Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
Деятельность социального педагога в организации среднего профессионального образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инструментальный блок: стремление и умение поддерживать хорошее физическое состояние (режим дня и питания, гимнастические прозы цедуры, занятия физкультурой, спортом и пр.); умение оказать первую помощь себе и другим; знание способов контрацепции; умение бегло читать, понимать и излагать прочитанное; владение компьютером и пользование Интернетом; знание об источниках и умение искать в них… Читать ещё >

Заключение. Деятельность социального педагога в организации среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Единой точки зрения на то, что представляет собой социализированность и воспитанность человека, не существует. К. Ушинский писал, что воспитанность — это «образование в человеке такого рода характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [67, т. 1, с. 232, 237, 239, 240—241][1]. Сноски по списку литературы к гл. 1.

Специалисты, работающие в русле субъект-субъектного подхода, выделяют следующие характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими и общественными ценностями, требованиями социальной роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. По А. Мудрику, социализированность — «это достижение человеком определенного баланса приспособления и обособления в обществе» [40, с. 193—195].

О мере социализации человека свидетельствуют ряд признаков: степень овладения ролевыми ожиданиями и предписаниями, характерными для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.), а также знаниями, умениями и компетентностями, необходимыми для их реализации; наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды); необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

В качестве признаков обособления человека в обществе представляются следующие критерии: наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия); наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и ее самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия); реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия); мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни — креативность (поведенческая автономия).

Названные признаки приспособления и обособления человека в социуме имеют явные эмпирические референты, которые несколько условно можно объединить в четыре блока: психологический, коммуникативный, инструментальный и социальный [40, с. 195—196].

Психологический блок включает уровень самоуважения, включая развитость чувства собственного достоинства; ценностную устойчивость (наличие собственных взглядов, умение их аргументировать и отстаивать); ценностную гибкость (умение изменять свои взгляды и вырабатывать новые); умение решать собственные проблемы; уверенность в себе (самообладание, самоконтроль, независимость взглядов и поступков); критичность мышления; рефлексичность; наличие устойчивого интереса к чему-либо; самоирония; креативность (творческий подход к своим планам, делам, общению и пр.); адекватность самооценок (внешности, интеллекта, коммуникативности, способностей и др.); ответственное отношение к себе, к семье и группе.

Коммуникативный блок: развитость речи и словаря; общительность; способность адекватно воспринимать ситуацию общения; способность воспринимать (и принимать) другого; избирательность в отношениях (наличие приятелей, друзей, любимойго), недругов, недоброжелателей; уверенность в процессе делового общения; умение сотрудничать в группе; уверенность в эмоциональном общении со сверстниками своего и противоположного пола; характер общения с родителями и другими родственниками; характер общения с педагогами и другими взрослыми; наличие и характер отношений с младшими и старшими; умение сотрудничать (ладить) с окружающими.

Социальный блок: владение знаниями по школьной программе, наличие и характер сверхпрограммных и внепрограммных знаний; знание своих прав и обязанностей (члена семьи, учащегося, задержанного милицией, абитуриента, допризывника, пациента, клиента сферы услуг, гражданина) и учреждений, обеспечивающих реализацию и защиту этих прав; наличие жизненных планов (профессиональных, семейных, досуговых, других) и представлений о путях и способах их реализации; знание рыночных реалий (инфляция, кредит, депозит, ипотека, налоги, виды страхования, формы собственности, арбитраж и пр.); толерантность (к людям, идеям, к стилям жизни, к этносам, к субкультурам и пр.); умение идти на компромисс и находить консенсус; умение говорить «нет» на сексуальные домогательства, алкогольные и наркопредложения, а также криминальным, экстремистским и квазикультовым идеям, лохотронщикам всех видов (от гадалок до строителей финансовых пирамид); практический ум (смышленость, сообразительность, находчивость в различных житейских обстоятельствах).

Инструментальный блок: стремление и умение поддерживать хорошее физическое состояние (режим дня и питания, гимнастические прозы цедуры, занятия физкультурой, спортом и пр.); умение оказать первую помощь себе и другим; знание способов контрацепции; умение бегло читать, понимать и излагать прочитанное; владение компьютером и пользование Интернетом; знание об источниках и умение искать в них необходимую информацию (общекультурную, об образовании, о работе, о товарах и услугах и др.); наличие каких-либо практических умений (вождение транспортных средств, владение различными инструментами и механизмами; умение жить, вязать, моделировать, конструировать и пр.); знание способов заработать и подработать, наличие соответствующего опыта; умение написать заявление, составить резюме и пр.; наличие представлений о бюджете семьи, источниках дохода, характер участия в ее быте; умение разумно тратить деньги, качественно и продуктивно выполнять какую-либо работу.

Социализированность имеет «мобильный характер», т. е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами (изменения, происходящие в обществе, в связи с изменениями социального статуса, переездами идр.) [40, с. 196—197].

Выдающийся педагог-практик, создатель «детских деревень», австриец Герман Гмайнер определил следующие критерии готовности к жизни и социальной интеграции воспитанников детских домов семейного типа: законченное школьное или профессиональное образование; работа по специальности; основание собственной семьи; реалистические жизненные цели; социальная зрелость, при которой взаимоотношения с согражданами отличаются уважением, готовностью помочь и терпимостью; собственный вклад в дело дальнейшего развития общества [40, с. 193].

Из всей совокупности характеристик и критериев социализированное™ и воспитанности человека следует выявить их «ядро», которое определяет тип личности, ее направленность и которое сводится к нескольким позициям: адекватность самооценки своих способностей и возможностей, наличие чувства собственного достоинства; готовность развивать их и употреблять на службу себе, семье, организации, обществу, государству и всему человечеству; здоровый образ жизни; знание своих прав и обязанностей; руководство в жизни базовыми («вечными») ценностями, выработанными человечеством и собственным народом, готовность их защищать и приумножать; знание истории и культуры своего народа, его традиций и обычаев, дань памяти предкам, чувство гордости за свою страну; терпимость к инакомыслию и иным культурам; высокая коммуникабельность, способность работать и сотрудничать с другими людьми, в команде; способность творчески решать не только современные проблемы, а и «непредсказуемого будущего»; умение быть свободным и независимым, иметь и отстаивать свои позиции и убеждения; способность собственным трудом обеспечивать свою и других членов семьи жизнь; постоянное стремление к самосовершенствованию.

Дефицит любви, заботы и ласки родителей порождает отчужденность от них ребенка, развитие недоверия и агрессивности по отношению не только к родителям, а и ко всем окружающим людям. Но существует и другая проблема — излишество любви и ласки, порождающие капризность, эгоизм ребенка, разрушительно действует на процесс его социализации. В решении этих проблем всеобщим и частным законом выступает «закон меры»: приходится «просто и прямо сказать: любовь требует какой-то дозировки, …требует меры», — отмечал А. Макаренко. «Как пища, как лекарство… За чтобы мы не ухватились в деле воспитания, мы везде придем к этому вопросу — к вопросу меры…» [34, т. 4, с. 213].

Говоря о норме в воспитательном процессе как о его принципе, педагог в то время не мог его точно сформулировать одним словом, называя мерой и «серединой»: «За что бы мы не ухватились в деле воспитания, мы везде придем к этому вопросу — к вопросу меры, а если сказать точнее — к середине». Ему самому не нравилось это слово — «середина», но как «принцип это необходимо иметь в виду при воспитании детей». И только значительно позднее в отечественной педагогике Ю. К. Бабанским был сформулирован принцип оптимальности, который адекватен своими сущностными характеристиками этой проблеме и направлен на ее решение [1, с. 27—45].

В нашем «педагогическом действии должна быть середина. …Какой бы метод вы не взяли, нужно найти меру, и поэтому нужно воспитывать у себя чувство меры». Вопрос меры — первое правило: в какой мере нужно «водить за ручку», в какой мере предоставить свободу и самостоятельность, что запрещать… Вы должны допускать известную «долю риска», чтобы ребенок был смелым, самостоятельным, а не приучился все делать, как вы скажите, отмечал А. Макаренко [34, с. 214—215].

В современных условиях цели образования должны рассматриваться как некое триединство: в первую очередь, как создание условий для овладения личностью моралью, всем опытом человеческой и профессиональной деятельности. Образование выступает здесь в двух ипостасях для каждого — как средство самореализации и самоутверждения личности, как средство адаптации, интеграции и автономизации в условиях рыночной экономики; как средство развития социальной устойчивости и самозащиты. Образование — это человеческий капитал, которым субъект распоряжается в течение своей жизни.

Главным в гуманизации образования становится «его ориентация на формирование убеждений личности, понимаемых в широком смысле как формирование ее мировоззрения и стремлений к самореализации, в эмоциональной (принцип гуманитаризации), интеллектуальной (принцип фундаментализации) и волевой (принцип деятельностной направленности) сферах» (Платонов К. К.). При этом нельзя забывать и об интегральных свойствах личности — национальном самосознании, менталитете и др. В условиях глобализации процессов образования следует задуматься о «разумной закрытости» отечественной системы воспитания: потеря или забвение национальных образовательных традиций ведет к потере связи поколений, разрыву связи времен, забвению исторической памятности, — изменению менталитета граждан, нации и общества.

Именно гуманитарное образование формирует широту кругозора, гибкость мышления, гражданственность и духовность личности, что крайне необходимо для самостоятельности в выборе профессии, формировании ответственности за свою судьбу и общества, результаты своей деятельности. В профессиональной подготовке студентов Массачусетского политехнического (!) института (США) до 40% времени отведено гуманитарным дисциплинам! Таким образом, гуманитаризация образования — это формирование у человека особой альтруистической базы личности, определяющей систему отношений к миру и самой себе.

Сегодня мы наблюдаем странную картину: люди, «освободившись от тисков тоталитаризма и получившие свободу для проявления себя, своих сил и способностей», в значительной части не хотят ни к чему стремиться [70, с. 72].

Поэтому основная проблема состоит в достижении гармонии между социальными и индивидуальными интересами личности. Ориентиром должен стать нравственный закон возвышения и одухотворения целей жизни и смыслов бытия, так как проблемы социализации и самореализации не могут быть решены вне гармонизации общего процесса духовного развития общества и потребностей личности. В основе духовного развития молодежи должна быть положена историческая преемственность поколений, формирующая у нее чувство уважения и признательности к прошлому, вызывающая потребность развивать и утверждать этнокультурные достижения своего народа. Поэтому необходимо выстраивать задачи общества и учащихся таким образом, чтобы перспективы их развития отвечали интересам обеих сторон, что и определяет стратегию и тактику развития образования, их социализацию.

Социально зрелая личность, как правило, характеризуется глубиной профессиональных знаний и широтой гуманитарной подготовки, культурным кругозором и богатством чувств. Мерой культуры и воспитанности человека является его интеллигентность. Шекспир и Пушкин, независимо друг от друга пришли к одному выводу: причины всех бед человеческих в невежестве. Один из показателей невоспитанности человека — его равнодушие к другим людям, миру, к самому себе. С такими людьми «честной жизни быть не может, ибо равнодушие — это подлость души», утверждал Л. Н. Толстой [12, № 2, с. 10].

В условиях построения «рыночной экономики» следует вернуться к опыту педагогов-новаторов 20—30-х гг. прошлого века, к идее трудовой школы. Чем более трудовая школа в своей учебно-воспитательной деятельности соответствует уровню современной культуры (по целям и принципам, оснащению и содержанию, методам и т. д.); чем более учащийся приобретает в ней личностно-ценный опыт творческой деятельности в условиях совместной (коллективной) работы, тем более эта школа (колледж, институт) реализует свои социально-педагогические функции, тем более развивается личность ребенка как самостоятельно мыслящая, раскрепощаются ее творческие потенциалы; тем большие возможности и перспективы открываются у общества и государства в решении современных (и будущих) проблем, что и гарантирует им достойное место в ряду цивилизованных стран и народов мира, их культурно-историческое будущее.

Стержнем социализации выступает трудовое воспитание — основа нравственного и всех остальных составляющих всестороннего и гармоничного развития личности. Нам не следует забывать стратегическое напутствие К. Ушинского и А. Макаренко: «Труд — это самое высокое назначение человека. …Не добровольной любви он требует, а обязательного долга. …Труд, он как воинский долг. …дело, которое ты признал своим, которое ты полюбил, становится смыслом твоей жизни, источником радости» [39, с. 64].

Из этого следует важнейший вывод для социальной педагогики и практики: успешная социализация детей и молодежи возможна только в условиях национального воспитания, в народной трудовой школе. Ее приоритетной задачей выступает служение своему народу, нации, Родине. Изучение процесса развития социальных функций трудовой школы в условиях крепостной России, капитализма и социализма, в условиях НЭПа и развивающихся рыночных отношений позволяет сделать следующий вывод: трудовая школа может оптимально удовлетворять интересы государства и общества, всех социальных групп в различных общественных формациях, что свидетельствует о некоем универсализме идеи трудовой школы в реализации ею социально-педагогических функций в различных культурно-исторических, общественно-экономических и социально-политических условиях. Это позволяет сделать следующее заключение: трудовая школа выступает мощным фактором стабилизации и социокультурного прогресса развития общества и государства «вне времени и пространства».

Веками и тысячелетиями у всех народов решалась одна из важнейших общих задач: осмысление, сохранение и передача последующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется бытие всего человечества, и того частного, что составляет неповторимость и своеобразие культуры народа, которое и определяет его национальный лик. Обобщая все сказанное, можно констатировать: национальное воспитание идентифицирует этническую принадлежность человека, открывая ему путь к вселенским просторам мировой культуры. Прежде чем стать человеком нации и мира, ему нужно стать самим собой, т. е. обрести этническую принадлежность (русскому — русским, татарину — татарином и т. д.). «Если общечеловечность есть идея национальная, русская, то, прежде всего, надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится», — писал Ф. М. Достоевский. В связи с этим он и ставил главную задачу: «Стать русским, во-первых, и прежде всего», а это значит «перестать презирать свой народ».

«Золотое правило» воспитания Я. Коменского гласит: воспитание уважения к человеку начинается с уважения к ребенку. Несколько перефразируя эту формулу, можно сказать: формирование уважения к другим народам начинается с воспитания уважения к своему народу. Если проблема национального и общечеловеческого будет реализовываться в таком ключе, то в этом процессе будут заинтересованы не только отдельные народы, а и все мировое сообщество, что и составит главное условие успешности ее решения.

В решении педагогических проблем мы видим у А. Макаренко опору на главный закон общей и социальной педагогики — закона гармонии, главнейшим признаком которого выступает мера, а генеральным принципом — как можно больше уважения к ребенку, как можно больше требовательности к нему. Он был убежден во всеобщности эффекта действия этой формулы применительно к демократическому обществу. Она определяет цель, характер, структуру, содержание и методику всей воспитательной системы новатора [34, т. 4, с. 159, 210].

А. Макаренко вооружил педагогов формулой успеха, вложил в их руки инструмент получения высоких воспитательных результатов. Именно это обстоятельство позволило ему утверждать, что воспитательная работа — простая работа, по плечу каждому педагогу, что воспитательная работа — необыкновенно приятная и радостная работа. Воспитание — «очень легкое дело, воспитание — счастливое дело, никакая другая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания». Эта формула — ключ к совместному творчеству и успеху детей и воспитателей, основа достижения радостного бытия воспитанников и взрослых: педагогическая деятельность для учителей при этом превращается из изнурительного труда в «педагогическое счастье», о котором говорил и которое постиг новатор, о котором мечтает настоящий педагог: «Уверяю вас, воспитание человека чрезвычайно легкое, очень хорошее, прекрасное дело», — утверждал Антон Семенович [34, т. 4, с. 323—324, 293].

Педагоги-новаторы создали авторские системы, обладающие инновационным (вневременным) потенциалом. В ходе социально-педагогической работы (исследовательской по существу) они обосновывали соотношение общественного и личного, соединение обучения и воспитания с общественно полезным производительным трудом; сочетание свободы и необходимых ограничений, коллективного и индивидуального. На основе единства теории и практики они выработали педагогические концепции и системы, содержащие педагогические технологии, то есть возможность их воспроизводства и применения. Педагоги-новаторы торят дорогу в будущее не только для своей страны. Основой их гуманистических педагогических систем является синтез национальной и общечеловеческой традиции и культуры в воспитании и образовании.

.
  • [1] Здесь и далее ссылки на список литературы к гл. 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой