Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная рыночная экономика как особый тип экономической системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Невозможно понять и осмыслить современный чрезвычайно сложный и многообразный мир в категориях конца IX — начала XX века. Социальная организация мирового сообщества развивается ныне по таким сквозным законам и глобальным тенденциям, как доминирование долгосрочных и динамичных хозяйственных связейпереход от жестких моделей и узкого выбора возможностей (либо-либо) развития к множественным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организационно-теоретические основы концепции социальной рыночной экономики
    • 1. 1. Экономическая система и ее типы
    • 1. 2. Становление концепции социального рыночного хозяйства
    • 1. 3. Социальная рыночная экономика как «третий» путь
  • Глава 2. Экономическая политика: механизм формирования социальной рыночной экономики
    • 2. 1. Экономические и социальные цели
    • 2. 2. Конкуренция и социальная рыночная экономика
    • 2. 3. Социальная корректировка рыночного механизма

Социальная рыночная экономика как особый тип экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях перехода от директивно-плановой к развитой рыночной экономике неизмеримо возрос интерес к изучению теоретических и практических аспектов анализа эффективности функционирования различных моделей рынка. Какая из моделей наилучшим образом подходит для российской действительности, или для России не подходит ни один из известных вариантов и здесь необходим поиск какого-то особого пути? В диссертации сделана попытка дать ответы на эти и ряд других весьма актуальных вопросов.

Таким образом, изучение теоретических проблем функционирования социальной рыночной экономики имеет не только академический интерес, ибо от результатов их решения зависит выбор оптимального пути построения развитой экономики в России.

Россия переживает сложнейший этап своего развития. Как теперь общепризнанно, при проведении экономических реформ имела место недооценка роли социальной компоненты в реформаторской деятельности, что сыграло дестабилизирующую роль, усилило общий кризис общества. Социальная цена экономических преобразований, оказалась чрезвычайно высокой: быстрая социальная дифференциация и расслоение людей, стремительное обнищание народа и т. д. Между тем можно, считать аксиомой, что проведение реформ в первую очередь должно способствовать существенным преобразованиям национальной экономики или ее составных частей с целью улучшения качества жизни людей. Из этого следует, что во-первых, проведение экономических реформ не самоцель, а средство решения многообразных социальных задач, включая экологические. Поэтому экономические реформы. в конечном счете должны быть обязательно социально-ориентированны. Во-вторых, под реформами нужно понимать не всякие изменения, а только коренные преобразования, обеспечивающие эффективность национальной экономики или ее составных частей. В-третьих, проведение реформ предполагает прежде всего четкое определение системы целей и нахождение рациональных способов их достижения.

Ключ к реформам лежит в сфере новейшего социально-экономического знания и анализа. Концепция социальной политики, которая нужна сегодня России может сформироваться лишь на базе современных представлений о социальной ориентированности экономики.

В связи с этим, будущее развитие экономики России должно рассматриваться как социально-экономическое развитие, в котором в равной мере признаются и экономические и социальные параметры, в котором экономическое качество развития (эффективность, доходность) будет сочетаться с социальным качеством (высокий уровень и продолжительность жизни, образованность и т. д.).

Необходимость перехода к рынку у нас сейчас, как правило, либо уже не оспаривается, либо принимается при условии обеспечения социальной ориентации экономики. И это условие вполне обоснованно: ныне рыночная экономика в развитых странах характеризуется ярко выраженной социальной ориентацией. Иными словами, эконами-ческое развитие регулируется государством, корпорациями, фирмами в интересах не только поддержания возможно большей устойчивости экономического роста и ускорения НТП, совершенствования структурных пропорций, повышения эффективности и прибыльности, но и сохранения социальной стабильности в обществе, для чего требуется выделять значительные ресурсы с тем, чтобы оказывать помощь нуждающимся слоям населения, смягчать негативное и усиливать позитивное влияние сдвигов в производстве на материальное положение всех слоев населения.

В 50−70-х годах многие критиковали концепцию осуществлявшейся в ФРГ экономической системы, но успешный социально-экономический баланс 80-х годов существенно способствовал тому, что не только во внутренних дискуссиях, но и особенно в реформируемых бывших социалистических странах Европы и Азии, а также в развивающихся странах Латинской Америки все чаще стал обсуждаться вопрос об особенностях экономической системы, осуществляемой в ФРГ. При этом, особый интерес вызывает вопрос, в какой мере эта организационная концепция применима для других национальных экономик и как она может быть осуществлена в конкретных условиях. Данный вопрос в полной мере относится и к России.

Изложенными соображениями предопределяется актуальность темы исследования.

Степень разработанности научной проблемы. Анализ обширного материала по теме диссертации показал, что вопросы социального измерения экономики получили освещение в фундаментальных научных исследованиях многих зарубежных теоретиков: X. Ламперта, М. Фридмана, С. Брю, Ф. А. фон Хайека, И. Шумпетера, П. Самуэльсона и других.

У истоков разработки концепции социального рыночного хозяйства стояли: А. Мюллер-Ар мак, В. Ойкен, Л.Эрхард.

Проблемам социального измерения экономики посвящены исследования многих ученых России: Л. Абалкина, Н. Волгина, В. Куликова, В. Лузина, Л.Никифорова. Г. Осипова и других.

Однако недостаточная разработанность проблем, связанных с возможностью реализации основных постулатов концепции социальной рыночной экономики в специфических условиях России, возросшая теоретическая и практическая значимость проблем по приданию проводимым реформам социальной направленности, поверхностное освещение опыта стран социально ориентированной рыночной экономики, обусловили цель и задачи исследования.

Цель и структура исследования состоит в том, чтобы на основе анализа опыта стран с социально ориентированной рыночной экономикой (в частности, ФРГ), а также обобщения опыта, накопленного в ходе экономической реформы в России, дать научное представление о возможности и необходимости реализации основных постулатов социального рыночного хозяйства при проведении экономической реформы в специфических условиях России, содействовать лучшему пониманию принципов функционирования социальной рыночной экономики. Исходя из теоретических источников этой организационной концепции, в первой части работы дана характеристика существующих экономических систем, освещены истоки возникновения концепции социальной рыночной экономики: представлены ее важнейшие системные элементы, обозначены условия и возможности ее осуществления в специфических условиях российской экономики.

Во второй части дан обзор экономической политики, направленной на формирование социальной рыночной экономики и ее практическое воплощение в действительность. При этом, из соображений краткости излагаемого материала, пришлось ограничиться сферами экономической политики: в области конкуренции, социальной, распределительной, так как эти сферы имеют центральное значение в концепции социальной рыночной экономики.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— характеристика существующих экономических систем, их составных элементов:

— анализ возникновения и развития концепции социального рыночного хозяйства на основе первоисточников;

— обоснование возможности рассмотрения концепции социально рыночной экономики как «третьего» пути между капитализмом XX века и системами централизованного управления экономикой:

— разработка рекомендаций по приданию социальной направленности реформам, проводимым в специфических условиях российской экономики.

Предметом исследования являются отношения, свойственные социальной рыночной экономика.

Объектом исследования — отечественный опыт становления социальной рыночной экономики, а также те теоретические концепции, которые отражают данный процесс.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения и выводы, сформулированные в фундаментальных трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, основные понятия и инструментарий теории социальной рыночной экономики.

Для решения поставленных задач применялись системный анализ имеющихся статистических данных и материалов отечественных и зарубежных исследователей. В ходе научного поиска были использованы законодательные акты Российской Федерации, постановления Правительства, методологические и нормативные материалы министерства экономики, Государственной Думы. Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, архивные документы.

Научная новизна исследования. К положениям, имеющим элементы новизны относятся следующие:

— доказывается, что социальное рыночное хозяйство следует рассматривать. во-первых, как особый тип экономической системы, базирующийся на рыночной экономике, но придающей ей новое качество, состоящее в том. что прежде всего меняются акценты в целевых установках. Речь теперь идет не просто об экономической эффективности, не просто о выгоде отдельных лиц или отдельных групп, а о благосостоянии для всех: о дележе экономического эффекта, хотя и в разной пропорции, не между всеми слоями общества.

Во-вторых, как своеобразный «третий путь», отличный как от необузданного капитализма 19 и начала 20 века и системами с централизованным управлением экономикой.

— выявлены основные теоретические источники концепции социального рыночного хозяйства и то. что из каждого источника воспринято данной концепцией (из неолиберализма — государство должно выполнять роль арбитра, предотвращая появление перегибов и извращений, свойственных ничем не ограниченной свободной конкуренции. Приоритет общественных интересов перед экономическими интересами отдельных лиц и хозяйствующих субъектов. Государство должно регулировать социальную сферу: переправлять эгоизм отдельных производителей в общее благо.

Из христианского социального учения — принцип личности и принцип субститарности. Первый принцип ставит в центр внимания государства человека и делает его мерилом всей общественной и экономической деятельности. Второй принцип, очерчивает возможные границы государственного регулирования экономической деятельности и социальных отношений, устанавливая максимально возможную самостоятельность и гибкость не только любых хозяйствующих субъектов и их объединений, но и гибкость структур и функций государственных институтов.

Из идей демократического социализма — принятие экономических решений на всех уровнях должно подчиняться общественному контролю. Объектами этого контроля выступают: минимальный уровень доходов, выравнивание динамики доходов и систем социального обеспечения);

— систематизированы экономические и социальные цели, без реализации которых рыночное хозяйство не может быть признано социальным (к этим целям относится, в частности, свобода, справедливость и благосостояние. часто дополняемыми такими целями, как мир и безопасность);

— оказывается, что с одной стороны, главными в механизме реализации целей социального рыночного хозяйства является конкуренция, а с другой, что достижение этих целей невозможно обеспечить без корреляции рыночного механизма, и значит, — без активной социальной политики государства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования воплощены в конкретные рекомендации и предложения по реализации основных положений теории социальной рыночной экономики при проведении экономических реформ в России.

Теоретические и практические выводы могут быть использованы государственными органами управления, прежде всего представительной частью (Государственной Думой. Советом Федерации), в определении законодательного поля (принятие новых законов и изменение существующих).

Концептуальные положения исследования могут быть использованы для преподавания спецкурса ''Основные положения теории социальной рыночной экономики" .

Апробация результатов исследования. Основные положения, сформулированные в диссертации, учтены при подготовке ряда нормативных актов на федеральном уровне по вопросам социальной защиты населения.

Выводы и практические результаты были доложены на научно-практической конференции в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Основное содержание работы было изложено в публикациях автора, объемом 1 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вопрос о концепции и стратегии социального развития российского общества в современной период приобрел характер острого идейно-политического противоборства. Он требует тщательной проработки и соединения усилий политиков и ученых, практических работников и представителей общественности, стоящих на платформе здравого смысла, научного знания и гражданского мира.

Невозможно понять и осмыслить современный чрезвычайно сложный и многообразный мир в категориях конца IX — начала XX века. Социальная организация мирового сообщества развивается ныне по таким сквозным законам и глобальным тенденциям, как доминирование долгосрочных и динамичных хозяйственных связейпереход от жестких моделей и узкого выбора возможностей (либо-либо) развития к множественным и многовариантным решениямпереход к высоким технологиям, от индустриального общества к обществу «благосостояния» — от национальных экономик к мировой экономике. а представительной демократии в демократию соучастия.

Закономерности и тенденции развития современного мира, геополитическое положение, тип государственности и характер социально-экономического строя, история, менталитет, духовный и нравственный путь России предполагает целостную концепцию социального развития страны как части общего глобального интеграционного процесса, выражающегося в сближении, приспособлении и объединении государств с различными уровнями общественного развития и историческими судьбами.

Наша концепция — это концепция перехода к обществу «благосостояния», что означает отказ от политики превращения России в страну периферийного развития, в сырьевой придаток мирового хозяйства и резервуар дешевой рабочей силы.

В этих условиях государственное регулирование становится решающим фактором сохранения экономической и политической независимости Российской Федерации.

Первоочередной задачей создаваемого общества «благосостояния» выступает обеспечение социально ориентированного функционирования и развития экономики. Без государственной поддержки обречена на исчезновение фундаментальная наука, не могут развиваться системы социального обеспечения, здравоохранения, образования.

Необходимо соединить социальные потребности общества и политические возможности государства. В сложившихся условиях центр тяжести реформ будет объективно смещаться из экономической сферы в социальную. Возникла острая необходимость консолидировать социальную базу реформ. Социально-политическим императивом такой политики должен стать максимальный учет интересов всех слоев населения, создания ядра солидарности вокруг идей реформ в обществе.

На основе исследования получены научные результаты, позволяющие сделать следующие выводы и предложения:

— в сфере экономики:

1) опора в экономической стратегии на концепцию социально ориентированной рыночной экономики;

2) корректировка концепции приватизации в соответствии с целевыми социальными установками развития России;

3) стабилизация уровня цен: государственная политика в области льготных налогов и кредитных ставок для тех, кто организует или расширяет производство:

4) обеспечение более высокого уровня занятости на основе разработки и внедрения системы мер по защите человека в условиях безработицы:

5) достижение сбалансированного экономического роста на базе ресурсосберегающих технологий, создание продукции с высокими потребительскими свойствами, социальная «переориентация» экономического роста, исключающая «остаточный» принцип выделения средств на развитие социальной сферы;

6) разработка и реализация новой политики в области инфраструктуры, региональной и отраслевой структуры экономики;

7) принятие комплексных мер по демонополизации российской экономики, адекватно отражающих природу и масштабы отечественного монополизма;

— в социальной сфере:

1) реализация обновленной социальной политики, учитывающей фундаментальные принципы демократического общества, обеспечивающей контроль над имущественной дифференциацией населения;

2) перераспределение в разумных пределах доходов между различными социальными группами;

3) предоставление государством и обществом четких социальных гарантий существования индивида, формирование с этой целью специальных бюджетных и внебюджетных фондов;

4) по итогам исследования дифференциации населения по признакам материального благосостояния определить меры упорядочения и целенаправленного формирования мобильного рынка труда.

Повышением динамики населения необходимо управлять и использовать в интересах повышения благосостояния. Сокращению безработицы и нарастанию мобильности препятствуют: неразвитый рынок труда, малоподвижный, необъемный рынок жилья, только зарождающиеся информационные сети, слабая инфраструктура рынка. Причем, повышение мобильности рабочей силы должно затрагивать прежде всего малоимущие слои населения, находящиеся под угрозой безработицы и предполагает развитие рыночной и социальной инфраструктуры, совершенствование подготовки и переподготовки кадров.

Дальнейшее повышение социальных издержек экономической реформы в России может поставить под угрозу саму реформу. Мероприятия в рамках каждого из направлений повышения эффективности общественного производства на основе рыночных механизмов сопровождается перераспределением материальных благ. Социальная защита в краткосрочный период замедляет развитие реформы, а в долгосрочный позволяет сделать значительный рывок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993. — 128 с.
  2. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности». М. 1990.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий монополистов в 1992—1993 гг.»
  4. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  5. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» // Экономика и жизнь. N 20. — 1992.
  6. Л.И. К цели через кризис. Спустя год. М.: Луч, 1992. 224 с.
  7. С. Эволюция рыночных отношений в России : 17 001 930 гг. / Санкт-Петербург ун-т экон. и фин. С.-Пб.: Изд-во Санкт-Петербург ун-та экон. и фин.. 1994. — 144 с.
  8. Антология экономической классики, в 2-х т.Т.1. // Пэти В., Смит А., Рикардо Д.: Авт.предисл. и сост. И. А. Столяров. М.: Экономика, 1993. — 474 с.
  9. Антология экономической классики. В 2-х т. Т.2 / Сост. и пре-дисл. И. А. Столярова. М.: Экономика. 1993. — 475 с.
  10. Бим А. С. Социальные и политические проблемы современных экономических реформ в России // Общество и экономика. N 1.1993,-С. 3−18.
  11. Л. Россия перед историческим выбором. // Свободная мысль. 1993. -№ 15. — С. 12−21.
  12. А., Клепач А. Кризис индустриальной модели советского типа (часть 1) // Альтернативы. 1994. — Вып. 1. — С. 158−177.
  13. Э., Й.Хампе. Основные знания по рыночной экономике: В 8 лекциях: Пер. с нем. -М.: Республика, 1993. 175 с.
  14. М. Системный кризис экономики России. II МЭ-МО. 1995. -№ 3. -С.20−26.
  15. С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленнных групп и государство // Российский экономический журнал. 1995. — № 2. — С.5−21.
  16. М. Пора прийти профессионалам: Беседа с М. Бочаровым / вели М. Ростарчук, В.Клименко. // Форум. 1994. — Вып. 2(8)№ 19. — С.8−12.
  17. В. Рынок : сотворение мифа // Родина. 1995. — № 9.- С.53−56.
  18. А. Переходная экономика : Курс лекций по политической экономии. М.: Таурус, Просперус, 1994. — 472 с.
  19. Введение в рыночную экономику: курс лекций II Под ред.
  20. A.Я.Лившиц. М.: ППО ТПО «Квадрат», 1992. — 225 с.
  21. Н.А. Современные модели оплаты труда: Методика и рекомендации по внедрению I Центр научно-приклад. исслед. в обл. права «Юстицинформ». М., 1992. — 93 с.
  22. Ю.Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффекты и парадоксы. М.: Изд-во БЕК, 1995. — 144 с.
  23. К. Будущее России : возможное, невозможное // Вопросы экономики. 1994.- № 4. — С. 12−22.
  24. О.А. Теоретические основы формирования государственной экономической политики в переходный период. М., 1993.- 196 с.
  25. К. О перспективах демократической государственности в России // ПОЛИС: Полит, исслед. 1994. — № 3. — С. 106−117.
  26. Е. Построить Россию II Открытая политика. 1994. -№ Спец. вып. — С.2−12.
  27. К.Г. Государство благосостояния: шведская модель. М., Знание, 1989. — 64 с.
  28. И.В. Новое в рыночной экономике. М., 1992. — 120с.
  29. Государственное регулирование экономики России: (Теория, методология, опыт): <Сборник> / Отв. ред. С. В. Пирогов,
  30. B.М.Иванченко- Рос. АН, Ин-тэкономики. М., 1992. — 236 с.
  31. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Пб., 1992.-496 с.
  32. Г. Российские альтернативы. // МЭМО. 1993. -№ 9. -С.5−19.
  33. А.Н. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для самост. работы стут. С-Пб., 1992. — 175 с.
  34. История экономических учений. М.: Высшая школа, 1983.
  35. Институциональный и структурный аспкт реформы: мировой опыт российской ситуации. 2-й вариант. М., 1992. — 45 с.
  36. Капитализм и рынок: экономисты размышляют / В. И. Кузнецов, И. М. Осадчая и др.- Отв. ред. В. А. Мартынов и др.- РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М.: Наука, 1993. -206 с.
  37. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Редкол.: А. С. Богданов, А. Н. Голиков и др.- Общ. ред. М. Н. Чепурин, Е.А.Киселева- Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД РФ. Киров: Киров, об. тип., 1993. — 474 с.
  38. Курс экономической теории: Учеб.пособие. М.: 1993. — 316 с.
  39. В.В. Смешанная экономика: формирование и управление. М.: РАУ, 1994. — 222 с.
  40. В.В. Что показывают главные реформационные индикаторы? // Российский экономический журнал. N 9. — 1995. — С.З.
  41. В.В. Экономические основы демократизации общества. М.: РАУ, 1994. — 42 с.
  42. А. Экономические механизмы: Пер. с фр. Е.П.Островский- Общ. ред. Н. И. Хрусталевой. М.: Издат. гр. «Прогресс" — «Универс», 1993. — 188 с.
  43. В. Социальное измерение экономики. // Вест. Моск. Ун-та. сер.6, экономика. 1994. -№ 1. — С.3−13.
  44. Ю. «Успехи цивилизации» и «могущество бесов» -формула «русской мечты» // Этика успеха. Вып. 2. — С.96−105.
  45. В. Пора возвращаться к радикальной реформе. // Российский экономический журнал. 1995. -№ 3. — С. 14−26.
  46. X. Социальная рыночная экономика.Германский путь. М.: «Дело», 1993. — 224 с.
  47. Г. Выбор модели рыночной экономикив России : теоретический аспект. Смена порядка развития // Общество и экономика. -1994. -№ 5−6. С.3−20.
  48. И. Начинать лучше всего с начала: О реформаторской деятельности в России. // Профсоюзы и экономика.- 1994. № 2. -С.70−74.
  49. . Россия предпочитает собственный путь // Меж-дунар. жизнь. 1994. — № 5. — С.60−65.
  50. А. Принципы экономической науки. Т.1. — М.: Прогресс-Универс, 1993. — 415 с.
  51. .З. Проблемы управления в условиях смешанной экономики. Предпринт. М., 1992. — 285 с.
  52. Л. Общество смешанного типа: возможность развития в России // Свободная мысль. № 3. — 1993. — С.24−32.
  53. Л. Смешанное общество : возможностей трудности развития в России // Вопросы экономики. 1993. — № 1. — С.66−78.
  54. С. Государство и рынок в посткоммунистической экономике//МЭМО. 1993. -№ 10. -С.21−29.
  55. А. Измените парадигму реформ из чувства самосохранения // «Независимая газета». 1994. — от 29.09.
  56. А. Принципы социального рыночного хозяйства и реформа // Вест. Моск. Ун-та. сер.6, экономика. 1993. — № 6. — С.3−13.
  57. Организационные проблемы перехода к рыночным отношениям в России. М.: Луч, 1992. — 240 с.
  58. В.Ойкен. Основные принципы экономической политики. -М.:Прогресс, 1995. 496 с.
  59. Основы рыночной экономики: Рабочая тетрадь / Ассоц. делового сотрудничества «Образование и культура «- Кабанов С. Н., Колмычкова Е. Н., Смирнова Л. С. и др. М.: 1994. — 174 с.
  60. Г. В. О концепции и стратегии социального развития России // Российский экономический журнал. № 8. — 1993. — С.3−7.
  61. Г. В. Современные российские реформы: опыт социологической экспертизы // Соц. полит, журн. — 1995. — № 1. — С.3−16.
  62. Г. В. Сформирование России: итоги и перспективы // Вест. Моск. ун-та. Сер. 18. Социол. и политология. 1995. — № 2. — С. З-15.
  63. Г., Левашов В., Хлопьев А. Стратегия реформирования России (Интеграционная концепция) // Соц.- полит, журн. 1994. -№ ½. -С.3−18.
  64. Основы рыночной экономики: Руководство для учителя / Сост.: Смирнов Л. С. и др. М.: 1993. — 118 с.
  65. Основные направления формирования зарубежных рыночных моделей: Учеб. пособие. / Науч. ред. В. В. Семененко. Екатеринбург: Каф. полит, экономии УГТУ, 1993. — 141 с.
  66. Опыты при переходе от планового к социальному рыночному хозяйству на примере бывшей ГДР: Вопросы и ответы: Метод, разраб. для сотр. аппарата управления администрации. Калининград.: 1994. -49 с.
  67. Очерки экономических реформ / Ю. Ф. Воробьев, Р. А. Белоусов, С. Н. Петишкина и др. — Отв. ред. Ю.ф.Воробьев- РАН, Ин-т экономики, Акад. экон. наук и предпринимат. деятельности России. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  68. В. Страна в штопоре // газ. «Советская Россия». -1994. от 21.07.
  69. А., Поспелов Г. О централизованном управлении народным хозяйством при переходе к рынку и в условиях рынка. // Общество и экономика. 1994. — № 1. — С.44−57.
  70. В. Прорыв к рыночной цивилизации: Россия и мировое сообщество / Ярослав, гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль: Ярославль, гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 1995. — 169 с.
  71. Переход к рынку: борьба мнений / Сост.: О. Ю. Григорьева, Б.А.Попов- Отв. ред. А. Г. Аганбегян, К. Микульский, С. Шаталов- Акад. нар. хоз-ва при правительстве РФ, РАН. М.: Наука, 1993. — 192с.
  72. А. Рыночные процессы в микро- и макроэкономике : Учебное пособие / Санкт-Петербург, ун-т экон. и фин. Спб.: Изд-во С.-ПбуЭФ, 1994. — 4.1: — 170 с.
  73. Проблемы функционирования рыночной экономики: Сборник научных трудов / Редкол.: И. П. Петров, Л. А. Шамов — МЭСИ. М., 1994. — 98 с.
  74. Проблемы становления рыночного хозяйства в переходный период: Сб. науч. тр. / Редкол.: И. П. Петров (гл.ред.). В. Б. Гомеля, М. Г. Худкормова: Моск. экон. стат. ин-т. — М.: МЭСИ, 1993. — 119 с.
  75. Пути реформ в России: Статьи, интервью, обзоры, рецензии, рефераты, краткие информации / Редкол.: Виноградов В. А., Евстигнеев Р. Н и др.- Науч. рук. Спиваковский Е.И.- РАН. Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. М., 1995. — 327 с.
  76. . Судьба либерализма и демократии в России // Вест. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1995. — № 2. -С.55−59.
  77. Л. Настоящее и будущее России : Беседа гл. ред. журн. 'Континент» И. И. Виноградова с Л. И. Пияшевой. // Континент. -1994. -№ 80. -С.230−241.
  78. С., Тервонен X. Россия : варианты развития событий и стратегии западного предпринимательства // Вопросы экономики. -1992. -№ 4−6. С. 4−12.
  79. Рыночная экономика: Учеб. пособие / отв.ред. Б. А. Райзберг. 2-е изд.. — М.: ВЕРА, 1995. — 224 с. .
  80. В. Переходная экономика в Росии : методология анализа//Вест. Моск. Ун-та. сер.6, Экономика. 1994. — № 3. — С.3−13.
  81. Д. Почему экономическая реформа потерпела крах в Восточной Европе и России, а в Китае увенчалась успехом? // Вопросы экономики. 1992. -№ 11, — С.42−51.
  82. Рынок и демократия. / отв.ред. Иванов Г. М.: РАУ, 1994. — 90с.
  83. Российский путь в экономике: Всероссийская научно-практическая конференция, 27−29 апр. 1995 г.: Тез. докл. и выступлений / Редкол.: Г. Г. Богомазов, В. В. Иванов, З. А. Савельева и др — Санкт-Петербург. гос. ун-т. С.- Пб.: Изд-во С.-Пб.ГУ, 1995. — 70 с.
  84. Россия на пути к рыночной экономике / Авт. кол.: Н. А Горелов, А. И. Добрынин, С. Г. Ковалев и др.- Сост. и науч. ред.: А.И.Муравьев- Санкт-Петербург, ун-т экономики и финансов. Спб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1993. — 119 с.
  85. Смешанная экономика: теория и практика 80-х годов. // Реф. сб. М.: ИНИОН. 1990. — 218 с.
  86. И. Три этапа перехода постсоциалистической экономики к рынку // МЭМО. 1993. — № 9. — С.8−20.
  87. В. О перспективах демократии в России // Соци-ол. исслед. 1994. — № 4. — С. 17−29.
  88. Степанов Ю, Гришин А. Проблемный анализ тенденций вэ-кономике России переходного периода // Вопросы экономики. 1994. -№ 4. — С.23−35.
  89. В. Российская история на переломе: причины, характер, следствия // Обществ, науки и современность. 1994. — № 1. — С.5−16.
  90. Социально-экономические проблемы рынка / Отв. ред. П. В. Савченко, М.: Ин-т экономики РАН, 1993. — 207 с.
  91. Социальные, экономические и политические проблемы развития Российской Федерации: Науч. доклад Рос. АН. // Социол. исслед. 1994. -№>6. — С.58−85.
  92. Современная экономика: (Теория и практика) / Редкол.: В. П. Логинов (отв.ред.), А. И. Архипов, Е. В. Сапилов и др.- РАН, Ин-т экономики. М.: ИЭ, 1993. — 254 с.
  93. И. Реформы в России: от прошлого к настоящему // Школа гуманит. наук. 1993. — № 1. — С.32−36.
  94. Дж. Рыночная экономика и Россия / ВВС МРМ. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1994. — 331 с.
  95. А. Тяжкий путь реформаторства: Беседа с зам. пред. Ком. по экон. политике Гос. Думы, акад. А. С. Сидоровым / Записал В.Волков. // Россия молодая. 1994. — № 9. — С.2−5.
  96. В. Обнищание «народных масс» России // Социол. исслед. 1995. -№ 3. -С.66−69.
  97. С. Многообразие типов смешанной экономики за рубежом // Вопросы экономики. 1993. — № 1. — С. 114−121.
  98. С. Планирование и смешанная экономика // Вопросы экономики. 1993. — № 1. — С. 124−134.
  99. Л. Зарубежные аналитики об основных напрвлени-ях и результатах экономических реформ в России (по материаламфранцузских публикаций): Обзор / Отв. ред. А.И.Безруков- РАН, ИНИОН. М.: ИНИОН РАН, 1994. — 18 с.
  100. Человек и рынок: Сборник научных трудов / Под ред. М. В. Удальцовой — Новосиб. гос. акад. экон. и упр. Новосибирск, 1994. — 117 с.
  101. А. Модель смешанной экономики с очередями и свободным рынком / Рос. эконом, школа. М.: Предпринт, 1994. — 58 с.
  102. Н. О здравом смысле и морали в экономике // Вопросы экономики. 1993. — № 2. — С. 102−111.
  103. В. Перейти к стратегическому планированию, экономическому реформированию // Российский экономический журнал. 1995,-№ 1. -С.5−12.
  104. Экономические реформы в России: на пороге структурных перемен: Докл. Мирового банка реконструкции и развития: Пер. с англ. / К. Брукс, Д. Крейг и др.- Рук.: П. Виера да Кунья. М.: Республика, 1993. — 301 с.
  105. Hayek, F.A. Die Verfassung der Freiheit., Tubingen, 1983. 250s.
  106. Muller-Armark, A. Wirtschaftslenkung und Marktwirtschaft. -Hamburg. 1988.-419 s.
  107. Wilk, Derhard. Arbeitlosigkeit: Diagnosen und Therapien. Bonn: Bundeszentr. furpolitik. Bildung. 1990. — 183 s.
  108. Lampert, Heinz. Die Wirtschafts-und Sozialordnung der Bundesrepublik Deutschlang. Uberab. Aufl. — Munchen: Olzog. 1990. — 331 s.1. Сочетаниеорганизационныхформ1. Организационные формы1. Экономические системы1. Формы планирования иуправления
  109. Разновидности организа-цонных форм1. Формы собственности1. Центра- Децентрализова- лизованнное ное плапланиро- нированиевание и и управлеуправле- ниение
  110. Формы организации рынка и ценообразования1. Част- Госу- Кооная дарст- перавенная тив обще- наянарод-ная)
  111. Формы организации субъектов экономики (предприятий)1. Кон- Мо- Оликуре- но- гопонция по- лиялия
  112. Элементы для построения экономических систем
  113. Каталог областей социально-политической активности
  114. Формы и способы перераспределения дохода ^
Заполнить форму текущей работой