Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характерные черты партии власти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каковы характерные черты партии власти? Главным отличительным признаком такой партии является путь ее создания. Именно путь и условия формирования отличают партию власти от просто правящей партии. При переходе от тоталитаризма к демократии и при трансформации партийно-политической системы из однопартийной в многопартийную возможны три пути создания политических партий: из гражданского общества… Читать ещё >

Характерные черты партии власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каковы характерные черты партии власти? Главным отличительным признаком такой партии является путь ее создания. Именно путь и условия формирования отличают партию власти от просто правящей партии. При переходе от тоталитаризма к демократии и при трансформации партийно-политической системы из однопартийной в многопартийную возможны три пути создания политических партий: из гражданского общества (пролиферация), из дряхлеющего организма тоталитарной партии (пролификация) и из новых властных структур (властеобразование)[1]. Естественно, образующиеся разными способами партии несут в себе родовые черты создавшей их структуры. В частности, властеобразуемые партии, создаваемые «сверху», существующей властью, тоже начинают «расти» сверху, т. е. с руководящих органов, которые порой являются продолжением государственных органов. Это не означает, что партии власти ведут дело к полному сращиванию с государством и возврату к тоталитаризму. Они, как и другие партии, с уважением относятся к Конституции и нормам закона о партиях, соблюдают демократические процедуры. Но их отличают опора на власть, которая их породила, использование ресурсов, контролируемых существующей властью, других преимуществ, вытекающих из совершенно особого их положения в государстве и обществе. Таким образом, власть для подобных партий становится не только целью, но и порождающим фактором и даже средством существования. Совершенно по иному партия власти строит свои отношения с государственными структурами, среди которых наиболее близкой ей является исполнительная ветвь власти. Если для всех остальных партий данного общества государство — это то, что надо завоевать, то для партии власти — это альма-матер, породившая ее, кормящая ее, всегда готовая принять ее в свое лоно. Вот почему при смене власти партии, порожденной ей, так трудно удержаться на плаву. Ведь у новой власти появляется новая партия власти, а старая партия власти буквально отрывается от кормилицы, лишается поддержки и ресурсов, обеспечиваемых старой властью, и переходит в разряд партий гражданского общества.

Другой отличительной чертой партии власти является однозначная и исключительная поддержка создавшей ее власти. Это, в свою очередь, ведет к авторитаризации исполнительной власти. Эта тенденция усиливается, если партия власти начинает доминировать в законодательной ветви, как это произошло сегодня в России. После выборов 2004 г. некоторые политики и политологи забили тревогу по поводу «полного захвата» Думы единороссами, которые набрали 37,57% голосов, заняли 306 мест и председательство во всех думских комитетах. Другие думские партии имели гораздо худшие показатели (КПРФ — 12,61%, 56 мест; ЛДПР — 11,45%, 36 мест; «Родина» — 9,02%, 39 мест)[2]. Преобладание одной из партий в парламенте не несет в себе опасности для демократии. Более того, даже абсолютное преобладание победившей партии в законодательном органе вовсе не редкость для любой страны, имеющей многопартийную систему. Опасность в случае с Россией представляет доминирование не просто партии, а властеобразованной партии, контролирующей вместе с государственными органами абсолютно большую часть политического пространства и блокирующую возможность перехода власти к конкурирующей партии.

Следующей отличительной чертой партии власти является известность, популярность, харизма лидера партии, который играет главную роль в создании положительного имиджа партии. Харизматическими лидерами типичных партий власти были Шарль де Голль (ОПР), Махатма Ганди (ИНК), Гамаль Абдель Насер (Баас), в настоящее время — Нельсон Мандела (АНК). Хотя следует заметить, что Н. Мандела, длительный период возглавлявший движение «Африканский национальный конгресс», в настоящее время является только президентом ЮАР и неофициальным лидером АНК (официальный президент АНК — Т. Мбеки). В России эта черта некоторых партий власти закрепилась: харизматический лидер не является ни членом, ни лидером партии власти, но использует ее ресурсы в избирательной борьбе и президентской деятельности и освящает ее своей харизмой. Так, по крайней мере, было при президенте Б. Н. Ельцине, так остается при президенте В. В. Путине. Следует отметить, что первые президенты России явочным путем создали новую, не имеющую аналогов в истории модель взаимоотношений правящей партии и действующего президента. Все известные модели (1) «президент вне партий», отрицающий партии и партийную борьбу как явление, раскалывающее общество (Дж. Вашингтон), 2) «партийный президент», опирающийся на партию в избирательной кампании и «расплачивающийся» в случае победы со своими партийцами государственными должностями (Э. Джексон), 3) «партийный надпартийный президент, лидер нации», ставящий на первое место свою роль лидера нации, а на вторую — роль лидера партии (Ф. Рузвельт) не имеют полной аналогии с современной российской действительностью[3]. Российскую модель взаимоотношений президента и партии власти можно обозначить как «беспартийный президент, неофициальный лидер партии». Действительно, президенты Б. Ельцин и В. Путин в полной мере опирались и опираются на партию власти, использовали и используют ее ресурсы в электоральной и парламентской борьбе, «освящают» ее своей харизмой, но подчеркнуто остаются беспартийными президентами.

Итак, властеобразованная партия объективно срастается с государственными структурами и в этом проявляется ее следующая черта. Впрочем, процесс срастания с государственными структурами происходит в любой долгое время доминирующей партии. Отличие здесь состоит в том, что властеобразуемая партия рождается из государственных структур, т. е. появляется на свет, как Афина из головы Зевса, но остается в связке с породившим се государством-Зевсом как два сиамских близнеца.

Мы рассмотрели характерные черты партии власти, связанные с ее происхождением из исполнительной ветви власти. Но партия власти имеет свое продолжение в гражданском обществе. Таким образом, она прорастает «сверх}' — вниз», из государства в гражданское общество и этим также отличается от остальных партий, ведущих, как правило, свое происхождение «снизу», из гражданского общества или из умирающих старых партий.

Другой чертой партии власти, связанной с се взаимодействием с гражданским обществом выступает ее социальная база, которая простирается достаточно широко. Это происходит по двум причинам. Во-первых, уже при образовании партии рядовые граждане испытывают «притяжение властью» и охотно вступают во властеобразованную партию, в которой они рассчитывают сделать карьеру, приобщиться к известным политикам и к «партии победителей», покупаться в лучах президентской харизмы. Во-вторых, партия власти создается прагматичными политиками не для изощренной идеологической борьбы, а для консолидации общества, укрепления государства и его связей с потенциальными избирателями, для упрочения и удержания власти. Отсюда идеологическая неконкретность, идейное разнообразие в программе, перехватывание лозунгов у оппозиции, а иногда и откровенный популизм, позволяющий максимально расширить электоральную поддержку партии. Но, обвиняя партию власти в популизме, мы не можем обвинить ее в безудержной и откровенно прагматичной погоне за голосами избирателей, в отличие от работы по пополнению рядов партии, как это происходит с так называемыми универсальными, или «всеохватными», партиями западных стран. По крайней мере, российские партии власти всегда внимательно относились к укреплению своих рядов и развитию организационной структуры как в столицах, так и в регионах, благо центральные, региональные и даже местные власти всегда были готовы помочь им в этом. Можно сколь угодно критиковать «Единую Россию» за безудержное расширение социальной базы партии, но нельзя не признать перспективность такой линии в современном российском обществе, в котором уже растет и крепнет будущий многочисленный средний класс.

Такая черта, как широта социальной базы партии власти, всегда тесно связана с другой ее характеристикой — размытостью, неконкретносгыо ее идеологии, охватывающей черты умеренных идеологий всего центристского спектра. Например, идейный арсенал «Единой России» включает элементы неолиберализма, демократизма, неоконсерватизма и современного социал-демократизма. При этом, разумеется, партия не признает в своих документах «греха» идеологического заимствования, а формулирует принципы центризма, к которым относятся: законность, ответственность и эффективность власти, порядок, согласие и справедливость в жизни общества, обеспеченность прав и свобод человека, демократического устройства государства.

Характерной чертой идеологии партии власти остается прагматизм и нацеленность на решение актуальных социальных проблем. При этом российская партия власти всячески открещивается от какой-либо идеологии, называя свою программу внеидеологическим проектом и делая упор на социально-экономическую деятельность. Поэтому в программе «Единой России» главное внимание сосредоточено на таких направлениях развития страны, которые отвечают самым актуальным потребностям россиян, а также вызывают у них реминисценции о былом величии страны: жилищное строительство, образование, медицинское обслуживание, транспорт, энергетика и связь, военно-промышленный комплекс, космическая техника, на таких ценностях, как человек, семья, труд, дом, свобода и ответственность, гражданское общество и сильное государство, демократия и патриотизм, закон и порядок, нравственность и гуманизм, здравый смысл, партнерство и согласие[4].

Все сказанное нельзя однозначно отнести только к российской партии власти. Современная политика «Единой России», Президента РФ направлена на ограничение вмешательства и сокращение функций государства, освобождение предпринимательства от пут сверхконтроля коррумпированных чиновников, развитие инициативы человека, построение правового государства и укрепление гражданского общества. Все это в конечном счете должно изменить нарушенное равновесие между государством и гражданским обществом, а само общество станет в конце концов действительно гражданским, демократическим, правовым, а не чиновничьим, коррумпированным, авторитарным. В таком обществе не будет необходимости и потому исчезнет возможность для создания влиятельной и популярной партии власти.

  • [1] Исаев Б. А. Зарождение, становление и функционирование партийнойсистемы современной России. Пстродворец, 1997. С. 56—58.
  • [2] Протокол Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов по федеральному избирательному округу и о распределении мандатов междуполитическими партиями, избирательными блоками. М., 2003. С. 3—4.
  • [3] Исаев Б. А. Зарождение, становление и функционирование партийнойсистемы современной России. Пстродворец, 1997. С. 108—111.
  • [4] Программа политической партии «Единая Россия». М., 2004. С. 4, 13.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой