Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правительство Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основных функций правительства следует выделить исполнение законов, принятых парламентом, и реализацию распорядительной функции в виде управления с использованием таких средств, как издание подзаконных актов и налаживание организаторской работы. Исполнительная власть может быть монократической, когда она сосредоточена в одном лице, являющимся как главой государства, так и главой… Читать ещё >

Правительство Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Институт исполнительной власти в контексте конституционного принципа разделения властей характеризуется наибольшим объемом предметов ведения. Это самая действенная и эффективная структура власти, ее характерной особенностью является наличие силовых элементов — армии, полиции, служб безопасности и т. д., деятельность которых определяется законом. Исполнительная власть осуществляется правительством, являющимся коллегиальным органом, возглавляемым президентом, премьером, председателем, канцлером в зависимости от формы правления. Реальная роль правительства определяется взаимоотношением с другими ветвями власти, с главой государства, с политическими партиями, представленными в парламенте.

Люди, занятые в структуре правительства, обладая определенным набором полномочий, действуют не как частные лица, а как официальные представители власти, чиновники, уполномоченные от имени государства. Эти полномочия закреплены за должностью, а не за конкретным человеком. В демократическом государстве эти нрава уравновешиваются соответствующим кругом обязанностей, следовательно, ответственностью за эффективную реализацию возможностей, заложенных в полномочиях высших должностных лиц — президента, премьера, министров и т. д.

В качестве основных функций правительства следует выделить исполнение законов, принятых парламентом, и реализацию распорядительной функции в виде управления с использованием таких средств, как издание подзаконных актов и налаживание организаторской работы. Исполнительная власть может быть монократической, когда она сосредоточена в одном лице, являющимся как главой государства, так и главой правительства, и дуалистической, когда независимо от главы государства (монарха, президента), который не несет ответственности перед законодательным органом власти, действует правительство, возглавляемое премьер-министром и подотчетное парламенту.

Для демократического развития общества принципиально важным является налаживание контроля за деятельностью правительства как государственного института, способного в большей степени узурпировать власть. Для этого существуют различные механизмы в зависимости от формы правления и национальных особенностей страны: принятие бюджета парламентом и контроль за расходованием финансов представительным органом власти, объявление вотума недоверия парламентом, общественный контроль за деятельностью силовых структур и другие.

бб Однако для проведения эффективной государственной политики необходима согласованная деятельность парламента и правительства. С этой целью законодательная власть корректирует и поддерживает все усилия исполнительной власти по реализации стоящих перед обществом задач, посредством принимаемых законов обеспечивает легитимацию внутренней и внешней политики, проводимой правительством.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации, которое строит свою работу на основе Конституции и Федерального конституционного закона от 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с законом (ст. 6) Правительство Российской Федерации состоит из председателя правительства, заместителей председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации — это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории. Среди полномочий Правительства Российской Федерации можно выделить следующие:

  • • разработка и представление Государственной думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной думе отчета об исполнении федерального бюджета;
  • • обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • • обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • • осуществление управления федеральной собственностью;
  • • осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • • осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • • осуществление иных, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий.

В России федеральное правительство несет политическую ответственность перед Федеральным собранием, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета. В России недоверие председателю правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе правительства. Вместо ухода в отставку члены правительства могут обратиться к президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную думу и назначить новые парламентские выборы.

В результате проведения административной реформы в 2004 г. была создана трехуровневая структура федеральных органов исполнительной власти, состоящая из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Министерства призваны вырабатывать государственную политику и осуществлять нормативно-правовое регулирование в конкретных областях; федеральные службы — осуществлять контроль и надзор в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства призваны оказывать государственные услуги, управлять государственным имуществом и осуществлять правоприменительные функции.

В состав Правительства Российской Федерации с 2008 г. кроме председателя прави тельства входят два первых заместителя, семь заместителей и 17 федеральных министров. К органам исполнительной власти относятся также 35 федеральных служб (из них шесть подчинены непосредственно президенту Российской Федерации), 23 федеральных агентства и управление делами президента РФ1.

Поворотным пунктом в отношениях между законодательной и исполнительной властью стали ежегодные отчеты Председателя Правительства Российской Федерации перед депутатами Государственной думы (первый такой отчет состоялся 6 апреля 2009). Изменение формата отношений между ветвями власти можно рассматривать в качестве антикризисной меры, которая логично вписывается в систему сдержек и противовесов, повышая ответственность обеих ветвей власти за проводимую политику.

Российский мыслитель Р. И. Семснтковский писал: «…если верно, что всякий народ имеет правительство, какого он заслуживает, то не менее верно, что и всякий общественный класс пользуется тем влиянием в государстве, какого он заслуживает, или, обобщая эту мысль, мы скажем, что политические формы данной страны тем меньше вызывают нареканий, чем полнее граждане умеют удовлетворять непосредствен;

1 Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http:// www.government.ru/power/ (дата обращения: 23.01.2011).

ным требованиям жизни, чем полнее они исполняют свой общественный долг. Во всяком случае, только это условие придает политической форме определенное содержание, а вместе с тем и устойчивость"[1].

  • [1] Сементковский Р. И. Две книги о свободе / Русское общество и государство. Т. 2 // Сементковский Р. И. Сочинения: В 3 т. СПб., б/г. С. 368.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой