Актуальность исследования. В постсоветский период перед бывшими союзными странами встал ряд образовательно-воспитательных задач, связанных со становлением идеологии новой государственности. Осознание исторической судьбы народа, его духовных ценностей, формирование гражданского общества и правового государства, становление многоукладной рыночной экономики, интеграция в Европейское экономическое и культурное пространство — вот те приоритеты, которые избрали для себя два братских государства — Россия и Беларусь. Проблемы народного образования в них были восприняты как важный фактор национальной безопасности, т.к. состояние образования неизбежно отражается на состоянии всего общества, обусловливает политическую, экономическую, технологическую безопасность.
В таких условиях кардинально меняется взгляд на образование. Сегодня он стал более глубоким, и воспринимается не только как передача знаний и навыков, а как осознание человеком себя и общества, «окультуривание» человеческих чувств и мышления. За период национально-государственного самоопределения стало очевидным, что образование — не только продукт совместной деятельности человека и государства, но и всего общества. Образование выполняет свою миссию лишь тогда, когда способно обеспечить интересы личности, нации, государства.
На фоне этого процесса возникла потребность братских государств в межгосударственной интеграции в сфере науки, образования и культуры, в восстановлении взаимовыгодных научных, образовательных и культурных связей, развитии взаимопонимания и сотрудничества между научно-педагогическими коллективами, общественными организациями, учёными, преподавателями и студентами высших учебных заведений в рамках формируемого гражданского общества.
Предпосылкой для интеграционных процессов в образовании и науке стало создание Союзного государства, которое, руководствуясь стремлением к единому образовательному пространству, объединило свои усилия в поиске путей совместной подготовки профессионалов, способных творчески подходить к решению самых сложных задач, обеспечить свое благосостояние и профессиональный рост.
Перед Россией и Беларусью встала проблема формирования человека, нацеленного на личностный подход к науке и культуре, системе ценностей, профессиональному и культурному росту. Поскольку наши страны находятся в рамках Союзного государства, то изучение опыта друг друга, других стран, находящихся в сходных условиях развития, становится насущной необходимостью.
Опыт Российской Федерации по разработке стратегии развития системы образования в переходный период и в более отдалённой перспективе является очень показательным. Важнейшие направления развития образования в Российской Федерации сегодня определены: восстановление исторических традиций российского образования, гармонизация взаимоотношений поколений, переход от тиражирования технически подготовленных индивидов к развивающейся личности, создание условий для формирования образовательных потребностей различных слоев населения, образовательной индустрии, информационного образовательного банка и банка инвестиций в образование. При этом особую роль с учетом современных экономических условий играет выработка рекомендаций в области образовательной политики с целью рационального использования средств государственных, региональных и международных фондов.
Беларусь вступила в XXI век с развитой системой образования, основы которой были заложены в советский период. Традиции советской системы характеризовались рядом сильных сторон, таких как обеспеченность высокими стандартами образования, подготовка на основе единого общеобразовательного базиса, единый диплом об образовании, который гарантировал трудоустройство и достойный уровень зарплаты, доступность всех ступеней образования, ответственность государства за образование. К сожалению, сегодня они во многом утрачены.
Однако и в Беларуси, и в России эти параметры образовательной политики становятся базовыми принципами развития национальных систем образования. Объединение усилий в рамках государства позволило обеспечить введение всеобщего среднего образования, доступность и бесплатность профессионально-технического образования, массовую подготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием. Высокие требования к содержанию образования, квалификации педагогических кадров обеспечили качественную подготовку на всех уровнях образования.
В то же время новые реалии ставят общество и государство перед необходимостью реформирования системы образования. Никогда еще человечество не испытывало столь бурных темпов роста, как в последнее десятилетие. В Беларуси и России остро стоят задачи повышения конкурентоспособности всех отраслей экономики, улучшения качества жизни граждан, сбережения духовного наследия. На пути к достижению намеченных ориентиров нельзя недооценивать роль науки и образования. Бурный рост знаний охватил все сферы человеческой деятельности. Процессы глобализации стирают социальные, культурные и экономические границы. Наложение этих процессов на национальные системы образования требует постоянного анализа со стороны государства и научной общественности.
В настоящее время стало аксиомой, что обучение и воспитание должны быть обусловлены самой жизнью, культурой общества. В России и Беларуси в настоящий момент проходит период социальных, политических и экономических преобразований, в том числе — создания принципиально новой интеграционной политической формы Союзного государства, знаменующей собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство1. Предоставляемая механизмами Союзного государства возможность совместного, а значит более эффективного использования.
1 См.: Договор о создании Союзного государства, ратифицирован Законом Республики Беларусь от 24.12.1999 N 343−3 и Федеральным законом Российской Федерации от 02.01.2000 N 25-ФЗ. интеллектуальных и материальных ресурсов, введение единых и самых высоких образовательных стандартов несомненно приведёт к ощутимым положительным результатам в подготовке молодых специалистов, к большей мобильности высококвалифицированных кадров, к решению научных проблем на прорывных направлениях. Подтверждение этого проявляется в ходе реализации совместных многочисленных научно-производственных и социально-культурных программ и проектов Союзного государства.
Эти новые, нарождающиеся отношения требуют прежде всего изменений в самом человеке, поэтому одной из главнейших задач Союза в социальной сфере является содействие развитию образования, взаимообогащению культур, осуществлению равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов.
В связи с процессами интеграции в сфере образования России и Беларуси особую актуальность приобретает теоретико-методологический и практический анализ образовательной политики двух стран, способствующий изучению и внедрению положительного опыта.
В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает также анализ образовательной политики Союзного государства как отражение намерений и усилий стран в построении общего образовательного пространства, отвечающего интересам интеграционных процессов во всех сферах жизнедеятельности россиян и белорусов.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследования в области образования получили достаточно широкое распространение. Проблемы образования являются объектом научных разработок многих гуманитарных дисциплин — педагогики, психологии, социологии, истории, философии, логики, культурологии. Педагогическое осмысление проблем образования представлено в работах В. И. Жукова, Б.С. Гершунского1.
1 См.: Жуков В. И. Университетское образование: История, социология, политика. — М.: «Академический проект», 2003; Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций).-М.: «Совершенство», 1998.
В историко-педагогических исследованиях (Е.А.Ануфриев, А. И. Лобачев, В. Г. Кинелев, В. Б. Миронов, А.М.Цирульников1) раскрываются проблемы соответствия образовательных систем различным историческим типам культуры, анализируются закономерности изменения образовательных парадигм.
Достаточно активно в XX столетии развивалась философия образования как особая отрасль социально-гуманитарной науки. Философский анализ становления различных форм образовательной деятельности осуществлен в работах Э. Н. Гусинского, Ю. Н. Турчаниновой, А. П. Огурцова, В. В. Платонова, В.И.Панарина2.
Проблемы образования широко рассматриваются социологическими науками. Здесь выявляется взаимосвязь образования с другими явлениями общественной жизни, анализируется парадигма современного образовательного процесса. Среди огромного массива социологических исследований в области образования можно назвать труды Э. С. Демиденко, Г. Е. Зборовского и Е. А. Шуклиной, А.Ф.Малышевского3.
Для рассматриваемой нами проблемы весьма важны исследования в области политической составляющей образовательного процесса. Весомый вклад в этой области внесли работы А. В. Миронова, В. М. Соколова, В. И. Сол даткина4.
В рамках нашего исследования большой интерес представляют исследования, посвященные интеграции России и Беларуси, проблемам.
1 См.: Ануфриев Е. А., Лобачев А. И. Политическая педагогика: становление и развитие// Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 6- Кинелев В. Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. — М.: «Владос», 1998; Цирульников A.M. История образования в портретах и документах. — М., 2000.
2 См.: Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И.
Введение
в философию образования. — М.: «Логос», 2003; Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. — СПб.: РХГИ, 2004; Панарин В. И. Образовательная политика как социально-философская проблема: Дисс.канд.филос.н. -Новосибирск, 2005.
3 См.: Демиденко Э. С. Перспектива образования в меняющемся мире// Социологические исследования. -2005. -№ 2- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования. Учебное пособие для вузов. — М.: «Гардарики», 2005; Малышевский А. Ф. Социология образования. Российская образовательная система: мониторинг, прогнозирование, управление. — СПб.: «Валери СПД», 2004.
4 См.: Миронов A.B. Образование как сфера государственной политики России// Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 6- Соколов B.M. Роль государства и общества в развитии системы образования// Aima mater.
— 1998. -№ 4- Солдаткин В. И. Современная государственная образовательная политика. — Дисс.канд.полит.н.
— Воронеж, 2004. создания Союзного государства. Значительный вклад в исследование этих вопросов внесли В. А. Воротилов, С. Г. Жалнин, И. Селиванов1.
Автор диссертационного исследования не мог обойти вниманием и работы, затрагивающие современные проблемы образовательного процесса как в России, так и в Беларуси. Здесь следует выделить труды И. Н. Ивановой, А. Леонова, А. П. Лимаренко и Е. М. Прилепко, Н. А. Матвеевой, М. В. Ушаковой, Ф.Э.Шереги2.
В то же время следует отметить, что непосредственно по проблематике нашего исследования, а именно: взаимосвязи образовательных процессов России и Беларуси и их интеграции в образовательную политику Союзного государства — практически нет исследовательских работ. Это также усиливает актуальность предлагаемого диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования являются интеграционные процессы, протекающие в образовательной политике Союзного государстваРоссии и Беларуси — на современном этапе.
Предметом диссертационного исследования выступают основные принципы и направления образовательной политики двух союзных государств — России и Беларуси.
Целью диссертационного исследования является анализ современного состояния и путей повышения эффективности образовательной политики Союзного государства, а также проведение сравнительного анализа образовательной политики России и Беларуси и выявление возможностей интеграции образовательной политики в рамках Союзного государства.
1 См.: Воротилов В. А. Социально-экономические, политические и духовные основы создания Союзного государства. — М.: «Спутник +», 2003; Жалнин С. Г. Союзное государство/ Под ред. Кохно С. А. — М.: Изд. дом МСП, 2004; Селиванов И. Российско-белорусские отношения — противоречивое единство// Власть. — 2004. — № 1.
2 См.: Иванова И. Н. Потребление образовательных услуг. — Саратов: «Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра», 2004; Леонова А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции// Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии.-2004. -№ 1- Лимаренко А. П., Прилепко Е. М. Проблемы трудоустройства студенческой молодежи Беларуси в условиях перехода к рыночным отношениям// Социология. — Минск. — 2004. — № 3- Матвеева H.A. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования). — Барнаул: «Изд-во БГПУ», 2004; Ушакова М. В. Российский рынок образовательных услуг и его специфика// Социально-гуманитарные знания. — 2004. — № 5- Шереги Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. Социологический анализ — М.: Центр социального прогнозирования, 2002.
Для достижения данной цели в диссертационном исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ понятия «образовательная политика»:
1.1. дать интерпретацию дефиниции «образование» как ключевой категории образовательной политики;
1.2. раскрыть сущность образовательной политики с позиции современного подхода к образованию;
1.3. выделить основные направления и сферы образовательной политики как научной категории.
2. Провести сравнительный анализ образовательной политики Российской Федерации и Республики Беларусь:
2.1. проанализировать правовую составляющую систем высшего образования России и Беларуси;
2.2. проанализировать организационно-методическую и институциональную составляющие систем высшего образования России и Беларуси;
3. Охарактеризовать основные тенденции в развитии образовательной политики Союзного государства:
3.1. проанализировать нормативно-правовую базу интеграции систем образования России и Беларуси;
3.2. рассмотреть практические меры по реализации основных направлений образовательной политики Союзного государства.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о целостности мира, общих законах развития природы, общества, сознания и деятельности людейо человеке как целостном природном и социальном явлениио взаимосвязи социально-экономических изменений и необходимости обновления системы образования.
В качестве специальной методологии выступают:
— цивилизационный подход, рассматривающий социальные процессы в соответствии с требованиями социального в гармонии с природой на вселенском уровнек жизни в мире, следуя общечеловеческим ценностямк жизни в этносе, принимая национальные ценностик жизни в Отечестве, усваивая ценности своего общества. культурологический подход, характеризующий процесс взаимодействия народов с позиции нового понимания гуманистического идеала: роли духовной свободы, духовности, образованности и ответственности в формировании личности.
Для решения поставленных задач также использовались: аксиологический подход, позволяющий анализировать интеграционные процессы через детерминацию ценностно-смыслового отношения личности к педагогической деятельности, к своим духовным способностям и профессиональным качествам.
— акмеологический подход, определяющий влияние природных и культурологических факторов на развитие образовательных систем.
Методы исследования. Исследование осуществлено с помощью комплекса взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективно-перспективный, историографический, биографический, контент-анализ) — метод экспертных оценок.
Научная новизна диссертационного исследования заключаются в том, что:
— актуализированы проблемы теоретико-методологического осмысления процесса интеграции систем образования России и Беларуси;
— выделены методологические основания (по форме организации, по содержанию, по способам реализации) взаимодействия образовательных систем России и Беларуси на пути создания единого образовательного пространстваопределены условия целостности и устойчивости единой образовательной системы;
— выделены факторы, определяющие эффективность реализации программ по интеграции систем образования России и Беларуси: характер развития взаимоотношений между странаминаличие единого центра по координации научных исследований и информационное обеспечение программхарактер финансирования научных программ и единого координационного центранезависимость координационного центра и реализация эффективной системы контроля за успешностью реализации программ;
— определена совокупность базовых принципов интегрированного взаимодействия систем образования двух стран: единства целеполаганиясотрудничества и диалогаконструктивностикреативности и гибкостиразносторонности и плюрализма;
— определены критерии и показатели эффективности взаимодействия образовательных систем двух стран в условиях интеграции;
— определены требования к пакету учебно-методической документации, как средству обеспечения взаимодействия различных звеньев системы образования в рамках интеграции систем образования России и Беларуси;
— предложены механизмы управления интегрированной образовательной системой.
Положения, выносимые на защиту:
1. В связи с происходящими процессами интеграции в сфере образования России и Беларуси актуальным направлением исследования является теоретико-методологический и практический анализ образовательной политики двух стран, а также анализ состояния и перспектив ее развития в рамках Союзного государства. При этом особо подчёркивается правовая составляющая систем высшего образования государств, которые развиваются на основе наиболее общих принципов международных стандартов и требований.
2. Существование Союзного государства с 1997 г. ставит сегодня вопросы определения дальнейших перспектив формирования образовательного пространства. За этот период интеграционные процессы в образовании приобрели специфическую черту, такую как: интеграционным характером своего воздействия на образовательные процессы, позволяющие интенсифицировать процесс интеграции в образовании.
3. Достигнутые за время существования Союзного государства результаты свидетельствуют о высокой степени интенсивности интеграционных процессов в сфере образования. Динамика развития образовательной политики Союзного государства показывает немало положительных примеров. К ним относятся:
— создание межрегионального образовательного пространства;
— разработка нормативно-правовой базы;
— реализация права граждан на выбор вузов Беларуси и России при поступлении на учебу;
— деятельность вузов: создание принципиально нового учебного заведения — Белорусско-Российского Университета в г. Могилеве, филиалы российских вузов (филиал Московского государственного социального университета в г. Минске), создание интегрированной системы подготовки специалистов на базе Санкт-Петербургского государственного университета и Московского государственного института электроники и математики совместно с Беларуским национальным техническим университетом и Гомельским государственным университетом и т. д.
4. На современном этапе дальнейшее развитие образовательной политики Союзного государства зависит от многих условий, способствующих ее эффективности: а) развития и укрепления самого Союзного государстваб) благоприятного макроэкономического контекста осуществления образовательной политики на территории Союзного государствав) дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базыг) формирования единого учебно-методического комплексае) пропаганды идеи Союзного государства.
5. Перспективы дальнейшей деятельности по реализации основных положений образовательной политики Союзного государства связаны с решением таких проблем, как:
— дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, совершенствование организационно-методического комплекса образования;
— научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ Союзного государства;
— выполнение научно-исследовательских и инновационных работ по проблемам интеграции в рамках Союзного государства;
— координация деятельности научных и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров;
— разработка новых образовательных технологий и методов обучения;
6. Активизация совместных усилий по внедрению практических мер, предусмотренных законодательной базой Союзного государства позволит эффективно решить проблемы образования в государствах и их интеграции в мировое пространство.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в нем определены организационно-педагогические условия интеграции образовательных систем России и Беларуси (методологическое обоснование решения проблемы: обоснована идея формирования личности как целевая установка построения единой образовательной системы Союза РоссииБеларуси и определены условия, обеспечивающие целостность и устойчивость единой образовательной системысовокупность принципов, факторов, критериев и показателей эффективности интеграционных процессовтребования к средствам обеспечения взаимодействия различных звеньев системы образования и механизмы управления образовательной системой в условиях интеграции).
Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогикиобщей методологией проектировочной деятельностиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы при реализации программ интеграции национальных образовательных систем в единое образовательной пространство, а также при построении национальных, региональных и муниципальных программ развития образования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социологии и политологии Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова. Основные теоретические положения были изложены в ряде публикаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На современном этапе развития общества можно выделить ряд особенностей образования. В условиях глобализации, как общемирового социального процесса, образование становится международным институтом и выходит за рамки национальных государств. В результате складывания информационного общества в образовании все большую роль начинают играть современные информационные технологии, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Образование превращается в непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека. Непрерывное образование — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. На современном этапе развития человеческой цивилизации образование — ключевой фактор общественного развития, помогающий решать экономические, социокультурные и личностные проблемы современного общества.
Если говорить о тенденциях развития современного российского образования, то они в первую очередь связаны с вхождением страны в систему современной рыночной экономики. Можно отметить следующие тенденции: децентрализация и регионализация образованияактивное формирование негосударственных образовательных учрежденийгуманизация содержания образования (возрастает внимание к изучению дисциплин гуманитарного и социально-экономического профиля) — тесное взаимодействие между школами и вузамипрофилизация среднего образования, специализация школ.
Существуют и негативные тенденции: слабое финансирование со стороны государства системы образования, падение престижа профессии учителя и преподавателя, низкое качество массового образования и т. д.
В связи с происходящими процессами интеграции в сфере образования России и Беларуси актуальными направлением исследования является теоретико-методологический и практический анализ образовательной политики двух стран, а также анализ состояния и перспектив ее развития в рамках Союзного государства.
Сравнение образовательной политики России и Беларуси показало, что правовая составляющая систем высшего образования государств развивается на основе наиболее общих принципов международных стандартов и требований.
Основное отличие систем правового регулирования образования двух стран состоит в том, что в Российской Федерации регулирование осуществляется на общефедеральном уровне и на уровне субъектов федерации, что дает возможность принятия на региональном уровне законов об образовании, дополняющих федеральные и учитывающих региональную специфику, так и в наличии региональных составляющих в программах обучения. В Беларуси подавляющая часть вопросов правового обеспечение системы образования решается на республиканском уровне.
Существуют некоторые отличия в международных обязательствах государств в сфере образования (неприсоединение Республики Беларусь к Лиссабонской конвенции об эквивалентности периодов университетского образования 1995 г.).
Институциональная составляющая образовательной политики России и Беларуси не имеет принципиальных отличий: управление образованием строится по одной схеме, система образовательных учреждений также сопоставима и включает в себя университеты и институты. В последнее время в обоих государствах наблюдается тенденция к увеличению числа университетов вследствие преобразования институтов в университеты. В обоих государствах сочетается бесплатное обучение и обучение на платной основе. В обоих государствах получили развитие негосударственные образовательные институты. Однако негосударственные образовательные учреждения в большей степени распространены в Российской Федерации. Основным отличием является большая самостоятельность вузов РФ в научно-образовательном и в финансово-хозяйственном плане.
Организационно-методическая составляющая систем высшего образования России и Беларуси базируется на отработке и принятии национальных образовательных стандартов по специальностям, преподаваемым в высшей школе. В Беларуси принято первое поколение таких стандартов, в России уже второе. Особую озабоченность вызывает принятие национальных классификаторов специальностей, что делает их мало сопоставимыми между собой. Особенность российских стандартов образования состоит в наличии федеральной и региональной составляющей по перечню предметов.
Кадровая составляющая систем высшего образования России и Беларуси включает в себя профессорско-преподавательский состав как постоянную часть и студентов, и слушателей как переменную. Профессорско-преподавательский состав обоих государств имеет и общие советские корни, и общие текущие проблемы, а именно «возрастное старение», снижение престижа преподавательской профессии, низкий уровень материальной оплаты, недостаточная материальная база для нужд современного преподавания.
Расходы на образование в России в абсолютном выражении больше, чем в Беларуси, однако в относительном выражении (в доле ВВП) они почти в два раза ниже, чем в РБ. Материально-техническое обеспечение ВУЗов заметно отстает от среднеевропейских показателей в обоих государствах.
Существование Союзного государства с 1997 г. ставит сегодня вопросы определения дальнейших перспектив формирования образовательного пространства. За этот период интеграционные процессы в образовании приобрели ряд важных специфических черт: во-первых, характером своего воздействия на интеграционные процессы в различных сферахво-вторых, опережающим характером развития интеграции в образовании по отношению к ходу этих процессов. Значение единого образовательного пространства сложно переоценить, поскольку оно способствует сохранению и развитию исторически сложившейся духовной общности народов Союзного государства, свободному приобщению граждан к ценностям национальных культур России и Беларуси, созданию условий и возможностей для формирования культуры межнационального общения, расширению возможностей подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей экономики, науки, образования и социальной сферы, развитию народных традиций, научных идей и педагогического опыта, стабилизации межнациональных и иных социальных напряжений, интенсификации связей, концентрации научно-педагогического потенциала, телекоммуникационных сетей, баз данных, переработки и передачи информации образовательного характера, оперативное использование в сфере образования последних достижений науки и техники, ликвидации с помощью новейших технологий неграмотности, в том числе и функциональной, гуманизации процесса обучения и воспитания, развитию дистанционного образования, созданию обучающих систем, реализации системы непрерывного образования и многому другому.
Это предполагает изменение в содержании профессиональной подготовки, отвечающей современному этапу социального и научно-технического прогресса, учета ряда требований, в числе которых:
— усиление связи с жизнью, с социальной и производственной практикой;
— интеграция учебных дисциплин с целью формирования целостной картины мира и научного мышленияопределение необходимого соотношения и представленности обществоведческих, естественнонаучных, языковых, художественно-эстетических систем знаний, отражающих все виды человеческой деятельности и систему общественных отношений и т. д.
Достигнутые за время существования Союзного государства результаты свидетельствуют о высокой степени интенсивности интеграционных процессов в сфере образования. Динамика развития образовательной политики Союзного государства показывает немало положительных примеров. К ним относятся:
— создание межрегионального образовательного пространства, разработка и согласование нормативных документов по организации учебного процесса, единой форме контроля деятельности вузов, усилению интеграционных процессов между двумя странами;
— разработка нормативно-правовой базы совместной деятельности по созданию единого образовательного пространства России и Беларуси как отправной точки ее реализации;
— утверждение комплексной Концепции социального развития Союзного государства до 2005 г., где определены также основные направления развития сотрудничества и ряд согласованных мер по активизации интеграционных процессов в области образования;
— реализация права граждан на выбор вузов Беларуси и России при поступлении на учебу;
— деятельность вузов: создание принципиально нового учебного заведения — Белорусско-Российского Университета в г. Могилеве, филиалы российских вузов (филиал Московского государственного социального университета в г. Минске), создание интегрированной системы подготовки специалистов на базе Санкт-Петербургского государственного университета и Московского государственного института электроники и математики совместно с Беларуским национальным техническим университетом и Гомельским государственным университетом и т. д.
На современном этапе дальнейшее развитие образовательной политики Союзного государства зависит от многих условий, способствующих ее эффективности: а) развития и укрепления самого Союзного государстваб) благоприятного макроэкономического контекста осуществления образовательной политики на территории Союзного государствав) дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базыг) содействия выполнению принятого законодательства чиновниками из госструктурд) повышения уровня и качества ресурсов, с помощью которых образовательная политика осуществляется, и прежде всего, к таким ресурсам относится научно-педагогический потенциал обоих государстве) формирования единого учебно-методического комплексаж) пропаганды идеи Союзного государства.
Современное состояние вышеперечисленных факторов позволяет сделать вывод, что в настоящее время системы образования двух стран не могут в полной мере выполнять консолидирующую и созидающую роль в создании образовательного пространства Союзного государства.
Для повышения эффективности образовательной политики необходимо предпринять ряд мер, направленных на преодоление негативных тенденций в области обеспечения научно-педагогическими ресурсами образовательного процесса. К таким мерам можно отнести следующие:
— отмеченные диспропорции в обеспечении научными кадрами высшей квалификации различных областей научных знаний заслуживают самого пристального внимания и изучения, требуют дифференцированного подхода к вопросам подготовки научных кадров с учетом особенностей современного этапа социально-экономического развития общества и его инновационной направленности. Чтобы устранить отмеченную междисциплинарную диспропорцию по количеству исследователей, работающих в различных областях научных знаний, необходимо внести кардинальные изменения в существующую систему подготовки национальных научных кадров. В качестве одного из практических шагов по решению кадровых проблем академической науки можно рассматривать то, что в декабре 2001 г. приказом по HAH Беларуси учрежден Институт подготовки научных кадров;
— в ближайшей перспективе важнейшим этапом в развитии кадрового потенциала науки явится смена поколений научных работников, которая по демографическим причинам произойдет в течение первого десятилетия XXI столетия. Поэтому необходимо уже сейчас планировать систему целевых мер по омоложению кадрового потенциала отечественной науки и повышению уровня теоретической подготовки молодой научной смены. Для «омоложения» состава научно-педагогических кадров необходимо привлечение талантливой молодежи для обучения в России и Беларуси по направлениям ведомственных учреждений и участия в научных исследованиях;
— для оптимизации научно-исследовательских разработок как источника нового знания, привлекаемого к образовательному процессу, необходимо проведение научных исследований, содействующих прогрессу в области образования, расширению средств и приемов учебной и научно-исследовательской деятельности;
— наряду с традиционной подготовкой и переподготовкой ученых и специалистов необходимо упорядочить работу аспирантур при научно-исследовательских институтах академии, кафедр, отбор перспективных студентов университетов для их целевой подготовки как ученых.
Перспективы дальнейшей деятельности по реализации основных положений образовательной политики Союзного государства связаны с решением таких проблем как: дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, учитывающей мировые тенденции в образовании и научно-техническом прогрессесовершенствование организационно-методического комплекса образования, связанное с подготовкой и реализацией стандартов нового поколения и определением перспективных с точки зрения развития Союзного государства перечня специальностей и специализаций;
— научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ Союзного государства;
— выполнение научно-исследовательских и инновационных работ по проблемам интеграции в рамках Союзного государства;
— реализация программ высшего профессионального, послевузовского профессионального, а также дополнительного образования, в том числе на основе распределенного обучения;
— координация деятельности научных и образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляющих подготовку кадров и решающих задачи по формированию и развитию единого образовательного пространства Союзного государства;
— разработка новых образовательных технологий;
— анализ и обобщение зарубежного опыта в области образования.
Активизация совместных усилий по внедрению практических мер, предусмотренных законодательной базой Союзного государства позволит эффективно решить проблемы образования в государствах и их интеграции в мировое пространство.