Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Осуществление судебной власти только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа — присяжных и арбитражных заседателей (ч. 5 ст. 32, ч. 1 ст. 118, ч. 4 ст. 123 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 1 Закона РФ «О статусе судей… Читать ещё >

Осуществление судебной власти только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ч. 1 сг. 11 Конституции РФ, ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие единую судебную систему Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Единство судебной системы (ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») обеспечивается путем:

  • — установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;
  • — соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • — применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • — признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • — законодательного закрепления единства статуса судей;
  • — финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», не допускается (ст. 118 Конституции РФ). К чрезвычайным судам относят суды, которые «создаются либо вне закона, либо на непостоянной основе (суды ad hoc, т. е. „для случая“), либо для проведения репрессивной, карательной политики государства, либо создание которых обусловлено какими-либо экстремальными обстоятельствами, например, чрезвычайным положением»[1].

Следует различать суды, являющиеся государственными органами, и квазисудебные органы (третейские суды, суды чести, квалификационные коллегии судей, квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов РФ и т. п.), которые не являются органами судебной власти.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа — присяжных и арбитражных заседателей (ч. 5 ст. 32, ч. 1 ст. 118, ч. 4 ст. 123 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»),.

Судьями в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

С участием присяжных заседателей проводится рассмотрение уголовных дел в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах. Судья и коллегия из 12 присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого рассматривают уголовные дела о некоторых преступлениях (убийство с отягчающими обстоятельствами, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, бандитизм и др.) (и. 3 ч. 2 ст. 30 УГ1К). Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» производство в суде с участием присяжных заседателей с 1 июня 2018 г. вводится еще и в районных и гарнизонных военных судах. Ключевым моментом законодательной новации является сокращение с 1 июня 2018 г. числа присяжных заседателей в коллегии (восемь присяжных в областных и приравненных к ним судах; шесть — в районных). При этом к подсудности суда присяжных в районных (гарнизонных военных) судах отнесены составы преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ и некоторые другие.

Коллегия присяжных заседателей формируется из граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ, где было совершено преступление, на основе общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан (ч. 3 сг. 5 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»), Коллегия присяжных заседателей для рассмотрения конкретного дела формируется в подготовительной части судебного заседания путем разрешения председательствующим самоотводов кандидатов в присяжные заседатели и ходатайств об отводах, заявленных сторонами (ст. 328 УПК). Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом предусмотренных гл. 42 УПК особенностей, обусловленных прежде всего природой такого суда и предполагающих, в частности, что присяжные заседатели отдельно от председательствующего судьи решают вопросы, касающиеся доказанности или недоказанности того, имело ли место деяние, в котором обвиняется подсудимый, совершил ли это деяние подсудимый и виновен ли он в его совершении, тогда как председательствующий лишь руководит ходом судебного заседания и без участия присяжных заседателей единолично разрешает иные вопросы (ст. 334 и ч. 1 ст. 339 УПК). При этом присяжные заседатели, не будучи профессиональными судьями, основываются преимущественно на своем жизненном опыте и сформировавшихся в обществе, членами которого они являются, представлениях о справедливости и не обязаны мотивировать свое решение[2].

Арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК и другими федеральными законами по ходатайству стороны ввиду особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления (ч. 1 ст. 19 АПК). Состав суда при этом включает в себя судью и двух арбитражных заседателей. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями (ст. 1 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», ч. 6 ст. 19 АПК). Списки арбитражных заседателей формируются из числа граждан, имеющих высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лег. Списки составляются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Подготовленные списки представляются в ВС РФ и утверждаются Пленумом ВС РФ (ст. 3 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»).

  • [1] Рубинштейн Е. А. Осуществление правосудия только судом / Правоохранительныеорганы: учеб. / В. Г. Бессарабов, Л. А. Воскобитова, Т. С. Дворянкина [и др.]; отв. ред.Ю. К. Орлов. 2-е изд., перереб. и доп. М.: Проспект, 2010. С. 67.
  • [2] Определение КС РФ от 8 февраля 2011 г. № 116−0-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рябушкиной Веры Григорьевны на нарушение ее конституционных прав ч. 1 ст. 348, п. 2 ст. 350, ч. 2 ст. 385 и ст. 405 УПК.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой