтепродуктов при транспортировке за рубеж является одним из самых распространенных способов, используемых при незаконном вывозе нефтепродуктов за рубеж. В зависимости от используемого вида транспорта нефтепродуктов (железнодорожный, трубопроводный и водный) существуют свои методы количественного учета нефтепродуктов (пропуск через счетчики, взвешивание, замер резервуаров, применение калибровочных таблиц и т. п.), а потому применяемые способы занижения реального объема нефтепродуктов также разнообразны. Однако все они, как правило, связаны с недостоверным декларированием [11]. Обычно занижение объема нефтепродуктов при поставках за рубеж морским транспортом возможно только по предварительному сговору грузоотправителя с независимыми компаниями, осуществляющими проверку (обследование) готовности нефтеналивных судов к приему груза. Фальсификация в сторону завышения данных об осадке судна, остатках нефтепродукта в танках или уровня подтоварной воды позволяет, не декларируя, вывозить значительное количество нефтепродуктов.

Незаконная переработка противоправно добытой нефти, как правило, происходит на мини-заводах (кустарные заводы или подпольные цеха), созданных для незаконного изготовления горючесмазочных материалов путем переработки сырой нефти на самодельных перегонных установках. Полученный таким образом бензин и моторные масла обладают низким качеством, но вполне успешно реализуются на всей территории России. Данный вид преступной деятельности связан с уклонением от государственной регистрации и контроля.

Использование служебного положения значительно повышает степень общественной опасности совершаемых преступлений. Лица, выполняющие управленческие функции, обладают профессиональными знаниями и опытом, знакомы с технологией производства, особенностями учета и контроля движения материальных ценностей и при этом могут иметь широкий круг социальных и преступных связей, что позволяет тщательно спланировать преступление, подобрать необходимых для его совершения лиц, ослабить систему внутрихозяйственного и финансового контроля, совершить преступление и скрыть его следы. Это, конечно, создает дополнительные трудности при раскрытии экономических преступлений. Например, руководителями нефтеперерабатывающих заводов нередко завышаются нормативы на «безвозвратные потери», что позволяет создавать «излишки» продуктов нефтепереработки. Неучтенные нефтепродукты на таких заводах получаются также за счет обмана поставщиков при отпуске продукции путем маневрирования в желаемую сторону величинами измерений (объемом, плотностью, температурой), использования действующих допусков, предусмотренных нормативно-технической документацией (например, завышая плотность, увеличивают вес моторного топлива) [5].

Таким образом, в топливно-энергетическом комплексе России в настоящее время есть проблемы. Основные из них — это нарушение законодательства, уклонение либо занижение налоговых платежей и теневой сектор. Рекомендациями для улучшения современного состояния ТЭК в данном случае могут служить:

  • — ужесточение законодательства в сфере ТЭК;
  • — ужесточение контроля по добыче и переработке сырья;
  • — расширение полномочий Минэнерго в сфере контроля и санкций;
  • — увеличение штрафов и уголовной ответственности за неуплату

налогов.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. В число таких мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сферах, продолжение институциональных преобразований.

Экономическая безопасность является приоритетным видом национальной безопасности Российской Федерации и играет в ее обеспечении определяющую роль. Также она является материальной основой национальной безопасности, дающей гарантии стабильного развития страны и ее независимости. Обусловлено это тесной взаимосвязью экономической безопасности с системой национальных интересов государства. С помощью именно данной категории интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства.

Текущее состояние системы экономической безопасности можно оценить с помощью ряда параметров, критериев и индикаторов, которые определяют пороговые значения функционирования экономической системы. Как показывает опыт многих других стран, выходя за рамки этих значений, система утрачивает способность к постоянному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом распространения монополий, а также внутри нее разрастаются коррупция и криминалитет.

Резюме

Сохранение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности, демократического партнерства. Одной из составляющих экономической безопасности страны является стабильное функционирование топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Государственное регулирование отраслей нефтяной и газовой промышленности осуществляется федеральными и региональными органами власти (в т. ч. ФАС, ФСТ и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору), которыми приняты более сотни нормативных актов, регулирующих деятельность нефтегазодобывающих компаний.

Современные проблемы топливно-энергетического комплекса (незаконная «оптимизация» налогов, черный рынок добычи и переработки сырья) указывают на необходимость обособления энергетической безопасности в самостоятельный вид. Данное требование обусловлено тем, что источники энергии весьма ограничены, а их цена довольно высока. Также причиной является конкурентная борьба за контроль над этими ресурсами между предприятиями, производящими энергоносители, и энергораспределительными сетями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой