Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лекция 10 ОБРАЗОВАНИЕ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ (XIX ВЕК)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В приходских училищах обучали детей самым элементарным вещам — «чтению, письму и первым действиям арифметики», а также наставляли «в главных началах закона Божия, в благонравии, в обязанностях к государю, начальству и ближнему». Приходское обучение было одногодичным и продолжалось от окончания полевых работ до их начала в следующем году. Отсюда был возможен переход в уездные училища. Кого состава… Читать ещё >

Лекция 10 ОБРАЗОВАНИЕ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ (XIX ВЕК) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создание системы народного образования.

Развитие народного образования после Екатерины II характеризуется, с одной стороны, увеличением количества учебных заведений и усложнением их структуры, а с другой — последовательным уклонением от системы бессословности школы.

В 1802 г. на базе Главного училищного правления было создано Министерство народного просвещения, сразу приступившее к очередной образовательной реформе. В соответствии «с обязанностями и пользами каждого состояния*' вводятся четыре рода училищ — приходские, уездные, губернские и университеты. Приходские училища вверялись управлению приходского священника и одного из «почетнейших жителей». В помещичьих же селениях все предоставлялось «просвещенной и благонамеренной попечительности самих помещиков».

В приходских училищах обучали детей самым элементарным вещам — «чтению, письму и первым действиям арифметики», а также наставляли «в главных началах закона Божия, в благонравии, в обязанностях к государю, начальству и ближнему». Приходское обучение было одногодичным и продолжалось от окончания полевых работ до их начала в следующем году. Отсюда был возможен переход в уездные училища.

Уездные и губернские училища подлежали контролю со стороны университетов, которые назначали туда своих смотрителей. В уездных училищах преподавались «грамматика языка российского и местного, как-то: польского, немецкого и проч.; сокращенная география и история; первоначальные основания геометрии и естественных наук; также наставления о должностях человека и гражданина, и практические занятия, полезные местной промышленности, и потребностей края». Срок обучения равнялся двум годам и предполагал подготовку к переходу в губернское училище, или гимназию.

Программа гимназий была нацелена на поступление в университет. В них преподавались «изящные науки, языки латинский, французский и немецкий; логика; основание чистой математики, также механики, гидравлики и других частей физики, наиболее в общежитии нужных, сокращенная естественная история; всеобщая география и история, основания политической экономии и коммерции»1. Не было забыто и «образование сердца», т. е. закон Божий, а также «укрепление тела» — гимнастика. Обучение в гимназии было четырехгодичным.

Что касается университетов, то они венчали пирамиду учебных округов, на которые была поделена Российская империя. На момент проведения реформы их было шесть — Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Позднее появились и другие учебные округа со своими университетами. Во главе учебного округа находился попечитель, назначавшийся министром народного просвещения. По университетскому уставу 1804 г. в университетах устанавливался трехлетний срок обучения, и они пользовались автономией в избрании профессорс;

5 Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX века. Сб. документов. СГ16. 2000. С. 29, 30.

кого состава и определении предметов преподавания. В каждом университете учреждались четыре отделения: медицинское, словесных наук, физических и математических наук и нравственных и политических наук'. Студенчество составляло внесословную корпорацию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой