Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория созревания. 
Педагогическая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С уважением относитесь к факту незрелости ребенка. Заранее настройтесь на то, что ему, по всей вероятности, понадобится сначала научиться ползать, прежде чем ходить, выражать себя с помощью одного слова, прежде чем он будет говорить целые фразы, и произносить «нет», прежде чем сказать «да». Попытайтесь избегать всегда размышлять о развитии, исходя из того, каким должен быть следующий шаг… Читать ещё >

Теория созревания. Педагогическая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идея Ж.-Ж. Руссо о том, что развитие человека постепенно происходит благодаря развертыванию изначально заложенного в соответствии с внутренним графиком — особым планом Творца или Природы, получила свое развитие в трудах многих ученых (Арнольд Гезелл, Бенджамин Спок, Жан Пиаже и др.). Научному изучению процесса созревания ученые уделяли повышенное внимание на протяжении всего XX в.

Главная черта развития как созревания заключается в том, что оно всегда разворачивается поэтапно, в фиксированной последовательности. Эффекты созревания противопоставляются эффектам воздействия среды. Средовые факторы жизненно важны, но они не играют непосредственной роли в последовательном развертывании структур и способов действий. Сторонники этой теории, в частности, американский психолог Арнольд Гезелл (1880−1961), говорил, что ребенку необходимо средовое окружение для развития, но средовое влияние лучше достигает своих целей, когда соответствует внутренним законам созревания.

В 1929 г. А. Гезелл совместно с X. Томпсоном провели серию эмпирических исследований, подтверждающих эту точку зрения. В одном из своих экспериментов они упражняли одного из близнецов в хождении по лестнице, а также в схватывании кубиков и манипулировании ими. Тренированный близнец действительно обнаружил превосходство в этих навыках, но нетренированный брат вскоре догнал его, хотя и упражнялся намного меньше. Он сделал это в том возрасте, когда от него наиболее естественно было ожидать выполнения таких задач. Это, по мнению авторов эксперимента, доказывает факт существования внутренней программы развития, определяющей готовность совершать определенные вещи, и подтверждает кратковременность эффектов раннего обучения. Возможно эти и подобные им опыты и не ставят под сомнение значимость раннего обучения и когнитивного развития, но определенно указывают па низкий эффект ранней моторной стимуляции.

Арнольд Гезелл вырос в штате Висконсин. В возрасте 30 лет, имея степень доктора философии и успешно работая психологом, он оканчивает медицинский колледж. После чего А. Гезелл более 50 лет работач в Йельской клинике детского развития. Совместно со своими коллегами он провел широкомасштабные исследования нейромоторного развития детей. Результаты оказались столь подробными и точными, что до сих пор используются педиатрами и психологами. Одним из первых А. Гезелл разработал тест интеллекта для младенцев (1941).

По мнению А. Гезелла, его сторонников и последователей, воспитание детей должно начинаться с признания безусловной мудрости законов созревания. Дети появляются на свет с генетически предопределенным графиком роста. Поэтому воспитателям не следует пытаться всеми средствами вынуждать ребенка следовать заранее составленной ими программе воспитания.

Последовательный сторонник идей А. Гезелла Луиза Бейтс Эймс сформулировала педагогические принципы теории созревания (Л. Б. Эймс, 1971), которые заключаются в следующем:

  • 1. Откажитесь от мысли, что-то, кем вырастет ваш ребенок, зависит от вас, и потому нельзя терять ни минуты.
  • 2. Попытайтесь оценить чудо роста. Наблюдайте и получайте удовольствие от того, что каждая неделя и каждый месяц приносят новые результаты развития.
  • 3. С уважением относитесь к факту незрелости ребенка. Заранее настройтесь на то, что ему, по всей вероятности, понадобится сначала научиться ползать, прежде чем ходить, выражать себя с помощью одного слова, прежде чем он будет говорить целые фразы, и произносить «нет», прежде чем сказать «да» .
  • 4. Попытайтесь избегать всегда размышлять о развитии, исходя из того, каким должен быть следующий шаг. Радуйтесь достигнутому и пусть ваш ребенок получит полное удовольствие от каждой стадии, которой он достиг, прежде чем двигаться дальше[1].

По мнению А. Гезелла, внимательные воспитатели могут и должны достигать разумного баланса между силами созревания и требованиями культуры. Он считал, что воспитателям следует стремиться приспособить требования культуры к естественному развитию детей. Необходимости приобщения к культуре он не отрицал, но выступал противником стремления привести ребенка к соответствию с социальным шаблоном. Это стремление, по его справедливому мнению, часто проявляют воспитатели, работающие в условиях тоталитарных режимов. Напротив, культура, построенная на принципах демократии, ценит в человеке автономию и индивидуальность — качества, коренящиеся, по мнению А. Гезелла, в биологическом импульсе к оптимальному развитию.

  • [1] Цит. по: Крэйн У. Психология развития человека. 25 главных теорий. СПб., 2007. С. 48.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой